Наблюдение
целенаправленное систематическое восприятие человека, по результатам которого дается экспертная оценка.
Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий
НАБЛЮДЕНИЕ
метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Наблюдение
стратегия исследования, направленная на целенаправленное и систематическое восприятие и фиксацию фактов в развитии психических процессов и в поведении. См. Факты.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
наблюдение
общенаучный метод исследования, который в военной психологии и педагогики предполагает целенаправленную систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Наблюдение
целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта; метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
НАБЛЮДЕНИЕ
метод психологической науки, являющийся составной частью двух других методов — беседы и эксперимента. Сущность Н.— в фиксации проявлений поведения и получении информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении. Различают H. срез, лонгитудигальное (длительное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное; особый вид — включенное Н.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Наблюдение
Категория. Экспериментальная стратегия.
Специфика. Исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
НАБЛЮДЕНИЕ
метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. При неструктурализированном Н. заранее не определяют, какие именно элементы будут фиксировать, а выделяют внешнее поведение, вербальные реакции, эмоции и возможную самооценку. Структурализованное Н. имеет специальный план записи, составленный заранее. Напр., карта наблюдений Д.Стотта.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
НАБЛЮДЕНИЕ
метод психологического исследования, при котором необходимая информацию об изучаемом объекте получается в результате его прямого зрительного восприятия. Н. как метод научного исследования может иметь несколько разновидностей: непосредственное и опосредствованное; открытое и скрытое; стороннее и включенное; свободное и стандартизированное. См. наблюдение включенное, наблюдение непосредственное, наблюдение опосредствованное, наблюдение открытое, наблюдение свободное, наблюдение скрытое, наблюдение стандартизированное, наблюдение стороннее.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Наблюдение
1. любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д., в том числе и экспериментальная. Концептуально термины «наблюдение» и «эксперимент» должны отчетливо различаться, так как под собственно наблюдением обычно понимают «натуралистическое наблюдение», контролирование естественного хода событий, а под «экспериментом» - исследование с контролем «посредством манипуляций с независимыми переменными»; 2. любые отдельные данные, значения и т.п., которые представляют изучаемое событие, явление, поведение; 3. случайный или неформальный комментарий или интерпретация того, что наблюдается.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Наблюдение
Метод исследования, при котором регистрируются естественные факты, на основе которых затем фомируется гипотеза. Н. представляет собой основную фазу экспериментирования. В клинической практике, в особенности в таких областях, где отсутствует в достаточном объеме другая объективная возможность для определения состояния (постановки диагноза), Н. является важным моментом как для точного определения состояния в начале, так и для дальнейшего течения болезни. Н. может быть свободным (без применения строгой схемы, определенной заранее) или может быть включено в различные формы тестовой техники, при строгой последовательности и на базе определенной модели.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
НАБЛЮДЕНИЕ
1. Изучение мира на уровне чувственного познания, целенаправленное и осознанное. В нем проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленности личности. 2. Способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменения. Один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, включает элементы мышления теоретического (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, анализ факторный и пр.).
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.
НАБЛЮДЕНИЕ
En.: Observation
Чтобы заниматься новым гипнозом, очень важно научиться кропотливому наблюдению за пациентом - хотя бы для того, чтобы располагать адекватной обратной связью и вовремя давать обратный ход в случае неудачи.
Следует принимать во внимание определенный набор показателей и минимальных признаков: приободряется ли пациент? Пытается ли он справиться с определенными синестезиями? Не является ли то, что мы наблюдаем, отражением усилившихся грез? Идет ли речь об ответе или о невербальном сообщении, которое нам нужно расшифровать? Совершается ли психологическая работа на бессознательном уровне, без ведома пациента и не она ли определяет его мимику? (Erickson & Rossi, 1979). Это информация первостепенной важности.
Очевидно, что внимательнее всего следует наблюдать за малейшими признаками дискомфорта у пациента, чтобы соответственно реагировать (Erickson & coll., 1976). В этом смысле показателен пример с Ундиной.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
НАБЛЮДЕНИЕ
1. Наиболее общее значение – любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д. 2. В более широком смысле – любые отдельные данные, значения и т.д., которые представляют событие, поведение или явление. Заметьте, что иногда наблюдение может использоваться как противопоставление эксперименту. Это различие отражает тот факт, что многие рассматривают научную работу, основанную на так называемых методах наблюдения, как неэкспериментальную. В этом смысле различие оправдано, хотя, с другой стороны, имеется аргумент, что такое различение в действительности не нужно, так как эксперимент – это просто один из способов проведения наблюдения. Концептуально эти термины должны различаться, когда кто-то хочет провести различие между исследованием, которое контролируется посредством манипуляций с независимыми переменными, и исследованием, которое проводится при помощи натуралистического наблюдения. 3. Случайный или неформальный комментарий или интерпретация того, что наблюдается.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
НАБЛЮДЕНИЕ
один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Н. включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных). Точность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. В существенной степени сказывается на результатах Н. уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д. Н. характеризуется некоторой субъективностью – оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны др. методов исследования позволяют обеспечить объективность Н. В конфликтологии Н. используется при работе с участниками конфликта в процессе его урегулирования. Н. могут подвергаться также материальные последствия поступков и действий конфликтующих сторон.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Наблюдение
Общий термин, используемый для описания любой ситуации, когда наблюдатель регистрирует поведение участников эксперимента. Термин «наблюдение» можно использовать для описания метода сбора данных (т. е. мы наблюдаем, как кто-то делает что-то) или как схему исследований. При попытке дать точное определение этому термину мы автоматически противопоставляем наблюдение экспериментальному исследованию, так как наблюдение не требует манипуляций с независимой переменной. Таким образом, различные виды неэкспериментальных исследований можно классифицировать как наблюдательные. В таблице внизу приведены наиболее распространенные категории наблюдения.
1. Контролируемое наблюдение. Наблюдение за участниками происходит в обстановке, которая до некоторой степени находится под контролем наблюдателя.
2. Естественное наблюдение. Поведение изучается в естественной обстановке. Пример — наблюдение за детьми, играющими на школьном дворе.
3. Активное и пассивное наблюдение. Наблюдатель принимает участие в деятельности изучаемой группы (активное наблюдение) либо наблюдает извне и старается быть незаметным (пассивное наблюдение).
4. Структурное наблюдение. Наблюдение упорядочивается по отдельным категориям. Например, событие можно регистрировать каждый раз, когда оно происходит (выборка по событиям), либо регистрировать определенные события, происходящие за данный период времени (выборка по временному интервалу)
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
НАБЛЮДЕНИЕ
это праксиологическо-эмпирический модус-метод изучения-исследования гностизации объектов-предметов, кот. состоит в дискурспреднамеренно-целенаправленном восприятии-перцептировании объектов-предметов-психофеноменов, с целью-задачей изучения их формоспецифических трансформаций, в тех или иных условиях онтоса, социума, среды, а также с целью постижения смысловых индексов-ценностей-неценностей самих феноменов, явлений, эпизодов, обстоятельств представленных в актах сознания-подсознания индивида; модель Н. включает в свою структуру ингредиенты дискурсивно-теоретического и верификационно-праксиологического мышления; ментальные акты, спроецированные на создание замысла-идеи; дискурсосмысление замысла-идеи; системы дифференциально-модусных приемов, позволяющих ассерторично-логично контролировать саму ситуацию, а также другие экстенсивные методы анализа, сынтенционированные на результируемые феномены, исследуемой, поставленной задачи; эффективность Н. зависит от эмпирическо-праксиологического опыта субъекта, от уровня его адукации, знаний, интеллектуальности, от феноменов его психики и чувственно-эмотивного отношения к самим ситуациям-объектам-субъектам, от системы его ценностно-индексных социо-ориентаций; модели Н. можно рассматривать как автономные стороны деятельности-активности субъекта в зависимости от его собственных эгоустановок, эго-целей, эго-проектов, например, можно модифицировать-эксплицировать дифференциальные формы научного Н., гностического Н., Н. связанного с процессами художественного творчества, Н., коррелируемого с психологическими, психоаналитическими, психотерапевтическими целями и т.д.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих, социально-психологические особенности воинского коллектива. При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к военной службе, сформированность моральных, индивидуально-психологических и других качеств военнослужащего, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы. Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Н. (воен.) – процесс целенаправленного, организованного отслеживания изменения элементов боевой обстановки (действий противника, радиационной обстановки и др.), осуществляемый с использованием определенных показателей и критериев их функционирования. Результативность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. В большой степени на результате Н. сказываются уровни опыта и квалификации наблюдателя. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность Н. В психологии в качестве одного из методов исследования применяется самонаблюдение, являющееся одним из частных случаев Н. Н. отличается от наблюдательности, которая не является методом психологии.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
НАБЛЮДЕНИЕ
англ. observation) - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой деятельности, включающей в себя установление соответствия продуктов труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и дифференциацией трудовых процессов Н. становится относительно самостоятельной стороной деятельности (научное Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса художественного творчества и т. д.). Н. выступает в качестве главного метода исследования на ранних этапах развития к.-л. науки. С развитием науки Н. становится все более сложным и опосредствованным (см. Метод объективного наблюдения).
Основные требования к научному Н. - однозначность замысла, объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторения и дублирования Н. (и/или наблюдателей), либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента (в то же время Н. обычно включено в качестве составной части в метод эксперимента). На первый план все больше выступает интерпретация результатов Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (напр., кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).
Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) Н., когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы "изнутри". В психологии изучению подвергается сам процесс Н. Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. Одним из психологических методов является самонаблюдение - частный случай Н. (см. также Метод самонаблюдения, Интроспекция, Виды наблюдения).
Добавление ред.: Н. есть восприятие, тесно связанное с мышлением. Наблюдатель делает выводы, осмысливает факты, явления, высказывает гипотезы, требующие проверки. Т. о., Н. предусматривает не только непосредственное восприятие информации, но и ее переработку. Успех Н. в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных и более конкретных задач. Кроме того, для успешного Н. большое значение имеет предварительная подготовка к нему, ознакомление с материалом, относящимся к объектам будущего Н., прошлый опыт, знания наблюдателя. Активность Н. выражается как в мыслительной деятельности, осуществляемой при Н., так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, человек лучше познает их свойства. Существенное место в Н. занимает речь. Н. предполагает словесную формулировку целей и задач. Результаты Н., в свою очередь, обозначаются словом. Наконец, большую роль играет установка человека, его отношение к Н. (Т. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
НАБЛЮДЕНИЕ
1. Один из довольно распространенных видов деятельности оператора, заключающийся в активном целенаправленном восприятии и изучении окружающей обстановки (производственного процесса). Н. может быть опосредствованным, по приборам (Н. воздушной обстановки по экрану локатора) или непосредственным (Н. за дорожной ситуацией водителем автомобиля); зрительным (оператор радиолокационной станции) или акустическим (гидроакустик на корабле). В ряде случаев для непосредственного Н. используются специальные технические средства, помогающие облегчить процесс Н., напр, с помощью микроскопа (оператор-микроскопист). Лица, большую часть рабочего времени занятые Н., называются оператораминаблюдателями (см. Типы операторской деятельности). Профессия наблюдателя предъявляет повышенные требова? ния к свойствам восприятия, внимания, оперативного мышления человека, поэтому в ряде случаев для таких видов деятельности целесообразно проведение специального офтальмологического отбора. 2. Метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения (напр., в процессе труда, обучения и т. п.), получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Н. имеет следующие основные области применения: 1) анализ поведения одного оператора (однородной группы операторов) при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т. п.; 2) Н. за работой одного оператора (однородной группы) в разных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности; 3) Н. за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое Н. позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности. По характеру организации Н. может быть случайным или систематическим. Н. обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относится, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, покже замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активностисти труда и отдыха (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). Кроме того, в практике Н. применяются замеры латентных периодов в различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую трудовую деятельность. В процессе Н. широко проводятся также замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т. п. (подробнее см. Физиологические методы). Большое значение при Н. принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения. При проведении Н. необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Повышению объективности Н. способствуют отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., сочетание его с другими методами исследования. Определенными недостатками Н. как метода изучения поведения человека являются его пассивность, созерцательность. Н. не вносит изменений-в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
НАБЛЮДЕНИЕ
1. Изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.
В естественных условиях - самый простой, но и самый скучный метод. Наблюдатель должен держаться в стороне, чтобы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с группой, чтобы не привлекать к себе внимания. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию.
Самая большая трудность связана с тем, что можно легко смешать существенное с второстепенным, или же интерпретировать события, исходя из ожидаемого, а не из того, что происходит. Один из способов избежать этого - регистрировать поведение наблюдаемых с помощью видеозаписи, что позволяет впоследствии показывать запись разным наблюдателям.
2. Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Содержит элементы мышления теоретического (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, анализ факторный и пр.).
Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и от поставленной задачи. Существенно сказывается на результатах уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает в себя и привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и пр.
Невмешательство - важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства - в частности, то, что объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым - не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходит наблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторов может существенно изменить общую картину - вплоть до утраты той гипотетической связи между явлениями, обнаружение коей является целью исследований. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя: он, не будучи в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие - чаще всего те, что противоречат его гипотезе.
Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоей субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль другими методами исследования позволяют увеличить объективность наблюдения.
Психологи стараются избежать такой субъективности, прибегая к различным способам повышения достоверности; сюда относятся ведение наблюдения несколькими независимыми наблюдателями, планирование наблюдения, составление специальных шкал оценки поведения объекта, использование технических средств, и пр.
Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, где перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появления коих в тех или иных ситуациях и фиксируется наблюдателем.
Недостаток метода наблюдения - значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
НАБЛЮДЕНИЕ
НАЗІРАННЕ / OBSERVATION– преднамеренное, целенаправленное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей исследования. Н. признают старейшим методом в психологии. Стало широко применяться с конца XIX в. в областях, где важное значение имеет регистрация особенностей поведения человека в различных условиях, в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. в психологии труда. В 20-е гг. XX в. отечественный психолог М. Я. Басов разработал систему объективного Н.– основного, с его точки зрения, метода детской психологии (так называемая фотографическая запись). Психологические открытия, теории Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Ш. Бюлер, В. Штерна, Ж. Пиаже и других были сделаны на основе Н. С помощью Н. можно изучать поведение, контакты и групповые взаимодействия людей, вербальные и невербальные компоненты коммуникации, биографический путь личности, эмоциональные проявления, волевые, моральные и другие качества человека. Основные требования к научному Н.: целенаправленность, избирательность, плановость, системность, организованность, фиксируемость, адекватность, полнота. В психологических исследованиях применяется широкое разнообразие форм Н.; единой классификации не существует, кроме того, разновидности Н. могут сочетаться различным образом. 1. В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду: включенное Н.– предполагает личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности; внешнее (Н. «со стороны»), когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя. Включенное Н., как и внешнее, может быть открытым или скрытым. 2. В зависимости от регулярности: систематическое– планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода времени; случайное. 3. По условиям организации и месту проведения: полевое– проводится в естественных условиях реальных жизненных ситуаций; лабораторное– условия окружающей среды искусственно созданы; спровоцированное в естественных условиях. В возрастной психологии спровоцированные Н. приближаются к форме «естественного эксперимента» (концепцию метода предложил А. Ф. Лазурский в 1910 г. на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике; естественный эксперимент он представлял как среднюю позицию между строгим экспериментом и менее строгим Н.). Кроме того, виды Н. можно дифференцировать по другим признакам, например: по характеру регистрации данных; по степени формализованности; по длительности; по объекту Н. и др. В современной отечественной социологии предпринимаются попытки использования онлайн-наблюдения в исследовательской практике. Результативность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области и от поставленной задачи. В большой степени на результате Н. сказывается уровень опыта и квалификации наблюдателя. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность Н. Н. существенно дополняет информацию, получаемую с помощью других методов. В психологии в качестве одного из методов исследования применяют самонаблюдение, являющееся одним из частных случаев Н. Н. отличается от наблюдательности (см. Наблюдательность), которая не является методом психологии.
Самонаблюдение / Саманазіранне / Self-observation– наблюдение субъекта за своим психическим состоянием и поведением. Синонимы самонаблюдения– внутреннее наблюдение, интроспекция. История метода самонаблюдения начинается со взглядов Р. Декарта и Д. Локка. После объединения В. Вундтом интроспекции с экпериментальным исследованием самонаблюдение стало одним из главных методов по изучению психических состояний. С интроспекцией связаны и исследования гештальтпсихологии, в которых, в отличие от Вундта, применяли этот метод для изучения целостных функциональных конструкций (гештальтов), а не «элементов» психики. В России начал использовать самонаблюдение в вундтовском подходе Н. Н. Ланге. Существует множество противников интроспекции. В настоящее время самонаблюдение не признают самостоятельным методом психологии, оно является дополнением других методов, в которых необходим словесный отчет о своих впечатлениях, реакциях, поступках и т. д.Р. В. Александрова
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Наблюдение
целенаправленное восприятие психической жизни человека. Известно, что ее содержание составляют познавательные процессы, эмоции, воля, система отношений, что каждая из этих сторон психики обусловлена присущими человеку индивидуальными особенностями его способностей, характера, темперамента и др.
Для становления Н. как метода исследования важным является не только описание набора признаков, доступных восприятию и презентующих психику.
Многозначность одного и того же признака, заключающаяся в том, что он может быть выразителем многих и разных психических состояний и свойств.
Одна и та же поза выражает и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательное отношение, и неодобрение.
Индивидуальное своеобразие внешнего выражения одних и тех же психических особенностей. Например, застенчивость может выражаться и опущенными веками, полузакрытыми глазами, и позой, отражающей желание быть меньше, и напряженностью взгляда. Быстрый темп речи у флегматика значит нечто иное, чем у холерика.
Ситуационная обусловленность внешних проявлений (поведения, речи, деятельности, внешнего облика), поскольку именно ситуация выступает одной из детерминант, влияющих на их качественные характеристики. Наблюдателю необходимо учитывать диалектику ситуационного и устойчивого проявления психики при организации своего Н.
Все рассмотренные внешние проявления психической жизни обычно составляют содержание той или иной деятельности человека — игровой, учебной, профессиональной. Эти ее общие виды подразделяются на свои структурные элементы, например на процесс решения учебных или профессиональных задач, на различные виды игр. Поэтому Н., как правило, осуществляется за человеком, включенным в реальную жизнедеятельность. Наблюдатель только выделяет те или иные ее виды и определяет, по каким признакам можно судить о психических особенностях индивида.
Таким образом, не отождествляя внешние проявления и психическую жизнь человека, психология выделяет ряд показателей (объектов Н.), которые достаточно адекватно отражают истинную картину психической сущности личности. К таким объектам относятся выразительные движения тела, рук, мимика; система движений и действий, обеспечивающих деятельность, а также речь, голос и внешний облик.
Н. как метод исследования предполагает свою цель, предмет, объект, ситуацию.
Цель Н. выступает средством управления восприятием, обеспечивающим избирательность, видение одних предметов и отнесение в фон других. Необходимость цели продиктована тем, что Н. происходит в естественных условиях жизни человека, где в поток жизнедеятельности естественным образом включены самые разные психические особенности в их единстве. Цель позволяет из естественного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть.
В психологических Н. наиболее типичны следующие цели:
изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению);
изучение людей как носителей тех или иных известных психических особенностей и сопоставление наблюдаемого у данных конкретных лиц с известными признаками;
изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;
изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики.
После определения цели перед наблюдателем встает вопрос о том, что требуется фиксировать, на что необходимо обращать внимание при изучении интересующего явления. Здесь необходимо, во-первых, понимать, какое психическое явление составляет предмет Н. Следовательно, нужно знать не только понятие о данном явлении, но и учитывать многообразие его проявлений, свойств, закономерности протекания, формы существования (исключение составляют феноменологические исследования).
Объектом Н. выступают те внешние признаки, за которыми можно наблюдать и которые выражают психическую жизнь человека. Самое общее из них — поведение. Характеристики такового как бы создают контекст Н. за поведенческими признаками, которые выступают выразителями психической жизни. К ним относятся:
поза, осанка, походка;
движения рук: жест, предметные действия;
выразительные движения лица: мимика, физиогномическая маска;
контакты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища и т. д.);
положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам (повороты, наклоны, изгибы и т. п.).
Другие внешние проявления психической жизни человека — речь и голос. Объектом Н. при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, специфика голосовых реакций (крик, вопль, стон, визг и т. п.); характеристики голоса (скрипучий, мягкий, колючий, высокий — низкий, молодой — старческий, звонкий — глухой и т. п.).
У человека, включенного в деятельность, объектом Н. может стать система движений и действий и свойственные им характеристики: скорость, темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность и др. В зависимости от видов деятельности выделяются специфические качества движений и действий. Например, во многих видах спорта — это амплитуда движений, антиципация движений и действий, напряженность — легкость и т. п.
Внешним выразителем психической жизни человека также предстает его внешность (внешний облик). Глядя на одежду, обувь, косметику, украшения, состояние кожи, волос, прическу, можно многое узнать о человеке, его позиции, ценностях, ожиданиях, самооценке, самоотношении и т. п.
Выбор ситуации — также один из элементов организации Н. Психические явления могут иметь как ситуативный, так и устойчивый характер. Следовательно, учитывая цели Н., необходимо определить, будут ли ситуации варьировать, возможно ли охватить все их разнообразие, или, наоборот, Н. нужно проводить в условиях одной и той же, многократно повторяющейся ситуации. В первом случае удастся установить те признаки наблюдаемых психических явлений, которые имеют устойчивый, внеситуативный характер, во втором — те, что обусловлены выбранной ситуацией.
В исследовательской практике сложились следующие взаимосвязанные виды Н.: включенное или невключенное, которое может быть выборочным или сплошным, формализованным или неформализованным.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007