ОБРАЩЕНИЕ это что такое ОБРАЩЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
Обращать в шутку Обращение  по имени-отчеству

ОБРАЩЕНИЕ

Найдено 6 определений термина ОБРАЩЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОБРАЩЕНИЕ

reversal)

Одна из превратностей инстинкта. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, инстинкты могут обращаться в свою противоположность: САДИЗМ может обращаться в МАЗОХИЗМ, ВУАЙЕРИЗМ - в ЭКСГИБИЦИОНИЗМ и т.п., причем обычно, хотя и не всегда, обращение происходит из АКТИВНОГО в ПАССИВНОЕ.

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ОБРАЩЕНИЕ

В психоанализе – обращение инстинкта в его противоположность, например садизм превращается в мазохизм. Анна Фрейд утверждала, что формирование реакции как защитный механизм происходит из-за способности к обращению.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОБРАЩЕНИЕ

1. Общее и свободное значение – подвержение некоторого лица или некоторого предмета некоторому действию, воздействию агента, вещества или другому влиянию. 2. В проведении эксперимента – определенная экспериментальная манипуляция или процедура, которой подвергаются субъекты. Это значение приблизительно синонимично термину независимая переменная.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОБРАЩЕНИЕ

процесс преобразования влечений человека в свою противоположность, сопровождающийся изменением их цели и объекта.

   Понятие обращения использовалось З. Фрейдом в связи с рассмотрением судеб влечений. В работе «Влечения и их судьба» (1915) он писал о возможности обращения влечений в свою противоположность, будь то переход от мазохизма к садизму, от вуайеризма к эксгибиционизму или отход влечения человека от внешнего объекта и направленность на себя. Обращение влечения в свою противоположность и направленность на себя могут сопровождаться переходом от активности к пассивности и наоборот. Такой процесс преобразования влечений может происходить как на уровне воображения человека, так и в его реальной жизнедеятельности.

   В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд обратил внимание на то, что стремящееся к изменению и развитию влечение человека может обратиться к восстановлению какого-либо прежнего состояния. Влечения консервативны по своей природе, и, несмотря на прогрессивное развитие, они склонны повторять обычный жизненный путь. Психоаналитические исследования обнаружили, как часто «либидо отклоняется от объекта и направляется на само Я (интроверсия)». Клинические наблюдения способствовали пониманию того, что дополняющее садизм частное влечение мазохизма следует рассматривать как «обращение садизма на собственное Я». Или можно сказать, что мазохизм – это «обращение влечения против собственного Я», регресс, возвращение к более ранней фазе развития. В этом смысле перенесение влечения с объекта на Я ничем не отличается от перенесения с Я на объект.

   Представления З. Фрейда об обращении влечений человека в свою противоположность и обращении на себя получили свое дальнейшее развитие в исследованиях ряда психоаналитиков. В частности, А. Фрейд (1895–1982) считала, что обращение влечений может быть включено в рубрику защитных средств. В работе «Я и защитные механизмы» (1936) она отнесла обращение к одному из десяти способов защиты, наряду с такими, как регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба Я с самим собой и сублимация. А. Фрейд показала, что разрешение внутриличностных конфликтов может осуществляться при помощи различных механизмов защиты. Например, обуздание тревожности, избавление от чувства вины и удовлетворение потребности в наказании возможно в пределах невроза навязчивости или «истерии обращения».

   Если З. Фрейд иллюстрировал обращение путем обсуждения перехода от пассивной к активной роли как средства ассимиляции неприятного или травматического опыта в детстве, что имело место в его работе «По ту сторону принципа удовольствия» на примере игры ребенка, то А. Фрейд рассмотрела соответствующий механизм защиты в контексте идентификации с агрессором, когда ребенок оказывается способным преобразиться из того, кому угрожают, в того, кто угрожает. Так, один мальчик имел привычку яростно использовать входной звонок детского дома, в котором он жил. Как только дверь открывалась, мальчик начинал громко бранить горничную за то, что она долго не открывала дверь. Он сам испытывал тревогу по поводу того, что звонил слишком громко и его могли отругать за невоспитанность. Интенсивность его тревоги выливалась в ту горячность, с которой он набрасывался на служанку, прежде чем она успевала пожаловаться на его поведение. По словам А. Фрейд, «обращение ролей нападающего и подвергающегося нападению было в данном случае доведено до своего логического завершения». Необычность подобного обращения состояла лишь в том, что процесс трансформации был обусловлен тревогой, связанной не с событием в прошлом, а с чем-то ожидаемым в будущем.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Обращение

переход инстинкта в свою противоположность (например, садистских желаний в мазохистские). Ср. амбивалентность.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Обращение

1. в психоанализе – обращение инстинкта в его противоположность; например, садизм обращается в мазохизм; 2. приобщение к религиозной вере; 3. общее и свободное значение - включение в некую ситуцию воздействия извне, когда определенное лицо (объект) подвергается воздействию агента, вещества, другого влияния со стороны; 4. в эксперименте – манипуляция или процедура, которой подвергается участник эксперимента.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ОБРАЩЕНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Жестокое обращение с детьми как социальный и психолого-педагогический феномен

Ильина Галина Александровна
Скачать PDF

Субъектно-бытийный подход в проблеме девиантного поведения: обращение к регулятивным образованиям ли

Ловпаче Фатима Гучипсовна
В данной статье рассматривая субъектность как один из важнейших личностных регулятивов, мы пришли к выводу, что в качестве таковых выступают личностная идентификация, социальная идентичность, самооценка, образ будущего и жизненные ценности.
Скачать PDF

Определение понятия «Жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст

Смык Юлия Викторовна
Обсуждается актуальная проблема жестокого обращения с детьми в семье. На основе теоретического анализа автор выделяет два подхода в определении этого понятия. Представителями первого подхода используются внешние критерии оценки жестокого обращения с детьми. Это понятие отождествляется с отдельными формами насилия и жестокости. Представители второго подхода основываются на критериях, отражающих внутренние характеристики явления. И это позволяет им конкретизировать психологическое содержание жестокого обращения. Автором доказывается возможность применения категории ценностей и ценностного подхода к пониманию жестокого обращения с детьми в семье. Понятие жестокого обращения с детьми в семье определяется автором как нарушение (снижение) родительского ценностного отношения к ребенку как к личности.
Скачать PDF

Возрождение из боли: книга для и о взрослых, переживших жестокое обращение в детстве (авторизованный

Джил Элиана, Горянина Валентина Александровна, Осухова Наталия Георгиевна
Книга руководство по преодолению взрослыми последствий детских травм. Психотерапевт Э. Джил помогает взрослым осознать последствия пережитого в детстве насилия. Рассматриваются проблемы помощи и самопомощи тем, кто неконструктивно пережил последствия детских травм. Информация излагается в доброжелательной форме; она адресована взрослым, пережившим в детстве насилие, и практическим психологам.
Скачать PDF

Конструирование личностью вариантов своего бытия: сознательное обращение к эталонам успешных людей

Маслова Екатерина Сергеевна
В статье показано, что жизнь может быть предметом конструирования, осуществляемого личностью или определенными социальными институтами. Называются причины, почему трудно самостоятельно изобрести эффективный вариант жизни. Аргументируется актуальность проблемы стилей жизни и раскрывается роль эталонов успешных людей в создании собственного варианта бытия. Рассматриваются психологические особенности процессов самореализации и самоутверждения личности. Проводится идея, что творцом собственного жизненного пути и стратегий жизни может быть лишь человек, обладающий определенными личностными качествами. Автор обращает внимание, что жизненный путь подлежит не только возрастной, но и личностной периодизации. Приводятся различные типологии жизненного пути личности. Даются объяснения, почему лучшим способом изучения жизненного пути личности является биографический метод.
Скачать PDF

Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе

Богомягкова Оксана Николаевна
Статья раскрывает научные подходы к проблеме насилия и жестокого обращения. Освещены содержательные вопросы проблемы, психология детей и подростков, риски и угрозы психологической безопасности детства. В практической части представлены итоги авторских исследований, объективный сравнительный анализ субъектного отношения к насилию участников образовательного процесса и семейной системы.
Скачать PDF

Жестокое обращение с ребенком в семье: анализ последствий с нейропсихологической точки зрения

Луковцева Зоя Вячеславовна
В статье обсуждаются возможности применения нейропсихологического подхода к анализу последствий жестокого обращения с ребенком в семье. Автор исходит из традиционного для детской нейропсихологии положения о необходимости адекватного и своевременного социального воздействия на ребенка в процессе формирования головного мозга как функциональной системы. Жестокое обращение рассматривается как совокупность патогенных факторов, обуславливающих возникновение функциональной дефицитарности и/или несформированности различных структур формирующегося мозга.
Скачать PDF

Религиозное обращение в нарративах мусульман: опыт эмпирического исследования

Гусева Евгения Сергеевна, Буланова Ирина Сергеевна, Набиев Дилмурод Хусниддинович
Изучение психологического содержания процесса религиозного обращения является одним из приоритетных направлений исследований в области психологии религии. Если факторы религиозного развития личности, осуществляемого посредством религиозного воспитания и образования, вполне понятны, то факторы и стадии резкого и непрогнозируемого изменения религиозного сознания и поведения в психологической науке на сегодняшний день описаны слабо. Основная проблема этой области заключается в том, что невозможно составить универсальную схему религиозного обращения вообще, без учета специфики того религиозного института, в который неофит осуществляет свое непосредственное «вхождение». Особенно слабо представляется изученной специфика религиозного обращения в ислам. В статье описано эмпирическое исследование религиозного обращения мусульман. В качестве метода исследования был применен нарративный анализ. Респондентам, в число которых вошли представители молодого возраста, предлагалось написать историю о том, как они обрели свою веру. Результаты анализа текстов показали, что обращение в ислам характеризуется высокой степенью поисковой активности субъекта и рациональным обоснованием своего выбора. Для большей части новообращенных мусульман характерно негативное отношение к исламу до процесса самого обращения, что они связывают с недостаточным жизненным опытом и социальными стереотипами. В структуре нарратива о «вхождении» в ислам можно выделить три последовательные составляющие: поиск Истины, инсайт и жизнь в соответствии с Истиной. Можно сделать вывод о том, что данный тип религиозного обращения стоит рассматривать как, прежде всего, когнитивный процесс. Среди факторов, инициирующих «вхождение» в ислам, в первую очередь нужно отметить чтение религиозной литературы, а также взаимодействие с мусульманами.
Скачать PDF

Психологический статус личности подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье

Рыбников Виктор Юрьевич, Парфенов Юрий Александрович
Проведено сравнение показателей психодиагностических тестов, характеризующих психологический статус личности подростков, подвергавшихся (группа 1) и не подвергавшихся (группа 2) насилию в семье. Показано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают эмоционально-волевую сферу, защитно-совладающее поведение, что обусловливает выраженные психоэмоциональные нарушения, деадекватные копинг-стратегии, модели поведения и психологические механизмы преодоления стресса.
Скачать PDF

Ролевое поведение родителей как фактор профилактики жестокого обращения с детьми

Фалилеев В. В.
Проблема жестокого обращения родителей с детьми рассматривается с позиции системного подхода на основе принципов гармонии, позволяющего проанализировать механизмы возникновения конфликтных межличностных отношений в семье. Продемонстрирована необходимость культивирования полоролевой активности и возможность решать возникающие проблемы межличностных отношений посредством экологии личности как научного направления, предметом которого является духовно-нравственный потенциал человека.
Скачать PDF

Структура личности преступника, совершившего преступление, связанное с жестоким обращением с животны

Саратова Оксана Владимировна
Скачать PDF

Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми

Грицай Анна Геннадьевна, Спирина Валентина Ивановна
В данной статье освещается проблема жестокого обращения с детьми в семье, актуальность исследования которой подтверждена статистическими данными, результатами изучения материалов научных исследований. Проанализированы сущностные характеристики понятий «жестокое обращение», «жестокость», «насилие», а также формы жестокого обращения с детьми в семье. Дана характеристика одной из распространенных форм жестокого обращения физического насилия.
Скачать PDF