Жестокое обращение с ребенком это что такое Жестокое обращение с ребенком: определение — Психология.НЭС
Жестокое обращение с детьми Жестокое отношение

Жестокое обращение с ребенком

Найдено 2 определения термина Жестокое обращение с ребенком

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Жестокое обращение с ребенком

child abuse) Ж. о. с р. определяется как неслучайное нанесение ущерба детям родителями или опекуном. Степень ущерба не включена в качестве существенного признака в данное определение, хотя есть определения, осн. на оценке степени ущерба, и они различаются в разных штатах в зависимости от того, как истолковывается понятие ущерба в местных законах, судах и их постановлениях. Более того, оценка степени нанесенного ребенку ущерба меняется в зависимости от конкретного периода в истории детства. Изменения взглядов американцев на Ж. о. с р. отражает ист. изменения соц. ценностей и аттитюдов в отношении детей. С глубокой древности до колониальной эпохи дети считались собственностью родителей, имевших законное право обращаться с ними хорошо или плохо по собственному усмотрению. В нек-рых случаях детей оскопляли или подвергали физ. истязаниям с одобрения или по прямому указанию религиозного лидера. Нынешние органы, созданные специально для разбора случаев Ж. о. с р., восходят корнями к прецеденту 1874 г. с приемным ребенком по имени Мэри Эллен. Ее ежедневно избивала мачеха и оказалось, что нет никаких законных способов защитить ее. В то время еще не было законов, каравших за Ж. о. с р., хотя аналогичные законы, защищавшие животных уже были приняты. Дело Мэри Эллен было передано в Общество по защите животных от жестокого обращения, представлявшего ее в суде "как животное, с к-рым жестоко обращались". Этот случай послужил поводом к созданию детского отделения в Американской гуманистической ассоц. В 1974 г. Конгресс принял федеральный закон о трактовке и мерах предупреждения жестокого обращения с детьми (Federal Child Abuse, Prevention and Treatment Act), обеспечивая прямую поддержку штатам в разработке программ для детей, пострадавших от насилия и отсутствия должного ухода. Этот закон тж предусматривал проведение соотв. исследований и создание Центра по проблемам жестокого обращения и отсутствия ухода за детьми (Center for Child Abuse and Neglect), а тж Бюро по делам детей (Children"s Bureau) при Управлении по вопросам детского развития Министерства здравоохранения и соц. обеспечения. К 1968 г. службы защиты и законодательная основа для их работы были созданы во всех 50 штатах. Возобновление интереса к проблеме Ж. о. с р. произошло под влиянием неск. факторов, среди к-рых не последнюю роль сыграла озабоченность врачей в 1960-е гг. мед. и эмоциональным ущербом, причиняемым детям. Когда в нашем об-ве изменилось отношение к детям и насилию как таковому, эта проблема переросла в проблему разработки критериев отличия мер дисциплинарного воздействия, применение к-рых необходимо и оправдано по праву, от чрезмерной и неуместной жестокости в обращении с детьми. При рассмотрении дел о жестоком обращении с детьми его толкования варьируют от человека к человеку, от судьи к судье и даже от штата к штату. К наиболее серьезно пострадавшим детям обычно применяют термин "избиваемые дети" ("battered children"), тогда как термин "ребенок, с к-рым жестоко обращаются" ("abused child") считается более мягким. Отсутствие должной физ. и психол. заботы о ребенке еще труднее поддается определению, и эта проблема получила существенно меньше внимания в литературе по соц. наукам и в практике правового вмешательства. Исключение составляют крайние случаи пренебрежения родительскими обязанностями, связанные с возможным причинением физ. вреда ребенку. Сексуальное насилие над ребенком - это отдельная сфера, заслуживающая особого внимания. Сексуальное насилие может как сочетаться, так и не сочетаться с др. формами физ. жестокости или заброшенности. Невозможно точно установить число случаев физ. насилия, сексуального насилия и отказа детям в заботе, т. к. регистрируются только самые грубые случаи с тяжелыми последствиями. К настоящему времени все штаты имеют собственные законы, обязывающие официально регистрировать все формы насилия; тем не менее, официальная статистика дает весьма умеренные цифры. Лица с высоким социоэкономическим статусом неполно представлены в этой статистике, т. к. они чаще пользуются услугами частных агентств, к-рые не сообщают о фактах насилия властям, за исключением особо тяжелых случаев. Большинство детей, подвергшихся физ. насилию, не нуждаются в мед. лечении и где-то менее 1% таких детей получают травмы со смертельным исходом. Если исключить сексуальное насилие, наиболее частыми жертвами физ. насилия на всех возрастных уровнях оказываются представители мужского пола. Статистические исслед. свидетельствуют о том, что большинство детей, страдающих от жестокого обращения, - это дети в возрасте 6 лет и старше, и гораздо меньшую долю составляют дети в возрасте до 2 лет; однако, по всей вероятности, дети дошкольного возраста реже, чем школьники попадают в поле зрение соц. служб. Складывается впечатление, что большинство случаев Ж. о. с р., исключая сексуальное насилие, носит характер стихийных, непреднамеренных действий, совершаемых родителем, столкнувшимся с экстремальным средовым стрессом. Обычно физ. насилие возникает в ситуации, когда ребенок не может удовлетворить ожидания откровенно карающего родителя, к-рый уверен в эффективности телесных наказаний как средства воспитания. Иногда родители ожидают от ребенка поведения или достижений, к-рые выходят за пределы его возрастных возможностей или нереальны в сложившейся ситуации. Оказалось, что мн. родители, фактически, ожидают от ребенка заботы о них самих: долго плачущий ребенок воспринимался ими как отвергающий и не любящий маму/папу. Безусловно, большинство актов насилия проистекают из попыток добиться от ребенка послушания, перерастающих в проявление неуместной жестокости. Почти во всех таких случаях возможное травмирование ребенка, особенно серьезное, не бывает намеренным. Даже в случае сексуального насилия, совершивший его родитель часто говорит о том, что не хотел причинить вреда, и нередко обосновывает свои действия как попытку "просветить" ребенка в сексуальных вопросах. Большинство родителей, жестоко обращающихся с ребенком, не имеют серьезных психиатрических диагнозов, но часто испытывают затруднения в соц. отношениях, а тж в контролировании собственной раздражительности и импульсивных реакций, к-рые быстро перерастают в применение силы. Часто эти люди не только переживают значительный средовой стресс, но тж - и это значительно важнее - не в состоянии справиться с ним подходящими ненасильственными средствами. Большинство объяснений Ж. о. с р. исходят из сочетания факторов, включ. личность проявляющего жестокость взрослого, к-рый предрасположен реагировать физически при необходимости дисциплинировать ребенка, особенно когда этот человек испытывает сильный стресс. В дополнение к этому, обстоятельства часто способствуют усилению стресса и растормаживают его агрессивное поведение. Определенные предрасполагающие характеристики ребенка тж могут повышать вероятность жестокого обращения с ним. Дети, появившиеся на свет в результате нежелательной или чрезвычайно трудно протекавшей беременности или осложненных родов, с большей вероятностью подвергаются жестокому обращению, равно как и дети с низким весом при рождении, гиперактивные дети и дети с любыми поведенческими трудностями и проблемами в обучении. Похоже, что длительная разлука ребенка с родителями - особенно в первый год жизни - тж увеличивает вероятность жестокого с ним обращения. Предпринимались попытки разработать терапевтические и профилактические методы работы с жертвами и виновниками Ж. о. с р. Восстановительная терапия пострадавших от физ. насилия детей и профилактические меры, в целом, дают более обнадеживающие результаты, чем терапия и профилактика в отношении случаев сексуального насилия и отсутствия должного ухода за ребенком. Конечно, первой и самой неотложной мерой является выведение детей из-под угрозы физ. расправы. В большинстве таких случаев детей забирают из дома, поскольку насильственные действия обычно со временем повторяются. Большинство подходов к решению проблемы Ж. о. с р. сосредоточены в двух осн. областях. Наиболее прямой подход - работа с самими родителями, к-рым помогают научиться справляться со стрессом, умерять свое поведение и сознавать динамику акта насилия. Второй - более общий подход - ставит целью улучшить и упрочить контакты родителей с более широким соц. окружением. Делаются попытки снизить уровень переживаемого семьей стресса, одновременно увеличивая объем поддержки и помощи. Во всех случаях, и особенно в случаях сексуального насилия, обеспечение внешнего надзора представляется чрезвычайно важным, особенно на начальных этапах работы с семьей. При сочетании интенсивной индивидуальной работы и более широких соц. вмешательств вероятность помешать Ж. о. с р. и уменьшить шансы причинения серьезного вреда ребенку резко повышается. См. также Агрессия, Жертвы побоев, Отсутствие заботы о детях, Насилие С. Д. Шерритс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

Вообще – любая форма физически или психологически неправильного обращения с детьми со стороны родителей или опекунов. Наиболее часто встречающаяся форма этого явления включает в себя многократное нанесение серьезных физических повреждений (ушибы, переломы), хотя многие авторы включают в это понятие также и другие формы плохого обращения, такие как лишение, пищи, запирание ребенка в кладовой или туалете, нанесение ожогов сигаретами или другими горячими предметами, сексуальные нападения (см. сексуальное извращение) идействия, вызывающие эмоциональную и психологическую деградацию. См. отсутствие заботы о ребенке.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено рефератов по теме Жестокое обращение с ребенком — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Жестокое обращение с ребенком в семье: анализ последствий с нейропсихологической точки зрения

Луковцева Зоя Вячеславовна
В статье обсуждаются возможности применения нейропсихологического подхода к анализу последствий жестокого обращения с ребенком в семье. Автор исходит из традиционного для детской нейропсихологии положения о необходимости адекватного и своевременного социального воздействия на ребенка в процессе формирования головного мозга как функциональной системы. Жестокое обращение рассматривается как совокупность патогенных факторов, обуславливающих возникновение функциональной дефицитарности и/или несформированности различных структур формирующегося мозга.
Скачать PDF

Психологический статус личности подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье

Рыбников Виктор Юрьевич, Парфенов Юрий Александрович
Проведено сравнение показателей психодиагностических тестов, характеризующих психологический статус личности подростков, подвергавшихся (группа 1) и не подвергавшихся (группа 2) насилию в семье. Показано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают эмоционально-волевую сферу, защитно-совладающее поведение, что обусловливает выраженные психоэмоциональные нарушения, деадекватные копинг-стратегии, модели поведения и психологические механизмы преодоления стресса.
Скачать PDF

Ролевое поведение родителей как фактор профилактики жестокого обращения с детьми

Фалилеев В. В.
Проблема жестокого обращения родителей с детьми рассматривается с позиции системного подхода на основе принципов гармонии, позволяющего проанализировать механизмы возникновения конфликтных межличностных отношений в семье. Продемонстрирована необходимость культивирования полоролевой активности и возможность решать возникающие проблемы межличностных отношений посредством экологии личности как научного направления, предметом которого является духовно-нравственный потенциал человека.
Скачать PDF

Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми

Грицай Анна Геннадьевна, Спирина Валентина Ивановна
В данной статье освещается проблема жестокого обращения с детьми в семье, актуальность исследования которой подтверждена статистическими данными, результатами изучения материалов научных исследований. Проанализированы сущностные характеристики понятий «жестокое обращение», «жестокость», «насилие», а также формы жестокого обращения с детьми в семье. Дана характеристика одной из распространенных форм жестокого обращения физического насилия.
Скачать PDF

Влияние жестокого обращения в семье на психологический статус подростка

Парфёнов Юрий Александрович, Москаленко Галина Владимировна
Освещена проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность подростков. Доказано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают все уровни развития личности подростка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а также поведение, которое может приводить к формированию неблагополучного функционального состояния.
Скачать PDF

Жестокое обращение с детьми как социальный и психолого-педагогический феномен

Ильина Галина Александровна
Скачать PDF

Последствия жестокого обращения с детьми

Дронова Светлана Владимировна, Ильченко Оксана Юрьевна
Рассматриваются последствия жестокого обращения с детьми. На основе эмпирического исследования сравниваются психосоциальные характеристики развития детей из семей, в которых практикуется жестокое обращение с ними, и детей из семей с трудной жизненной ситуацией.
Скачать PDF

Технологии социальной работы с семьями и детьми по профилактике жестокого обращения

Балтуева Светлана Владимировна
Изучены проблемы научной идентификации понятия «жестокое обращение», рассмотрены технологии профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Проанализированы методы изучения родительского отношения к детям, приведены результаты диагностических методик изучения осознанного отношения родителей к наказанию своих детей. Приведены результаты изучения мнения родителей о проблеме наказании детей в семье. Представлены технологии социальной работы с семьями по формированию правильного родительского отношения к детям и проблеме наказания детей в семье, приведен опыт социальной работы в школе с семьями и детьми по профилактике жестокого обращения.
Скачать PDF

Психологические особенности подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Дробышевская Галина Владимировна, Коротенкова Румия Галимжановна
Освещена проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность подростков. Доказано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают все уровни развития личности подростка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а также поведение, которое может приводить к формированию неблагополучного функционального состояния.
Скачать PDF

Теоретико-методологическое содержание проблемы жестокого обращения с детьми в семье

Волкова Ольга Александровна
В статье представлены результаты исследования детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. Задача исследования изучение влияния жестокого обращения с детьми на их социальную дезадаптацию. Использование взаимодополняющих друг друга социологических и психологических методов (опрос и психодиагностика) позволяет создать более целостное представление о проблеме
Скачать PDF

Определение понятия «Жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст

Смык Юлия Викторовна
Обсуждается актуальная проблема жестокого обращения с детьми в семье. На основе теоретического анализа автор выделяет два подхода в определении этого понятия. Представителями первого подхода используются внешние критерии оценки жестокого обращения с детьми. Это понятие отождествляется с отдельными формами насилия и жестокости. Представители второго подхода основываются на критериях, отражающих внутренние характеристики явления. И это позволяет им конкретизировать психологическое содержание жестокого обращения. Автором доказывается возможность применения категории ценностей и ценностного подхода к пониманию жестокого обращения с детьми в семье. Понятие жестокого обращения с детьми в семье определяется автором как нарушение (снижение) родительского ценностного отношения к ребенку как к личности.
Скачать PDF

Видение проблемы жестокого обращения с детьми за рубежом

В.Г. Лапа
В статье рассмотрены формы жестокого обращения с детьми и теоретические подходы зарубежных ученых, объясняющие специфику данной проблемы.
Скачать PDF