САМООРГАНИЗАЦИЯ
САМООРГАНИЗАЦИЯ
деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, обоснованной мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
САМООРГАНИЗАЦИЯ
способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. С. - это согласование, упорядочивание, создание индивидуальнооптимальной личностной и психической системы; показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела целеустремленность, осознанность, контролируемость.
Первым признаком высокой С. следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие.
Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,- все это признак отсутствия или слабой С. личности.
Первым признаком высокой С. следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие.
Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,- все это признак отсутствия или слабой С. личности.
Источник: Акмеологический словарь.
САМООРГАНИЗАЦИЯ
интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой С. следует считать активное самосоздание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития С. является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением, – все это признак отсутствия или слабой С. личности. В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др. В частности, Л. И. Божович роль начального двигателя С. отводит потребности в первичных впечатлениях, считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечивает возможность не только собственного развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики.
САМООРГАНИЗАЦИЯ
САМААРГАНІЗАЦЫЯ / SELF-ORGANIZATION– интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела четкой нацеленности, осознанности, контролируемости. Первым признаком высокой С. следует считать активное самосоздание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития С. является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,– все это признак отсутствия или слабой С. личности. В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Н. Н. Ярушкин и др. В частности, Л. И. Божович роль начального двигателя С. отводит потребности в первичных впечатлениях, считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечивает возможность не только собст вен но го развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики. В настоящее время феномен С. исследуется В. А. Халанской, Д. А. Ишковым, О. Я. Левандовской, А. К. Белоусовой и др. В частности, Д. А. Ишков к функциональным компонентам С. относит целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию; к личностным компонентам– волевые усилия. Н. Н. Ярушкин, изучавший саморегуляцию и С. социального поведения личности, пришел к выводу, что саморегуляция обеспечивает социально-психологическую адаптацию личности, а С.– ее относительную автономность, независимость и самореализацию. Исследования С. наиболее активно ведутся в связи с проблемами организации учебной деятельности. Так, В. А. Халанская в качестве процессов, которые более полно раскрывают особенности С. личности студентов при изучении психологии, называет повышение уровня осмысленности жизни, формирования адекватной самооценки и уровня притязаний, формирование профессионального самосознания личности студентов и повышение мотивации изучения психологии. Повышение социальной активности студентов, их желание развиваться и адаптироваться к внешним условиям также способствуют росту С.Для диагностики С. используют «Опросник самоорганизации деятельности» (Ti me Structure Questionnaire– TSQ), разработанный Н. Фишером и М. Бондом. В России адаптация методики выполнена Е. Ю. Мандриковой. Диагностический инструмент позволяет оценить планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксацию, собственно С. и ориентацию на настоящее. С. И. Хонский