Парадигмы это что такое Парадигмы: определение — Психология.НЭС
ПАРАДИАГНОСТИКА Парадигма Мертона

ПАРАДИГМА

Найдено 12 определений термина ПАРАДИГМА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Парадигма

(от rpeч.paradeigma - пример, образец) - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период. Понятие введено амер. историком Т. Куном.

Оцените определение:

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

ПАРАДИГМА

1) в лингвистике П. называют некие типичные совокупности языковых единиц, различающиеся между собой, но связанные как члены одного ряда, напр., это может быть совокупность всех возможных форм одного слова, еще совокупность изменений форм слов одной части речи, их флексий (окончаний). Говорят о парадигматике языковых единиц, т. е. определенных системах, классифицирующих языковые единицы и модели их употребления, в памяти, сознании носителя языка. Парадигматику отличают от синтагматики, т. е. использования единиц языка в речи, когда важно их различие, а не сходство. Пример П. - падежно-числовая П. существительных с 2 подпарадигмами (ед. и мн. числа), лексико-семантическая П. названий профессии - "врач", "инженер", "офицер", "балерина", "буфетчик", "банкир", "шофер". 2) в социологии понятие П. используется при описании историко-культурных, экономических и др. процессов на системном уровне, напр., говорят о "петровской П." развития России, т. е. моделях и формах жизни, внедренных в эпоху Петра I и его сподвижников и определивших особенности последующих эпох, существующих в них в модифицированном виде, но, в сущности, в тех же системных отношениях.

В рекламе можно говорить о П. слоганов, телероликов (см. их классификацию в I части Словаря) и т. п. В маркетинге - о П. потребления, выделяя с помощью этого понятия различные сообщества, аудитории потребителей. Своеобразной П. является т. н. "потребительская корзина". В шахматах П. являются "белые" и "черные" с их подпарадигмами - "пешки", "ферзь", "король", "ладьи" и т. д. Во время шахматного поединка единицы шахматной игры (фигуры) вступают в различные синтагматические отношения (линейные), образуют всевозможные конфигурации и синтагмы. Выстроенные же перед началом игры шахматные фигуры - 2 П., разворачиваемые в синтагмы. Так различается парадигматика и синтагматика и в языке.

Источник: С. Гинзер. Международный гештальт-лексикон.

Парадигмы

paradigms) П. наз. правила или предписания, к-рые устанавливают границы и направляют действия к успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ. науки. П. в действии эквивалентны набору базовых идей или понятий, направляющих поведение индивидуума, а следовательно, задающих параметры стандартного способа функционирования в отношении цели или характера работы, и становящихся способом выполнения данным индивидуумом к. л. дел или способом решения к.-л. проблемы. П. обнаруживаются в любой культуре. Каждой культуре присущи собственные нормы, определяющие границы приемлемого поведения и становящиеся надлежащими способами выполнения тех или иных функций. Изменение паттерна и - как следствие этого изменения - отклонение от установленных норм в к.-л. ситуации Баркер называл "сдвигом парадигмы,... переходом к новой игре, к новому набору правил". В каждом поколении инициаторами подобных изменений становились нонконформисты, к-рые сильно рисковали при этом, поскольку П. означают согласованность, а их сдвиги вызывают неразбериху. Простым примером сдвига парадигмы яв-ся желание именинника поставить на стол не традиционный торт, а сладкий пирог: отказ от традиционного торта не что иное, как сдвиг П. Институт семьи До 40-х гг. на рынке труда было очень мало женщин, причем большинство из них занимались канцелярской работой. Перед Второй мировой войной господствовала П., согласно к-рой женщина должна заниматься домом и детьми, а зарабатывать на хлеб - обязанность мужчины. К 1950 г. произошел сдвиг П. Женщины стали приобретать различные специальности и начали работать, чтобы в семьях появилось немного "свободных" денег, однако позднее, в период экономического спада, вторая зарплата стала необходимым условием выживания. Религия Большие изменения произошли и в религиозных обычаях, напр. в деятельности католической церкви после Второго Ватиканского собора. Среди прочих изменений можно назвать проведение литургии на родном языке, концепцию экуменизма, причащение после принятия пищи, уменьшение количества статуй, личное покаяние и расширение подготовки местных кадров духовенства. Подобные нововведения вызвали активное сопротивление. Ритцер, в своих комментариях к оригинальной работе Куна, писал: "Побеждает та парадигма, к-рой удается привлечь на свою сторону наибольшее количество неофитов". По мере того как новые понятия приобретают все больше и больше последователей, сопротивление изменениям П. идет на убыль, и она принимается. К числу общепризнанных в наши дни теорий когнитивного роста и развития, к-рые некогда были парадигматическими, принадлежат теории Э. Эриксона, З. Фрейда, Ж. Пиаже и Л. С.Выготского. Др. П. в образовании, касающаяся интеллекта, осн. на теориях Ч. Спирмена, Дж. П. Гилфорда, Л. Л. Терстоуна, Р. Дж. Стернберга, Г. Гарднера и на мн. др. теориях. Для каждой из них характерны определенные методологические правила и ограничения, а тж стандарты, модели и процедуры, и каждой из них есть место под таким большим "зонтом", каким является образование. Баркер утверждал, что "увязка всех этих П. имеет решающее значение для успешной и долгой жизни любой культуры и орг-ции". Нек-рые парадигмы "приживаются" с большим трудом, а другие принимаются на удивление быстро. Если потребность в перемене велика, сдвиг П. обычно не заставляет себя ждать. Вся многовековая история человечества отмечена сдвигами П. До тех пор пока будут рождаться новые идеи и концепции, будут возникать и сдвиги П., направленные на удовлетворение потребностей людей. См. также Автоматизация, Каузальное мышление, Кодирование, Культурный детерминизм, Человеческие факторы, Теория обработки информации, Интуиция, Философия науки, Теория систем, Теоретическая психология П. Кэрич

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ПАРАДИГМА

система основных научных достижений - теорий, методов, - по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины:

1) этап препарадигмальный - предшествующий установлению парадигмы;

2) этап господства парадигмы - "нормальная наука";

3) этап кризиса и научной революции - заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме.

Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Парадигма

В психологии термин имеет два наиболее распространенных значения: 1. Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области. К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов. 2. Конкретная экспериментальная процедура — например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ПАРАДИГМА

1. Любой ряд лингвистических форм, отражающих общий основной элемент, например, давать, дает, дал, дала, дало, дают и т.д. Это общее понятие встречается и на других уровнях лингвистического анализа включая фонематический, морфологический и синтаксический. 2. Направление или план исследования, в котором внимание сосредоточивается на чем-то определенном. Таким образом, можно читать, например, о решении проблемы в психоаналитической парадигме. 3. Определенная экспериментальная процедура, например классическая парадигма обусловливания. 4. Во влиятельном анализе истории науки Т.С. Куна – собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т.д., составляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в определенный момент времени. Обратите внимание, что все эти способы употребления – от лингвистического до исторического/философского отражают оригинальное значение греческого слова paradeigma, означающего паттерн, модель.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПАРАДИГМА

En.: Paradigm

Значение слова «парадигма», интересующее нас в данном случае, касается границ, определяющих наше мышление: принципы, которые лежат в основе наших идей и узаконивают их, являются парадигмами. Парадигма - это последнее «почему».

Но в какой мере мы являемся хозяевами подобной энграммы? Случается, что воспринятые нами в раннем детстве послания становятся неустранимыми величинами; решения, принятые нами, когда мы были меленькими, развиваются в бессознательные сценарии, а внушения, воспринятые в особом эмоциональном контексте, действуют подобно постгипнотическому внушению (см. негативный самогипноз.)

Гипнотерапевт не может пренебрегать этими понятиями, так как терапия гипнозом - это возможность личностного упорядочивания, и все неосознаваемое должно быть объектом его исследования (см. референтные рамки).

Источник: Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Парадигма

Paradigma). Введенное Куном понятие теории науки, обозначающее «господствующую научную модель».

Источник: Базисное руководство по психотерапии (термины)

Парадигмы

Paradigms) — Исходные концептуальные схемы, модели постановки проблем и их решения.

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

ПАРАДИГМА

от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: предпарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к др. Отечественная конфликтология в настоящее время проходит несколько затянувшийся предпарадигмальный период. Трудности формирования П. российской конфликтологии вызваны непониманием руководителями государственных и научных учреждений важности данной науки для выхода общества из кризиса. Такое непонимание имеет следствием отсутствие финансирования. Российская конфликтология сегодня развивается, главным образом, благодаря усилиям ученых-энтузиастов.

Источник: Словарь конфликтолога

Парадигма

греч. paradeigma – пример, образец) – 1. любой ряд лингвистических форм, имеющих определенный общий элемент (например, такой ряд, как «дать, давать, дает, дал, даст и т.д.); 2. направление или план исследования, которое предполагается проводить с позиции определенной гипотезы (например, с позиции бихевиористской парадигмы); 3. определенная процедура или модель, паттерн исследования (например, классическая парадигма обусловливания); 4. понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как неких первообразов, образцов, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего. В современной философии – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных проблем и разделяемых всем научным сообществом.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

парадигма

(от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов, концепций) из которых исходит большинство исследователей в данной области знаний (например, парадигма бессознательного). Революция в науке в определенной области знаний связана с кризисом старой п. и возникновением новой. Понятие п. введено американским ученым Т. Куном.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ПАРАДИГМА — 0

Найдено книг по теме — 10

Найдено научных статей по теме — 12

Социально-гуманитарная парадигма высшего образования и культурная социализация молодежи

Тесленко Александр Николаевич
В статье акцентируется внимание на роли и значении образования как социокультурного механизма социализации личности. В связи с этим становится необходимым модернизации системы знаний о мире, человеке и обществе с позиции целостности знаний и единства мироустройства. Социально-гуманитарные дисциплины должны помочь молодому человеку не только творчески перерабатывать социальный опыт и адаптироваться к действительности, но и изменять эту действительность
Скачать PDF

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В СУДЬБЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (к анализу одного исторического парадокса)

Умрихин В.В.
Скачать PDF

Творческая парадигма процесса совладания с трудными жизненными ситуациями

Суркова Елена Германовна
Исследование посвящено развитию концепции творческой модели процесса совладания с трудными жизненными ситуациями. Процесс творчества рассматривается как механизм, работа которого на разных уровнях и этапах совладающего процесса позволяет личности использовать жизненные трудности как возможность для личностного роста.
Скачать PDF

Проблема внутреннего конфликта личности: социально-психологическая парадигма

Красильников Игорь Александрович
В статье рассматривается проблема внутреннего конфликта в социально-психологической парадигме. Представлены модели конфликтов: Я − социальная роль, межролевой конфликт. Описан внутренний конфликт с позиций теории идентичности и социокультурных представлений психики.
Скачать PDF

Нарративная парадигма в психологическом исследовании рефлексии жизненного пути

Клементьева M.B.
Теоретически осмыслены типы рефлексии жизненного пути в контексте интеграции нарративной парадигмы к исследованию содержания жизненного пути и деятелъностного подхода как объяснительного принципа психологии. Автобиографическая наррация рассматривается как деятельность, моделирующая содержание жизненного пути личности и методы его познания. Описано предметное содержание и свойства деятельности автобиографической наррации.
Скачать PDF

Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирова

Серый Андрей Викторович
В статье рассматривается возможность построения обобщенной теории психологического консультирования на основании ценностно-смысловой парадигмы функционирования личности. Излагаются основные принципы обобщенной теории консультирования. Выделяются точки соприкосновения и единицы анализа теоретических подходов к психологическому консультированию ценностные ориентации и личностные смыслы. Анализируются психологические механизмы и факторы, определяющие жизненную ситуацию человека как психологическую проблему. Задачи консультирования рассматриваются в контексте ценностно-смысловой парадигмы.
Скачать PDF

Методическая разработка учебного курса «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма»

Акопов Гарник Владимирович, Семенова Татьяна Вениаминовна
В статье представлены результаты методической разработки учебного курса по психологии сознания для студентов (магистров) гуманитарных направлений. Позиция Самарской школы (Г.В.Акопов и др.) выдержана в методологическом поле двухфакторной модели сознания: фактор контакта (обратная связь – коммуникация – смысловое общение); фактор свободы (выбор – творчество – созидание); представлен также новый взгляд на «созерцание» как научный термин и определено его место в категориальном аппарате науки сознания («созерцание» понимается как дополнительная к «деятельности» категория сознания).
Скачать PDF

Ценностная парадигма образования для устойчивого развития

Шмелёва И.А.
Обсуждаются проблемы психологического и философского обеспечения образования для устойчивого развития (ОУР) в контексте целей Стратегии образования для устойчивого развития ЕЭК ООН. Изменение ценностных ориентиров и приоритетов рассматривается как ключевая задача психологического и философского обеспечения ОУР.
Скачать PDF

Предметная деятельность как парадигма в современных исследованиях психики человека

Коптелов Александр Олегович
Основным предметом анализа в данной работе выступает проблема психики человека, рассматриваемая через призму предметной деятельности как одна из парадигм в объяснении идеальных феноменов в ее философско-критическом осмыслении.
Скачать PDF

Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма

Предлагается разработанная автором личностно-ориентированная концепция счастья (ЛОКС), имеющая системный характер и синтезирующая эвдемонический и гедонистический подходы в исследованиях счастья при главенстве первого из них. Показан интегрирующий характер ЛОКС относительно ряда теорий личности начала – середины XX века, так же как и современных зарубежных моделей эвдемонии. Разработаны практические методики, позволяющие изучать выраженность и взаимодействие компонентов модели, а также усиливать эвдемоническую ориентацию личности.
Скачать PDF

Парадигма целостности психологической структуры в методологии современного менеджмента

Кудрявцева Елена Игоревна
Проводится анализ психологических концепций, лежащих в основе современной методологии общего и стратегического менеджментов. Исследуется вопрос о соотношении понятий, традиционно используемых Санкт-Петербургской (ленинградской) психологической школой, и конструктов, на которых основывается методика стратегического управления организациями.
Скачать PDF

Антропоцентрическая парадигма как основа интеграции развития психологии

Снетков Владимир Михайлович
Статья посвящена проблеме интеграции развития психологии. Предлагается рассматривать человека в качестве единого объекта психологии. Формулируются монистические принципы изучения человека. Автор считает, что на основе этого возможна не только интеграция психологии, но и создание единой теории человека и его психики.
Скачать PDF