Естественное или полевое наблюдение ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Естественное наблюдение

Найдено 6 определений термина Естественное наблюдение

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Естественное наблюдение

Naturalistic observation). Тщательное наблюдение за поведением в реальных условиях жизни, без прямого вмешательства исследователя.

Оцените определение:

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности"

Естественное наблюдение (Naturalistic observation)

запись повседневного поведения, как оно возникает в естественной обстановке.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге

Естественное наблюдение

Тип исследования, обладающий двумя характеристиками: а) наблюдатель не пытается манипулировать каким-либо аспектом ситуации, а просто наблюдает и регистрирует события; б) наблюдение происходит не в искусственной среде, создаваемой в лаборатории, а в естественной обстановке, где обычно встречается данное поведение. Существует два основных вида естественного наблюдения — так называемое «включенное», или активное наблюдение, и пассивное наблюдение. В первом случае наблюдатель присоединяется к деятельности, происходящей в группе, чтобы получить более точную информацию о поведении ее членов. При этом члены группы не знают об истинном занятии и целях наблюдателя. Во втором случае наблюдатель старается оставаться незаметным и регистрирует характерные детали индивидуального или группового поведения. Чтобы наблюдение было эффективным, исследователь должен: Разработать соответствующие способы регистрации и классификации полученных сведений. Выполнить ряд предварительных исследований, для того чтобы убедиться, что все наблюдатели будут сходным образом интерпретировать наблюдаемое событие. Аргументы за: - Главным преимуществом методов естественного наблюдения является возможность изучать поведение в естественной обстановке, без экспериментальных или лабораторных ограничений. - Поскольку естественное наблюдение обычно продолжается в течение более длительного времени, чем при типичном лабораторном эксперименте, наблюдатель может глубже и полнее изучить интересующее его поведение. Аргументы против: - Поскольку наблюдатель не может контролировать независимую переменную, то он не в состоянии делать выводы о причинно-следственных связях. - Если участники узнают о присутствии наблюдателя, их поведение станет менее естественным из-за реакции на изменившуюся обстановку.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЕСТЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Сбор данных посредством тщательного наблюдения за событиями, протекающими в естественных условиях. Это самый старый из научных методов, он широко применяется в этологии, этноме-тодологии, психологии развития и других областях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Естественное наблюдение

сбор данных посредством тщательного наблюдения за событиями, протекающими в естественных условиях. В психопатологии это традиционный и один из основных и наиболее информативных методов изучения болезненного поведения пациентов, особенно находящихся в стационаре. Наблюдение за пациентами в психиатрической больнице ведется круглые сутки специально обученным для этого средним и младшим медицинским персоналом, при этом результаты наблюдения вносятся в специальный журнал, поступающий в дальнейшем на длительное хранение. По возможности некоторые палаты отделения (особенно с пациентами, находящимися в остром психотическом состоянии) оборудуются видеотехникой. Наблюдение в домашних условиях осуществляется родственниками, которые получают для этого специальные инструкции врача (например, за пациентами, проявляющими признаки агрессии и аутоагрессии, с фазно или приступообразно протекающими психотическими состояниями).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Естественное наблюдение

naturalistic obsewation). Описательный метод исследования, заключающийся в изучении поведения людей или животных в повседневной жизни.

Источник: Дж. Гудвин. Исследование в психологии методы и планирование. 2004 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Использование естественно-исторического наблюдения как способа оздоровления детской психики в период

Газиева Л.Л.
В статье раскрыта одна из сторон феноменов времени: значение наблюдения за эволюционными процессами в природе как механизма компенсации неврозов у детей, взаимодействие мифо-утопических феноменов детского сознания и оздоровительной деятельности педагогов. Материал получен в результате кросскультурного анализа блокадного и постблокадного сознания петербуржцев.
Скачать PDF

О роли наблюдения: психолого-педагогические и методико-биологические аспекты

Крыштоп В.А.
Статья посвящена теоретическому анализу психолого-педагогических и методико-биологических аспектов проблемы влияния средств обучения на развитие интеллектуальных умений школьников, особенное внимание уделено развитию такого умения, как наблюдательность. Автор предлагает внедрение специально разработанной системы изобразительных средств обучения в целях интеллектуального развития учащихся на уроках биологии.
Скачать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психотерапевты и психологи. Анализируется существующая проблема оценки группового процесса. Рассматривается построение модели группового процесса и разработка психосемантических методов его исследования.
Скачать PDF

Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых

Винокуров Игорь Борисович
В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебно-боевых ситуациях. В работе отражен анализ основных результатов применения данного метода, описаны социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД России.
Скачать PDF

Психолого-педагогические наблюдения за аффективно-волевой и когнитивной принципиальностью человека:

Дудко В.А.
Автор статьи считает, что в качестве механизмов регуляции поведения человека можно рассматривать аффективно-волевую и когнитивную принципиальность. Придерживаясь своих размышлений, автор подчеркивает, что аффективно-волевой компонент раскрывает личные позиции с точки зрения чувств, эмоций, упорядоченной системы отношений, а когнитивный, с точки зрения систематизирования информации, припоминания и прогнозирования. Лонгитюдное наблюдение за личностным развитием учащихся с 5 по 11 класс позволило автору придти к утверждению, что сформированное к 10 годам аффективно-волевое проявление является устойчивым. Однако в период самовоспитания оно может быть расширено посредством осмысления, познания и желания.
Скачать PDF

Метод наблюдения в контекcте постнеклассической психологии

Екинцев Владислав Иванович
В статье представлен анализ становления метода наблюдения. Рассматриваются возможности метода наблюдения в постнеклассической науке, варианты решения проблемы объективности наблюдения. Представлен анализ развития постнеклассической методологии, возможности для использования наблюдения в области психологии общения.
Скачать PDF

Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы ау

Мазалова С. Л., Алмазова О. В.
Скачать PDF

Об эмоциональных состояниях, возникающих при наблюдении разнонаправленных движений

Тюрин Павел Трофимович
Обсуждается феномен субъективных переживаний, возникающий при восприятии центробежного и центростремительного движения. Показано, как переживания расширяющегося пространства контрастируют с переживаниями, возникающими при наблюдении убегающих объектов.
Скачать PDF

Мотивы сохранения беременности (по данным наблюдения клинического психолога)

Рабовалюк Любовь Николаевна, Кравцова Наталья Александровна
Изложены результаты эмпирического исследования мотивов сохранения беременности. Выявление истинных мотивов сохранения беременности может существенно помочь при необходимости провести своевременную психологическую коррекцию деструктивных мотивов беременности и гармонизировать отношения в семье еще до рождения ребенка.
Скачать PDF

Спонтанны ли решения в спонтанных группах? (включенное наблюдение за принятием решений в спонтанных

Жуков Андрей Андреевич
В ходе исследования необходимо было выявить основные типы когнитивных продуктов групповой коммуникации при реальном принятии решения. В современной отечественной социальной психологии вопрос получения эмпирических данных при исследовании принятия группового решения в реальных (внелабораторных) условиях. В зарубежной психологии темой изучения групповых коммуникации занимались в разное время Штейнер И., Шоу М.
Скачать PDF

Метод наблюдения при выполнении методики «Пиктограмма» больными дебютом шизофрении

Беребин Михаил Алексеевич, Майорова Татьяна Анатольевна, Рязанова Анна Юрьевна
Описаны материалы теоретического и эмпирического исследования методом наблюдения особенностей поведения больных шизофрений при выполнении ими методики «Пиктограмма». Выделены и описаны поведенческие 5 симптомокомплексов, доступных наблюдению при проведении экспериментально-психологического исследования, включающих в себя 36 наиболее информативных индикаторов. Описано содержание оцениваемых в процессе психодиагностики характеристик позы, мимики и жестикуляции, речевого поведения, его эмоционального тона и целенаправленности. Представлен сравнительный анализ данных эмпирического исследования, свидетельствующий о специфических проявлениях поведения больных с дебютом шизофрении при выполнении методики «Пиктограмма». Описываются выраженные невербальные проявления формального, пассивно-негативного отношения к обследованию, особенности позы, мимики, жестикуляции, речевого поведения таких больных.
Скачать PDF

Метод наблюдения как средство повышения диагностической компетентности студента-психолога (на пример

Лемясова Н.С., Белобрыкина О.А.
В статье анализируется проблема роли идеографических методов в формировании диагностической компетентности студентовпсихологов. Рассматривается значение метода наблюдения в деятельности психологов, работающих в экстремальных условиях. На примере образа военного психолога-профессионала, представленного в художественной форме, показаны возможности метода наблюдения в составлении психологического портрета личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16