Математически одаренные дети
Математически одаренные дети
precocious mathematical reasoners) Мальчики и девочки, значительно опережающие своих ровесников по способности к мат. рассуждению, знанию мат. понятий и/ или вычислительным навыкам, обладают дарованием или дарованиями, к-рые м. б. весьма полезными для усвоения школьных предметов, требующих склонности к количественному анализу или мат. навыков. Обычно наиболее важным из этих дарований является рассуждение, осн. в большей мере на умении глубоко анализировать задачи, чем на знании выученных понятий или на свободном оперировании числами. Психологи, занимающиеся изучением индивидуальных различий, ведут горячие споры по поводу критериев разграничения "способности" и "достижения"; разумеется, попытки отличить способность к мат. рассуждению от достижений в усвоении математики имеют прямое отношение к этому спору. Прогностическая ценность SAT Проявление высокого уровня способности к аналитическому мышлению при решении простых мат. задач до изучения большинства разделов формальной математики - мощный предиктор способности быстро и глубоко освоить математику. Напр., большинство уч-ся в возрасте 12 лет или младше, получающих показатели по SAT-M выше показателей, получаемых 50% выпускников средней школы (т. е. 500), способны усвоить программу первого года обучения по алгебре для средней школы с помощью опытного, регулирующего темп обучения наставника за период до 15 часов. Это соответствует объему материала по алгебре (часть I), на усвоение к-рого 14-15-летним ученикам IX класса отводится от 180 до 190 уроков продолжительностью 45-50 минут. М. о. д. составляют одну из наиболее ценных частей естественных ресурсов нации. Именно они обладают потенциалом для получения докторских степеней в молодые годы, приходящиеся на конец юности и начало взрослости, вместе с признанием их научных достижений ведущими ун-тами. Поэтому крайне важно выявлять таких детей как можно раньше и помогать им развивать и совершенствовать свои дарования всеми подходящими для этого способами. И они сами, и об-во, в к-ром они живут, бесспорно, получат огромную выгоду от такого особого внимания. См. также Абстрактный интеллект, Тесты академических способностей, Раннее развитие, Проект "Талант" Дж. Стэнли
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006