Профессиональное общение в психологии труда

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение в психологии труда

Профессиональное общение (П. о.) - осн. функциональная система трудовой деятельности, к-рая включает в себя подсистему профессиональной коммуникабельности (П. к.). В П. о. выделяется неск. родов П. к.: П. к. 1-го рода имеет место в профессиях, связанных с органолептическим трудом (дегустатор, агроном, стеклодув, звукорежиссер), - профессионалы немногословны, ведущие средства труда здесь - физиол. органы и системы (органы чувств): вкусовая, зрительная, слуховая, дыхательная и др., относящиеся к невербальным психич. образованиям. П. к. 2-го рода - в профессиях сферы обслуживания (слесарь-сантехник, парикмахер, машинист сцены, водитель автобуса) - при обращении к заказчику у специалиста простые высказывания, без особых требований к произношению; в сообщениях используется привычное кодирование и раскодирование информации, подлежащей передаче. П. к. 3-го рода - в профессиях сферы юриспруденции, культуры, воспитания и образования (адвокат, диктор-информатор, артист, учитель, тренер по спорту) и может быть названа как психология инструктирования: речь специалиста отличается большим лексическим запасом, ясной дикцией, использованием выразительных средств. Сложная связь «слово-образ-слово» в форме инструкции выражается в единстве слухового и двигательного контроля за произнесением речи. П. к. 4-го рода имеет место в профессиях сферы науки, производства и разнообразных технологий (физик-экспериментатор, фармацевт, инженер-технолог, социолог, кинокритик), специфика к-рых в психологии деловой речи: специалист сопрягает говорение с точными формулировками-высказываниями; план устных высказываний развивается в соответствии с планом письменной речи. Сложность организации восприятия, понимания, запоминания речевого сообщения зависит от структурной величины фразы что требует учета возможностей ее адекватного усвоения.П. к. 5-го рода - в профессиях, использующих жестовый тематический язык (инспектор дорожно-патрульной службы - регулировщик, дирижер, сурдопереводчик, артист мимического ансамбля, атташе): специалист использует мимические и жестовые движения в кач. самостоятельных речевых средств деятельности. Движения головы и рук выступают как знаки семантического опосредования, дополняющего вербальные высказывания, на фоне общей двигательной и эмоциональной активности человека, выполняемой напоказ. П. к. 6-го рода - в профессиях, где проявляются системы координированных восприятий и движений всего тела (жокей, артист балета, боксер, десантник, пожарный, носильщик): у человека задействованы все мышечные системы, и движения тела выступают как знак опосредования (могут быть дополнены вербальной активностью) на фоне темпераментных свойств индивида: сенситивности, реактивности, пластичности, эмоциональной возбудимости и др. П. к. 7-го рода в «публичных» профессиях, именуемых как должности руководителей высокого ранга (президент, председатель президиума, министр, консул, мировой судья, генеральный директор) - их деятельность обусловлена сложными функц. комплексами беспристрастного поведенческого реагирования. Специалист должен владеть одновр. речеголосовыми проявлениями и функц. состояниями (аффектами и эмоциями) в контексте формирования адекватного настроя, ободрения и одобрения действий подчиненных ему людей, или, наоборот, в контексте реализации критических замечаний. Необходимо демонстрировать единство аффекта и интеллекта; регулятивная направленность речевого высказывания реализуется в волеизъявлении; управление функц. состояниями др. людей осуществляется в форме приказа, распоряжения, требования, призыва, пожелания, просьбы, совета, предложения, убеждения, внушения. П. к. 8-го рода - в профессиях с преобладанием интеллекта над аффектом (инженер по управлению реактором атомной станции, врач-анастезиолог-реаниматолог, заместитель министра, инструктор-космонавт, капитан флота, вирусолог): у профессионалов высокой квалификации развиты способность длительно удерживать в памяти обширные информационные системы и базы знаний, необходимые для решения сложнейших практических (тактических и стратегических) задач, легко и быстро мысленно оперируя ими и переводя их во внеш. план действий; их отличает самостоятельность, особая критичность и гибкость ума, логичность и четкость системы руководства. Каждый род П. к. требует в процессе О. как общих, так и специфических видов профессиональной коммуникабельности. Лит.: Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. М., 1993; Климов Е. А. Как выбирать профессию, М., 1989; Культура речи в технической документации. М., 1982; Психологические механизмы формирования оценочных суждений. Саратов, 1989; Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988; Фрадкина Р. Н. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. М., 2001. В. В. Пчелинова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Индивидуально-психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда

Поваренков Юрий Павлович
В статье обсуждается традиционная для психологии труда проблема профессонально важных качеств (ПВК). Выделяются четыре группы ПВК: профессиональной деятельности, профессионального развития и научения, регуляции профессиональной деятельности и форм активности, которые обеспечивают становление субъекта труда. Индивидуальные качества человека, которые являются психологической базой формирования субъекта труда, обозначаются термином «профессионально ориентированные качества» (ПОК). В них, помимо ПВК (профессиональные знания и способности), входят профессионально значимые качества (ПЗК) профессиональные интересы, установки, черты характера. Таким образом, ПВК-ПЗК это системные качества, наполненные индивидуальными свойствами, которые соответствуют требованиям метасистемы «социально-профессиональная ситуация развития и реализации субъекта труда». Это формальные интегральные качества данной системы, их содержание определяется целой системой индивидуальных свойств, которые взаимно дополняют и компенсируют друг друга. Далее в статье анализируются результаты эмпирического исследования педагогической толерантности учителей общеобразовательных школ, которые подтверждают сформулированные теоретические положения.
Скачать PDF

Исследование психологических особенностей труда адвоката в контексте задач профессиональной подготов

Власова О.Г., Мещерина Н.Г.
Скачать PDF

Психология профессионального развития в условиях рынка труда (теоретический анализ)

Бендюков М.А.
Статья посвящена обзору зарубежных теорий профессионального (карьерного) развития. Автор выделил два теоретических подхода, соответствующие разным этапам общественного развития: индустриальные и постиндустриальные концепции. Изложены основные концептуальные положения карьерного развития, которые соответствуют постиндустриальному обществу. Анализ проведен в сравнении с теоретическими взглядами отечественных психологов. Делается вывод о необходимости включить постиндустриальные концепции профессионального развития в научный контекст в России. Другой вывод состоит в том, что западные теории могут быть применимы в современной России как основания для научных исследований и профконсультирования.
Скачать PDF

Социально-психологические установки в профессиональном общении сотрудников полиции

Уразаева Г.И., Власова О.В.
В статье рассматриваются социально-психологические установки как механизм регуляции профессионального общения сотрудника полиции, их неосознаваемые и осознаваемые эффекты в поведении. Характеризуются внешние и внутренние факторы профессионального общения, влияние субъектно-ориентированной установки на его эффективность.
Скачать PDF

Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда

Поварёнков Юрий Павлович
Профессиональная идентичность субъекта труда анализируется как полисистемное образование. Выделяется три базовых параметра оценки профессиональной идентичности: принятие ценностей профессионального сообщества, принятие себя как профессионала и принятие профессиональной деятельности как средства самореализации. Профессиональная идентичность рассматривается как состояние личности, как один из критериев её профессионализации, как регулятор процесса профессионального становления. Проанализирована специфика школьной, учебно-академической, учебно-профессиональной и профессиональной идентичности личности. Зафиксированы маргинальные формы проявления учебно-профессиональной идентичности.
Скачать PDF

Профессиональное общение врача: психологическая наука — практике высшего медицинского образования

Урванцев Л.П.
Проблема общения врача с пациентом остаётся одной из наиболее актуальных в современных условиях. Это объясняется неполнотой профессиональной подготовки медицинских кадров, выражающейся в неспособности установления врачом эмпатической связи с пациентом, а также в не достаточно развитом профессиональном самосознании специалиста, слабом осознании необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности качеств и их самооценки.
Скачать PDF

Психологическое проектирование личности субъекта труда в условиях трансформации профессионального об

Попова Оксана Сергеевна
Современное профессиональное образование представлено как расширение возможностей личностного и профессионального развития обучающихся, в основе которого лежит субъектная активность юношей и девушек, осознание ими личностных смыслов саморазвития, ценностей учебно-профессиональной деятельности и социальной активности. Обосновывается необходимость исследования процесса формирования ценностно-смысловой, профессионально-личностной, нравственно-этической сфер формирующейся личности на основе дифференциально-типологического подхода. Представлена авторская структурно-функциональная модель психологического сопровождения личности обучающихся в процессе профессионального образования, включающая структурно-концептуальный и функциональный уровни.
Скачать PDF

Психологические факторы оптимизации профессионального общения следователя

Кретчак Е.Н.
В статье анализируются условия и способы улучшения коммуникации исследователя на досудебном уровне расследования. Автор подчеркивает важность профессиональной и психологической подготовки следователей. В статье говорится, что следственные мероприятия в дополнении к высокой квалификации специальных знаний и навыков требуют также необходимых психологических знаний. Эти качества станут важными в процессе обеспечения высокой эффективности профессионального взаимодействия с различными категориями людей. Поэтому необходимо изучать психологические особенности следственной деятельности для оценки актуальности и приемлемости применения конкретных психологических средств и методов в данном виде профессиональной деятельности юриста.
Скачать PDF

Личностно-профессиональное развитие человека как предмет исследования психологии труда и акмеологии

Кисляков Павел Александрович, Толстов Сергей Николаевич, Сагалов Мирон Владимирович, Карташев Валерий Пантелеевич
В статье актуализируется проблема личностно-профессионального развития человека в современных условиях. Методологическую основу составил акмеологический подход, в основе которого лежат идеи единства личностного и профессионального развития человека, выявления ресурсов и условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.В. Селезнева и др.) и подход психологии труда к профессиональному развитию человека как субъекта труда (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Д. Шадриков и др.). Методы исследования: теоретический анализ литературы. Результаты работы: раскрыто содержание категории готовности к профессиональной деятельности; описаны конструкты личностно-профессионального развития человека: мотивационный, деятельностный, рефлексивный, креативный. Область применения: система профессионального образования.
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Соловьёва Ольга Владимировна
Профессиональное общение в суде присяжных рассматривается как общение юристов в сложном коммуникативном пространстве с двумя контурами и двумя фокусами. Проанализированы коммуникативные задачи юристов и описаны возможные трудности в профессиональном общении в суде присяжных. Приведены некоторые результаты изучения автором трудностей взаимопонимания между юристами и присяжными заседателями в судебном процессе.
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СЛУЖЕБНЫЕ КОНФЛИКТЫ (КОНЦЕПТУАЛЬН

Родин В.Ф., Танов А.М.
Анализируются основные концептуальные подходы к исследованию конфликтов и обосновывается деятельностно-регулятивный подход в качестве базового при изучении влияния стиля общения руководителя на возникновение и развитие конфликтов с подчиненными.
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТА ТРУДА КАК ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иноземцев В.М.
Рассмотрен вопрос определения факторов успешности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, а также основные методологические принципы исследования данного аспекта. Выделены основные психологические модули профессии.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: