Трудности в общении в контексте психологии здоровья это что такое Трудности в общении в контексте психологии здоровья: определение — Психология.НЭС
Трудности в общении ТРУДНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Трудности в общении в контексте психологии здоровья

Найдено 1 определение:

Трудности в общении в контексте психологии здоровья

Трудности в О. изучаются в контексте разл. концептуальных схем. К ним можно подойти и с позиций психологии здоровья (Творогова, 2003). По определению Б. Ф. Ломова (1984), психология здоровья - это междисциплинарная область психол. знаний о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека. Здоровье в соответствии с определением, включенным в Устав Всемирной организации здравоохранения (1946), понимается как состояние полного физич., душевного и социального благополучия (а не только как отсутствие болезней и физич. дефектов). Одним из показателей благополучия человека рассматривается его социальное благополучие, т. е. умение адекватно воздействовать на окружение, быть социально успешным. Социальному благополучию личности, к-рое может осознаваться, сопровождаться теми или иными субъективными оценками, переживаниями, способствует успешность ее О. Устойчивые трудности в О. в тех или иных сферах жизни человека рассматриваются в контексте психологии здоровья как одна из групп показателей его социального неблагополучия, взаимосвязанного с состояниями его психич., физич., духовного неблагополучия, рассматриваются как признаки функц. расстройства норм. протекания его О. С др. стор., состояние благополучия/неблагополучия сказывается на направленности, формах О., на используемых средствах О. и др. Переживание, в частности, своего социального благополучия/неблагополучия в нек-рых случаях помогает преодолеть возникшие в процессе О. трудности, в др. случаях само порождает трудности в мотивационной сфере, восприятии социальной ситуации, себя, партнеров по О., может актуализировать неадекватные ситуации коммуникативные действия и операции, порождать неадекватную обратную связь и пр. Взаимосвязь объективных показателей социального благополучия/неблагополучия человека с его субъективным переживанием неоднозначна. Личность благодаря осознанному, нацеленному на позитивные цели, успешному О. обладает возможностью влиять на уровень своего социального благополучия и через его осознание влиять на свое состояние психич., физич. благополучия (модель социопсихосоматических взаимосвязей). Социальный контекст, в к-ром личность общается, «здоровое»/«больное» общество (ВОЗ использует понятие «обществ. здоровье») также способен порождать специфические трудности в О. конкретной личности, однако за свое субъективное состояние социального благополучия она в ответе сама, способна, напр., не допускать уныния, но и способна разрушить субъективное состояние благополучия даже при отсутствии внешних, средовых на это причин. Т. о., трудности в О., его социальный контекст могут, как разрушать субъективное состояние социального благополучия личности, так и стать вызовом для ее дальнейшего развития, совершенствования О., в конечном счете, повышать уровень социального благополучия. Будет ли личность испытывать субъективное состояние социального благополучия или неблагополучия зависит не только от внешних по отношению ее личности факторов. Трудности в О. возникают не только в обыденном О. (в семейном, межличностном и др.), но могут встречаться и в профессиональном О. Развитие своей коммуникативной компетентности, умение решать профессиональные коммуникативные задачи - показатели профессиональной компетентности представителя «помогающей» профессии. Для профессионального О. психолога, медицинского работника, социального работника и др. важна способность осознавать возникающие трудности в О., поддерживать нацеленность последнего на обеспечение и поддержание здоровья пациента (клиента), его физич., психич. и, социального и духовного благополучия, на поддержание своего собственного здоровья, в частности, на поддержание у себя субъективного состояния социального благополучия. Лит.: Творогова Н. Д. Деловое общение. Рабочая тетрадь. Вып. 3. М., 2001; Она же. Общение: диагностика и управление. М., 2002; Она же. Развитие коммуникативных навыков врача // Главврач. 2003. № 6; Она же. Социальное благополучие личности // Психология здоровья: семейный аспект. М., 2004. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Трудности в общении в контексте психологии здоровья — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития

Панченко С.А.
Скачать PDF

Психологическое здоровье подростков в контексте их самоопределения

Панченко С.А.
Скачать PDF

Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространств

Муравьева Ольга Ивановна
В статье анализируется проблема общения и коммуникативной компетентности на основе теоретической модели психологических пространств существования человека, разрабатываемой автором. Выдвигается положение о том, что жизнь человека «разворачивается» в четырех базовых психологических пространствах: витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном. В каждом из них общение характеризуется своими специфическими особенностями и осуществляется при помощи определенных коммуникативных стратегий, подробная характеристика которых изложена в данной работе. Проблема коммуникативной компетентности решается как проблема выбора коммуникативной стратегии, которая бы соответствовала, была адекватной задачам того психологического пространства, которое актуализировано в каждой конкретной ситуации общения.
Скачать PDF

Психологические трудности общения и оценка жизненных событий детей мигрантов и не-мигрантов

Гейденрих Лариса Александровна
Скачать PDF

Связь мышления и общения в контексте психологии как практикоориентированной науки

Курбанова А.Т.
В статье представлена теоретическая концепция и экспериментальная методика изучения преобразующего воздействия на классификационное мышление взрослых за счёт его связи-единства с общением. Подобный подход отвечает принципам практикоориентированной психологической науки, изучающей возможности оказания воздействия с целью совершенствования.Connection of thinking and communication in the context of psychology as a science oriented on practice.The article presents a theoretical concept and an experimental method of learning the transformative impact on the classificative adult thinking by its connection-unity with communication. This approach is based on principles of psychological science oriented on practice which studies the possibilities of influence with the purpose of improvement.
Скачать PDF

Организационно-психологический контекст общения и доверия

Базаров Тахир Юсупович, Вашурина Екатерина Дмитриевна
В ноябре 2014 года в Москве прошла международная конференция «Психология общения и доверия: теория и практика», в рамках которой была организована секция «Проблемы общения и доверия в предпринимательстве, бизнесе и менеджменте».
Скачать PDF

Проблема психологического здоровья детей в контексте деятельности педагога-психолога дошкольной обра

Александрова Н.В.
На основе анализа различных подходов к проблеме психологического здоровья детей выделены некоторые аспекты в деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Понятие психологического здоровья в целом ориентирует педагога-психолога на создание условий, способствующих развитию личностной индивидуальности ребенка, формированию нравственной позиции, развитию рефлексии и смысловой сферы личности, межличностных отношений между детьми. В качестве критериев психологического здоровья детей обозначены такие, как эмоциональное благополучие, наиболее значимые характеристики развития ребенка, гармония между ребенком и социумом. Выводом является определение приоритетов в деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации.
Скачать PDF

Проблема эмоционального выгорания в контексте психологии здоровья работников УИС

Ярошенко Елена Игоревна, Киселев Константин Анатольевич
Скачать PDF

Телесность в контексте психологии здоровья: опыт пилотажного исследования

Правдина Л.Р., Васильева О.С., Власова А.Ю.
Бурное развитие в двадцать первом веке телесно-ориентированных практик, бум философии телоцентризма, ухудшение здоровья, повышение роли человеческой индивидуальности в мире выводят проблемы тела, телесности в область наиболее исследуемых в сфере философского освоения мира. Включение «человека телесного» в социокультурное пространство детерминирует трансформации тела: из биологического феномена оно превращается в явление социокультурное и приобретает, в дополнение к биопсихофизиологическим, свойства культурные, личностные, экзистенциальные. Телесность становится инструментом, позволяющим работать над психическими процессами через тело, а ее игнорирование приводит к выпадению из сферы осознавания существенного компонента индивидуальных переживаний и состояний. В статье приводится теоретический анализ современных представлений о телесности в российской психологии, рассматриваются определения и описания этого феномена, опирающиеся на понимание его как интегративного субстрата разноуровневых процессов от психофизиологических до ценностно-смысловых. Проанализированы особенности понимания телесности с точки зрения психологии здоровья. Дается авторское определение телесности. Показано, что общепринятых методов измерения телесности еще не разработано, хотя для ее исследования применяется целый ряд разнообразных методик, ориентированных на изучение явлений и качеств, косвенно отображающих отношение человека к своему телу. На основе авторской модели телесности описаны принципы построения авторского опросника телесности и приведены результаты пилотажного исследования его возможностей. Объектом исследования выступили мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет (53 человека). Предмет исследования проявление телесности на разных уровнях личности. Эмпирически установлено, что телесность взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как: эмоциональный интеллект, самоотношение, доверие, алекситимия и вовлеченность. Кроме того, установлено, что телесность изменяется в онтогенезе. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы во всех сферах телесно-ориентированных психологических проектов: в образовательных программах, тренингах, психологическом консультировании и дальнейших исследованиях телесности.
Скачать PDF

Экстремальные и кризисные ситуации в контексте психологии здоровья

Правдина Лидия Ромуальдовна, Васильева О.С.
В статье проведен анализ опыта переживания личностью экстремальных и кризисных ситуаций с точки зрения психологии здоровья. Показано, что как экстремальное, так и кризисное событие оказывает трансформирующее влияние на личность, при этом конкретные пути такой трансформации (развивающие и укрепляющие, т.е. здоровые или деструктивные, нездоровые) определяются наличием у нее определенных ресурсов. Позитивные последствия влияния экстремального опыта на человека рассмотрены в свете концепции интегрального здоровья, на 4-х уровнях существования человека: биологическом, психологическом, социальном и экзистенциальном.
Скачать PDF

Стратегии защитно-совладающего поведения детей в контексте психологического здоровья

Куфтяк Елена Владимировна, Лебедев Александр Петрович, Реунова Алена Александровна
Стратегии защитно-совладающего поведения рассматриваются как важный валеологический фактор психологического здоровья. Целью настоящей работы является выявление вклада стратегий защитно-совладающего поведения детей с нарушением зрения и с типичным развитием в состоянии их психологического здоровья. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 38 дошкольников (средний возраст 6,6 лет), из них 12 детей из общеобразовательной группы и 26 детей из группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Оценка психологического здоровья проводилась с использованием методики «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом», модифицированной карты наблюдений Д. Стотта, методики «Домики» и Шкалы рейтинга (адаптационные возможности детей) Я. Стреляу. Стратегии совладающего поведения и механизмы психологической защиты изучались с помощью методик «Карта оценки детских защитных механизмов» (Р. Плутчика, К. Пери) и «Опросник копинг-стратегий детей младшего возраста». По результатам проведенного исследования было установлено, что дошкольники с типичным развитием имеют более вариативный набор копинг-стратегий и механизмов психологической защиты. Выявлено, что у детей с нарушениями зрения преобладающими механизмами адаптивного поведения являются психологические защиты, а у детей с типичным развитием копинг-стратегии. Показано, что отреагирование внутренних негативных эмоций (выбор стратегии «деструктивная эмоциональная экспрессия») детям с типичным развитием помогает соблюдать нормы поведения, что, вероятно, делает их поведение более открытым. У детей с нарушением зрения стратегия деструктивной эмоциональной экспрессии несет обратный результат, вызывая асоциальное поведение и негативно отражаясь на адаптации. Установлен вклад таких психологических защит, как «отрицание», «проекция» и «замещение», в нарушение психологического здоровья.
Скачать PDF

Похожие термины: