НАБЛЮДЕНИЕ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Наблюдение
целенаправленное систематическое восприятие человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

НАБЛЮДЕНИЕ
метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Наблюдение
стратегия исследования, направленная на целенаправленное и систематическое восприятие и фиксацию фактов в развитии психических процессов и в поведении. См. Факты.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

наблюдение

общенаучный метод исследования, который в военной психологии и педагогики предполагает целенаправленную систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Наблюдение
целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта; метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

НАБЛЮДЕНИЕ
метод психологической науки, являющийся составной частью двух других методов — беседы и эксперимента. Сущность Н.— в фиксации проявлений поведения и получении информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении. Различают H. срез, лонгитудигальное (длительное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное; особый вид — включенное Н.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Наблюдение
Категория. Экспериментальная стратегия.
Специфика. Исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

НАБЛЮДЕНИЕ
метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. При неструктурализированном Н. заранее не определяют, какие именно элементы будут фиксировать, а выделяют внешнее поведение, вербальные реакции, эмоции и возможную самооценку. Структурализованное Н. имеет специальный план записи, составленный заранее. Напр., карта наблюдений Д.Стотта.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

НАБЛЮДЕНИЕ
метод психологического исследования, при котором необходимая информацию об изучаемом объекте получается в результате его прямого зрительного восприятия. Н. как метод научного исследования может иметь несколько разновидностей: непосредственное и опосредствованное; открытое и скрытое; стороннее и включенное; свободное и стандартизированное. См. наблюдение включенное, наблюдение непосредственное, наблюдение опосредствованное, наблюдение открытое, наблюдение свободное, наблюдение скрытое, наблюдение стандартизированное, наблюдение стороннее.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Наблюдение
1. любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д., в том числе и экспериментальная. Концептуально термины «наблюдение» и «эксперимент» должны отчетливо различаться, так как под собственно наблюдением обычно понимают «натуралистическое наблюдение», контролирование естественного хода событий, а под «экспериментом» - исследование с контролем «посредством манипуляций с независимыми переменными»; 2. любые отдельные данные, значения и т.п., которые представляют изучаемое событие, явление, поведение; 3. случайный или неформальный комментарий или интерпретация того, что наблюдается.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Наблюдение
Метод исследования, при котором регистрируются естественные факты, на основе которых затем фомируется гипотеза. Н. представляет собой основную фазу экспериментирования. В клинической практике, в особенности в таких областях, где отсутствует в достаточном объеме другая объективная возможность для определения состояния (постановки диагноза), Н. является важным моментом как для точного определения состояния в начале, так и для дальнейшего течения болезни. Н. может быть свободным (без применения строгой схемы, определенной заранее) или может быть включено в различные формы тестовой техники, при строгой последовательности и на базе определенной модели.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

НАБЛЮДЕНИЕ
1. Изучение мира на уровне чувственного познания, целенаправленное и осознанное. В нем проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленности личности. 2. Способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменения. Один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, включает элементы мышления теоретического (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, анализ факторный и пр.).

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

НАБЛЮДЕНИЕ

En.: Observation
Чтобы заниматься новым гипнозом, очень важно научиться кропотливому наблюдению за пациентом - хотя бы для того, чтобы располагать адекватной обратной связью и вовремя давать обратный ход в случае неудачи.
Следует принимать во внимание определенный набор показателей и минимальных признаков: приободряется ли пациент? Пытается ли он справиться с определенными синестезиями? Не является ли то, что мы наблюдаем, отражением усилившихся грез? Идет ли речь об ответе или о невербальном сообщении, которое нам нужно расшифровать? Совершается ли психологическая работа на бессознательном уровне, без ведома пациента и не она ли определяет его мимику? (Erickson & Rossi, 1979). Это информация первостепенной важности.
Очевидно, что внимательнее всего следует наблюдать за малейшими признаками дискомфорта у пациента, чтобы соответственно реагировать (Erickson & coll., 1976). В этом смысле показателен пример с Ундиной.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

НАБЛЮДЕНИЕ
1. Наиболее общее значение – любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д. 2. В более широком смысле – любые отдельные данные, значения и т.д., которые представляют событие, поведение или явление. Заметьте, что иногда наблюдение может использоваться как противопоставление эксперименту. Это различие отражает тот факт, что многие рассматривают научную работу, основанную на так называемых методах наблюдения, как неэкспериментальную. В этом смысле различие оправдано, хотя, с другой стороны, имеется аргумент, что такое различение в действительности не нужно, так как эксперимент – это просто один из способов проведения наблюдения. Концептуально эти термины должны различаться, когда кто-то хочет провести различие между исследованием, которое контролируется посредством манипуляций с независимыми переменными, и исследованием, которое проводится при помощи натуралистического наблюдения. 3. Случайный или неформальный комментарий или интерпретация того, что наблюдается.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

НАБЛЮДЕНИЕ
один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Н. включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных). Точность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. В существенной степени сказывается на результатах Н. уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д. Н. характеризуется некоторой субъективностью – оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны др. методов исследования позволяют обеспечить объективность Н. В конфликтологии Н. используется при работе с участниками конфликта в процессе его урегулирования. Н. могут подвергаться также материальные последствия поступков и действий конфликтующих сторон.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Наблюдение
Общий термин, используемый для описания любой ситуации, когда наблюдатель регистрирует поведение участников эксперимента. Термин «наблюдение» можно использовать для описания метода сбора данных (т. е. мы наблюдаем, как кто-то делает что-то) или как схему исследований. При попытке дать точное определение этому термину мы автоматически противопоставляем наблюдение экспериментальному исследованию, так как наблюдение не требует манипуляций с независимой переменной. Таким образом, различные виды неэкспериментальных исследований можно классифицировать как наблюдательные. В таблице внизу приведены наиболее распространенные категории наблюдения.
1. Контролируемое наблюдение. Наблюдение за участниками происходит в обстановке, которая до некоторой степени находится под контролем наблюдателя.
2. Естественное наблюдение. Поведение изучается в естественной обстановке. Пример — наблюдение за детьми, играющими на школьном дворе.
3. Активное и пассивное наблюдение. Наблюдатель принимает участие в деятельности изучаемой группы (активное наблюдение) либо наблюдает извне и старается быть незаметным (пассивное наблюдение).
4. Структурное наблюдение. Наблюдение упорядочивается по отдельным категориям. Например, событие можно регистрировать каждый раз, когда оно происходит (выборка по событиям), либо регистрировать определенные события, происходящие за данный период времени (выборка по временному интервалу)

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих, социально-психологические особенности воинского коллектива. При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к военной службе, сформированность моральных, индивидуально-психологических и других качеств военнослужащего, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы. Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Н. (воен.) – процесс целенаправленного, организованного отслеживания изменения элементов боевой обстановки (действий противника, радиационной обстановки и др.), осуществляемый с использованием определенных показателей и критериев их функционирования. Результативность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. В большой степени на результате Н. сказываются уровни опыта и квалификации наблюдателя. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность Н. В психологии в качестве одного из методов исследования применяется самонаблюдение, являющееся одним из частных случаев Н. Н. отличается от наблюдательности, которая не является методом психологии.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НАБЛЮДЕНИЕ
англ. observation) - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой деятельности, включающей в себя установление соответствия продуктов труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и дифференциацией трудовых процессов Н. становится относительно самостоятельной стороной деятельности (научное Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса художественного творчества и т. д.). Н. выступает в качестве главного метода исследования на ранних этапах развития к.-л. науки. С развитием науки Н. становится все более сложным и опосредствованным (см. Метод объективного наблюдения).
Основные требования к научному Н. - однозначность замысла, объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторения и дублирования Н. (и/или наблюдателей), либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента (в то же время Н. обычно включено в качестве составной части в метод эксперимента). На первый план все больше выступает интерпретация результатов Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (напр., кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).
Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) Н., когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы "изнутри". В психологии изучению подвергается сам процесс Н. Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. Одним из психологических методов является самонаблюдение - частный случай Н. (см. также Метод самонаблюдения, Интроспекция, Виды наблюдения).
Добавление ред.: Н. есть восприятие, тесно связанное с мышлением. Наблюдатель делает выводы, осмысливает факты, явления, высказывает гипотезы, требующие проверки. Т. о., Н. предусматривает не только непосредственное восприятие информации, но и ее переработку. Успех Н. в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных и более конкретных задач. Кроме того, для успешного Н. большое значение имеет предварительная подготовка к нему, ознакомление с материалом, относящимся к объектам будущего Н., прошлый опыт, знания наблюдателя. Активность Н. выражается как в мыслительной деятельности, осуществляемой при Н., так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, человек лучше познает их свойства. Существенное место в Н. занимает речь. Н. предполагает словесную формулировку целей и задач. Результаты Н., в свою очередь, обозначаются словом. Наконец, большую роль играет установка человека, его отношение к Н. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

НАБЛЮДЕНИЕ
1. Один из довольно распространенных видов деятельности оператора, заключающийся в активном целенаправленном восприятии и изучении окружающей обстановки (производственного процесса). Н. может быть опосредствованным, по приборам (Н. воздушной обстановки по экрану локатора) или непосредственным (Н. за дорожной ситуацией водителем автомобиля); зрительным (оператор радиолокационной станции) или акустическим (гидроакустик на корабле). В ряде случаев для непосредственного Н. используются специальные технические средства, помогающие облегчить процесс Н., напр, с помощью микроскопа (оператор-микроскопист). Лица, большую часть рабочего времени занятые Н., называются оператораминаблюдателями (см. Типы операторской деятельности). Профессия наблюдателя предъявляет повышенные требова? ния к свойствам восприятия, внимания, оперативного мышления человека, поэтому в ряде случаев для таких видов деятельности целесообразно проведение специального офтальмологического отбора. 2. Метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения (напр., в процессе труда, обучения и т. п.), получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Н. имеет следующие основные области применения: 1) анализ поведения одного оператора (однородной группы операторов) при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т. п.; 2) Н. за работой одного оператора (однородной группы) в разных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности; 3) Н. за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое Н. позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности. По характеру организации Н. может быть случайным или систематическим. Н. обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относится, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, покже замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активностисти труда и отдыха (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). Кроме того, в практике Н. применяются замеры латентных периодов в различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую трудовую деятельность. В процессе Н. широко проводятся также замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т. п. (подробнее см. Физиологические методы). Большое значение при Н. принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения. При проведении Н. необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Повышению объективности Н. способствуют отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., сочетание его с другими методами исследования. Определенными недостатками Н. как метода изучения поведения человека являются его пассивность, созерцательность. Н. не вносит изменений-в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

НАБЛЮДЕНИЕ
1. Изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.
В естественных условиях - самый простой, но и самый скучный метод. Наблюдатель должен держаться в стороне, чтобы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с группой, чтобы не привлекать к себе внимания. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию.
Самая большая трудность связана с тем, что можно легко смешать существенное с второстепенным, или же интерпретировать события, исходя из ожидаемого, а не из того, что происходит. Один из способов избежать этого - регистрировать поведение наблюдаемых с помощью видеозаписи, что позволяет впоследствии показывать запись разным наблюдателям.
2. Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Содержит элементы мышления теоретического (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, анализ факторный и пр.).
Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и от поставленной задачи. Существенно сказывается на результатах уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает в себя и привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и пр.
Невмешательство - важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства - в частности, то, что объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым - не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходит наблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторов может существенно изменить общую картину - вплоть до утраты той гипотетической связи между явлениями, обнаружение коей является целью исследований. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя: он, не будучи в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие - чаще всего те, что противоречат его гипотезе.
Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоей субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль другими методами исследования позволяют увеличить объективность наблюдения.
Психологи стараются избежать такой субъективности, прибегая к различным способам повышения достоверности; сюда относятся ведение наблюдения несколькими независимыми наблюдателями, планирование наблюдения, составление специальных шкал оценки поведения объекта, использование технических средств, и пр.
Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, где перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появления коих в тех или иных ситуациях и фиксируется наблюдателем.
Недостаток метода наблюдения - значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых

Винокуров Игорь Борисович
В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебно-боевых ситуациях.
Читать PDF

Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы ау

Мазалова С. Л., Алмазова О. В.
Читать PDF

Спонтанны ли решения в спонтанных группах? (включенное наблюдение за принятием решений в спонтанных

Жуков Андрей Андреевич
В ходе исследования необходимо было выявить основные типы когнитивных продуктов групповой коммуникации при реальном принятии решения.
Читать PDF

Структурированное наблюдение в исследованиях родительско-детских отношений

Горлова Елена Леонидовна
Обсуждается проблема диагностики социальной ситуации развития ребенка. Выполнен сравнительный анализ имеющихся схем структурированного наблюдения в исследованиях родительско-детских отношений.
Читать PDF

Беременность и колоректальный рак (клиническое наблюдение)

Евтушенко И. Д., Жабина Е. С., Попова В. Н., Староха В. В., Староха Г. С., Балановский А. П., Растохина Т. Я., Долгих В. П.
Читать PDF

Мальформация сосудов головного мозга (наблюдение из практики)

Иванов А. Ф.
Читать PDF

Проспективное наблюдение детей и подростков с идиопатической экстрасистолией

Денисова Т. В., Долгих В. В., Валявская О. В., Зурбанов А. В.
Читать PDF

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ВОВЛЕЧЕННОЙ В ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ (КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ)

Портнова Анна Анатольевна, Серебровская О.В., Тарасов С.В., Цекин В.П.
В статье представлено развернутое клиническое и социально-психологическое описание случая пациентки 48 лет, около полугода прожившей в секте Петра Кузнецова (г. Пенза).
Читать PDF

Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований

Мудрик Анатолий Викторович
Дается определение метода включенного наблюдения как одного из способов качественного исследования социальных феноменов в антропо-ориентированных отраслях знания (этологии, социологии, психологии, педагогике); предлагается краткий
Читать PDF

Результаты исследования состояния здоровья населения Оренбургской области (десятилетнее наблюдение)

Перепелкина Наталья Юрьевна, Павловская Ольга Гелиевна, Калинина Екатерина Алексеевна, Тюрин Александр Валерьевич
В статье представлены результаты изучения демографических показателей, показателей заболеваемости и инвалидности населения Оренбургской области.
Читать PDF

Уникальное наблюдение поздней восстановительной операции при раке прямой кишки

Тимофеев Ю. М., Кисличко С. А.
Читать PDF

Ранняя диагностика и динамическое наблюдение за больными с трофобластической опухолью матки ультразв

Чекалова М. А., Козаченко В. П., Толокнов Б. О.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Активное наблюдение

    Разновидность метода наблюдения, когда наблюдатель активно участвует в деятельности изучаемой группы, одновременно регистрируя подробности поведения ее членов (см. Естественное наблюдение).
  • Наблюдение за поведением больного

    Наблюдение за поведением осуществляется не только врачомпсихиатром. В стационаре дежурный медицинский персонал ведет специальные дневники, в которых отмечает особенности поведения каждого бо
  • НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ

    См. Имитация.
  • Естественное или полевое наблюдение

    naturalistic or field observation). Метод научного познания, когда исследователи в повседневных, стандартных жизненных условиях проводят наблюдение и запись поведения людей, стараясь минимально вмешиваться в п
  • Естественное наблюдение

    изучение феномена в естественной для него среде.
  • Формализованное наблюдение

    structured observation) - методика наблюдения за поведением, при которой людей наблюдают в непривычной обстановке, в условиях медицинских кабинетов или лабораторий.
  • Наблюдение за коммуникативной сетью и подготовленность студентов к практическому занятию

    И. Б. Ханина. Психодиагностическая функция О. состоит в том, что у любого человека, вступающего в О. с кем-либо, появляется возможность получать информацию о психике своего партнера, не создавая спец
  • Наблюдение участника исследования

    participant observation). Описательный метод исследований, при котором изучается поведение людей в естественных условиях повседневной жизни, а исследователь является членом наблюдаемой группы.
  • Лабораторное наблюдение

    laboratory observation). Метод научного познания, применяя который исследователи создают контролируемые условия и ситуации, предназначенные для инициирования целевого (интересующего их) поведения.
  • Натуралистическое наблюдение

    naturalistic observation) Под Н. н. понимается не нарушающее естественный ход событий и не вызывающее ответной реакции изучение организмов в их естественной среде обитания или привычной обстановке в отсутст
  • НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологиче
  • ОПЕРАТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    — негласная оперативно-розыскная деятельность, выраженная в скрытом наблюдении за объектом, совершившим или могущим совершить преступление.
  • Пассивное наблюдение

    Один из методов наблюдения, когда исследователь наблюдает за поведением человека или группы, не вмешиваясь в изучаемую ситуацию (см. Естественное наблюдение).
  • НАБЛЮДЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ

    при нем внимание должно быть сосредоточено на одном определенном акте поведения, чтобы как можно точнее описать именно его характеристики, изучению коих посвящено данное исследование. Для этого
  • СЛУЧАЙНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    наблюдение, которое ведется несистематически, от случая к случаю, без заранее продуманного плана, без четко определенной программы или расписания. Н.с. представляет собой разновидность свободног
  • НАБЛЮДЕНИЕ СТАНДАРТИЗОВАННОЕ

    проводимое в научных целях наблюдение за поведением людей при наличии определенной схемы наблюдения, где отражено то, что надлежит наблюдать, каким образом вести наблюдение и как представлять ег
  • Структурированное наблюдение

    наблюдение за пациентами в искусственной обстановке (в офисе, в отделении и т.п.).
  • Включенное наблюдение

    Participant observation) — метод исследования, при котором исследователь проникает в ситуацию, чтобы наблюдать за ее развитием изнутри.
  • выборочное наблюдение

    наблюдение, при котором исследуются не все элементы генеральной совокупности, а только определенным образом отобранная их часть.
  • Интенсивное наблюдение

    (мониторинг) – контроль за состоянием пациента, включающий: а) визуальную оценку состояния больного: определение уровня сознания, положения в постели, цвета кожных покровов и видимых слизистых, но