Самораскрытие это что такое Самораскрытие: определение — Психология.НЭС
САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ САМОРАСКРЫТИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА ПЕРЕД ПАЦИЕНТОМ

Самораскрытие

Найдено 5 определений термина Самораскрытие

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Самораскрытие

self-disclosure) С. - это процесс, благодаря к-рому чел. добровольно и сознательно раскрывает др. достоверную, важную, личную и до сих пор не разглашавшуюся информ. Как сам процесс С., так и его изучение имеют существенное значение для понимания межличностных отношений. С филос. т. зр. С. рассматривается как процесс, посредством к-рого люди учатся понимать себя. С. тж отводится центральная роль в развитии и поддержании межличностных отношений; др. отмечают важность С. в сохранении психич. здоровья, особенно в преодолении чувства отчуждения от др. людей. В литературе высказывается единодушное мнение о том, что С. необходимо как условие эффективного функционирования и предотвращения психол. дисфункции. Исслед. в области С. можно сгруппировать по следующим категориям: а) содержание или тема С.; б) характеристики лиц, к-рым свойственно С.; в) характеристики С.; г) характеристики ситуации, в к-рой происходит С. В целом исслед. свидетельствуют о том, что, независимо от пола, расы и национальности, люди более склонны делиться с др. информ. о своих аттитюдах, мнениях, вкусах и интересах и менее склонны доводить до др. информ., связанную с их финансами, телом и личностью. Люди чаще раскрываются перед теми, кого они знают и любят, несмотря на существование определенной тенденции к раскрытию перед совершенно незнакомыми людьми, особенно в тех случаях, когда, как предполагается, они больше никогда не смогут встретиться с ними вновь. Опубликованная литература не позволяет выделить общих тенденций в отношении типа личности более склонных к С. людей. Однако существуют многочисленные данные в поддержку "диадического эффекта", а именно: С. одного чел. влечет за собой С. др. В целом литературные данные свидетельствуют о том, что С. яв-ся функцией ситуационных, а не личностных переменных. См. также Оптимальное функционирование Л. Д. Гудстейн
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Самораскрытие

Self disclosure) —раскрытие интимной информации о себе.

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)347

Самораскрытие

обмен биографическими данными, личными представлениями и чувствами, неизвестными другому человеку.

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

Самораскрытие

Self-disclosure) — раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком.

Источник: Социальная психология. Интенсивный курс. Глоссарий по книге

Самораскрытие

англ. self-disclosure) - сообщение человеком информации о себе др. людям, добровольное открытие др. лицу разных аспектов своей личности. Содержанием С. могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми. Исследование С. началось за рубежом в русле гуманистической психологии в 1950-х гг. Одним из первых исследователей С. был С. Джурард, разработавший методику для диагностики С. (Self-disclosure Questionnary). Она построена таким образом, что испытуемый должен оценивать, в какой степени полно он рассказывает о разных аспектах своей личности лицам из его ближайшего окружения (матери, жене, другу и пр). С. может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Непосредственное С. наблюдается в ситуации физич. контакта субъекта С. с реципиентом, в процессе к-рого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Непосредственное С. дает возможность субъекту получать аудиовизуальную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс С. (расширять или сворачивать, углублять и т. п.). Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи и блоги в Интернете. В кач. самост. предмета исследования в зарубеж. и отеч. психологии выступает эмоциональное С., под к-рым понимается вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни, изменяющееся по объему, содержанию, степени искренности в зависимости от характера отношений с партнером по О. В зап. психологии лицо или группа лиц, к-рым адресована информация, называется мишенью С. Чаще всего мишенью является один человек, причем его социально-демографические и личностные особенности в большой степени определяют содержание и формальные характеристики С. Мишенью С. может быть малая группа (напр., члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда). Если С. направлено на большую группу людей, это С. публичное. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в СМИ, автобиографии, изданные в виде книг. Публичное С., как правило, имеет целью привлечь внимание к своей персоне, создать опр. впечатление о себе, поэтому оно близко к самопредъявлению. Основные характеристики С.: глубина (детальность, полнота и искренность освещения какой-либо опр. темы); широта (количество информации и разнообразие тем, по к-рым раскрывается человек); эмоциональность (насыщенность сообщения проявлениями эмоций); продолжительность (время, затраченное на него человеком). Данные характеристики варьируют у одного и того же человека в зависимости от темы С., характера отношений с партнером по О. и ситуации взаимодействия. Наиболее закрытыми во всех культурах являются темы, связанные с состоянием здоровья, финансами, интимными отношениями. Наиболее открыто люди рассказывают о своих увлечениях, мнениях, предпочтениях. Женщины характеризуются большей склонностью к собственному С. и более готовы выступать мишенью чужого С. по сравнению с мужчинами. Их чаще выбирают в кач. лиц, к-рым доверяют секреты. Важной характеристикой С. является степень искренности субъекта, что проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Но любая информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в это сообщение, мы имеем дело с псевдосамораскрытием. Потребность в С. присуща каждому человеку, и должна быть удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психол. проблем, но и разл. психич. и соматических заболеваний. С. является неотъемлемой частью межличностного О. людей, выполняя ряд важных психол. функций: способствует психич. здоровью, развивает личность, содействуя самопознанию и самоопределению. С. является средством саморегуляции личности, благодаря механизму эмоциональной разрядки, уяснению проблемной ситуации через ее вербальный анализ, получению эмоциональной поддержки от собеседника. Практически все формы психотерапии основаны на С. клиента. Оно важно и для реципиента, поскольку помогает ему лучше узнать субъекта С., а также дает ему ощущение собственной значимости. С. играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений, являясь показателем глубины позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). С. представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в О., чувствительный ко многим индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным факторам. Лит.: Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991; Зинченко Е. В. Самораскрытие как социально-психологический феномен // Прикладная психология. М., 1998. № 5; Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности. М., 2007; Jourard S. M. The transparent self. New York: Van Nostrand Reinhold, 1971; Self-Disclosure: Theory, Research, and Therapy. N. Y., 1986. И. П. Шкуратова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Самораскрытие — 0

Найдено научных статей по теме — 9

Самораскрытие и психическое здоровье личности

Зинченко Е.В.
Скачать PDF

Самораскрытие в педагогическом процессе: время и своевременность

Болотова Алла Константиновна
Статья посвящена проблеме самораскрытия личности как потенциальной готовности к активной самореализации учителя в педагогическом процессе. Рассматривается феноменология самораскрытия и его социально-психологическое содержание. В статье указаны позитивные и негативные последствия самораскрытия в общении; обсуждаются временные границы и своевременность самораскрытия в условиях различных межличностных взаимодействий и их влияние на создание атмосферы психологической безопасности, понимания и принятия, доверия другому.
Скачать PDF

Самораскрытие как фактор гармоничности / дисгармоничности межличностных отношений субъектов образова

Духновский Сергей Витальевич
Описывается самораскрытие субъектов образовательного процесса как фактор, влияющий на гармоничность / дисгармоничность межличностных отношений. Самораскрытие приводит к изменению социально-психологической дистанции и выражается в степени доверия, понимания, эмоциональной близости, в возможности осуществления совместной деятельности, не вызывающей напряжения и не приводящей к конфликтности.There is described the self-realization of the subjects of educational process as the factor that influences the harmony / disharmony of interpersonal relations. Self-realization leads to the change of social and psychological distance and is expressed in the extent of trust, understanding, emotional contact, the opportunity of joint work that does not bring to tension or conflict.
Скачать PDF

Самораскрытие как критерий успешной реализации диалога-переживания в учебном процессе

Мирошниченко Т.В., Рудакова И.А.
Скачать PDF

Самораскрытие актера: содержание понятия и приемы эмоционального обнажения

Прокопов Виктор Леонидович, Прокопова Наталья Леонидовна
Актуальность статьи состоит в значимости самораскрытия актера в современном театре и слабой разработанности приемов эмоционального обнажения актера. Цель статьи авторы связывают с уточнением понятия «самораскрытие актера» и выявлением приемов самораскрытия в практике режиссеров и театральных педагогов. В статье анализируются работы психологов и театральных деятелей, посвященные вопросам самораскрытия и воспитания чувств. Особое внимание уделяется поискам режиссеров Ежи Гротовского, Анатолия Васильева, а также театрального педагога Юрия Васильева. Анализ материалов, раскрывающих опыт поисков театральных режиссеров и педагогов в вопросе самораскрытия актера, позволяет авторам статьи уточнить понятие «самораскрытие актера» и сформулировать сложившиеся приемы эмоционального обнажения. Осмысление имеющихся материалов позволяет сделать вывод о том, что под термином «самораскрытие актера» следует понимать обнажение глубоко личных мыслей и чувств актера в условиях публичности (в условия сценического действия в присутствии большого количества зрителей), а также в условиях произнесения «чужого» (авторского) текста. Кроме того, к выводам статьи, имеющим практическую значимость, относятся: аргументация самораскрытия актера как результата специального тренинга и, собственно, раскрытие сути приемов эмоционального обнажения. К уже разработанным способам самораскрытия актера, то есть к способам эмоционального обнажения, авторы статьи относят: прием концентрации внимания и глубокого погружения в материал, а также прием образной вербализации ощущений.
Скачать PDF

Особенности самораскрытия в русскоязычных и в англоязычных блогах (интернет-дневниках)

Барлас Т. В., Бакушина Е. М.
Работа посвящена теоретическому и эмпирическому изучению самораскрытия в интернет-блогах. Проанализирована специфика самораскрытия в Интернете; выделено два уровня оценочного самораскрытия в Интернете. Проведен контент-анализ более 400 англоязычных и русскоязычных интернет-блогов, который позволил выявить характерные особенности блогов с различными уровнями самораскрытия, а также выявить различия между англоязычными и русскоязычными блогами, которые можно сопоставить с национальными особенностями носителей этих языков.
Скачать PDF

Исследование параметров объема и глубины самораскрытия у студентов с низким и высоким уровнем развит

Каратеев Олег Витальевич
Данная статья посвящена проблеме самораскрытия студентов с различным уровнем рефлексивности. В отношении низкорефлексивной и высокорефлексивной выборок студентов описаны параметры объема и глубины самораскрытия, а также проведен сравнительный анализ между выборками.
Скачать PDF

Классификация самораскрытия студентов с различным уровнем рефлексивности по вопросам общения

Каратеев Олег Витальевич
В данной статье излагаются резуль- таты эмпирического исследования самораскры- тия студентов с различным уровнем рефлексив- ности. Определяются понятия самораскрытия и рефлексии, а также рассматривается дерево классификации по вопросам общения, выделя- ются конкретные особенности самораскрытия низкорефлексивных и высокорефлексивных сту- дентов. Полученное дерево классификации демонстри- рует, что высокорефлексивные студенты в боль- шей степени склонны к «конфликтно-рассуждаю- щему» самораскрытию, а самораскрытие низ- корефлексивных может отличаться «аффилиа- тивной» направленностью.
Скачать PDF

Психологические качества экономического агента: проблема «Самораскрытия» - «Самопредъявления» в аспе

Ноакк Н.В., Знаменская А.Н.
Статья является одной из серии, задуманной авторами как отражение психолого-экономического исследования экспериментального характера, предметом которого является человек как субъект экономических отношений, взятый в аспекте его самооценки, используемых при этом качеств, рассогласований между сообщением о себе и так называемой объективной оценкой со стороны окружения. Представлены результаты зарубежных и отечественных работ по проблеме самопредъявления и самораскрытия, важные для построения авторского экспериментального исследования.
Скачать PDF