Педагогическое общение: конфликт и его виды

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: конфликт и его виды

Педагогический конфликт (П. к.) - столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом, группами в классе и школе. По степени нарастания остроты противоречий, конфликтов выделяют: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда. Педагогу важно своевременно распознать начало конфликта, не давая ему разрастаться. Распознать его можно по сигналам: в порядке их нарастания различают дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис. Дискомфорт - интуитивное ощущение неприятного осадка, трудно выразимого словами. Инцидент - волнение, раздражение, неприятное ощущение, вызванные какой-то конкретной ситуацией, действием, словом, интонацией, повышением голоса, мимикой и т. д. Недоразумение - ложные выводы, сделанные из какой-либо ситуации, высказывания, решения, улыбки, смеха и т. д. Напряжение - изменение чувств к оппоненту в худшую сторону, что усиливает беспокойство. Возникшее и усиливающееся напряжение вызывают далее негативную установку и, как следствие, искаженное восприятие человека. Кризис - достаточно очевидный сигнал, когда конфликт уже созрел для разрыва отношений с конфликтуемым (порой это сопровождается оскорблениями, потерей контроля над собой и своими чувствами, нарушением норм поведения). Педагог должен уметь распознавать конфликты на уровне дискомфорта и инцидента, тогда их сравнительно легко уладить. Виды П. к.: а) внутриличностный - характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности; Конфликт возникает, когда к одному и тому же воспитуемому предъявляются противоречивые требования, и его личные потребности не совпадают с предъявляемыми требованиями; б) межличностный когда действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели (выбор одного из 2 кандидатов); в) между личностью и группой возникает в случае расхождения, несовпадения позиции одного члена группы и всей группой («моббинг»); г) межгрупповой - между группами, классами. Межличностные и межгрупповые конфликты часто протекают как внутриличностный, однако острота переживаний при этом обычно бывает ослабленной. М. М. Рыбакова выделяет такие виды П. к.: а) конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; б) конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, вне школы; в) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их О. П. к. возникают в результате неумелого разрешения ситуации, приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают их полезное взаимодействие и создают острую потребность ученика в защите от несправедливости и непонимания взрослых. Лит.: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2005; КанКалик В. А. Педагогическое общение. М., 1988; Основы конструктивного общения. Хрестоматия / Сост. Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосиб., 1997; Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991; Скотт Дж. Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991; Хохлов С. И. Учитель-ученик: Искусство взаимодействия. Учеб. пособие. М., 2008. С. И. Хохлов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Конфликт в малой группе: понятие, функции, виды и модель

Сидоренков Андрей Владимирович
В соответствии с современными представлениями выделены подходы к пониманию конфликта, обозначено соотношение между конфликтом и противоречиями, между конфликтом и конкуренцией, обобщены позитивные и негативные функции конфликта в группе, а также представлено несколько типологий конфликта. Описана многомерная модель проявления конфликта в малой группе. Выделены уровни проявления этого феномена: межличностный, микрогрупповой, межмикрогрупповой, групповой конфликт. Обозначены детерминанты, особенности выраженности и динамики этих уровней проявления конфликта. Установлены два вида межличностного и группового конфликта: персонифицированный и деперсонифицированный.
Скачать PDF

Конфликты в правоохранительной деятельности: проблемы педагогического управления

Тонков Е.Е.
Скачать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессионально-педагогического общения со студентами, коллегами и т. д. Приводятся данные изучения личностно-профессиональных особенностей преподавателей высшей школы.
Скачать PDF

Феномен конфликта и педагогическая Наука

Геворкян С.Р.
В статье представлены различные взгляды на проблему и феноменологию конфликта, приводятся психологические особенности, типы, специфика, классификация, способы управления людьми в конфликтных ситуациях. Ввиду сложности и емкости психологического феномена понятия «конфликт» его толкование зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.
Скачать PDF

Исследование агрессивных реакций и стратегий поведения в педагогическом конфликте у студентов в вузе

Чурина Елена Сергеевна
Анализируется конфликтность как личностная особенность, имеющая немаловажное значение в ситуации разрешения и профилактики педагогических конфликтов. Представлены результаты исследования темперамента, агрессивных реакций и стратегий поведения в конфликте студентов 1 курса специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью» в ситуации педагогического конфликта.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая технология профилактики межличностных конфликтов между игроками футбольной

Хашем Ю. Хассан, Терентьев Алексей Евгеньевич
Адаптация футболистов к учебно-тренировочному процессу в период выездных сборов зависит от организации тренировочного процесса, в котором необходимо учитывать не только физиологическое, но и психологическое состояние спортсмена. Организация процесса адаптации футболистов к непривычным природно-климатическим условиям сопряжена в работе тренера с преодолением многочисленных преград, в ряду которых одно из ведущих мест занимает психологическое состояние спортсмена, определяющее его работоспособность. Важное значение для адаптации спортсменов в условиях тренировки в регионах, природно-климатические условия которых отличаются от привычных, имеет профилактика конфликтных ситуаций между игроками. Межличностные конфликты между игроками команды часто возникают в условиях проведения тренировочных сборов профессиональных команд и являются следствием физиологической дезадаптации спортсмена, которая проявляется в виде напряжения психологических функций организма.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия, необходимые для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов в

Пашута Валерий Лукич, Бунина Евгения Ивановна
В статье представлены результаты исследований по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений. К числу основных из них авторы относят: включение в процесс обучения активных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность курсантов в сфере преодоления конфликтов; введение факультативного курса «Психология конфликта»; соблюдение курсантами в повседневной жизни одного из принципов толерантности «умение принудить себя, не принуждая других»; подбор соответствующих средств воспитания, а также строгое выполнение распорядка дня, для преодоления курсантами высокого уровня негативных эмоций; создание комфортных жилищных, бытовых и других условий для курсантов, своевременное обеспечение их денежным и материальным довольствием; формирование умений у курсантов оптимально мотивировать и стимулировать себя к позитивной деятельности.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия эффективного преодоления детско-родительских конфликтов в семье под

Москаленко Марина Сергеевна
В статье описаны психолого-педагогические условия эффективного преодоления детско-родительских конфликтов, обоснована эффективность их применения.
Скачать PDF

Деловой конфликт в педагогическом коллективе и некоторые способы его разрешения

Кондратьева Г.В.
Kondratyeva G.V. A business conflict in the pedagogical collective and some ways to resolve it In the article a conflict and contradictions are compared, similarity and difference between them are defined; classifications of conflicts are analyzed; characterization of negatively disposed and conflict-provoking people is produced. The reasons of a business conflict are defined, examples of typical behavior of conflicting parts are described and possible ways to resolve a business conflict are argued.
Скачать PDF

Учитель и устойчивое развитие: к вопросу умения диагностировать педагогические конфликты

Каменова Димитрина
Скачать PDF

Педагогический конфликт: специфика и способы управления

Чернова Г. Р.
Скачать PDF

Социально-психологические и педагогические аспекты семейных конфликтов

Родионова Е.А.
Conflicts in families are shown to results from incompatible personal, financial, emotional claims offamily members. Awareness otall these may help parents in softening conflicts and developing an appropriate way of family interaction.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: