ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Одаренные дети
Дети, обнаруживающие более высокие общие или специальные способности. Одаренность может проявляться в сфере интеллекта (способность творчески и нестандартно мыслить), искусства (в музыке, изобразительном искусстве), спорта (в определенных его аспектах) и т. д. Обычно О. имеет наследственные предпосылки, степень реализации которых, однако, определяется образом жизни. Особенно важно такое соответствие на ранних этапах онтогенетического развития. Высшие степени проявления О. – гениальность и талантливость.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем – в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в деятельности называются вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не являются достаточным залогом будущего таланта. Врожденные задатки – только одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Признаки необычных способностей неотделимы от возраста: они во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. Оценка одаренности не может основываться только на тестировании – степень и своеобразие ее обнаруживаются в ходе обучения и воспитания, при выполнении детьми той или иной содержательной деятельности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Одаренные дети
дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, общих или специальных (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Соответственно, в психологии выделяются общая и специальная одаренность. Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности — IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки раньше всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности иногда называют «вундеркиндами». В обучении и воспитании О. д. важно не только обеспечить возможности для полноценного развития их способностей, но и обращать особое внимание на их социальную адаптацию, поскольку, в силу своей нестандартности, отличий от сверстников, они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У О. д. часто встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе и пр. Н. С.Лейтес

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
англ. gifted children) -дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность (см. Одаренность общая).
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше др. формируется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). См. Талант.
Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для О. д. характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности (см. Индивидуально-психологические различия, Индивидуальность).
О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (см. Тесты). Одаренность детей м. б. установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДЕТИ ОДАРЕННЫЕ
дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность - к музыке, рисованию, технике и пр. Детскую одаренность принято диагностировать по темпу развития умственного - степени опережения, при прочих равных условиях, своих ровесников; на этом основаны тесты одаренности умственной и коэффициент интеллектуальности. Значение этих показателей не стоит преувеличивать, ибо первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей в области музыки, затем - в рисовании. В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими достижениями в некоей деятельности называют вундеркиндами. Но и самые выдающиеся проявления ребенка не служат достаточным залогом будущего таланта. Врожденные задатки - лишь одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависимых от среды и от характера деятельности. Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. Оценка одаренности не должна основываться только на тестировании: ее степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания, при выполнении содержательной деятельности. Ранняя специализация не должна быть преждевременной или чрезмерной. Выявлению и развитию детей одаренных призваны содействовать специальные школы (например, музыкальные, математические), факультативные занятия, разнообразные : кружки, студии, проведение школьных олимпиад, конкурсов художественной самодеятельности и пр. Недопустимо задерживать развитие детей одаренных. Их учебная нагрузка, формы обучения и воспитания должны соответствовать их возможностям. Забота о детях одаренных предполагает сочетание развития способностей с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
829.25 кб

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Токарев Олег Александрович
В статье рассмотрены возможные трудности, которые возникают в общении одаренных детей со сверстниками.
Читать PDF
1.06 мб

Разработка веб-платформы «Одаренные дети»

Перцев Т.Е.
В работе описывается процесс разработки проекта «Одаренные дети» для последующего привлечения абитуриентов.
Читать PDF
3.38 мб

Одаренные дети: опыт эффективной педагогики

Сафронова Лариса Васильевна, Маркова Валентина Ивановна, Кочкина Татьяна Петровна
Статья посвящена продуктивному опыту работы с одаренными детьми и создания условий для их развития в современной российской школе Авторы освещают формы и методы выявления, поддержки, развития и социализации одаренных детей в перед
Читать PDF
297.37 кб

Одаренные дети: особенности и сложности развития

Суднева Олеся Юрьевна
В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей.
Читать PDF
380.95 кб

Одаренные дети как научно-педагогическая проблема

Заславская Ольга Владимировна, Сальникова Ольга Евгеньевна
Статья посвящена актуальной проблеме работе с одаренными детьми.
Читать PDF
804.14 кб

Одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности

Жуманиёзова Индира Адилбековна
В данной статье рассматриваются одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности на занятиях проектной деятельностью, которые способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала детей.
Читать PDF
5.07 мб

Одаренные дети в Болгарии: система работы и поддержки

Бочарова Елена Анатольевна
В статье рассмотрены основные направления в работе с одаренными детьми в Болгарии.
Читать PDF
493.01 кб

Одаренные дети как группа риска по формированию невротического состояния

Кулемзина А.В.
В статье проанализированы особенности одаренных детей, в соответствии с которыми они попадают в группу риска по формированию невротических состояний.
Читать PDF
112.31 кб

Программа деятельности педагогического коллектива - «Одарённые дети - будущее России»

Климова Светлана Вячеславовна
Статья посвящена актуальной проблеме созданию условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в начальной школе, а также в создании условий, способствующих формированию и м
Читать PDF
121.80 кб

«Дети индиго»: психологическая реальность или психологический миф? Между одаренностью и синдромом де

Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В.
Анализируются существующие гипотезы и мифы о «детях индиго», выдвигается собственное предположение о сущности феномена «индиго», предпринята попытка показать его связь с одаренностью детей и «синдромом дефицита внимания с гиперакт

Похожие термины:

  • Одаренные и талантливые дети

    gifted and talented children) Из множества определений О. и т. д. одно определение, используемое федеральным правительством, отражает стремление учесть по возможности все аспекты детской одаренности и подразу
  • Математически одаренные дети

    precocious mathematical reasoners) Мальчики и девочки, значительно опережающие своих ровесников по способности к мат. рассуждению, знанию мат. понятий и/ или вычислительным навыкам, обладают дарованием или даров