Психологическое здоровье

Найдено 1 определение
Психологическое здоровье
psychological health) Все психотер. системы имеют свой взгляд на природу чел., свою концепцию этиологии болезни и свое видение П. з. Это видение яв-ся конечной точкой успешной терапии в том виде, как она определяется в каждом отдельном направлении. Некоторые исследователи, движимые неудовлетворенностью традиционными клиническими классиф. психич. здоровья, основанными на патологии, разрабатывают и эмпирически изучают модели положительного здоровья. В первоначальной хартии ВОЗ видение здоровья было сформулировано в положительных терминах: "Здоровье есть состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи". Изучение П. з. осложняется рядом проблем. Между наукой и челов. ценностями существует "серая область". П. з. представляет собой культурную ценность. Равновесие здесь очень хрупкое. Различные взгляды на психологическое здоровье Теории П. з. часто опираются на те представления о чел., к-рые присутствуют в каждой традиции. Существуют 4 широких представления о природе чел., приведенные в табл.3. Согласно первой теории, чел. яв-ся плохим и в основе своей аморальным. Согласно второй теории, все люди рождаются хорошими, неиспорченными. Третья теория придерживается концепции tabula rasa - "чистого листа": существование предшествует сущности. Четвертая теория утверждает, что люди с рождения обладают самоактуализирующейся сущностью, к-рая носит не только личный характер, как утверждает вторая теория, но и отражает божественную, космическую или трансперсональную искру, свойственную каждому. Имеются также теории, основанные на комбинации этих воззрений. Таблица 3. Четыре представления о природе человека 1. От рождения плохой/аморальный 2. От рождения хороший, обладающий самоактуализирующейся сущностью 3. Tabula rasa: существование предшествует сущности 4. От рождения хороший, по своей сущности гармонирующий с божественным Цель учения. Цель "доктрины" соотносится с пониманием П. з. и моделью природы чел., в рамках к-рой оно появилось 1. Теория аморальной природы чел. Поскольку люди в основе своей плохи, целью может быть только одно - сделать их лучше. В рамках концепции психоанализа, целью яв-ся дать индивидууму больше контроля над импульсами Оно (Id); в традиционном христианстве цель - побудить людей стремиться к Богу и к спасению вследствие осознания своей первично греховной природы. 2. Теория доброкачественности. Согласно этой теории, понятие П.з. предполагает стремление (или побуждение) индивидуума раскрыть свою самоактуализирующуюся природу. Роджерс сказал: "Двигаться прочь от фасадов, долженствования, ублажения других, двигаться к правильной ориентации себя - к тому, чтобы стать более независимым, все больше доверять себе и ценить тот процесс, которым является сам человек". 3. Теория Tabula rasa: существование предшествует сущности. Согласно этой теории, главное в релятивистском мире - сделать свой собственный выбор, упорно двигаться в выбранном направлении (экзистенциализм) и обучиться навыкам, необходимым для оптимального функционирования в данной культуре (бихевиоризм). 4. Трансперсональный подход. Цель - пробуждение (нирвана, кеншо) в своем истинном Я, к-рое "яв-ся не отдельным Я", а частью большего (мирового, космического и т. д.) Я. Представления о природе человека Цель терапии. Для тех, кто исходит из первой теории, лучшее, что можно сделать - это прийти к к.-л. разрешению проблемы, т. е., к "наилучшим из возможных" условиям для Я. Задача терапии - раскрыть и понять первичные травматические события. Психология Я. Психология Я (эго) использовалась разными лицами и в разные времена для описания широкого спектра подходов. Они располагаются на континууме от т. зр. неопсихоанализа на свободную от конфликтов сферу эго до представлений о врожденном, самоактуализирующемся интрапсихическом эго. Представление об индивидууме. Вторая теория, представителем к-рой яв-ся Роджерс, исходит из того, что в каждом чел. имеется врожденный потенциал самоактуализации. Поэтому целью терапии является лишь обеспечение теплой, поддерживающей обстановки взаимного доверия, к-рая позволит чел. понять и принять свое врожденное Я. Поведенческий подход. Этот подход используется как пример представлений с позиций третьей теории. В рамках поведенческого подхода имеется много различных группировок, каждая из к-рых включает дополнительные подгруппы. Поведенческая терапия предполагает наличие контракта между психотерапевтом и пациентом о выполнении определенных действий с целью модификации обозначенного проблемного поведения, с отдельным приложением в отношении неврозов и аффективных расстройств. По мнению бихевиористов, чтобы быть свободными, люди должны знать о тех внутренних и внешних факторах, к-рые ими управляют. Это означает: а) иметь более точную информ. о последствиях альтернативного поведения; б) обучиться большему количеству навыков, необходимых для достижения целей; в) уменьшить тревогу, ограничивающую участие в выбираемых альтернативах. Свобода предполагает также точное знание о внутренней и внешней средах и орг-цию этих сред таким образом, чтобы максимизировать возможность индивидуального выбора. В табл. 3 резюмируются эти три различные т. зр. - психология Оно, психология Я и поведенческая терапия. Эти взгляды отражают, соответственно, первую, вторую и третью теории. Нетрадиционные подходы: четвертая теория - дзэн. Выше, описанные подходы сопоставляются в табл. 5 с восточным религиозно-философским учением дзэн-буддизма, представляющим подход с позиций четвертой теории. Восточная традиция исходит из того, что качества здорового чел. включают решимость и усилие, гибкость и приспособляемость, осмысленность, принятие жизни, проникновение в свое конечное Я, утрату чувства собственной важности, развитие в себе сострадания и стремления к бескорыстной помощи др. людям, углубление близких отношений с окружающими, повышение контроля над своим духом и телом и этические качества, такие как 4 абсолюта или неизмеримых состояния - сострадание (compassion), благожелательная радость (sympathetic joy), всеобъемлющая доброта (all-embracing kindness) и невозмутимость (equanimity). Резюме Не все из существующих взглядов на П. з. вписались в описанную модель четырех теорий. За ее пределами остались такие важные теории, как концепция индивидуации Юнга, концепция креативности Ранка и концепция самоактуализации Маслоу. М. Яхода указывает, что большинство определений положительного психич. здоровья фокусируется на одном (или нескольких) из следующих б аспектов: а) демонстрируемое чел. отношение к себе; б) стиль и степень самоактуализации; в) уровень личностной интеграции, достигнутый индивидуумом; г) степень достигнутой автономии; д) субъективная концепция окружающей реальности; е) степень овладения средой, достигнутая индивидуумом. Расширение познаний о положительном здоровье может многое дать клинической практике и потенциально всему об-ву в целом. См. также Поведенческая медицина, Общественная психология, Психология здоровья, Здоровая личность, Психические болезни: ранняя история, Первичная профилактика психопатологии, Психоанализ Д. Шапиро-мл.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
117.14 кб

Психологическое здоровье человека

Шувалов Александр Владимирович
Читать PDF
392.86 кб

Психологическое здоровье старшеклассников

Трофимова Наталья Борисовна
Приводятся результаты исследования психологического здоровья старшего школьника.
Читать PDF
427.76 кб

Факторы психологического здоровья молодежи

Айварова Н.Г., Шимельфених А.Р.
Статья посвящена проблеме психологического здоровья молодежи. В статье анализируются благоприятные и неблагоприятные биологические, социальные и психологические факторы формирования психологического здоровья молодого поколения.
Читать PDF
260.78 кб

Психологическое здоровье личности курсантов

Матиенко Марина Владимировна
В работе исследована взаимосвязь показателей субъективного благополучия, психологического здоровья и свойств личности курсантов-юристов и представлены результаты апробации методики саморегуляции.
Читать PDF
359.44 кб

Психологическое здоровье детей и подростков

Надышева Татьяна Борисовна
Автор предлагает разработки некоторых занятий по первичной профилактике асоциального поведения в контексте сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Читать PDF
204.38 кб

Основные свойства психологического здоровья

Нургазина А.З., Алина К.Ж.
Читать PDF
1.35 мб

Структура психологического здоровья студентов

Волочков Андрей Александрович, Репина Екатерина Владиславовна
В статье соотносятся различные концепции психологического здоровья, благополучия и близких к ним конструктов.
Читать PDF
449.59 кб

Психологическое здоровье и активность студента

Волочков Андрей Александрович
В статье представлены результаты исследования взаимосвязей психологического здоровья и проявлений активности студентов в сферах общения, познания, учебной деятельности, созерцания и рефлексии.
Читать PDF
3.61 мб

Методика диагностики психологического здоровья

Козлов Александр Викторович
В статье обоснована необходимость дальнейшей разработки феномена и категории психологического здоровья; разработки прикладного инструментария.
Читать PDF
118.13 кб

Психологическое здоровье: субъективные факторы

Сергиенко Елена Алексеевна
В статье представлен анализ категории психологического здоровья человека, приведено сравнения с понятием психического здоровья, их эволюция в науке.
Читать PDF
317.45 кб

Психологическое здоровье и образование человека

Шувалов Александр Владимирович
В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках научного проекта «Антропология социально-психологического здоровья детства»; рассматривается проблема психологического здоровья в научном и мировоззренческом асп
Читать PDF
498.59 кб

Компоненты психологического здоровья подростков

Ходаковская О.В.
Читать PDF
115.38 кб

Психологическое здоровье и семейные факторы риска

Семченко Любовь Николаевна, Герасимова Оксана Юрьевна
Читать PDF
199.04 кб

Клинико-психологический дискурс исследований здоровья

Николаев Евгений Львович, Суслова Елена Станиславна, Александров Дмитрий Вячеславович
Исследованы подходы к пониманию дискурса в гуманитарных науках.
Читать PDF
949.05 кб

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Ионина Ольга Сергеевна
В статье рассматривается проблема психологического здоровья ребенка, выделены внешние (социально-психологические) и внутренние факторы, влияющие на состояние психологического здоровья ребенка.