НОРМА это что такое НОРМА: определение — Психология.НЭС
НОРВОЛК-ВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ Норма взаимности

НОРМА

Найдено 14 определений термина НОРМА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОРМА

от лат. погта - правило, образец). В психологии и медицине термин Н. нередко используется для обозначения здоровья, но их нельзя считать полными син. Выделяют 3 основных вида Н.: 1) статистические, характеризующие статистическое большинство описываемых объектов; 2) физиологические, характеризующие по избираемым параметрам процессы и состояния здорового организма; 3) индивидуальные. С. Б. Семичов выделил 5 уровней психической Н.:

1) идеальная Н., или эталон - гипотетическое психическое состояние, характеризующееся гармоничной интеграцией теоретических Н., создающее условия для полной психосоциальной адаптации

и психического комфорта и соответствующее нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности;

2) среднестатистическая Н. - показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной популяции; данный показатель предполагает определенный риск психического расстройства;

3) конституциональная Н. - соотнесение определенных типов психических состояний здоровых людей с определенным типом телесной конституции; примером концепции, основанной на конституциональной Н., служит концепция Э. Кречмера;

4) акцентуация - вариант психической Н., характеризующийся особой выраженностью и непропорциональностью некоторых черт характера, приводящих к дисгармоничному складу личности (см. Акцентуация характера);

5) предболезнь - появление первых, эпизодических, разрозненных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной негрубых нарушений социальной адаптации.

О психической Н. можно говорить тогда, когда физиологические и психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе психических процессов, находятся в пределах физиологической Н., а психические составляющие личности (восприятие, память, внимание и др.) находятся в пределах статистической Н., определяемой с помощью экспериментально-психологических методов.

Н. входит в дихотомию "норма-патология". К патологии относят психопатии, дефектные состояния, аномалии развития. (Ю. В. Гущин.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Нормы

Norms) — Требования неформального коллектива к поведению его членов, которые могут быть жесткими или либеральными (в зависимости от поведения членов группы).

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

НОРМА

установленная мера, средняя величина чего-либо.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Нормы

Norms) . Правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предписывают "правильное" поведение. (В другом смысле слова нормы тоже описывают, как поступает большинство, - т.е. то, что считается нормальным.)

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г.49

Нормы

Общие ожидания, разделяемые большинством представителей группы или культуры; то, что считается уместным или приемлемым в пределах данной группы. Иногда нормы являются официальными и открытыми, но часто бывают неформальными и подразумеваемыми, т. е. неявными. Нормы определяют правила поведения для разных социальных ролей и ситуаций. Их нарушение час-то карается санкциями или даже исключением из группы.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

НОРМА

norma) - 1. Вид определенной части черепа, получаемый из какой-либо одной точки зрения, в котором производятся измерения. Череп рассматривают в пяти нормах: вертикальная - вид сверху, затылочная -сзади, лицевая - спереди, латеральная - сбоку, базилярная, или наружное основание черепа - снизу. 1. Понятие "норма" отражает здоровое, реальное состояние человека. Нормальным следует считать такое строение (состояние) организма или органа, при котором их функция не нарушается.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

НОРМО

normo-) - приставка, обозначающая нормальное состояние.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

НОРМА

1. Статистически: число, значение или уровень (или диапазон таких чисел, значений или уровней), которые являются репрезентативными для группы и могут использоваться в качестве основы для сравнения индивидуальных случаев. В этом смысле любое измерение центральной тенденции (или Диапазон значений вокруг этого измерения, обычно 1 или 2 стандартных отклонений) могут приниматься как норма. 2. Несколько менее формальное значение - любой образец поведения или выполнения, который является типичным" или "репрезентативным" для группы или общества. См. здесь социальная норма 3. Иногда употребляется как синоним стандарта. Но в этом значении термин употреблять не рекомендуется, так как это лишает понятие "°Рмы количественного компонента, очевидного в значении 1 и имплицитно присутствующего в значении 2.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Норма

понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержание.

Источник: Дифференциальная психология, глоссарий

НОРМА

от лат. norma] - узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь (напр., возрастные Н. психомоторного развития)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Норма

1. Широкая зона функционального оптимума, внутри которой внутристатистические колебания параметров свидетельствуют о сохраненности морфофункционального статуса организма с поддержанием на высоком уровне компенсаторных возможностей и работоспособности. 2. Наиболее часто встречающийся случай данного параметра (признака), определяемый как среднестатистическая величина, свойственная данному контингенту людей. Поэтому выделяют Н. возрастную, региональную, популяционную и т. д. Однако такая Н. должна исключительно осторожно применяться к конкретному человеку, отличающемуся своими индивидуальными гено– и фенотипическими особенностями. Поэтому в валеологии понятие Н. как таковой отсутствует, а вводится представление об уровне здоровья, соответствующем данному состоянию человека. Отсюда и разные подходы в отношении к целям достижения здоровья: в медицине – достичь нормы, в валеологии – повысить уровень здоровья (сегодня он у этого человека должен быть лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня).

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Норма

лат. norma – норма, правило) – 1. узаконенное установление; 2. установленная мера, средняя величина чего-либо.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Норма

В действительности не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множество различных вариаций, уклонений от нее, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже понимается область ненормального. Таких границ не существует нигде, и в том смысле норма представляет из себя чисто отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частных случаев и на деле не встречается в чистом виде – всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. (3.1, 312) См. Понятие

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Норма

от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) - установленный эталон для оценки существующих и создания новых объектов. Наиболее известная область применения в медицине — это диагноз, позволяющий установить, находится ли данный субъект в границах Н. В рамках современной науки отмечается, что при исследовании поведения сложных и сверхсложных саморазвивающихся систем необходимо отходить от жесткого линейного принципа и учитывать все взаимодействующие факторы, характер внешних параметров, воздействующих на систему, и более четко подходить к интерпретации Н. "Жесткость" в постановке клинического диагноза, как свидетельствуют современные биомедицинские и биоэтические подходы, ничем не оправдана, ибо нельзя не учитывать неповторимые физические и духовные свойства индивидов, индивидуальность проявления и течения болезни у отдельных больных. Отказ от однолинейности и жесткости, обращение к синергетическим моделям, теориям случайных и вероятных процессов, учитывающих "свободу воли" в ее динамическом выражении, призваны способствовать обновлению суждений о Н. и патологии, размыванию границы между ними широким спектром адаптационных реакций. Представление о Н. будет изменяться вместе с обществом и трансформацией самой медицины.

Источник: Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений

Найдено рефератов по теме НОРМА — 0

Найдено научных статей по теме — 11

Ценностные ориентации, норма и мотивы поведения студентов технического вуза

Перепелицына M.Ю.
Скачать PDF

Норма и патология структуры субъектности представителей профессии экстремального профиля

Запесоцкая И. В.
в статье исследуется структура субъектности у представителей профессий экстремального про- филя. В зависимости от внутрипрофессиональной дифференциации рассматривается проблема нормы и патологии субъектности с точки зрения критериального подхода. Выявлено, что критериями деформации субъектности вы- ступают сбалансированность - несбалансированность психических процессов, автономность - нарушение ав- тономности, самоактуализация - нарушение процесса самоактуализации. Доказано, что принадлежность к пред- ставителям профессий экстремального профиля является фактором деформации субъектности вне зависимости от внутрипрофессиональной дифференциации.
Скачать PDF

Исследование понятий «Норма» и «Отклонение» в поведении ребенка

Малахова О.
Как найти границу между нормой и отклонением в поведении ребенка? Применение диагностической программы обследования позволит это сделать своевременно.
Скачать PDF

О соотношении понятий «Норма» и «Патология»

Худик Владимир Александрович
В статье обсуждаются проблема нормы и патологии в психопатологии (психиатрии) и патопсихологии (психологии) в теоретическом аспекте с позиций отечественной науки; значение понятий «норма» и «патология» для диагностики аномалий развития, для понимания особенностей формирующихся психических новообразований при тех или иных заболеваниях. Терминологическое описание понятий позволяет проследить взгляды ученых на единый предмет ряда наук о человеке изучение особенностей психической сферы в условиях нормы и психической патологии.
Скачать PDF

Норма и девиации в социономических профессиях: проблемы и пути решения

Майсак Надежда Васильевна
В статье рассматривается проблема девиантного поведения в профессии, описываются наиболее распространенные причины, проявления и пути преодоления девиаций. Приводится определение профессиональной нормы и профессионально-релевантного поведения, классификация девиаций в профессии; описывается специфика девиаций в профессиях социономического типа. Актуализируется проблема развития такого раздела девиантологии, как девиации в профессии.
Скачать PDF

Норма и патология личности в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского

Коржова Елена Юрьевна
Рассматривается проблема нормы и патологии личности Ф. М. Достоевского и его литературных персонажей в контексте духовно-нравственной сферы. Борьба добра и зла в личности рассматривается в качестве главной линии творчества Ф. М. Достоевского. Показано, что в произведениях Ф. М. Достоевского представлено широчайшее многообразие способов личностного бытия, демонстрирующих остроту внутренней жизни.
Скачать PDF

Синдром отказа от школы: норма или патология? Кросс-культуральный аналитический обзор

Буторин Геннадий Геннадьевич, Калинина Наталья Васильевна
Одной из наиболее актуальных в современной психологической и педагогической науке является проблема непосещения детьми школы. При этом отказ от школы не является сугубо специфической проблемой для России. Специалисты в западной и восточной Европе, США и Японии признают угрожающие масштабы, которое приобрело данное явление практически во всех индустриально развитых странах. Его особенность определяются различными факторами, включая генетическую наследственность, мозговую дисфункцию, семейную психопатологию, индивидуальные особенности и патологию характера. В этом контексте феномен школьной непосещаемости представляется особенно полезной моделью для изучения нарушенного психологического развития в детском возрасте. Социальные и культурные факторы также в значительной степени влияют на распространенность и форму этого явления. Её изучение с социально-экономических и культурных точек зрения обеспечило бы и новое понимание расстройств, и их причин, и то, как культуральные факторы влияют на нормальное и аномальное развитие детей. Как представляется, транс-культуральный подход к обозначенной проблеме, может дать дополнительные стимулы к дальнейшему её изучению. В представленном ниже обзоре предпринята попытка проанализировать психологические особенности и причины отказа детей от обучения в школе в России, странах Европы, США и Японии.
Скачать PDF

Норма социальной идентичности: структурно-генетический анализ

Петраш Е.А.
Представлены теоретико-методологические и эмпирические результаты, отражающие закономерности функционирования социальной идентичности в норме, представленные на структурном уровне социальная идентичность реализуется через организацию системы взаимосвязей когнитивного, ценностного, мотивационного компонентов), на генетическом уровне через онтогенетические этапы формирования, на феноменологическом уровне через систему статусов.Presents the theoretical, methodological and empirical results that reflect the principles of functioning of social identity is normally presented at the structural level of social identity is realized through the organization of cognitive relationships, value, motivational components), at the genetic level through the developmental stages of formation, at the phenomenological level through the system status.
Скачать PDF

Социально-генетические основания непрямой коммуникации: экзистенциальная норма и эмоция

Шипунова Ольга Дмитриевна
Исследуются нормативные основания, порождающие определенный уровень психоэмоциональной активности и особую структуру мотивации, специфичную для человека. Вводится понятие экзистенциальной нормы, ее социально-генетические основания связываются с непрямой коммуникацией. Показано, что в предыстории человека роль такой нормы играет эмоция.
Скачать PDF

Личностное развитие как норма жизни и путь к счастью

Охотникова Т.В.
Статья о том, что путь к счастью прост это максимальное развитие всех своих способностей.
Скачать PDF

Утрата я: клиника или новая культурная норма?

Соколова Е.Т.
В условиях «неопределенности» постиндустриального общества, социальных травм и глобальных социальных преобразований нашего времени нарциссическая «часть» современной российской идентичности энергетически заряжена амбициозностью, перфекционизмом, грандиозностью, отвергает преемственность традиций, ограничения, общепринятые нормы и многие моральные табу, эгоцентрична, не обременена чувством долга и ответственности, предпочитает «позитив» и ценит самовыражение, воспринимает перемены исключительно как развлечения. Диффузные же «части» самоидентичности мотивационно истощены, пассивны, враждебно недоброжелательны, депрессивны, лишены ресурсного потенциала развития и «связаны» поверхностно понимаемыми патриархально традиционалистскими установками и патернализмом; изменений страшатся и избегают; зависимы от сильной власти и «обожествляют» ее, предпочитают «цепляться» за наличную ситуацию, несмотря на общую неудовлетворенность условиями и качеством жизни. Очевидно также, что содержание российской менталь ности «отстает» от динамично происходящих социальных изменений и постоян но «регрессирует»: для него все еще актуальна задача сохранения неизменности (или даже возврат к прошлой) социокультурной идентичности и защита от нега тивно оцениваемой, недружелюбной и агрессивно вторгающейся цивилизации западного типа. Проблема же развития «мобильных» аспектов идентификаций, отвечающих стремительно меняющимся условиям существования российского общества в глобальном мире, отодвигается на периферию. Предлагается клини ческая интерпретация сегодняшнего состояния российского общественного соз нания, целостность которого «дефицитарна», «расщеплена», «фрагменты» вовлечены во взаимную вражду; сотрудничество и солидарность отсутствуют. Подчеркивается необходимость междисциплинарного изучения процесса социального становления и распада самоидентичности как единства отношений Я Другой методологическим инструментарием смежных наук социальной эпистемологии, клинической и социальной психологии.
Скачать PDF