Невербальное общение: коммуникативные уровни

Найдено 1 определение:

Невербальное общение: коммуникативные уровни

Исследования уровневой специфики неречевого О. имеют важное значение для понимания его сущности. Особенно это актуально с позиций передовых психол. подходов, конкретных паралингвистических дискурсивных практик, поскольку каждый уровень определяет контекст их реализации. Выделение уровней позволяет описать типовые варианты социальных ситуаций, к-рые, каждая по-своему, детерминируют производство паралингвистического дискурса, задают набор осн. интерпретационных стратегий его обработки и делают возможным специальный дискурсанализ невербального общения (Н. о.) в исследовательских и практических целях. Основанием для типологии служат положения теории коммуникации о направленности коммуникативных сигналов (передача информации одному, неск. или многим адресатам) и типе складывающихся отношений между участниками процесса. Различают следующие уровни О.: межличностный, межгрупповой, публичный и массовый. До недавнего времени практически вся история изучения Н. о. ограничивалась анализом межличностных отношений. Коммуникация на этом уровне характеризует обмен сообщениями между нек-рым, обычно небольшим и ограниченным числом людей («между личностями»), но в ее основе всегда стоит взаимодействие в диаде, т. е. контакт «лицо в лицо» (face-to-face interaction). Главные отличительные признаки здесь - визуальный контакт (контакт глаз) и пространственная организация (дистанция) О. Кроме того, важной особенностью «языка тела» в межличностном О. является возможность дублирования информации разл. невербальными средствами (взглядом, жестами, позой, интонацией, мимикой и др.). Проблемы же в интерпретации возникают в случаях рассогласования разл. невербальных «сообщений», передаваемых (демонстрируемых) одновр. И все же суть О. на этом уровне в том, что это не просто взаимное информирование партнеров, а постоянное уточнение информации, ее обогащение и, т. о., совместное постижение предмета обсуждения. Именно в русле исследований межличностного О. было получено большинство расшифровок знаков «языка» тела. Кроме того, был изучен феномен социальной перцепции и ряд его закономерностей - эффектов первого впечатления (ореола, новизны, первичности), явлений проекции и переноса и т. д., а также ряд механизмов межличностного восприятия - моторное проигрывание, идентификация, эмпатия, социально-психол. рефлексия, каузальная атрибуция и др. Дальнейшее науч. осмысление того факта, что на успешность Н. о. значительное влияние оказывают субъективные факторы или специфические (когнитивные) процессы - восприятия, категоризации, оценки и рефлексии, выявило: определяющим для того или иного коммуникативного поведения человека является его представление о себе - когнитивное обозначение себя как тождественного (идентичного) некоему классу явлений в противоположность др. их классу. И главным здесь является расположение себя на условной внутр. шкале «личностная тождественность - социальная тождественность». В зависимости от этого и соотносятся понятия «межличностное» и «межгрупповое» поведение людей в разл. ситуациях. При этом под межгрупповым уровнем О. понимается взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к разл. группам или категориям населения и независимое от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений. Термин «межгрупповой» применяется не для «внешнего» описания отношений, а для того, чтобы подчеркнуть происходящее «внутри», в сознании людей, когда они, так или иначе, взаимодействуют с членом «чужой» группы. С др. стор., известно, что для ощущения себя в кач. члена группы порой достаточно только искусственно создаваемых внеш. признаков и невербальных знаков, что характерно для молодежной субкультуры. Следующим шагом в исследовании закономерностей восприятия и Н. о. с позиций межгруппового подхода стало выделение и описание неких условных межгрупповых механизмов социального познания (объяснительных принципов и закономерностей обработки поступающей социальной информации). При этом было показано, что такие выявленные механизмы - физиогномическая редукция, ингрупповой фаворитизм, стереотипизация и групповая каузальная атрибуция - имеют древнее происхождение и важное приспособительное значение, а в ситуации социального взаимодействия срабатывают первыми. И только позднее и на их основе надстраиваются другие, более сложные и тонкие механизмы межличностного восприятия. Введение размерности межгрупповых отношений как типовой ситуации паралингвистической дискурсивной практики в анализ и описание процесса Н. о. важный момент, поскольку позволяет использовать конструктивные идеи этой парадигмы. Если на указанных выше уровнях О. знание о когнитивных механизмах, опосредующих социальное познание, помогает преодолевать ошибки первого впечатления и коммуникативные барьеры, то на еще одном уровне, публичном это позволяет целенаправленно использовать их для формирования нужного публичной персоне впечатления на людей. По типу складывающихся отношений публичный уровень относится к институциональному (статусно ориентированному) О. в отличие от персонального (личностно ориентированного). Публичное выступление обладает особенностью одновременного воздействия на сознание и чувства человека и отличается от непринужденной беседы на межличностном уровне. Если в непосредственном О. главное - это передача некой информации (соответственно, важна точность восприятия и интерпретации невербальных проявлений: сделать явным и понятным нечто не определенное однозначно, а порой даже скрытое), то в публичном выступлении на первый план выходит его действенность, умение, используя выразительные движения (экспрессию), создать нужное впечатление импрессию (для большей эффективности, наоборот, возможно и скрыть нечто присущее оратору, но нежелательное в публичном О.). Чтобы человек, используя навыки Н. о., научился достигать эффективности, нужно уметь создавать целостный образ - имидж, к-рый в дальнейшем сам будет работать на успешность публичной коммуникации. На публичное О. и поведение с появлением средств трансляции стала оказывать влияние массовая коммуникация. Она сделала возможным дистантное О. (в отличие от контактного публичного), разделяя выступающего и аудитории в пространстве и во времени. Не имея прямой обратной связи, массовая коммуникация включает в себя традиционные формы публичного выступления. Так построены телевизионные ток-шоу. Они объединяют в себе диалоги с двойным адресатом: публичный - находится в студии, а массовый - у экранов телевизоров. При этом роль невербальных средств (использование к-рых можно вполне успешно моделировать и направлять) в совр. массмедиа все больше и больше возрастает. Особенностью Н. о. этого уровня является то, что здесь активно используется широчайший спектр всевозможных неязыковых средств (включая, напр., языки культуры - музыку, изобразительное искусство, фотографию, дизайн, моду и др.). Причем чаще всего это не отдельные «фрагменты» или важные «детали», а своеобразный масс-медийный паралингвистический дискурс - целостные образы в динамике и опр. сюжетные действия. На телевидении - это, напр., рекламные ролики, видео- и мультфильмы, узнаваемая стилистика сложно выстроенных авторских программ и т. д.), а в печатных СМИ - легко понятный адресату сюжетный смысл одной фотографии (или их серии), коллажа, комикса и карикатуры. Преимущество использования разнообразного паралингвистического дискурса в СМИ состоит в том, что изображения и видеообразы служат универсальным языком, общедоступным для понимания и легким для усвоения; передают информацию (самого разного вида и практически на любую тематику) целостно и непосредственно; «ассоциативно открыты», обеспечивают более широкие возможности интерпретации по сравнению с вербальными средствами; быстро обрабатываются; способны воздействовать на эмоциональную сферу потребителя и вызвать субъективные реакции. В связи с этим проблема использования невербальных коммуникативных средств на уровне массового О. (включая широкий спектр прикладных аспектов) становится в последнее время одной из самых актуальных в совр. науке. Лит.: Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990; Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. М., 2007; Он же. Психология социального познания. М., 1997; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов, 1986; Петрова Е. А. Знаки общения. М., 2001; Основы теории коммуникации / Под ред. М. А. Василика. М., 2003. М. С. Андрианов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Общение со сверстниками детей-сирот с различным уровнем депривации

Виноградова Наталья Валерьевна, Рычкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены проблемы общения со сверстниками детей-сирот, отличающихся по уровню депривации. Установлено решающее значение общения как фактора формирования личности. Психическая депривация рассматривается как неудовлетворение потребностей, возникающее в результате дистанционирования человека от необходимых источников их удовлетворения, прежде всего в семейной сфере, и ведущее к разрушению эмоциональных связей детей-сирот с окружающей их социальной средой. Выделены критерии диагностики уровня психической депривации по показателям психомоторного развития. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования особенностей общения со сверстниками у детей-сирот с различным уровнем депривации и у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в родительских семьях.
Скачать PDF

Методологические проблемы оценки уровня невербальной коммуникации младших школьников с легкой умстве

Защиринская Оксана Владимировна, Рыбников Виктор Юрьевич, Малахова Асоль Николаевна
В статье рассматриваются актуальные проблемы диагностики и психологического вмешательства, направленного на развитие компонентов невербальной коммуникации младших школьников с диагнозом «легкая умственная отсталость». Обсуждается актуальное состояние фундаментальных и прикладных работ в данной области, их проблематика и направленность. Авторами обсуждаются направления дальнейших исследований по проблемам нарушения общения и прикладные аспекты оказания помощи детям с интеллектуальным недоразвитием. Выводы исследователей основываются как на результатах теоретического работ в области медицинской и коррекционной психологии, так и на их собственных практических разработках, применяемых для решения вопросов адаптации и социализации детей с легкой умственной отсталостью.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности и уровнем интернет-зависимости

Дмитриев Кирилл Геннадьевич
В статье автор описывает расчет корреляции между уровнями интернет-зависимости и коммуникативной толерантности, изучая проблему обострения нетерпимости людей с повышенным уровнем зависимости от сети Интернет.
Скачать PDF

Особенности интегральной индивидуальности человека в связи с уровнем развития коммуникативной активн

Васюра Светлана Александровна, Иоголевич Наталья Ивановна
Представлены результаты эмпирического исследования структуры интегральной индивидуальности человека в выборках лиц с высокой и низкой коммуникативной активностью. Выявлены различия в выраженности показателей ряда нейродинамических, психодинамических, личностных и социальнопсихологических свойств, установлены общие и уникальные связи между разноуровневыми свойствами индивидуальности, что свидетельствует о своеобразии структуры интегральной индивидуальности человека в связи с его высоким либо низким уровнем коммуникативной активности. При высоком уровне коммуникативной активности связи между разноуровневыми свойствами имеют более гармоничный характер.
Скачать PDF

Представление о нормах у студентов с разным уровнем развития коммуникативно-волевых компонентов подг

Васина В.В., Халитов Р.Г.
Representations about norms of students with a different level of communicatively-strong-willed components of mentality. The norms are rules of the standard and expected behavior and order a «correct» behavior. In other sense, the word of norm also describes how the majority acts, what is considered as normal acts. The article describes how communicatively-strong-willed components of mentality influences at representations about norms.
Скачать PDF

Формирование и развитие коммуникативной компетентности, и повышение уровня общения у студентов средс

Шкиль Ирина Ефимовна
В статье рассмотрена коммуникативная компетентность личности в системе понятий социальной коммуникации. Освещена уровневая концепция общения. Описаны способы измерений коммуникативной компетентности участников тренинга. Приведены результаты проведения тренингов с применением арт-технологий.
Скачать PDF

Копинг-сгратегии студентов с разным уровнем коммуникативной активности

Васюра Светлана Александровна, Коробейникова Яна Павловна
Состояние современного общества, характеризующееся нестабильностью, ростом требований к активности в разных сферах жизнедеятельности, обусловливает возникновение у студентов трудных жизненных ситуаций. Переживание таких ситуаций и наличие затруднений в совладании с ними, может привести к нарушениям социальной адаптации. Интерес к проблеме сочетается с ограниченным числом психологических исследований коммуникативной активности студентов в аспекте совладания с трудной жизненной ситуацией. В результате проведенного эмпирического исследования у студентов с разным уровнем коммуникативной активности установлены различия в выборе адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий. Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью разработки способов и средств, помогающих студенту перейти от пассивных форм поведения в трудной ситуации к активным, осознанным целенаправленным стратегиям. Очевидно, что коммуникативная активность может рассматриваться в качестве ресурса копинг-поведения студента, обеспечивая ему более широкий диапазон возможностей совладания с трудной жизненной ситуацией.
Скачать PDF

Стратегии совладания юношей и девушек студенческого возраста в связи с уровнем их коммуникативной ак

Васюра С.А., Коробейникова Я.П.
Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для студенческой молодежи. Для преодоления создавшихся трудностей юношам и девушкам необходимо задействовать свои возможности, использовать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях. Вероятность успеха зависит от того, на-сколько активен, инициативен человек, как он оценивает ситуацию и видит себя в ней. Процесс совладания направлен не столько на пассивную адаптацию или уход от проблемы, сколько на ее разрешение, элиминацию негативных пос-ледствий или нахождение новых ресурсов. Данная статья посвящена изучению поведения в трудных жизненных ситуациях юношей и девушек студенческого возраста. Рассматриваются гендерные различия в копинг-стратегиях студен-тов. Выявлены стратегии совладания юношей и девушек в связи с уровнем их коммуникативной активности.
Скачать PDF

Коммуникативные и организаторские способности юношей и девушек с различным уровнем тревожности

Аскерова Г.Г.
В статье рассматриваются результаты исследования коммуникативных и организаторских способностей у юношей и девушек с различным уровнем тревожности. Было выявлено, что более тревожные юноши и девушки характеризуются более низкими организаторскими способностями по сравнению со своими менее тревожными сверстниками.
Скачать PDF

Особенности социально-коммуникативной компетентности учителей с разным уровнем профессионализма

Вербова О.В.
В статье представлены результаты эмпирических исследований социально-коммуникативной компетентности учителей с разным уровнем профессионализма. Показано, что высокий уровень профессионализма учителя проявляется не только в высоких значениях показателей коммуникативной компетентности педагога, но и в оптимальной их интегрированности (связности).
Скачать PDF

Уровни общения и основные коммуникативные стратегии

Муравьева Ольга Ивановна
Проводится теоретический анализ «уровневых» моделей общения и взаимодействия, предложенных в психологии, выделяются инвариантные признаки для различения уровней и видов общения, предлагается интегральная модель уровней общения, описываются основные коммуникативные стратегии и коммуникативные паттерны.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: