АУТОЭРОТИЗМ
Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов
Сексуальная стимуляция и удовлетворение без прибегания к внешним раздражителям. Примером может служить мастурбация в любой форме.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
2) в психоанализе неконцентрированное пол. влечение, не имеющее конкретного объекта;
3) в сексопатологии частный случай нарциссизма; фетишизм собственного тела (1).
Выражается в форме самолюбования своим отражением в зеркале. Удовлетворение достигается с помощью различных суррогатных средств (мастурбация, сосание пальцев и т.п.) без участия пол. партнера. В клинических случаях А. может доходить до аутоиррумации или даже самоистязания с использованием различных дивайсов сексуальных.
«…он всегда брал русскую газету и спрашивал потом у Печигина значение незнакомых ему слов.
– Аутоэротизм – это как? В автомобиле, что ли?» Е. Чижов. Перевод с подстрочника.
Источник: Словарь доктора либидо
В соответствии с классической теорией инстинктов младенцы ориентированы аутоэротически, их установка по отношению к своим матерям основана исключительно на любви к самим себе, а их потребность в матерях - на способности матерей доставить удовольствие. Здесь термин "аутоэротический" синонимичен понятию нарциссический. Объект-теория противостоит идее ауто-эротической фазы в младенчестве и придерживается взгляда, что младенец с самого начала зависит от матери, он "ищет объект, а не удовольствие". Здесь аутоэротическое поведение оказывается заместительным - в нем субъект использует часть самого себя в качестве символического эквивалента другого (матери).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
В широком смысле - поведение, при котором индивид получает сексуальное удовлетворение от собственного тела. По определению Фрейда (1905), важное место занимает отношение влечения к его объекту: 'влечение направлено не на других людей, но находит удовлетворение в теле самого субъекта' (с. 181). Подразумевается отсутствие объекта в целом (другого человека), но не обязательно ситуация безобъектности, поскольку часто в процесс вовлечена представленная в фантазии часть объекта (например грудь). Более того, сексуальное влечение может отделиться от несексуальной функции, ранее определявшей зависимость данного субъекта от объекта. Так, сосание становится аутоэротическим, если более не служит функции утоления голода. Фрейд считал также, что аутоэротизм представляет собой такую форму инфантильного сексуального поведения, при которой активность различных парциальных влечений и стимулируется, и удовлетворяется в одном и том же участке тела (органе или эрогенной зоне). Позже Фрейд пришел к выводу, что при нарциссизме Я, как единый образ тела, становится объектом нарциссического либидо. В связи с этим аутоэротизм рассматривался им как определенная стадия развития, предшествующая конвергенции парциальных влечений в направлении общего объекта. Токая точка зрения основывалось на предположении, что целостность, подобная Я, не может существовать изначально, тогда как аутоэротические влечения имеются с рождения.
В 1905 году Фрейд всю инфантильную сексуальность охватил понятием аутоэротизма, в противоположность зрелой сексуальности, подразумевающей выбор объекта. Но такое разделение не только требует времени, но и включает структурную дифференциацию. "Аутоэротизм не является атрибутом определенного влечения (орального, анального и др.), он присутствует в каждом из них - поначалу как ранняя стадия, а затем как составной элемент удовольствия, получаемого от органов' (Laplanche, Pontalis, 1973, с. 47).
В настоящее время аутоэротизм как понятие, относящееся к развитию, употребляется редко. Однако сам термин сохранился и применяется как дополнительная характеристика инстинктивных проявлений в разных фазах (оральной, анальной и др.) раннего и позднего развития.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Понятие «аутоэротизм» было введено английским врачом Х. Эллисом (1859–1939) в конце ХIХ столетия. Этот термин входил в название его статьи «Аутоэротизм: психологическое исследование» (1898). Ауто-эротизм рассматривался им в качестве явления, для которого свойственна активизация спонтанного сексуального влечения, не обусловленная прямым или опосредованным внешним объектом.
Данное понятие использовалось и З. Фрейдом, считавшим, что Х. Эллис внес удачное нововведение в концептуальное рассмотрение сексуального влечения человека, направленного не на другое лицо, а на свое собственное тело. Вместе с тем он выразил несколько иное понимание данного явления. Если Х. Эллис соотнес аутоэротизм с возбуждением, идущим изнутри, а не возникающим под воздействием внешних факторов, то для З. Фрейда существенное значение в понимании аутоэротизма имело не происхождение, а отношение к объекту.
Впервые З. Фрейд использовал понятие «аутоэротизм» в письме к берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1928), написанному им 9 декабря 1899 г., а затем в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905).
Действия ребенка, сосущего различные части своего тела, рассматривались им как служащие получению аутоэротического удовольствия. Сперва ребенок сосет грудь матери, что способствует получению удовольствия, в результате которого он блаженно засыпает. В этот период инфантильного развития у ребенка наблюдается, по мнению З. Фрейда, совпадение между удовлетворением чувства голода и сексуальным удовольствием. Затем потребность в повторении сексуального удовольствия отделяется от потребности в пище. Хотя ребенок и прибегает к процессу сосания, тем не менее объектом его сосания может стать не только внешний для него предмет (грудь матери), но и различные части собственного тела. Его инфантильные сексуальные проявления становятся аутоэротическими, связанными с различными эрогенными зонами собственного тела, с возможностью получения удовольствия, не прибегая к посторонним объектам и довольствуясь тем, что он имеет. Сосание собственного пальца руки, ноги, языка или других частей тела, раздражение анальной зоны, инфантильная мастурбация – все это доставляет удовольствие ребенку, которое он может получить сам без посторонней помощи. Словом, детская сексуальность «проявляется ауто эротически, то есть ищет и находит свои объекты на собственном теле».
В работе «О нарциссизме» (1914) З. Фрейд провел различие между аутоэротизмом и нарциссизмом. Он исходил из того, что первые ауто-эротические сексуальные удовольствия ребенка переживаются в связи с важными для жизни функциями самосохранения (утоления голода). В дальнейшем активность ребенка проявляется в том, что он сам находит возможности для получения аутоэротического удовольствия. При этом он начинает искать опору в таких объектах любви, которые, как мать, ухаживают за ним и оберегают его. Но наряду с подобным «опорным типом» встречаются такие дети, у которых развитие либидо претерпевает нарушения и которые в объекте любви ищут не других людей, а самих себя. У последних наблюдается такой тип выбора объекта, который З. Фрейд назвал «нарциссическим».
Говоря о различиях между аутоэротизмом и нарциссизмом, З. Фрейд считал, что в процессе психосексуального развития ребенка перед ним могут возникнуть две цели: отказаться от аутоэротизма и снова заменить объект собственного тела на посторонний; сохранить аутоэротические влечения и сделать самого себя объектом любви. И в том и в другом случае частичные влечения объединяются между собой, что в конечном счете в дальнейшем приводит к зрелой, генитальной сексуальности. Но при аутоэротизме не происходит объединения различных объектов отдельных влечений в один объект, в то время как при нарциссизме объектом любви становится некое единое представление человека о себе, единый образ тела.
При рассмотрении психосексуального развития человека и теории либидо З. Фрейд соотносил аутоэротизм с нормальной начальной фазой инфантильного развития. Вместе с тем аутоэротические действия могут иметь патологический характер, выступать в качестве аутоэротического симптома, например, навязчивой мастурбации, клиническими признаками которой могут являться чрезмерная интенсивность, демонстративное поведение.
Впоследствии психоаналитики частично пересмотрели и развили дальше идеи З. Фрейда об аутоэротизме. Так, немецкий психоаналитик К. Абрахам (1877–1925) разделил оральную стадию психосексуального развития ребенка на раннюю (сосунковую) и позднюю (каннибальскую): на ранней стадии наблюдается проявление безобъектного аутоэротизма, на поздней – нарциссизма, характеризующегося полным поглощением объекта. Венгерский психоаналитик Ш. Ференци (1873–1933) рассмотрел чувство всемогущества в сексуальном развитии и выдвинул идею, в соответствии с которой аутоэротизм и нарциссизм являются определенными «стадиями всемогущества эротики». Другой венгерский психоаналитик А. Балинт выдвинул положение об изначальной аутоэротике и об аутоэротике, имеющей значение замещающего удовольствия (аутоэротика как «механизм утешения») в случае, когда ребенком ощущается недостаток любви со стороны матери, об «оптимальном соотношении между аутоэротикой и связанностью с объектом» на различных возрастных ступенях психосексуального развития человека.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001