Психология здоровья это что такое Психология здоровья: определение — Психология.НЭС
Психология женщин, психология мужчин Психология здравого смысла

Психология здоровья

Найдено 8 определений термина Психология здоровья

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Психология здоровья

Health psychology) . Раздел психологии, обеспечивающий вклад психологии в бихевиоральную медицину.

Оцените определение:

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г.49

Психология здоровья

health psychology) П. з. - это вся совокупность специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психол. дисциплин в распространение и поддержание здоровья, лечение и предупреждение заболеваний, в идентификацию этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезней и связанных с ними дисфункций", а также в анализ и усовершенствование системы здравоохранения и в формирование политики в области здоровья. П. з. пользуется результатами практ. из каждой основной области психол. и таким образом связывает психологию с поведенческой медициной. Хотя П. з. яв-ся сравнительно новой областью, она имеет столь же древние и глубокие корни, как и сама психология. Джон Б. Уотсон писал: "Студента-медика следует учить, что вне зависимости от того, специализируется ли он в хирургии, акушерстве или психиатрии, его пациенты являются людьми, а не просто объектами, на которых он может демонстрировать свое умение". Основное внимание психологии здоровья сосредоточено на обучении специалистов в области здравоохранения, что, в частности, находит свое выражение в росте числа курсов поведенческих наук и рабочих мест для психологов в мед. учебных заведениях и родственных организациях. Медицинская психология - это раздел клинической психологии, связанный с профессиональной практикой и оказанием услуг пациентам с физ. заболеваниями, часто в условиях стационара и обычно в рамках консультационно-контактирующей психиатрической службы (consultation-liaison psychiatry service). Ее клиническая ориентация связана гл. обр. с проблемами психич. здоровья, хотя имеются хорошо документированные свидетельства влияния психотерапевтического вмешательства на течение, результаты и продолжительность различных физ. заболеваний. Другой областью интереса являются так называемые психосоматические заболевания - болезни, к-рые, как это было показано или предполагается, вызываются или осложняются эмоциональными или психол. факторами. Относительно недавно в психосоматической медицине, как и в медицине в целом, наметилось движение в сторону более холистических и всеобъемлющих биопсихосоциальных представлений о здоровье и болезни, в к-рых уделяется должное внимание эмоциональным или психол. факторам практически во всех областях болезни или здоровья. Педиатрическая психология представляет собой "новый брачный союз" между педиатрами и психологами в области предоставлення услуг, обучения и исследовательской деятельности, сотрудничающими в удовлетворении связанных с развитием и здоровьем потребностей детей и их семей. У специалистов в области здравоохранения наблюдается смещение приоритетов в сторону того, что называется "новой заболеваемостью" (new morbidity) - т. е., в сторону проблем, являющихся по своему происхождению в значительной мере или главным образом психосоциальными, таких как жестокое обращение с детьми, нарушения обучения (learning disorders), "проблемы в жизни" (problems in living) и стрессовые расстройства. Реабилитационная психология (rehabilitation psychology) занимается преимущественно диагностикой, консультированием или лечением пациентов с хроническими заболеваниями или физ. инвалидностью. Сотрудничество со специалистами в области реабилитационной медицины и др. родственных направлений представляет одну из основных междисциплинарных связей, присущих данной области. Одной из важнейших проблем, с к-рыми сталкивается П. з., яв-ся подготовка специалистов. Сравнительно немногие из психологов обладают специальной подготовкой к работе в сфере П. з. Существует лишь небольшое число программ подготовки (рrеdoctoral) и повышения квалификации (postdoctoral) психологов со специализацией в области П. з. См. также Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения, Холистическое здоровье, Первичная профилактика психопатологии Д. Л. Вертлиб

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Психология здоровья

Health psychology) — изучение поведенческих и психологических факторов, влияющих на болезнь.

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)347

ЗДОРОВЬЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Область прикладной психологии, которая пытается использовать психологическую теорию и знание для обеспечения личностного и общественного здоровья. Определенный интерес представляют и иные проблемы, такие как определение этиологии болезни, понимание условий и коррелятов благополучия, разработка методик для предотвращения и лечения болезней и улучшение системы здравоохранения в области родовспоможения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Психология здоровья

Один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегулирования для повышения психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и упрочения психического компонента здоровья.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Здоровья психология

использование знания психологии для обеспечения личного и общественного здоровья.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Психология здоровья

1. особое направление в бихевиоральной медицине, имеющее дело с психологическими требованиями к тому, что касается диагностики и профилактики психологических компонентов, принимающий участие в развитии физической дисфункции; 2. психологические качества зрелой, здоровой личности; 3. психологические качества, способствующие укреплению, поддержанию и восстановлению здоровья.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Психология здоровья

1) раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ, 1946), психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья; (2) отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью. Эта область психологии изучает роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. П. з. больше занимается "нормальным", обычным поведением и "нормальными" психическими процессами в связи со здоровьем и болезнью, чем патологическим поведением и психопатологией; (3) междисциплинарная область психологических знаний о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Б. Ф. Ломов, 1984); (4) объединение конкретных достижений теоретической и практической психологии в целях совершенствования и поддержания здоровья, профилактики и лечения болезней, определения этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ними дисфункций, а также совершенствования системы здравоохранения и его политики в области охраны здоровья (Matarazzo, 1980). В рамках первого подхода П. з. большое внимание уделяет понятию "субъективное благополучие", изучает его психологическое наполнение. Проблемы здоровья и болезни описываются в рамках медицинского, личностного и социального подходов. В термине болезнь (Б) лучше всего отражается медицинская точка зрения, которая рассматривает Б как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным. Недуг (Н) определяется как состояние нездоровья главным образом с психологической стороны: кроме соматических проблем в определении Н существенную роль играют субъективные психологические симптомы. Заболевание (З) также является субъективным понятием, отражающим социальные аспекты и последствия (неспособность трудиться, прикованность к постели, пр.) нарушения здоровья (заболеваемость — показатель распространения болезней, выявленных и зарегистрированных в течение года среди населения в целом или в отдельных специально выделенных группах). Лица, имеющие недуг (Н) или не имеющие недуга (НН), могут оказаться, с точки зрения врача, носителями болезни (Б) или не имеющими ее (НБ) и при этом являться заболевшими (З) или не заболевшими (НЗ) с точки зрения социальной. Проблема адекватного определения здоровья и болезни снимается полностью только в случае совпадения всех трех параметров (например, Н+Б+З — для случая терминальной стадии рака; или НН+НБ+НЗ — для абсолютно здорового человека) (С. Мейес, Т. Элдерен, 2002). Специалистов, занимающихся психологией здоровья, больше интересуют вопросы восприятия проблем, связанных со здоровьем, и субъективного отражения недуга, чем относительно более объективные биологические, социальные и экологические аспекты здоровья.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Психология здоровья — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психология здоровья и безопасность жизнедеятельности

Правдина Лида Ромуальдовна, Васильева Ольга Семеновна
В статье рассмотрены дисциплины, направленные на формирование у студентов компетенций в сфере безопасности: психология безопасности, безопасность жизнедеятельности, психология здоровья. Авторы статьи отмечают целесообразность психологизации подходов к образованию в сфере безопасности и показывают возможности психологии здоровья для формирования адаптационных ресурсов личности.
Скачать PDF

Восточная традиция и западная психология здоровья

Никифоров Герман Сергеевич
В статье впервые прослеживается влияние восточной традиции, прежде всего йоги и аюрведы, на становление психологии здоровья на Западе. Открытие основных положений йоги для широкой западной общественности состоялось в конце XIX в. На 1960-1970-е годы приходится необычайный рост популярности йоги и ее оздоровительных практик. Влияние восточной традиции заметно в творчестве ряда известных западных ученых (К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу), внесших вклад в разработку концепции здоровой личности. В 1970-е годы Запад открывает для себя аюрведу. С ее приходом получают широкое распространение методы медитации и визуализации. В современной литературе по теории личности начинает обсуждаться вопрос о роли восточной традиции в создании методик личностного и духовного развития. Библиогор. 21 назв.
Скачать PDF

Исследование медико-психологических условий профилактики психического здоровья студентов и работы с

Жигинас Наталья Владимировна
Проведено исследование феномена и диагностика экзистенциальных кризисных состояний; выявлены психосоциальные и экзистенциальные корни кризиса; психологические и психотерапевтические аспекты переживание экзистенциального кризиса; определены принципы и методы психологической помощи лицам, переживающим кризис; установлена взаимосвязь экзистенциального кризиса и суицидальных тенденций при депрессивном фоне настроения; определена роль в преодолении кризиса личностных ресурсов и психологических механизмов совладания; выявлена роль экзистенциального кризиса в духовной трансформации личности; сделана попытка определить индивидуально-психологические, социокультурные и трансперсональные измерения кризиса
Скачать PDF

Антропологический принцип в психологии здоровья

Шувалов А.В.
Скачать PDF

Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников

Баева Ирина Александровна, Семикин Виктор Васильевич
Выделенные категории «психологическая безопасность образовательной среды» и «психологическая культура субъектов образовательной среды» являются интегративными характеристиками, определяющими психическое здоровье учителя и ученика. Эти характеристики должны служить стратегическим направлением деятельности службы практической психологии в образовании. Повышение уровня психологической безопасности и психологической культуры в образовательной среде выступает превентивной мерой, влияющей на безопасность и культуру общества в целом.
Скачать PDF

Отношение к здоровью студентов вуза как проблема психологии здоровья (гендерный аспект)

Дыхан Л.Б.
Скачать PDF

Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития

Панченко С.А.
Скачать PDF

Возможности психолого-педагогического сопровождения как метода сохранения здоровья в современном обр

Мейерович А.Ю.
Скачать PDF

Технологизация образования и психологическое здоровье личности

Лифинцева Н.И.
Скачать PDF

Психологические и психофизиологические аспекты профессионального здоровья специалистов экстремальных

Зиборова Полина Александровна
В статье проанализированы данные комплексного психофизиологического и психологического обследования 137 авиационных специалистов (членов летных экипажей), проведенного спустя 1-1,5 месяца после возвращения из района боевых действий на Северном Кавказе. Для оценки профессионального здоровья был проведен анализ взаимосвязи стажа летной деятельности и наличия медицинских диагнозов у летного состава. Выявлено, что ухудшение состояния здоровья летного состава оказалось связанным со стажем профессиональной деятельности и продолжительностью пребывания в экстремальных условиях. Это свидетельствует о наличии у летного состава признаков дезадаптационных нарушений, сформированных под воздействием особенностей военного труда авиационных специалистов.
Скачать PDF

Методологические и философские основания психологии здоровья

Бородулин В.Н.
Скачать PDF

Психологические риски для здоровья детей в современном образовании

Симаева Ирина Николаевна
Описаны психологические угрозы для здоровья детей и молодежи, исходящие от системы образования и воспитания: властные отношения между педагогами и детьми, ориентация родителей на раннее обучение психологически и физиологически незрелых детей и другие. Раскрыто противоречие между декларациями о детоцентрированном, гуманистическом подходе и реальными директивными механизмами управления обучением и воспитанием в образовательных учреждениях, распространением потребительского отношения педагогов к здоровью обучающихся. Сделан вывод о том, что здоровье обучающихся приносится в жертву учебным достижениям.
Скачать PDF