НАРЦИССИЗМ
Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой предпочитаемый субъектом объект - его собственное тело (в этом значении термин впервые употребили Хавелок Эллис и Нэкке.
В более широком значении - любая форма любви к себе.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
В первоначальной концепции Фрейда нарциссизм определялся как либидное вложение Эго (себя), взятого за объект либидного влечения. Теперь это понятие приобрело дополнительный ряд значений: сексуальное извращение, стадия развития, тип объектного выбора, способ отношения к окружающему, характеристика чувства собственного достоинства.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Категория. Форма половой перверсии.
Специфика. Характеризуется эротическим влечением к своему собственному телу. При этом основой достижение сексуального удовлетворения выступает любование своим обнаженным телом, его поглаживание и т.д.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
Юнг допускал употребление этого термина в психопатологии, но при этом ограничивал его тем, что называл "мастурбаторной самовлюбленностью" (CW , par. 204). В противном случае Нарциссом оказывался "всякий человек, преследующий свою собственную цель" (СС, пар. 102; см. также КСП; с. 93).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
вторичный нарциссизм и нарциссический невроз; о современном употреблении в стандартной психиатрии см. нарциссическое расстройство личности. Обратите внимание, что в некоторых работах нарциссизм называется эго-эротизмом.
Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии
"НАСИЛЬСТВЕННАЯ" НОРМАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ. См. Форсированная нормализация электроэнцефалограммы.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Нарциссическое расстройство личности характеризуется преувеличенным ощущением собственной значимости, склонностью к переоценке собственных достоинств, неадекватными эмоциональными реакциями на критику со стороны других, обостренной потребностью сосредоточивать внимание на себе, выслушивать восторги.
Как форма сексуальной девиации (отклонения) Н. характеризуется эротическим влечением к собственному телу, созерцанием его в обнаженном виде, в том числе половых органов, поглаживаниями себя. Н. встречается и у мужчин, и у женщин, чаще в 14—18 лет, как эпизод в процессе формирования сексуальности, редко полностью замещает остальные формы сексуального поведения в зрелом возрасте.
Термин появился в 1899 в работах Х. Эллиса и П. Накке. Позднее З. Фрейд расширил понятие Н. и связал его с гомосексуальностью. Типичная форма поведения при Н. заключается в самолюбовании, мастурбации на собственное отражение в зеркале, на фотографии и др. Нередко возникает у подростков в период пубертата. Как особый клинический случай выделяется истинный Н., при котором активность половая полностью сводится к указанной симптоматике. Элементы Н. иногда сохраняются на протяжении длительного времени в качестве дополнительного сексуального стимулятора.
Н. в широком смысле – самовлюбленность, преувеличенное и необъективное представление о своей внешности и личности в целом.
«Строю глазки, шейку и коленки
неприступно брови поднимаю
и преступно поднимаю юбку,
медленно, как флаг олимпиады
медленно, как занавес Большого:
вот вам пара трогательных ножек,
вот тебе скуластенькие бедра…
Хватит, сколько можно красоваться
у зеркала?»
В. Павлова.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Тополянский А.В., Бородулин В.И. Синдромы и симптомы в клинической практике. 2010
1. Общее первоначальное состояние либидо, направленное на собственное Я (-> автоэротизм).
2. Вторичное обращение части либидо на Я - стадия сексуального развития, на коей половое влечение ищет удовлетворения не на другом объекте, а на самом себе. Но при этом объект сексуальности - не отдельные части тела, как при автоэротизме, а тело как целое.
3. Либидинозное дополнение эгоизма.
4. Извращение, перверсия половая, характерная эротическим влечением к своему собственному телу, при коем взрослый индивид дарит собственному телу все нежности, обычно даваемые постороннему сексуальному объекту. Основой достижение сексуального удовлетворения выступает любование своим обнаженным телом, его поглаживание.
5. Нарциссическое удовлетворение (культурой, культурным идеалом) - бессознательное самолюбование, самодовольство и самовлюбленность членов некоего культурного сообщества.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Поведенческим проявлением Н. является достижение сексуального удовлетворения путем любования своим обнаженным телом, особенно половыми органами. Последнее некоторые авторы рассматривают как основание отнесения онанизма к формам аутоэротизма. Однако для понимания сексуальных девиаций имеет значение не только механизм удовлетворения, но и объект влечения (напр., к мастурбации прибегают и фетишисты): именно здесь имеется существенное различие, т. к. фантазии "чистого" онаниста направлены не на себя. Н. встречается у мужчин и женщин, чаще всего в возрасте 14-18 лет, как эпизод в процессе формирования сексуальности (нормальной или девиантной) и редко полностью замещает остальные формы сексуального поведения в зрелом возрасте. Чаще всего Н. или его элементы имеют место при воспитании ребенка в изоляции от сверстников, усиливающей роль его тела как предмета изучения. Помимо этого, Н. может развиваться на почве истерической психопатии. К. Юнг, X. Кохут и др. видели в Н. следствие плохого семейного воспитания, лишенного эмпатии.
Распространению термина "Н." содействовал 3. Фрейд, который трактовал Н. шире, чем собственно сексуальную девиацию, - как закономерную стадию развития либидо. Каждому ребенку свойственны некоторые элементы Н. ("первичный Н."), вскоре угасающие, но впоследствии могущие стать доминирующими и определить выбор сексуального объекта (вторичный Н., или нарциссические нарушения личности). Суть Н., по Фрейду, - помещение в самости всего внешнего мира, неспособность различения самости и мира, что определяет как внутренний мир, так и поведение: нарциссическая личность поглощена собой, отрезана от др., плохо социально адаптирована, тщеславна, манерна. "Либидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное Я, и т. о. создается состояние, которое мы можем назвать Н>. Нарциссический тип выбора предполагает одну из 4 возможностей для сексуального объекта: а) самого себя - "то, что сам из себя представляешь"; б) "то, чем прежде был"; в) "то, чем хотел бы быть"; г) "лицо, бывшее частью тебя" (в то время как др., опорный, тип предполагает выбор вскармливающей женщины или защищающего мужчины). Для Фрейда Н. - скорее личностное свойство, проявляющееся в отсутствии потребности любить другого и быть любимым. Интересно, что Фрейд видит дальнейшее развитие Н. в родительской любви к детям (которую многие считают высшим проявлением альтруизма). Ребенок воспринимается как нечто, с одной стороны, являющееся частью родительского Я, а с др. - представляющее то, чем это Я хотело бы быть. Поэтому родительское преувеличение достоинств и игнорирование "обычности" и недостатков ребенка, стремление убрать с его дороги все препятствия дабы он мог воплотить все неисполненные желания родителей расценивается Фрейдом как возрождение Н. родителей. (И. А. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
И вот ей кажется, что все вокруг немеет
От обожания, и торс роскошный свой
Она в лобзаниях тугих шелков лелеет,
Мерцая зябкою и чуткой наготой.
(Ш. Бодлер, Рамка)
Оглянувшись по сторонам, словно боясь, как бы меня не увидели, я припала к зеркалу. Мне хотелось поцеловать себя, свои глаза, щеки, подбородок. Сердце мое почему-то забилось, влажные губы дрожали (Р.Н. Гюнтекин, Птичка певчая).
Она [Ариадна] просыпалась каждое утро с единственной мыслью: «нравиться!» И это было целью и смыслом ее жизни. Если бы я сказал ей, что на такой-то улице в каком-то доме живет человек, которому она не нравится, то это заставило бы ее серьезно страдать. Ей каждый день нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума (А. Чехов, Ариадна).
Ср.:
Все молодое тело властно говорило о том, что она имеет право брать от жизни все, что интересно, приятно, нужно ей, и что она имеет право делать все, что хочет, со своим, ей одной принадлежащим прекрасным, сильным, живым телом (М. Арцыбашев, Санин).
Ср.:
Женщина, открыто создающая культ своего тела, чувствует в мужчине человека, когда он этот культ признает (П. Альтенберг, Первобытная).
Говорите мне о любви!
Говорите мне снова и снова!
Я без устали слушать готова
О любви!
(Песня)
В XVI в. во Франции аристократки позволяли своим обожателям присутствовать в то время, когда они принимали ванну. В аспекте нарциссизма сексопсихологи оценивают образы Элен Безуховой и Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л. Толстого: Элен постоянно выставляет себя, а Наташа не может противостоять тому, кто ею восхищается, она этого всегда хочет. Ср. образ Саломеи в пьесе О. Уайльда «Саломея», которую он представил как нарциссистку.
Когда мы не влюблены, мы находимся в состоянии нарциссизма. Объект – это заменитель себя (Р.Э. Мани-Кирль, Развитие сексуальных импульсов).
Нарциссические чувства значительно сильнее у девочек, чем у мальчиков, – влюбленность в свое тело, желание быть красивее подруг, желание восхищения ею (Х. Дейч, Психология женщины).
Иногда нарциссическая переоценка себя ведет к убеждению, что тот, кто будет обладать ею сексуально, получит необычайный дар (там же).
Женщина любит, чтобы ценили ее не как самку, а как индивидуальность. Отсюда и стремление отличаться от других женщин (Т. Рейк, Психология сексуальных отношений).
Ср.:
Женщины больше всего любят, когда на них тратятся (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).
Желание быть артисткой или артистом во многом имеет нарциссическое объяснение. Ср. рекомендации этикета не восторгаться артистом в присутствии другого артиста, женщиной в присутствии других женщин. Ср. песню Л. Делиба «Кукла», картину Ренуара «Стоящая купальщица».
Общим в описании феноменологии нарциссически организованных личностей является патологичность их Я-концепции, проявляющаяся в самообесценивании, слабости и ничтожности. В клинической литературе подчеркиваются стыд, зависть и разочарование в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Необходимо разделить здоровый Н. на понятия-индикаторы, такие как: нарциссические черты личности, нарциссические стратегии личности, нарциссические способы регуляции представления личности о себе, оптимальный нарциссизм личности, нарциссические состояния. Человек с нарциссическим типом личностной организации не только не ощущает свою принадлежность к обществу, но остро чувствует свою «отделенность», особенность, «отличность» от других людей (общество не есть «Я»).
Исследованию Н. как феномена и как типа личностной организации посвящено большое количество работ, в первую очередь у представителей психоаналитической школы. В современной отечественной психологии за последние годы понятие Н. расширили Н. Г. Гаранян, Е. Т. Соколова, Н. М. Клепикова, Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко, И. А. Погодин, Н. И. Олифирович, О. А. Шамшикова, Е. П. Чечельницкая, А. Б. Холмогорова и др. Существует несколько форм проявления Н.: нарциссическая грандиозность и нарциссическая уязвимость. Личность с нарциссической грандиозностью пытается совладать c нарушением самооценки, культивируя чувство собственного превосходства над окружающими и уникальности, вовлекаясь в грандиозные фантазии. Личности такого типа совершают множество действий с целью вызвать восхищение, склонны реагировать яростью на критику, настойчиво предъявлять свои права, эксплуатировать других; они имеют опыт интенсивной зависти/агрессии и низкую эмпатию. Их можно охарактеризовать как стремящихся к межличностной власти и контролю, склонных к манипуляциям при отсутствии раскаяния, преувеличению собственной важности и ощущению привилегированности. Проявления нарциссической уязвимости (хрупкости) могут включать социальную изоляцию, негативную аффективность, суицидальные наклонности. Регуляция самооценки у личностей этого типа поддерживается грандиозными фантазиями, одновременно они испытывают интенсивный стыд в отношении своих потребностей и амбиций. Основной проблемой для «уязвимого нарцисса» является именно стыд, а не зависть или агрессия, как в случае с нарциссической грандиозностью. Личности этого типа избегают межличностных отношений, т. к. чрезмерно чувствительны к угрозам для самоуважения и неудачам в самоутверждении. Уязвимый подтип не в состоянии постоянно поддерживать ощущение грандиозности, при срыве защитных механизмов развивается нарциссическая травма, провоцирующая у него беспокойство, депрессию и чувство неполноценности. Для диагностики нарциссических черт личности применяют опросник «Нарциссические черты личности», разработанный О. А. Шамшиковой и Н. М. Клепиковойи методику диагностики нарциссических черт личности, разработанную Н. Г. Гаранян. С. М. Ширко
Любовь к самому себе - термин, введенный Некке в 1899 году на основе осуществленного Хэвлоком Эллисом сопоставления греческого мифа о Нарциссе со случаем мужской аутоэротической перверсии. В психоанализе, однако,термин приобрел более широкое значение, и подобная перверсия рассматривается лишь как конкретная, наглядная иллюстрация чего-то более общего в человеческой психике и поведении.
При первом рассмотрении Фрейдом нарциссизма в его письме к Флиссу (1899) он склонен был использовать это понятие в связи с энергетическими представлениями, объясняя судьбу либидинозной энергии при психических нарушениях (эта идея была им разработана позже).
В то же время он использовал его для объяснения различных феноменов, таких, как 'безграничная любовь ребенка к себе* и гомосексуальный выбор объекта. Позже он использовал этот термин в генетическом смысле, рассматривая нарциссизм как стадию развития между аутоэротизмом и объектной любовью.
В программной роботе 1914 года 'О нарциссизме' Фрейд описал первичный нарциссизм - '...изначальный либидинозный катексис собственной персоны, часть которого впоследствии отдается объекту, но который в основном сохраняется' (с. 75) и вторичный нарциссизм - катексис 'осадков' утерянных объектов, встроенных (посредством интроекции) внутрь Я. Трансформируясь в нарциссизм, это объектное либидо десексуализируется (сублимируется) и предположительно дает энергию для развития и функционирования Я. Кроме того, Фрейд определял нарциссизм как 'либидинозный катексис Я", но, как отмечает Гартманн (1950), Фрейд здесь использует понятие Я в значении Самости. Фрейд также называл нарциссической такую установку к внешнему миру, для которой характерно отсутствие объектных отношений. Наконец, он обозначил нарциссические корни Я-идеала и показал, что самооценка зависит от нарциссического либидо.
Таким образом, в психоаналитической литературе термин нарциссический используется для обозначения широкого круга явлений: сексуальной перверсии, стадии развития, типа либидо или его объекта, способа выбора объекта, взаимоотношений со средой, установки, самооценки и типа личности, которая может быть относительно здоровой, невротической, психотической или пограничной. Кроме того, представление об отдельной линии развития нарциссического либидо стало фундаментальной теоретической основой для школы психологии Самости, в которой различные личностные черты рассматриваются как нарциссические структуры, возникающие в результате трансформации нарциссизма. Столь широкое применение этого термина приводит к путанице, поэтому все очевиднее становится необходимость более строгого его употребления (Pulver, 1970).
В современной литературе термин нарциссизм принято соотносить прежде всего с самооценкой. Кернберг (1967), к примеру, пишет, что нарциссические пациенты 'во взаимодействии с другими необычайно ориентированы на себя, испытывают чрезвычайную потребность в любви и восхищении со стороны других, их характеризует очевидное и весьма любопытное противоречие между завышенными представлениями о себе и чрезмерной потребностью восхваления' (с. 655). Кроме того, такие индивиды характеризуются чувством собственных исключительных прав, фантазиями о всезнании и всемогуществе, собственном совершенстве или совершенстве идеализируемого объекта, выраженность которых зависит от остроты психопатологии. Сопутствующие аффекты колеблются от душевного подъема (если завышенная самооценка подкрепляется) до разочарования, депрессии или гнева, называемого нарциссическим гневом (если уязвлено самолюбие).
После построения структурной теории взгляды Фрейда на нарциссизм не пересматривались, хотя он несколько раз упоминал о важной роли представлений о нарциссизме в разработке второй теории влечений и второй топографической модели (Оно, Я и Сверх-Я). Его идеи о первичном и вторичном нарциссизме хотя и выражены в терминах экономического подхода, указывают на признание роли объектов и проективно-интроективных механизмов в процессах идентификации, приводящих к формированию Я (как результату взоимообменов между матерью и ребенком). В современном понимании нарциссизма сохраняется идея о либидинозном катексисе Самости, но к этому добавляется структурное видение его раннего экономического значения и признание не только либидинозных, но и агрессивных элементов в нарциссических феноменах.
Следует различать нормальный и патологический нарциссизм. Первый зависит от структурной целостности, обретения константного восприятия себя и объектов, равновесия между дериватами агрессивных и либидинозных влечений, гармонии между структурами Самости и Сверх-Я, способности к Я-синтонному выражению побуждений, принятию вознаграждения со стороны внешних объектов, а также от физического благополучия. Патологический нарциссизм включает защитное самоуничижение с сопутствующей недостаточной интеграцией представления о себе и диссоциацией агрессивно обусловленных репрезентаций Самости. Нормальный нарциссизм ведет к устойчивому реалистическому отношению к себе. Патологический нарциссизм, напротив, сопровождается архаическими требованиями к себе, исключительной зависимостью от оценки со стороны других и бедными или вырожденными объектными отношениями. Он проявляется в чувстве собственной исключительности, безжалостном самосовершенствовании и нарушенной способности заботиться о других, сочувствовать им, любить их.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Нем.: Narzissmus. - Франц.: narcissisme. - Англ.: narcissism. - Исп.: narcisis-mo. - Итал.: narcisismo. - Португ.: narcisismo.
o Согласно мифу о Нарциссе, любовь к собственному образу.
o 1) Термин "нарциссизм" (а) впервые появляется у Фрейда в 1910 г. Для обозначения гомосексуального выбора объекта: гомосексуалисты "...видят сексуальный объект в самих себе; они исходят из нарциссической установки и ищут похожих на себя молодых людей, которых они могли бы любить так же, как мать любила их" (la).
Открытие нарциссизма заставляет Фрейда предположить - в случае Шребера (1911) - существование особой стадии сексуального развития, промежуточной между автоэротизмом и объектной любовью. "Субъект начинает видеть (объект любви] в самом себе, в своем теле" (2), что позволяет впервые свести сексуальные влечения воедино. Ту же точку зрения мы находим и в "Тотеме и табу" (Totem und Tabu, 1913).
2) Мы видим, что Фрейд пользовался понятием нарциссизма еще до того, как посвятил ему отдельное исследование (К введению в нарциссизм (Zur Einf?hrung des Narzissmus, 1914)). В этом тексте понятие нарциссизма вводится в психоаналитическую теорию в целом, прежде всего в область либидинальных влечений. В самом деле, при психозе ("нарциссическом неврозе"*) либидо способно к перенагрузке Я при разгрузке объекта; а это предполагает, что "...по сути, нагрузка Я при этом сохраняется и относится к объектным нагрузкам так же, как тело живой протоплазмы - к выпускаемым ею ложноножкам" (За). Опираясь на принцип сохранения либидинальной энергии, Фрейд устанавливает равновесие между Я-либидо (Я, нагруженным либидо) и "объектным либидо": "Чем больше поглощает одно, тем сильнее истощается другое" (Зb). "Я следует рассматривать как большой резервуар, откуда либидо устремляется к объектам, - всегда готовый вновь поглотить либидо, отливающее от объектов" (4).
В рамках энергетической концепции, признающей постоянство либидинальных нагрузок Я, наше определение нарциссизма представляет его не как стадию развития, но как застой либидо, не преодолимый никакой нагрузкой объектов.
3) Этот процесс разгрузки объекта и востребования либидо субъектом уже был описан К.Абрахамом в 1908 г. на примере раннего слабоумия: "Психосексуальная характеристика раннего слабоумия - это возврат пациента к автоэротизму [...]. Больной переносит на себя как на единственный сексуальный объект все то количество либидо, которое нормальный человек распределяет между окружающими его одушевленными и неодушевленными предметами" (5). Фрейд разделяет эти идеи Абрахама: "...они приняты психоанализом и стали основой нашего отношения к психозам" (6), добавляя (и это добавление позволяет уточнить суть нарциссизма в сравнении с автоэротизмом*), что Я поначалу не представляет собой единства и что для создания целостного Я требуется "дополнительное психическое действие" (Зс).
Если мы стремимся сохранить различие между тем состоянием, при котором сексуальные влечения удовлетворяются беспорядочно и независимо друг от друга, и нарциссизмом, при котором объектом любви становится Я как целое, приходится предположить, что формирование Я начинается уже в период детского нарциссизма.
По этому вопросу в психоаналитической теории не существует единой точки зрения. Можно предположить, что Я складывается одновременно и параллельно со становлением схемы тела, причем формирование такого единства ускоряется, если собственнное Я субъекта складывается по образу другого человека. Тогда нарциссизм - это страстная любовь объекта к этому образу. Жак Лакан обнаружил соответствие между начальным моментом в формировании Я и исходным нарциссическим опытом, так называемой стадией зеркала* (7). С этой точки зрения, определяющей Я через его самоотождествление с образом другого человека, нарциссизм, даже "первичный", не есть состояние, лишенное интерсубъективного отношения, но, напротив, интериоризация такого отношения. Такова фрейдовская трактовка нарциссизма в "Скорби и меланхолии" (Trauer und Melancholie, 1916), где речь идет о "нарциссическом (само)отождествлении" с объектом (8).
Однако во второй теории психического аппарата мы уже не встречаем у Фрейда этих идей. На их место встает противопоставление первичного (необъектного) нарциссического состояния объектным отношениям. Это изначальное состояние, или первичный нарциссизм, отличается полным отсутствием отношения к окружению, слитностью Я и Оно : его прообразом служит внутриутробная жизнь, более или менее точно отображаемая в снах (9).
Идея более позднего нарциссизма, связанного с формированием Я через (само)отождествление с другими людьми, не исчезает, ' однако это состояние называется уже не "первичным", а "вторичным" нарциссизмом (10а). "Нарциссизм Я - это вторичный нарциссизм, извлеченный из отношения к объектам" (l0b). Эти глубокие изменения во взглядах Фрейда происходят одновременно с введением понятия Оно* как отдельной инстанции, из которой путем дифференциации возникают другие инстанции, с пересмотром понятия Я*, при котором акцент ставится не только на его порождение в результате ряда (само)отождествлений, но и на его особую приспособительную функцию, наконец, со стиранием различий между автоэротизмом* и нарциссизмом. Если понять эти идеи буквально, мы столкнемся с тем, что противоречит опыту, - с утверждением, будто восприятия новорожденного лишены окна во внешний мир, и тем самым с наивной идеалистической апорией, осложненной моментом "биологизма": а как тогда перейти от самозамкнутой монады к постепенному признанию объекта?
Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996
Данное понятие до настоящего времени является едва ли не самым туманным в психоаналитической психологии. Мнения исследователей расходятся как относительно категории, границ и статуса явления обозначаемого этим термином, так и относительно его природы, механизмов возникновения и конкретных форм проявления.
В концепции динамической психиатрии нарциссизм рассматривается как одна из центральных Я-функций, изначально выполняющая конструктивную роль, в качестве регулятора процессов энерго-информационного обмена между обособляющимся Я и социумом, а также представляющую исходный потенциал развития индивида, на основе которого происходит формирование других интрапсихических образований. Поэтому формирование нарциссизма рассматривается как необходимый этап личностного развития.
Вместе с тем, в зависимости от неосознаваемой групповой динамики первичного симбиоза (ключевыми являются бессознательные «поведенческие программы» матери или первичного ближайшего окружения, импритируемые и интериоризируемые ребенком) нарциссизм может приобретать деструктивные или дефицитарные черты, становясь дезадаптирующим или блокирующим развивающееся «Я» личности.
1. Конструктивный нарциссизм
Конструктивный нарциссизм означает признание собственной ценности, «форму любви самого себя», базирующуюся на положительном опыте межличностных отношений и оценках значимого окружения; одобрение и позитивное отношение к различным сферам своего существования - как собственному телу, телесным процессам, переживаниям, чувствам, мыслям, действиям, так и к собственной духовности. Иными словами, это целостное реалистическое принятие себя, позитивное представление о своей личности и гармоничное сочетание разнообразных проявлений «Я для себя» и «Я для других».
В поведении конструктивный нарциссизм проявляется уверенностью в себе, хорошим эмоциональным самоконтролем, способностью находить интуитивные решения, действовать спонтанно, самостоятельно, брать на себя ответственность, противостоять давлению социума, общественного мнения, недоброжелательным оценкам и манипулятивному поведению, ориентированностью на собственную систему ценностей, ощущением собственной силы и компетентности, реалистичным самовосприятием и реализацией собственных возможностей; терпимостью к собственным слабостям и недостаткам других; многообразием интересов и побуждений, полнокровной телесной жизнью; способностью устанавливать разнообразные межличностные контакты и поддерживать теплые доверительные отношения, сохраняя собственные цели и предпочтения; способностью любить и быть любимым, сохраняя внутреннюю целостность, самостоятельность и автономность; безболезненным переживанием временного одиночества, не испытывая чувств тоски или скуки;
Личность с конструктивным нарциссизмом характеризуется адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства, высокой самодостаточностью, здоровым честолюбием, открытостью, способностью наслаждаться полнотой жизни в самых разных ее проявлениях и получать ощущение радости от растущих возможностей самореализации; умением искренне прощать ошибки и промахи себе и другим, извлекая необходимые уроки и увеличивая свой жизненный опыт; эмоциональной и духовной зрелостью.
2. Деструктивный нарциссизм
Деструктивный нарциссизм, как патологическое искажение конструктивного нарциссизма, означает искажение или нарушение способности личности реалистично воспринимать, ощущать и оценивать себя; нестабильность отношения к себе, проявляющаяся колебаниями идей собственной переоценки и недооценки с невозможностью стабилизации отношения к себе вследствие невозможности объективизировать его в «зеркале» межличностного взаимодействия.
Причиной деструктивной патологии Я-функции нарциссизма является негативный опыт ранних симбиотических переживаний «сотканных» из обид, страхов, отказов, разочарований, запретов, предубеждений, предрассудков и фрустраций с чувствами обойденности и несправедливости, вызванных бессознательным отвержением (непоследовательным, противоречивым, лишенным нежности и заботы отношением) ребенка матерью (первичной группой), неспособной предоставить младенцу адекватную защиту и выстроить за него правильные границы своего Я. В этой связи у ребенка формируется искаженное или противоречивое восприятие реальности, обрекая его на постоянную зависимость от нарцистической поддержки («нарциссического питания») извне и препятствуя (ввиду коммуникативных нарушений или аутизма) получению необходимой для развития Я-идентичности социальной энергии.
В поведении деструктивный нарциссизм проявляется ненасытным стремлением находиться в центре внимания и получать подтверждение своей значимости от окружающих в сочетании с непереносимостью критики и избеганием ситуаций реальной внешней оценки собственной личности; подозрительностью, сочетанием фасадной (демонстрируемой) безупречности с чрезмерной требовательностью и непримиримостью к недостаткам и слабостям других; отсутствием спонтанности, чрезмерной настороженностью, сдержанностью, выраженной противоречивостью, нестабильностью, неспособностью к открытому общению и близким, доверительным отношениям; выраженной тенденцией к манипулированию другими.
Деструктивно-нарцистическая личность характеризуется неадекватно-противоречивой оценкой себя, своих действий, способностей и возможностей, низкой толерантностью к фрустрациям (стрессоустойчивостью); искаженным восприятием других, крайней обидчивостью, чрезмерной осторожностью, закрытостью, тенденцией постоянно контролировать собственную экспрессию, и трудностями в общении, ощущением неразделенности и непонятности другими субъективно важных переживаний, чувств, интересов и мыслей, высокой потребности в общественном признании.
При значительной степени выраженности деструктивный нарциссизм может проявляться аутизмом (неспособностью к контактам и отношениям), параноидными реакциями; бредовыми идеями, галлюцинациями или психосоматическими расстройствами.
3. Дефицитарный нарциссизм
Дефицитарный нарциссизм представляет собой рудиментарное (недоразвитое) состояние конструктивного нарциссизма, как неспособность ощутить самодостаточность и автономию, сформировать целостное представление о своей личности, реалистично оценивать себя, равно как и придавать значение своим желаниям, целям, мотивам и поступкам, отстаивать собственные интересы и иметь самостоятельные взгляды, мнения и точки зрения.
Причиной дефицитарного нарциссизма является холодная, безразличная и равнодушная атмосфера ранних симбиотических отношений с внешне формально-безупречным, ориентированным на социальные нормы, физическим уходом матери за ребенком, но с недостаточным проявлением к нему материнской любви, нежности и собственно человеческой заботы. Такая ситуация препятствует формированию у ребенка собственных границ Я, выделению себя из симбиоза с матерью, становлению первичной Я-идентичности и в дальнейшем почти фатально предопределяет глубокий «нарцистический голод» (неосознаваемую потребность в отношениях симбиотического слияния), удовлетворение которого занимает центральное место в жизни человека.
В поведении дефицитарный нарциссизм проявляется выраженной зависимостью от окружающих, пассивностью, уступчивостью, трудностями выделения собственных мотивов и желаний, взглядов и принципов; невозможностью установления и поддерживания «полноценных» межличностных контактов и отношений без ущерба для своих интересов, потребностей, жизненных планов; бедностью эмоциональных переживаний, преобладанием общего фона безрадостности, пустоты, забытости и скуки; непереносимостью одиночества, выраженным неосознанным стремлением к отношениям симбиотического слияния (к теплым, близким отношениям, в которых можно полностью «раствориться» и укрыться от невыносимых страхов и проблем реальной жизни, личной ответственности и собственной идентичности).
Дефицитарно-нарцистическая личность характеризуется низкая самооценкой, чувством собственной незначительности, неуверенность в себе, своих возможностях, силе и компетенции, несамостоятельностью, пессимистичностью, чрезмерной идентификацией с нормами, ценностями, потребностями и целями ближайшего окружения (конформностью); самоотверженностью, невозможностью формировать и сохранять собственные цели и предпочтения, неспособностью к подлинным человеческим контактам, к конструктивному взаимодействию с жизнью с невозможностью в достаточной степени ощутить ее полноту, узостью и специфичностью круга интересов, ощущением своей неполноценности и ненужности, постоянной потребностью в нарцистическом «питании» (поддержке, помощи, присутствии рядом и т.п.) с довольствованием лишь ролью пассивного реципиента (принимающего).
Три разных аспекта нарциссизма (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).
Источник: Глоссарий терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Понятие «нарциссизм» было введено в научную литературу английским ученым Х. Эллисом, который в работе «Аутоэротизм: психологическое исследование» (1898) описал одну из форм извращенного поведения, соотнесенную им с мифом о Нарциссе. Согласно этому мифу, отличавшийся необычной красотой юноша Нарцисс отвергал всех женщин, добивавшихся его расположения и любви. Когда одна из отвергнутых им (нимфа Эхо) умерла от разбитого сердца, богиня правосудия Немезида решила наказать Нарцисса: увидев свое отражение в воде озера, юноша настолько влюбился в него, что, будучи не в состоянии оторваться от созерцания собственного образа, умер от любви к себе.
В психоанализе термин «нарциссизм» был использован З. Фрейдом в 1910 году для характеристики процессов либидо, направленных не на другие сексуальные объекты, а на собственное Я. По словам основателя психоанализа, понятие нарциссизма было заимствовано им из описанного П. Некке в 1899 году извращения, при котором взрослый человек дарит собственному телу все нежности, обычно проявляемые по отношению к другому сексуальному объекту (данное понятие использовалось П. Некке при рассмотрении представлений Х. Эллиса о соответствующем извращении).
К тому времени в психоанализе возникли представления, связанные с отсутствием привязанности либидо к сексуальным объектам в случае шизофрении. В 1908 году после обмена мнениями с З. Фрейдом немецкий психоаналитик К. Абрахам высказал идею, в соответствии с которой либидо слабоумных отворачивается от объектов и обращается на Я, что может стать источником бреда величия при шизофрении.
Отталкиваясь от фиксации либидо на собственной личности больных, З. Фрейд стал использовать термин «нарциссизм» не только для характеристики болезненного отношения человека к своему собственному телу как сексуальному объекту, но и в более широком плане, имеющем отношение к его нормальному сексуальному развитию. Ранее в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он показал, что инфантильные сексуальные влечения сначала удовлетворяются на собственном теле, то есть аутоэротически, и что способность к аутоэротизму является характерной чертой проявления детской сексуальности. Впоследствии с введением в научный оборот термина «нарциссизм» З. Фрейд пришел к мысли, что «аутоэротизм был сексуальным проявлением нарциссической стадии размещения либидо».
В работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) основатель психоанализа отметил, что развитие психоанализа привело к необходимости разложить стадию аутоэротизма на две, одну из которых можно назвать «стадией нарциссизма». По этому поводу он писал: «Хотя мы еще не имеем возможности дать вполне точную характеристику этой нарциссической стадии, в которой диссоциированные до того сексуальные влечения сливаются в одно целое и сосредоточиваются на Я как на объекте, мы все же начинаем понимать, что нарциссическая организация уже никогда не исчезает полностью. В известной степени человек остается нарциссичным даже после того, как нашел внешний объект для своего либидо; найденный им объект представляет собой как бы эманацию оставшегося при Я либидо, и возможно обратное возвращение к последнему».
Наряду с рассмотрением стадии нарциссизма З. Фрейд предпринял попытку привести в связь с нарциссизмом обнаруженную у примитивных людей и невротиков высокую оценку психических актов. По его мнению, в обоих случаях психическим следствием чрезмерной оценки оказывается всемогущество мыслей или «интеллектуальный нарциссизм». Если во всемогуществе мыслей психоаналитик в состоянии видеть доказательство нарциссизма у примитивных народов, то он может решиться на смелую попытку провести параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидозного развития отдельного индивида. Предприняв такую попытку, основатель психоанализа выдвинул положение, согласно которому «анимистическая фаза соответствует в таком случае нарциссизму», религиозная форма – ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная фаза – состоянию зрелости индивида, отказывающегося от принципа удовольствия, ищущего свой объект во внешнем мире и приспосабливающегося к реальности.
В работе «О нарциссизме» (1914) З. Фрейд не только выдвинул предположение, что проявления либидо, заслуживающие названия нарциссизма, имеют место в нормальном сексуальном развитии человека, но и высказал соображение, в соответствии с которым нарциссизм не является перверсией и может быть рассмотрен в качестве либидозного дополнения к эгоизму инстинкта самосохранения. Тем самым в психоанализе был поднят вопрос о необходимости признания того, что З. Фрейдом было названо «первичным нормальным нарциссизмом».
С этой точки зрения в классическом психоанализе признавались две формы нарциссизма: первичный нарциссизм, связанный с проявлением сексуальности ребенка, направленной на самого себя, и вторичный нарциссизм, соотнесенный с направленностью сексуальности взрослого человека на собственное Я. При этом он исходил из того, что первичный (первоначальный) нарциссизм ребенка имеет решающее значение для понимания развития его характера и исключает допущение у него примитивного чувства малоценности. Наряду с таким пониманием нарциссизма Фрейд различал «Я-либидо» (нарциссическое либидо) и «объект-либидо», считая, что первоначально оба вида энергии слиты воедино, находятся в состоянии нарциссизма и только с наступлением привязанности к объектам появляется возможность отделения сексуальных влечений и влечений Я.
Обращаясь к рассмотрению нарциссизма, Фрейд провел различие между этим явлением и эгоизмом. Для него нарциссизм – это либидозное дополнение эгоизма. Если эгоизм чаще всего выступает в качестве постоянного элемента развития человека, то нарциссизм представляет собой переменный элемент. В отличие от эгоизма, который не включает в себя либидо, нарциссизм имеет либидозную окраску, независимо от того, направлена ли сексуальность на объекты или на собственное Я.
Фрейд исходил из того, что переход объект-либидо в Я-либидо можно рассматривать в качестве нормального явления, как это имеет место, например, во время сна. После завершения сна Я-либидо совершенно безболезненно переходит в объект-либидо. Но если в результате действия какого-либо энергичного процесса сексуальность как бы насильно отнимается у объекта, то, оказавшись нарциссическим, либидо может не найти обратную дорогу к объекту. Возможно нарушение подвижности либидо, в результате чего оно может стать патогенным. Фиксация либидо, ведущая к образованию симптома, оказывается на более ранних стадиях психосексуального развития, чем это обычно имеет место при истерии и неврозе навязчивых состояний. Можно было бы сказать, что фиксация либидо происходит на стадии примитивного нарциссизма. Конфликт разыгрывается между сексуальными влечениями и влечениями Я, но на ином уровне. И в этом случае можно говорить о нарциссическом неврозе.
С различением объект-либидо и Я-либидо, с уделением внимания влечениям Я психоанализу открылся путь к изучению нарциссических неврозов. Это предполагало развертывание психоаналитической работы в двух направлениях. С одной стороны, появилась возможность более глубокого понимания динамики развития психических процессов, ведущих к образованию нарциссических неврозов, и исследования различных форм нарциссических заболеваний, включая манию величия и бред преследования. С другой стороны, появилось осознание того, что психология Я недостаточно изучена с точки зрения психоанализа и, следовательно, необходимо заполнить ту брешь, которая образовалась в результате большего крена исследования в сферу вытесненного бессознательного.
Все это позволило внести новые концептуальные разработки, будь то понятие «нарциссической идентификации» (объект влечения воздвигнут в самом Я, как бы спроецирован на него) или представление о различных составляющих частях Я.
Выявление процесса нарциссической идентификации с неизбежностью привело к постановке вопроса об изучении того, как и каким образом в самом Я возникает объект, на который направляется либидо, почему и в силу каких причин Я становится объектом агрессии, ненависти, мстительности. Так, исследование меланхолии показало, что ожесточение против сексуального объекта переносится на собственное Я человека, в результате чего он может истязать самого себя вопросами, в чем виноват, что сделал неправильно, какие грехи совершил. И хотя в этом случае нарциссизм человека менее заметен, в отличие от нарциссизма тщеславного человека, тем не менее он лежит в основе меланхолии, физической или моральной ипохондрии. Подобный тип нарциссизма, характеризующийся чувствами собственной недостаточности и самообвинениями, был назван К. Абрахамом «негативным нарциссизмом». При негативном нарциссизме человек, как правило, недооценивает все то, что исходит от него.
Представление З. Фрейда о различных частях Я привело не только к топическому взгляду на психику с определением местоположения сознания, предсознательного и вытесненного бессознательного, но и к структурному пониманию психики, когда в поле зрения аналитика оказываются такие бессознательные процессы и конфликты, которые связаны с деятельностью некой наблюдающей инстанции в Я, функционирующей в качестве Я-идеала, совести. С точки зрения З. Фрейда, нарциссизм оказывается перенесенным именно на идеальное Я: человек «не хочет поступиться нарциссическим совершенством своего детства, и когда со временем и с возрастом ставит перед самим собой его как идеал, то это есть только возмещение утерянного нарциссизма детства, когда он сам был собственным идеалом».
З. Фрейд уделял значительное внимание изучению неврозов перенесения, на основе которых оттачивалась психоаналитическая техника их лечения. Полагая, что «нарциссические неврозы едва ли проницаемы для той техники, которой мы пользовались при изучении неврозов перенесения», он считал необходимым внести необходимые изменения в технические методы с целью аналитического лечения нарциссических заболеваний. В дальнейшем, по мере развития теории и практики психоанализа некоторые психоаналитики, в частности О. Кернберг, Х. Кохут и другие, стали уделять большее внимание, чем З. Фрейд, изучению и лечению нарциссических неврозов. Наряду с разработкой техники лечения нарциссических заболеваний были пересмотрены также и фрейдовские представления о нарциссизме.
Так, признавая заслуги З. Фрейда в привлечении внимания аналитиков к проблеме нарциссизма, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) выдвинул свое понимание нарциссизма, выходящее за рамки рассмотрения этого явления через призму сексуального влечения человека, как это имело место у основателя психоанализа. В его представлении нарциссический человек не обязательно должен делать предметом своего нарциссизма всю личность: часто нарциссическую окраску приобретают отдельные аспекты личности, включая физические способности, интеллигентность, остроумие, честь; иногда нарциссизм относится к таким качествам, которыми нормальный человек не гордится, например, боязливость. «Для нарциссического человека каждое из этих частных свойств, образующих его самость, может быть объектом нарциссизма».
В работе «Душа человека» (1964) Э. Фромм исходил из того, что, подобно половому инстинкту и инстинкту самосохранения, нарциссизм выполняет важную биологическую функцию. Вместе с тем нарциссизм делает человека асоциальным, а в экстремальных случаях ведет к душевному заболеванию. Получается своего рода парадокс: нарциссизм необходим для сохранения жизни и одновременно представляет собой угрозу ее сохранения. Решение этого парадокса представляется Э. Фромму двояким образом. «С одной стороны, выживанию служит оптимальный, а не максимальный нарциссизм. То есть в биологически необходимой степени нарциссизм может быть совместим с социальным сотрудничеством. С другой стороны, индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой, и тогда род, нация, религия, раса и тому подобное заступают на место индивида и становятся объектом нарциссической страсти. Таким образом, нарциссическая энергия остается, но она применяется в интересах сохранения группы вместо сохранения жизни отдельного человека».
Особым объектом рассмотрения Э. Фромма стала патология нарциссизма, связанная с потерей человеком рационального суждения (все, что принадлежит ему, переоценивается, все, что находится вне его самого, недооценивается), эмоциональной реакцией на критику объекта нарциссизма (озлобленность, взрывная ярость или депрессия), одержимостью манией величия (потребность переделывать мир под себя таким образом, чтобы он соответствовал собственному нарциссиму). В нарциссизме он различал две формы – доброкачественную (объектом нарциссизма является результат собственных усилий) и злокачественную (предметом нарциссизма служит не то, что человек делает или производит, а то, что он имеет, например, собственное тело, внешний вид, богатство). В доброкачественой форме нарциссизма присутствует элемент коррекции, в злокачественной – он отсутствует.
Проводя различие между индивидуальным и общественным (групповым) нарциссизмом, Э. Фромм рассмотрел социологические функции последнего, связанные с доброкачественными и злокачественными формами его. Потребность осуществлять созидательные действия заставляет выйти за пределы узкого круга интересов группы, что сопровождается развитием доброкачественного нарциссизма. Если же объектом группового нарциссизма является сама группа (ее блеск, слава, прежние достижения), то постоянное возрастание нарциссического ориентирования ведет к развитию злокачественной формы: «групповой нарциссизм «белых» или «арийцев» может быть столь же злокачественным, как и экстремальный нарциссизм отдельного человека». Как и при индивидуальном нарциссизме, симптомом патологии общественного нарциссизма является, по мнению Э. Фромма, недостаток объективности и способности к разумному суждению. В истории имеются многочисленные примеры, когда поношение символов группового нарциссизма вызывало принципы ярости, граничащие с безумием, а оскорбление вождя, проигранная война или потеря территории, вызывали чувство мести, ведущее к новым войнам.
Э. Фромм считал, что если в биологическом и социальном отношении нарциссизм в его доброкачественной форме необходим для выживания человека, то с точки зрения ценностей (духовно-этической позиции) он приходит в столкновение с разумом и любовью. В понятиях психоанализа человек достигает полной зрелости, когда он освобождается как от индивидуального, так и от общественного нарциссизма. Но поскольку существует, используя терминологию З. Фрейда, первичный нарциссизм, то возникает вопрос: возможно ли преодоление человеком его «нарциссического ядра» и есть ли надежда на то, что нарциссическое безумие не приведет к гибели человека?
Отвечая на данный вопрос, Э. Фромм полагал, что если нельзя уменьшить нарциссическую энергию в каждом человеке, то можно изменить объект, на который она направлена. «Если предметом группового нарциссизма станет человечество, вся человеческая семья, а не отдельный народ, отдельная раса или отдельная политическая система, вероятно, можно многого достичь». Если бы человек смог относиться к себе как к гражданину мира и гордился бы человечеством и его успехами, то предметом его нарциссизма стало бы человечество, а не его отдельные, противоречивые компоненты, что, в понимании Э. Фромма, нередко ведет к патологии нарциссизма.
На современные психоаналитические представления о нарциссизме, нарциссических пациентах и методах их лечения заметное влияние оказали идеи, содержащиеся в работах О. Кернберга, Х. Кохута и других психоаналитиков. В статьях О. Кернберга «Пограничная организация личности» (1967) и «Факторы в психоаналитическом лечении нар-циссических личностей» (1970) рассматривались специфические проявления того типа пациентов, главной проблемой которых являлось нарушение самооценки в результате нарушения объектных отношений. Такие пациенты относятся к «нарциссическим личностям» и они характеризуются проявлением сильной потребности в любви и восхищении со стороны других людей, высоким мнением о самих себе и необычной потребностью в уважении со стороны других, стремлением идеализировать одних людей (от которых ожидают поддержку для своего нарциссизма) и презирать других (от которых ничего не ждут). Анализ таких нарциссических пациентов показывает, что их высокомерие, напыщенность, холодность и жестокость в действительности являются защитой от «паранойальных черт, образующихся в результате проекции орального гнева – основного фундамента их психопатологии».
В статьях Х. Кохута «Формы и трансформации нарциссизма» (1966), «Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности: опыт систематического подхода» (1968) и в его работах «Анализ Самости» (1971), «Восстановление Самости» (1977) излагались взгляды на нарушение первоначального нарциссического равновесия ребенка, возникновение у него «грандиозной Самости» и идеализированного образа родителей, появление в процессе лечения нарциссических переносов (идеализирующего и зеркального), возможности и принципы лечения нарциссических расстройств. Х. Кохут исходил из того, что по ходу лечения у пациентов могут активизироваться допсихологические фрагменты Самости, которые способны соединяться с нарциссически воспринятым представлением об аналитике и порождать идеализирующий и зеркальный перенос. Все это требует тщательной проработки, поскольку в анализе нарциссических личностей нарушения равновесия в рамках переноса занимают «центральную позицию стратегической важности, соответствующую месту структурного конфликта в обычном неврозе переноса».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001