ОТЧУЖДЕНИЕ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОТЧУЖДЕНИЕ

отвержение индивидом социальных ценностей, что является предпосылкой криминализации его поведения.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Отчуждение
Alienation) — Ощущение работником бессилия, отсутствия смысла деятельности, одиночества, дезориентация и негативное отношение к работе, рабочей группе или организации.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

Отчуждение
превращение того, что раньше Рассматривалось человеком как близкое и свое, в отдаленное и чужое. Отчуждение - это процесс и результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше было для него значимым, важным, захватывало и интересовало его.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Отчуждение (экзистенциальное)
В общепринятом значении термин используется для описания чувства изоляции от других людей. В экзистенциальном значении термин описывает разъединенность человека со своим истинным «Я», которая может быть следствием подсознательного желания поступать «правильно» и соответствовать требованиям других людей.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ОТЧУЖДЕНИЕ
alienaton) Способ существования или процесс становления, при которых происходит отстранение либо
а) от самого себя или каких-то сторон себя, либо
б) от других.
Направленность интересов фрейдовского психоанализа связана са),т.е. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМОМ, а направленность марксизма- сб). Поскольку, однако, самоотчуждение ограничивает способность к установлению отношений с другими, а отчуждение от других - способность к самораскрытию, то а) и б) - взаимозависимы.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Отчуждение
Постепенный уход в себя и соответствующее неучастие в делах внешнего мира, сопровождающее процесс старения. Согласно теории отчуждения, постепенное снижение уровня активности у пожилых людей является естественной частью старения. Отчуждение часто является двусторонним процессом: общество тоже отстраняется от пожилых людей через установление границ пенсионного возраста и общую маргинализацию стариков. Постепенное отчуждение личности от общества иногда приводит к чувству психологического благополучия и, следовательно, может рассматриваться как адаптивный процесс. См. также Межвозрастная конкуренция.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ОТЧУЖДЕНИЕ
1. В современном использовании: чувство отчужденности или отдаления от других; ощущение недостатка теплых отношений с другими. 2. Экзистенциалисты, однако, сделали этот термин центральной концепцией своей психологии и привнесли в его значение важный дополнительный аспект. Они сконцентрировали свое внимание не столько на отчуждении одного человека от других, сколько на отдалении человека от самого себя. Это отделение индивида от предполагаемой своей "реальной" или "глубинной" сущности считается следствием озабоченности конформностью, желаниями других, давления социальных институтов и других "внешних" мотивов. 3. Устаревший термин для обозначения прогрессирующего психического заболевания.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

отчуждение (в психологии)

система отношений субьекта с окружающей действительностью, при которых результат жизнедеятельности, присущие ей нормы взаимоотношений, системы ценностей, их социальные носители осознаются как противоположные ему самому, противоречащие его "Я", его взглядам, устремлениям. Причем амплитуда эмоциональной окрашенности этих отношений колеблется от болезненного ощущения несходства до полноого неприятия и даже враждебности. О. выражается в таких переживаниях субьекта как чувство обособленности, одиночества, отверженности, потери своего "Я" и др. Как социальное явление его рассмотрел К.Маркс на примере о. рабочих от результатов своего труда, от средств производства.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОТЧУЖДЕНИЕ
превращение того, что раньше воспринималось и рассматривалось человеком как его собственное, близкое, в чужое и психологически далекое (отчужденное) от него. О.-это процесс и результат утраты личностного смысла для человека того, что раньше имело для него смысл, что было для него значимым и ценным. В экзистенциальной психологии О. означает чувство чуждости человека окружающим его людям, психологическую изолированность данного человека от них. О.-центральное понятие экзистенциальной психологии, включающее также своеобразный «отход» человека от самого себя. Характерное для О. отделение человека от его же собственного предполагаемого «реального» или «глубинного» Я может стать результатом (следствием) длительного конформного поведения данного человека, подчинения его личных интересов интересам других людей, давления, оказываемого на данного человека разнообразными социальными организациями и институтами, а также других, исходящих от окружающих людей и сложившихся обстоятельств, влияний. См. конформизм, отчужденность межличностная, психология экзистенциальная, смысл личностный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОТЧУЖДЕНИЕ
в психологии) – проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также др. индивиды и социальные группы осознаются как противоположные ему самому (от несходства до враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери «Я» и пр. Понятие «О.» впервые было использовано З. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой его естественной природе культуре. Феноменологически О. выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего или в утрате индивидуальности. Э. Фромм выделил пять форм О. индивида: О. от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В социальной психологии О. используется при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется др. индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая нормы группы, законы и предписания.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Отчуждение
1. отстранение, отдаление от других людей, недостаток или отсутствие теплых отношений с ними; 2. в экзистенциализме – центральный пункт этой философской концепции, означающий отдаление человека от самого себя, от своей «сущности» («человек – экзистенциальный предатель»). Считается следствием озабоченности конформизмом, желаниями других людей, давлением социальных институтов и влияния других «внешних мотивов»; 3. в психопатологии – деперсонализация, утрата ощущения принадлежности к собственной личности различных проявлений своего Я (мыслей, эмоций, побуждений и др.). Так, Л.Н.Толстой («Война и мир») так пишет об ощущении отчуждения у Наташи Ростовой:»Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи…она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них». См. Деперсонализация; 4. в психоанализе – способ существования или процесс становления, при которых происходит отстранение: а) либо неких личных качеств от себя (направленность интересов фрейдовского анализа), либо б) плодов своего труда в пользу других людей (направленность марксизма); 5. в социальной психологии - отчуждение политическое, недовольство, неудовлетворенность, разочарование, безразличие или враждебность широких масс людей в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Отчуждение
1) (отчужденность) – погруженность в себя, внутренняя отдаленность от окружающего; отдаление человека от самого себя, от своей глубинной сущности вследствие конформности, давления социальных институтов, желаний других.
Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них (Л. Толстой, Война и мир).
Если бы в это время кто-нибудь увидел его красивое, до мертвенности бледное лицо, эффектно освещенное луною, тот непременно отскочил бы от него в сторону и поневоле вспомнил бы одну из очаровательных легенд о душах, бродящих по земле в ожидании прощения своих земных согрешений. Уставшие глаза Долинского смотрели с тихою грустью и беспредельною добротою, и как-то совсем ничего земного не было в этом взгляде; в лице его тоже ни один мускул не двигался, и даже, кажется, самое сердце не билось. Это был Наль, разлученный с своей Дамаянти; это было воплощение идеи духа, для которого немы все песни земли, который знает другие песни и полон томительного желания снова услышать их памятные звуки (Н. Лесков, Обойденные).
Ср. отрешенность.
2) ощущение недостатка теплых отношений с другими.
Микробы недовольства – запрятанные деньги, появившийся любовник – оказывали свое тлетворное действие, способствовали все большему отчуждению супругов, рождали в них взаимное раздражение (Э. Золя, Человек-зверь).
Он скоро свету
Стал чужд.
Весь день бродил пешком,
А спал на пристани, питался
В окошко поданным куском.
(А. Пушкин, Медный всадник)

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Отчуждение
в социальной психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр. В психологии понятие О. впервые было использовано З. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически О. выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Э. Фромм существенно расширил сферу применения этого понятия. Согласно Фромму, О. индивида выступает в пяти формах: О. от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии О. используется при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности межличностных отношений ценностным содержанием совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания. При анализе О. большинство социальных психологов сосредотачивает свое внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидами своей отверженности, являющейся причиной аномии — антиобщественного поведения (М. Симэн, Р.К. Мертон). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения. О. берет начало в раннем детстве в результате эмоциональной депривации ребенка, отсутствия теплых отношений к нему со стороны близких и в первую очередь матери, что порождает аутизм, негативизм и в конечном счете может привести к криминогенным последствиям. В детской психологии понятие О. выражает необходимый момент становления самосознания ребенка, развития его рефлексии. В младенчестве О. проявляется в слитности ребенка с миром, его неспособности отличить себя от своей жизнедеятельности (А. Валлон). На более поздних этапах онтогенеза с понятием О. связывается такое отношение ребенка к себе, взрослым и сверстникам, нормам поведения, которое находит свое выражение в неприятии, отвержении, эгоцентризме. В.В. Абраменкова

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ОТЧУЖДЕНИЕ
процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, - трансформация в независимую силу, господствующую над людьми. Это понятие впервые использовалось З. Фрейдом.
В психологии - проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при коих продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому - от несходства до неприятия и враждебности. Это выражается в соответственных переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.
В современной психологии социальной отчуждение используется при характеризации отношений межличностных, при коих индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности деятельности совместной ценностным содержанием (-> опосредование деятельностное); с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и предписания группы.
При анализе отчуждения западная психология социальная сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной аномии (поведения антиобщественного). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между устремлениями, определяемыми культурой, и социально организованными средствами их удовлетворения.
В психоанализе и психологии понятие отчуждения впервые использовано З. Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры. Следствие каждого невроза - отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь. Феноменологически отчуждение выражалось:
1) в дереализации - невротической потере субъектом чувства реальности происходящего;
2) в деперсонализации - утрате своей индивидуальности. Сферу применения этого понятия расширил Э. Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах:
1) отчуждение от других людей;
2) от своего труда;
3) от потребностей;
4) от государства;
5) от природы;
6) от самого себя.
Он рассмотрел также отчуждение чувств, страдание от отчуждения и отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им также введено понятие активности отчужденной. Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы, подтвердил связь между неврозом и отчуждением и пришел к выводу, что в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием отчуждения. Он также развил представление об отчуждении как о болезни личности и своеобразной сердцевине психопатологии современных людей. Одним из самых распространенных психопатологических феноменов выражения отчуждения он считал перенесение.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОТЧУЖДЕНИЕ
отстраненность человека от внешнего мира, других людей, самого себя.
   В психоаналитической литературе под отчуждением понимается прежде всего отделение, отстраненность личности от самой себя или от отдельных ее сторон, частей, психических структур и процессов.
   Понятие отчуждения использовалось З. Фрейдом в различных контекстах. В частности, в статье «Отрицание» (1925) он писал об «отчуждении субъективного от объективного». В статье «Гибель эдипова комплекса» (1924) он соотнес отчуждение с вытеснением и не видел никаких оснований для того, чтобы «отказать отчуждению Я от эдипова комплекса в названии «вытеснения». В целом отчуждение рассматривалось им в качестве отстранения человека от неудовлетворяющей его реальности, ухода от внешнего мира, одной из форм бегства индивида в болезнь. По его мнению, следствием каждого невроза является отдаление больного от реального мира, «отчуждение его от действительности».
   Представления З. Фрейда об отчуждении получили свое дальнейшее уточнение и развитие в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, Э. Фромм (1900–1980) уделил значительное внимание рассмотрению данного феномена. В работе «Вне цепей иллюзий» (1962) он указал на сходство явлений отчуждения и перенесения (переноса). Э. Фромм исходил из того, что невротик – это отчужденное существо, «он невротичен, потому что отчужден». Чтобы преодолеть ощущение внутренней пустоты, невротик выбирает объект, на который проецирует свои собственные качества. Данный процесс наблюдается как в повседневной жизни невротика, так и в аналитической ситуации, когда пациент переносит на аналитика свои противоречивые чувства и переживания. Подчиняясь выбранному объекту, отчужденный человек чувствует себя в единстве со своими качествами. Утрата объекта означает опасность утраты самого себя. Основанный на индивидуальном отчуждении, механизм идолопоклонства определяет динамизм перенесения, придающий ему силу и интенсивность. «Испытывая потребность в идоле и занимаясь его поисками, отчужденный пациент находит психоаналитика и наделяет его чертами отца и матери – двух важнейших персон знакомых ему с детства. Таким образом, содержание перенесения обычно восходит к инфантильным образам, тогда как его интенсивность – результат степени отчуждения пациента».
   С точки зрения Э. Фромма, перенос – не единственный феномен психопатологии, который можно рассматривать как выражение отчуждения. В широком смысле «любой невроз можно считать следствием отчуждения». Характерной чертой невротика является то, что какая-то страсть в нем становится доминирующей и обособляется от целостной личности. Невротик отчужден от самого себя потому, что превратился в раба одной своей части. Вместе с тем Э. Фромм считал, что при рассмотрении отчуждения в качестве патологического феномена не следует упускать из виду одно важное обстоятельство. Это обстоятельство связано с признанием отчуждения необходимым явлением, внутренне присущим развитию человека и имеющим непосредственное отношение к сферам разума и любви. Человек вынужден отчуждаться, чтобы преодолевать раскол в деятельности разума, а любовь предполагает отчуждение и в то же время способность преодолевать его.
   Сходную и вместе с тем своеобразную позицию по проблеме отчуждения занимал Р. Лэйнг (1927–1994), считавший, что существуют формы отчуждения, которые можно назвать «нормальными». Состояние отчуждения, сон, бессознательность – «состояния нормального человека». Но чаще всего то, что принято называть нормальным, является следствием подавления, вытеснения, расщепления, проекции, интроекции и других форм разрушительного воздействия на переживание человека. Отчуждение оказывается связанным с отходом переживания человека от его поведения. При этом человек может отчуждаться от самого себя, мистифицируя и себя, и других. По словам Р. Лэйнга, «нормально» отчужденная личность по причине того, что она действует так же, как остальные люди в данном сообществе, считается психически здоровой. «Другие формы отчуждения, выбивающиеся из господствующего состояния отчуждения, клеймятся «нормальным» большинством как дурные или безумные».
   С учетом подобной трактовки отчуждения такая диагностическая категория, как «шизофрения», оказывается, по мнению Р. Лэйнга, не чем иным, как ярлыком, приклеиваемым одними людьми к другим. Шизофреником считается тот, кто социально не приспособился к обществу. Но социальная приспосабливаемость к плохо функционирующему обществу может быть весьма опасна. Так, пилот бомбардировщика, в совершенстве приспособленный к обществу может представлять собой большую угрозу человечеству, чем шизофреник с манией, что внутри него находится бомба. Возможно, как считал Р. Лэйнг, «наше общество само стало биологически плохо функционировать, и некоторые формы шизофренического отчуждения от общества могут обладать социобиологической функцией, которую мы еще не распознали».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Отчуждение (политическое)
alienation (political)) Политическое отчуждение (П. о.), или недовольство, по существу представляет собой чувство неудовлетворенности, разочарования и безразличия в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы. Чувства политической неудовлетворенности включают, по меньшей мере, пять компонентов: бессилие ("Мнение подобных мне людей никак не влияет на то, что делает правительство"); недовольство ("По большей части, это правительство обслуживает интересы небольших организованных групп, таких как бизнес или промышленность, и не слишком-то заботится о нуждах таких людей, как я"); недоверие ("Большинство гос. и местных политиков - политические проститутки"); отстранение ("Когда я думаю о правительстве в Вашингтоне, я не воспринимаю его так, как если бы оно было моим правительством"); безнадежность) ("Будущее этой страны мне видится мрачным"). 3 обобщения эмпирических данных представляются релевантными такой концептуализации политической неудовлетворенности. Во-первых, эти пять компонентов неудовлетворенности оказываются в высшей степени взаимосвязанными: высокий уровень неудовлетворенности по одному из них коррелирует с высокими уровнями четырех др. Во-вторых, в основе этих пяти компонентов, по-видимому, лежат два аттитюдных измерения: политическое бессилие и отстранение образуют личное измерение неудовлетворенности, а политическое недовольство, недоверие и безнадежность составляют системное измерение неудовлетворенности. В-третьих, исслед. атрибуции ответственности за политическую неудовлетворенность показывают, что люди чаще характеризуют существующее состояние политической системы неумышленным поведением частных лиц ("Граждане не располагают достоверной информ. в отношении политики и положения дел в об-ве, поскольку правительство постоянно им лжет"), чем умышленным поведением гос. чиновников ("Политики не соответствуют занимаемым ими должностям"). Обнаружена довольно устойчивая связь чувства политической неудовлетворенности с двумя демографическими факторами: социоэкономическим статусом и расовой принадлежностью. В частности, П. о. в большей степени характерно для низших слоев об-ва и рабочего класса по сравнению со средними и высшими слоями, а черное население испытывает большее П. о. по сравнению с белым населением. Теории Для объяснения чувств П. о. было предложено по меньшей мере семь теорий. Согласно теории сложной организации , политическая неудовлетворенность возникает, когда люди не могут или не хотят участвовать в политических делах об-ва, крупных формальных орг-ций или своих общин. 2 осн. причины П. о. в об-ве - дефицит первичных взаимоотношений и невозможность включаться в добровольные объединения и принимать участие в их делах. Наличие этих двух явлений будет приводить к чувствам П. о. Теория массового общества - осн. версия объяснения П. о. - исходит из предположения, что совр. об-во оказывается сложным и непонятным, не предлагает четко сформулированных достижимых целей, состоит из людей с различными ценностями, представляет мало возможностей для удовлетворения личных запросов и не предлагает чувства личного контроля. Эти характеристики об-ва и ведут к П. о. Для сравнения: теория неблагоприятных соц. условий утверждает, что не фактическое соц. положение порождает политическую неудовлетворенность людей; скорее, неудовлетворенность является следствием восприятия людьми, занимающими определенные соц. позиции, своих отношений с др. людьми и др. соц. организмами. Эта теория поддерживается данными о существовании связи социоэкономического статуса (уровня образования, дохода и профессии) с политической неудовлетворенностью, причем такие чувства чаще встречаются у лиц с более низким уровнем формального образования, более низкими доходами и у квалифицированных работников физ. труда. Теория личной несостоятельности постулирует 3 предпосылки П. о.: а) индивидуум должен занимать соц. положение, к-рое ограничивает его свободу действий; б) эти ограниченные возможности должны препятствовать достижению жизненно важных для него целей; в) индивидуум должен воспринимать себя неудачником в своих попытках достичь этих целей. В этом случае сама по себе неудача в достижении личных жизненных целей не порождает П. о.; чтобы оно возникло, такая неудача должна быть социально обусловлена и признана таковой самим индивидуумом. Теория соц. изоляции утверждает, что чувства политической неудовлетворенности связаны с изоляцией от данной политической системы или с недостаточным слиянием с ней. Этот дефицит слияния (или ассимиляции) относится к любым соц. связям с любым соц. объектом, не обязательно с самим об-вом, и может быть когнитивным или поведенческим по своей природе. Кроме того, соц. изоляция может быть вынужденной или добровольной, неосознанной или осознанной. В этом случае неудовлетворенность можно было бы предсказать, исходя из отсутствия интереса к политике, политической апатии, слабой поддержки проводимой политики, политического невежества и провала голосования. В отличие от этих социологических теорий политического отчуждения, модель соц. депривации постулирует, что личные чувства соц. депривации приводят к низкой самооценке, к рая, в свою очередь, имеет следствием высокие уровни П. о. 2 ключевых элемента в этой теории - связь между воспринимаемой соц. депривацией и низкой самооценкой и связь между низкой самооценкой и ощущаемым П. о. - не получили поддержки в обследованиях белых и черных американских подростков. Напротив, объяснение политической неудовлетворенности с позиций социально-политической реальности неоднократно подтверждалось в эмпирических исслед. Эта теория устанавливает прямую связь между восприятием функционирования социально-политической системы и чувствами политической неудовлетворенности, причем критические оценки работы этой системы напрямую связаны с переживанием неудовлетворенности. Хотя модель социально-политической реальности получает сильную эмпирическую поддержку, она в то же время обладает существенным недостатком, так как не предоставляет к.-л. объяснений связи между критическим отношением индивидуума к функционированию системы и его чувствами политической неудовлетворенности. Такое объяснение предлагается теорией неудовлетворенности системой, согласно к-рой в возникновение П. о. вносят вклад 3 причинных фактора. Во-первых, должно иметь место критическое восприятие социально-политической реальности, т. е. экономической и расовой дискриминации. Во-вторых, должна возникнуть политически иррациональная, перфекционистская реакция на действия социально-политической системы, носящая обычно моралистический, ригидный, преувеличенный характер. В-третьих, должно тж возникнуть психол. реактивное сопротивление, или восприятие угрозы, исходящей от социально-политической системы. Это воспринимаемая угроза и/или реальная потеря свободы будут переживаться особенно остро, если индивидуум характеризуется высокой чувствительностью к такого рода угрозе или потере или если он рассматривает себя в одном ряду с др., кто уже подвергся ранее такой угрозе или потере свободы. Все эти 3 предпосылки формируют специфическую причинную последовательность. Так, критическое восприятие социально-политической реальности не только вносит непосредственный вклад в чувство отчуждения по отношению к социально-политической системе, но также приводит к иррациональным политическим представлениям и психол. реактивному сопротивлению. В свою очередь, иррациональные политические представления благоприятствуют высоким уровням психол. реактивного сопротивления и генерируют П. о. Наконец, чувство психол. сопротивления тж вносит свой вклад в П. о. Последствия Предметом особого внимания теорий процесса политического недовольства являются последствия неудовлетворенности политической системой. Из аттитюдных и поведенческих последствий политической неудовлетворенности, чаще всего упоминающихся в литературе (аттитюдный реакционизм и негативизм, поведенческая апатия и экстремизм), лишь поведенческая апатия нашла прочное подтверждение в исследовательской литературе по традиционной политической активности. Т. о., можно сделать вывод о том, что недовольные политикой в своих политических аттитюдах и поведении мало отличаются от политически лояльных граждан. Отсюда тж следует, что стабильность и жизнеспособность демократических политических систем не подвергается угрозе со стороны чуждающихся политики сегментов населения, к-рые могут оставаться более безразличными к политике по сравнению с др. сегментами. См. также Консерватизм/либерализм, Теория справедливости, Национальный характер, Политические ценности С. Лонг

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
353.02 кб

Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики

Вагнер Ирина Владимировна
Раскрыты сущность и значение экологического опыта ребенка как основы его экологической культуры.
Читать PDF
516.20 кб

Отчуждение личности как проблема предупреждения преступности несовершеннолетних

Ермолаева Светлана Анатольевна
Анализируется идея отчуждения личности от общества, которая, по мнению автора, выступает как одна из самых продуктивных идей социологического и антропологического методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения пр
Читать PDF
248.67 кб

Отчуждение учебного труда студента - актуальная проблема высшего образования

Косырев Вячеслав Николаевич
В статье с учетом опыта мыслителей прошлого намечен новый подход к изучению отчуждения в сфере учебного труда студента.
Читать PDF
142.35 кб

Отчуждение от себя: чревоугодие, порождающее леность мысли

Мухина Валерия
Читать PDF
391.29 кб

Сущность криминализации общества и государства: отчуждение от ценностей или утверждение господства?

Розов Николай Сергеевич
Читать PDF
89.22 кб

Отчуждение и вовлечение как основные факторы политического процесса

Иванов Сергей Сергеевич
Читать PDF
122.92 кб

Религия и отчуждение человека от общества и Природы в условиях технократической цивилизации

Политкина К. И.
Читать PDF
329.25 кб

Восстановление баланса в психологическом конверсиве отчуждение-идентификация как способ преодоления

Топильская Ольга Анатольевна
Рассматривается одна из актуальных проблем современной психологии отчуждение личности.
Читать PDF
423.53 кб

Отчуждение физического «я» на материале исследования пациентов с физическими дефектами и субъектов б

Каминская Наталья Андреевна
В статье предпринята попытка исследовать отчуждение физического «Я» в контексте присвоения своего тела субъектом.
Читать PDF
288.62 кб

Отчуждение от других: отчуждение в процессе движения к цели

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
Рассматриваются выявленные в науках о человеке социальные формы отчуждения, возникающие в обыденной жизни: одиночество, уединение, дистанцирование, суверенность и обособление.
Читать PDF
306.80 кб

Отчуждение от других: от ярости и цинизма до хамства

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
Анализируется феномен отчуждения в его негативных проявлениях: ярости, цинизма и хамства. Показано, что произволения человека могут быть причиной поступков и проступков.
Читать PDF
394.75 кб

Отчуждение от других: мошенники и плуты, насильники и убийцы*

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
Анализируются негативные личностные качества: мошенничество и плутовство, насилие и склонность к убийствам.
Читать PDF
200.36 кб

Отчуждение от себя: гнев, уничижающий личность

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
Обсуждается феномен гнева, его понимание в христианстве, в текстах Святых отцов, в философии, начиная от древних греков, в последующие эпохи, в современных научных исследованиях.
Читать PDF
258.84 кб

Отчуждение от себя: тщеславие и гордость, порождающие зависть и ненависть к ближнему

Мухина Валерия Сергеевна, Хвостов Андрей Анатольевич
Анализируется тщеславие и гордость, порождающие многочисленные негативные личностные образования. Показано, что тщеславие имеет множество обличий, ибо человеку свойственно тщеславиться любыми своими качествами.
Читать PDF
235.16 кб

Отчуждение от других: мошенники и плуты, насильники и убийцы

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
Анализируются негативные личностные качества: мошенничество и плутовство, насилие и склонность к убийствам.

Похожие термины:

  • Отчуждение актов самонаблюдения

    симптом аутопсихической деперсонализации, проявляется отчуждением актов болезненного самоисследования, патологической рефлексии, когда пациент «физически» чувствует, что не он сам, а кто-то дру
  • ОТЧУЖДЕНИЕ ЧУВСТВ

    в психопатологии - симптом деперсонализации, переживается пациентом как утрата принадлежности эмоций и чувств его собственной личности.
  • ОТЧУЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ

    См. Отчуждение чувств.
  • ОТЧУЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ

    возникновение психологического барьера между родителями и подростком. О. п. от р. проявляется в том, что подросток начинает все меньше общаться со своими родителями, все меньше рассказывать им о св
  • ОТЧУЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

    син.: абалиенация — лат. ab — от, alienus — чужой) — расстройство самосознания с отчуждением психических функций (некоторых или всех) и утратой единства Я [Блейхер В. М., Крук И. В., 1996]. Включает феномены д
  • Тотальное отчуждение

    по Э. Фромму, психическое состояние человека, нарушившего свою естественную связь с природой и поэтому – с другими людьми. Ср.: Перед окном моим Птичка поет. Тихо я слушаю. Сердце сжимается. Она поет
  • ОТЧУЖДЕННОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ (ОТЧУЖДЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ)

    психологическая характеристика неприязненных, неблагоприятных, безразличных или отчужденных человеческих взаимоотношений. См. отчуждение.
  • Гаркави синдром отчуждения чувств

    Гаркави, 1945) - утрата способности осознавать собственные витальные ощущения (голода, насыщения, жажды, холода, тепла, сна, сексуальных побуждений и оргазма) у пациентов с анестетической депрессией.
  • Депрессия отчуждения

    депрессия с явлениями деперсонализации, точнее, явлениями гипоаутогнозии (см.), поскольку собственно деперсонализация типичной, заторможенной депрессии обычно малосвойственна. Синоним: Депресси
  • ГАРКАВИ СИНДРОМ ОТЧУЖДЕНИЯ ВИТАЛЬНОСТИ

    (Гаркави Н. Л.). Относительно редко наблюдаемый синдром у больных с депрессивными состояниями. Характеризуется наличием признаков потери (отсутствия) некоторых витальных чувств: потеря чувства го
  • ГОЛАНТ-ШМАРЬЯНА СИНДРОМ ОТЧУЖДЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

    Голант Р.Я., Шмарьян А.С., 1940]. Характерно отрицание больными восприятия речи или измененное ее восприятие, сопровождающееся неприятным чувством. При этом отмечается прекардиальная тоска. Расстрой
  • Опросник субъективного отчуждения

    ОСОтч). Адаптация Е. Н. Осина. Направлен на измерение переживания индивидом отчуждения с опорой на концепцию экзистенциального невроза С. Мадди. Мадди выделяет 4 формы отчуждения (экзистенциальног
  • СИНДРОМ ОТЧУЖДЕНИЯ

    для него характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность осознается.
  • АКТИВНОСТЬ ОТЧУЖДЕННАЯ

    согласно Э. Фромму - определенная нейтрализация человеческой активности, когда действие совершается над ним внешними или внутренними силами, отчего происходит отделение человека от результатов
  • отчужденность

    [alienation] Отсутствие значимых взаимоотношений между индивидом и другими лицами в его обществе или культуре.
  • отчужденность подростковая

    [alienation, adolescent] Антипатия или даже враждебность по отношению к своему собственному социальному окружению или к культуре в подростковом возрасте.
  • Воспоминания отчужденные

    воспоминания, в которых лично пережитое воспринимаются пациентом как случившееся с кем-то другим или воспринятое во сне, в тексте, в фильме.
  • ОТЧУЖДЕННЫЙ АФФЕКТ

    в психоанализе – аффект, удаленный из болезненной, вызывающей беспокойство идеи или мысли, с которой он первоначально был связан. Присоединение такого аффекта к другой, нейтральной мысли, идее яв