(self–examination–development) совокупность способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания, саморазвития личности — эффективно применяется в условиях информационной среды. Основное назначение технологии рефлексивной самоорганизации (self–examination–development) в системе креативной педагогики состоит в создании условий для самопознания, самоорганизации и саморазвития личности, осознания субъектом себя как творческой индивидуальности, определения своих креативных качеств, требующих совершенствования. Цель: психодизайн креативности в процессе рефлексивной самоорганизации субъектов в условиях информационной среды. Этапы:
1. мотивация;
2. освоение и преобразование альтернативной теоретической информации;
3. психологическое моделирование (самостоятельная разработка идеальной модели креативности);
4. художественно–эскизная разработка психологического «автопортрета» (аутомодели) на основе рефлексии креативности;
5. самодиагностика креативности (определение зон актуального развития и проблемных зон в структуре креативности);
6. проектирование программы саморазвития;
7. освоение развивающих технологий;
8. психодизайн креативности;
9. разработка креативных проектов в сфере профессиональной деятельности.
В процессе проектирования технологии рефлексивной самоорганизации (самоисследования и развития креативности) в информационной среде учитываются следующие требования: соответствие технологии структурным особенностям креативности как системного психического образования; наличие многоуровневой организации базового и дополнительных информационных ресурсов; нелинейность структуры, мотивирующей сомостоятельную организацию субъектом информации и себя, выбор траектории и стратегии саморазвития; моделирование рефлексивных процессов самопознания, самоорганизации, саморазвития, самотворчества; открытость, обеспечение возможности модификаций и дополнения основного контента; наличие входного контроля (диагностика перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации и оказания первоначальной помощи); индивидуализация, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям; обеспечение обратной связи; наличие развитой системы помощи, которая должна быть многоуровневой, психологически обоснованной, учитывающей характер затруднений субъекта; возможность документирования процесса и результатов деятельности; наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»; наличие блока контроля утомления, блока релаксации; акцентирование креативогенных свойств информации, позволяющих мотивировать и актуализировать рефлексивные и творческие процессы. (Барышева Т. А.)
Технология рефлексивной самоорганизации
Технология рефлексивной самоорганизации
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014