Психологическое здоровье это что такое Психологическое здоровье: определение — Психология.НЭС
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ХОДЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА

Психологическое здоровье

Найдено 1 определение:

Психологическое здоровье

psychological health) Все психотер. системы имеют свой взгляд на природу чел., свою концепцию этиологии болезни и свое видение П. з. Это видение яв-ся конечной точкой успешной терапии в том виде, как она определяется в каждом отдельном направлении. Некоторые исследователи, движимые неудовлетворенностью традиционными клиническими классиф. психич. здоровья, основанными на патологии, разрабатывают и эмпирически изучают модели положительного здоровья. В первоначальной хартии ВОЗ видение здоровья было сформулировано в положительных терминах: "Здоровье есть состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи". Изучение П. з. осложняется рядом проблем. Между наукой и челов. ценностями существует "серая область". П. з. представляет собой культурную ценность. Равновесие здесь очень хрупкое. Различные взгляды на психологическое здоровье Теории П. з. часто опираются на те представления о чел., к-рые присутствуют в каждой традиции. Существуют 4 широких представления о природе чел., приведенные в табл.3. Согласно первой теории, чел. яв-ся плохим и в основе своей аморальным. Согласно второй теории, все люди рождаются хорошими, неиспорченными. Третья теория придерживается концепции tabula rasa - "чистого листа": существование предшествует сущности. Четвертая теория утверждает, что люди с рождения обладают самоактуализирующейся сущностью, к-рая носит не только личный характер, как утверждает вторая теория, но и отражает божественную, космическую или трансперсональную искру, свойственную каждому. Имеются также теории, основанные на комбинации этих воззрений. Таблица 3. Четыре представления о природе человека 1. От рождения плохой/аморальный 2. От рождения хороший, обладающий самоактуализирующейся сущностью 3. Tabula rasa: существование предшествует сущности 4. От рождения хороший, по своей сущности гармонирующий с божественным Цель учения. Цель "доктрины" соотносится с пониманием П. з. и моделью природы чел., в рамках к-рой оно появилось 1. Теория аморальной природы чел. Поскольку люди в основе своей плохи, целью может быть только одно - сделать их лучше. В рамках концепции психоанализа, целью яв-ся дать индивидууму больше контроля над импульсами Оно (Id); в традиционном христианстве цель - побудить людей стремиться к Богу и к спасению вследствие осознания своей первично греховной природы. 2. Теория доброкачественности. Согласно этой теории, понятие П.з. предполагает стремление (или побуждение) индивидуума раскрыть свою самоактуализирующуюся природу. Роджерс сказал: "Двигаться прочь от фасадов, долженствования, ублажения других, двигаться к правильной ориентации себя - к тому, чтобы стать более независимым, все больше доверять себе и ценить тот процесс, которым является сам человек". 3. Теория Tabula rasa: существование предшествует сущности. Согласно этой теории, главное в релятивистском мире - сделать свой собственный выбор, упорно двигаться в выбранном направлении (экзистенциализм) и обучиться навыкам, необходимым для оптимального функционирования в данной культуре (бихевиоризм). 4. Трансперсональный подход. Цель - пробуждение (нирвана, кеншо) в своем истинном Я, к-рое "яв-ся не отдельным Я", а частью большего (мирового, космического и т. д.) Я. Представления о природе человека Цель терапии. Для тех, кто исходит из первой теории, лучшее, что можно сделать - это прийти к к.-л. разрешению проблемы, т. е., к "наилучшим из возможных" условиям для Я. Задача терапии - раскрыть и понять первичные травматические события. Психология Я. Психология Я (эго) использовалась разными лицами и в разные времена для описания широкого спектра подходов. Они располагаются на континууме от т. зр. неопсихоанализа на свободную от конфликтов сферу эго до представлений о врожденном, самоактуализирующемся интрапсихическом эго. Представление об индивидууме. Вторая теория, представителем к-рой яв-ся Роджерс, исходит из того, что в каждом чел. имеется врожденный потенциал самоактуализации. Поэтому целью терапии является лишь обеспечение теплой, поддерживающей обстановки взаимного доверия, к-рая позволит чел. понять и принять свое врожденное Я. Поведенческий подход. Этот подход используется как пример представлений с позиций третьей теории. В рамках поведенческого подхода имеется много различных группировок, каждая из к-рых включает дополнительные подгруппы. Поведенческая терапия предполагает наличие контракта между психотерапевтом и пациентом о выполнении определенных действий с целью модификации обозначенного проблемного поведения, с отдельным приложением в отношении неврозов и аффективных расстройств. По мнению бихевиористов, чтобы быть свободными, люди должны знать о тех внутренних и внешних факторах, к-рые ими управляют. Это означает: а) иметь более точную информ. о последствиях альтернативного поведения; б) обучиться большему количеству навыков, необходимых для достижения целей; в) уменьшить тревогу, ограничивающую участие в выбираемых альтернативах. Свобода предполагает также точное знание о внутренней и внешней средах и орг-цию этих сред таким образом, чтобы максимизировать возможность индивидуального выбора. В табл. 3 резюмируются эти три различные т. зр. - психология Оно, психология Я и поведенческая терапия. Эти взгляды отражают, соответственно, первую, вторую и третью теории. Нетрадиционные подходы: четвертая теория - дзэн. Выше, описанные подходы сопоставляются в табл. 5 с восточным религиозно-философским учением дзэн-буддизма, представляющим подход с позиций четвертой теории. Восточная традиция исходит из того, что качества здорового чел. включают решимость и усилие, гибкость и приспособляемость, осмысленность, принятие жизни, проникновение в свое конечное Я, утрату чувства собственной важности, развитие в себе сострадания и стремления к бескорыстной помощи др. людям, углубление близких отношений с окружающими, повышение контроля над своим духом и телом и этические качества, такие как 4 абсолюта или неизмеримых состояния - сострадание (compassion), благожелательная радость (sympathetic joy), всеобъемлющая доброта (all-embracing kindness) и невозмутимость (equanimity). Резюме Не все из существующих взглядов на П. з. вписались в описанную модель четырех теорий. За ее пределами остались такие важные теории, как концепция индивидуации Юнга, концепция креативности Ранка и концепция самоактуализации Маслоу. М. Яхода указывает, что большинство определений положительного психич. здоровья фокусируется на одном (или нескольких) из следующих б аспектов: а) демонстрируемое чел. отношение к себе; б) стиль и степень самоактуализации; в) уровень личностной интеграции, достигнутый индивидуумом; г) степень достигнутой автономии; д) субъективная концепция окружающей реальности; е) степень овладения средой, достигнутая индивидуумом. Расширение познаний о положительном здоровье может многое дать клинической практике и потенциально всему об-ву в целом. См. также Поведенческая медицина, Общественная психология, Психология здоровья, Здоровая личность, Психические болезни: ранняя история, Первичная профилактика психопатологии, Психоанализ Д. Шапиро-мл.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Психологическое здоровье — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития

Панченко С.А.
Скачать PDF

Технологизация образования и психологическое здоровье личности

Лифинцева Н.И.
Скачать PDF

Психологическое здоровье подростков в контексте их самоопределения

Панченко С.А.
Скачать PDF

Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска

Панкова Наталья Вячеславовна
В статье рассматривается проблема эмоционального благополучия подростков в современных условиях, его взаимосвязь с психологическим здоровьем личности. Представлены результаты исследования компонентов благополучия: эмоционального комфорта, принятия себя и других, отношения к здоровью.
Скачать PDF

Психологическое здоровье студентов-педагогов и его профессиональная значимость

Амосова Н.О.
Рассматривается профессиональная значимость психологического здоровья студентов педагогических специальностей. Представлены особенности психологического здоровья студентов-педагогов 1—4-х курсов.
Скачать PDF

Психологическое здоровье и психологическая культура личности в структуре профессиональной подготовки

Демина Л.Д., Ральникова И.А.
Скачать PDF

Психологическое здоровье старшеклассников

Трофимова Наталья Борисовна
Приводятся результаты исследования психологического здоровья старшего школьника. Экспериментально подтверждена связь между психологическим здоровьем и умением ставить четкие цели, формировать адекватные ситуации социальные ожидания. Определены возможности молодого человека корректировать свой образ жизни и справляться с эмоциональными проявлениями тревоги и неуверенности.
Скачать PDF

Психологическое здоровье человека

Шувалов Александр Владимирович
Скачать PDF

Психологическое здоровье и образование человека

Шувалов Александр Владимирович
В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках научного проекта «Антропология социально-психологического здоровья детства»; рассматривается проблема психологического здоровья в научном и мировоззренческом аспектах; приведен сравнительный анализ подходов к этой проблеме; сформулированы основные положения теории психологического здоровья; представлена его антропологическая модель.
Скачать PDF

Психологическое здоровье педагога как условие его эффективной деятельности

Мокаева Маржан Абукаевна
Анализируются факторы, обусловливающие психологическое здоровье педагога; условия, обеспечивающие успешность выполнения им профессиональной деятельности, определяющие эффективность системы образования в целом.
Скачать PDF

Психологическое здоровье женщин, реализующих рентно-промискуитетное поведение

Короткова Елена Валерьевна
Статья посвящена исследованию такого малоизученного в психологической науке феномена, как женская проституция. Цель статьи проследить взаимосвязь рентно-промискуитетного поведения женщин и их психологического здоровья. Предметом эмпирического исследования, описанного в статье, являются особенности системы отношений и эмоциональной сферы женщин, реализующих рентно-промискуитетное поведение. Показано, что в системе отношений женщин, реализующих рентно-промискуитетное поведение, прослеживаются существенные отличия от системы отношений женщин контрольной группы. В наибольшей степени отличия касаются отношений к отцу, лицам противоположного пола, супружеской жизни. Помимо этого описанные в статье результаты эмпирического исследования обнаружили у женщин экспериментальной группы значимые признаки эмоциональных нарушений и связанные с ними признаки личностной незрелости.
Скачать PDF

Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы

Ишмухаметов Руслан Радифович
В статье ставится вопрос о взаимосвязи самореализации и психологического здоровья личности. Раскрываются понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», называются признаки психологического здоровья и его нарушения.
Скачать PDF