МОЗАИЦИЗМ МОЗГ БОЛЬШОЙ

МОЗГ

Найдено 7 определений термина МОЗГ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОЗГ

центральный отдел системы нервной человека и животных, главный орган психики. У позвоночных животных и человека анатомически различают мозг спинной (в позвоночном канале) и мозг головной (в черепной коробке).

Мозг покрыт тремя оболочками - твердой, паутинной и сосудистой. Ткань мозга головного состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление преимущественно отростков нервных клеток) вещества.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Мозг

Категория. Центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками.

Структура. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале.

Источник: Психологический словарь

мозг

центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

мозг

центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции, включая мышление. У позвоночных животных и человека анатомически различают спинной м. (находится в позвоночном канале) и головной м. (в черепной коробке).

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

МОЗГ

центральный отдел нервной системы у животных и человека, состоящий из нервной ткани (серого вещества мозга и белого вещества мозга), заполняющей череп и канал позвоночника; обеспечивает регуляцию всех жизненных функций организма, в т.ч. и ВНД, а у человека - и психические функции, включая мышление (см. Головной мозг, Спинной мозг, Центральная нервная система)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Мозг

Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. (11.1, 5) Субстратом психических функций нельзя считать какой-нибудь участок мозга, в их реализации и продуцировании участвует кора человеческого мозга в целом. (25.2, 114) См. Опыт, Функция

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

МОЗГ

англ. brain) - центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека. Нервная ткань, составляющая основную массу М., образована нервными и глиальными клетками и их отростками. Скопление нервных клеток образует т. н. серое вещество М.; отростки нервных клеток (нервные волокна - аксоны, или осевые цилиндры) составляют т. н. белое вещество М. У беспозвоночных животных термином "М> обозначают скопления нервных клеток (узлы, или ганглии), расположенные на головном конце тела.

У позвоночных животных и человека различают головной М., находящийся в полости черепа, и спинной М., помещающийся в позвоночном канале. Спинной М. делится на 4 отдела - шейный, грудной, поясничный и крестцовый, а также на сегменты (всего насчитывается 33 сегмента). Продолжением спинного М. в полости черепа является продолговатый М. В спинном М. серое вещество расположено внутри и окружено слоем белого вещества. Нервные клетки в составе серого вещества спинного М. образуют скопления (ядра), которые разделяются на моторные, чувствительные и вегетативные. От спинного М. в виде 2 корешков - переднего и заднего - отходят спинномозговые нервы. Передний корешок содержит г. о. аксоны крупных моторных нейронов спинного М., направляющихся к соматическим мышцам. Задний корешок образован центральными отростками клеток спинномозговых узлов; эти отростки следуют в спинной М.

Головной М. состоит из ствола и конечного М.

В стволе головного М. различают: ромбовидный М. (состоящий из продолговатого М., вароли-ева моста и мозжечка); средний М., состоящий из ножек М. и пластинки четверохолмия; межуточный (промежуточный) М., в состав которого входят зрительный бугор (таламус), надбугорная область (эпиталамус), забугорье (метаталамус), под-бугорье (гипоталамус).

Из стволовой части головного М. выходит 12 пар черепно-мозговых нервов, ядра которых располагаются на разных уровнях продолговатого М., варолиева моста и среднего М. (XII - подъязычный, XI - добавочный, X - блуждающий, IX - языкоглоточный, VIII - слуховой, VII - лицевой, VI - отводящий, V - тройничный, IV - блоковид-ный, III - глазодвигательный). 2 оставшиеся пары черепно-мозговых нервов (I - обонятельный, II - зрительный) анатомически относятся к переднему М.

Помимо ядер черепно-мозговых нервов в стволе головного М. располагаются др. клеточные образования (нижние оливы, ретикулярная формация, ядра варолиева моста, бугорки четверохолмия, красное ядро, черная субстанция, ядра зрительного бугра и др.), а также нервные волокна, образующие системы восходящих и нисходящих волокнистых трактов, которые связывают спинной М. и ствол головного М. с конечным М.

Конечный М. (телэнцефалон) разделяется продольной щелью на 2 полушария: правое и левое. Полушария соединяет межполушарная спайка - мозолистое тело, в составе которого проходят волокна, связывающие г. о. симметричные участки коры больших полушарий; др. спайками большого мозга являются передняя и гиппокампова комиссуры. Основную массу полушарий М. составляют подкорковые (или базальные) ядра (хвостатое, чечевичное, миндалевидное), ограда, а также подкорковое белое вещество. Полушария конечного М. покрыты слоем серого вещества - коры головного М.

Конечный М., к которому относятся большие полушария головного М. и базальные ганглии (см. Ганглии), и упоминавшийся выше промежуточный М. вместе составляют т. н. большой (или передний) М.

В центре спинного М. проходит капиллярная полость, т. н. спинномозговой канал, который, расширяясь, образует на уровне продолговатого М. IV мозговой желудочек; последний посредством сильвиева водопровода соединяется с непарным III желудочком, находящимся в конечном М. В средней части полушарий конечного М. находятся боковые желудочки М. Спинной и головной М. окружен мозговыми оболочками (мягкой паутинной и твердой). В подоболочечном пространстве, желудочках мозга, т. н. сильвиевом водопроводе и спинномозговом канале находится спинномозговая жидкость. См. Блоки мозга, Глубокие структуры мозга.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Показать все [+4] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 7

Случай зрительной агнозии у больной с двусторонним нарушением мозгового кровообращения в задних мозг

Полонская Наталия Николаевна
В статье продолжается рассмотрение случая зрительной агнозии у 70-летней пациентки Б. Применяется метод нейропсихологического исследования. Анализируются следующие нарушения: трудности в узнавании лиц близких людей и своего собственного; выраженная топографическая агнозия, не позволяющая ориентироваться в окружающем пространстве; трудности в узнавании и выборе названия цвета предметов при сохранном цветовом зрении; расстройства обобщенного восприятия буквенных знаков и чтения при сохранном процессе письма. Эти нарушения возникли в результате двустороннего поражения задних височно-теменно-затылочных отделов головного мозга.
Скачать PDF

Человеческий мозг как фрактальная голограмма внешнего нелинейного мира

Белокопытов Юрий Николаевич
Анализируются успехи и неудачи российских и зарубежных специалистов в исследовании человеческого мозга. В связи с тем, что различные дисциплины в изучении мозга ощущают кризис, предлагается фрактально-синергетический подход к исследованию этого сложнейшего феномена. Гипотетически обосновывается новая перспективная концепция в изучении человеческого мозга, которая может дать ответы на многие неразрешимые вопросы. Теоретические исследования автора выводят нас на новый интегративный уровень человеческого мозга, а именно познания окружающего мира и возникновения новых голографических свойств.
Скачать PDF

Обучение безопасности жизнедеятельности с позиций латеральной специализации полушарий головного мозг

Ковальчук А.Н., Степанов Ю.М.
В статье рассматриваются вопросы обучения безопасности жизнедеятельности с позиции латеральной специализации полушарий головного мозга. Показано, что информация по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» более эффективно усваивается студентами, если она адресована преимущественно структурам правого полушария головного мозга.
Скачать PDF

Язык, сознание, мозг: когнитивистская парадигма

Шилков Ю.М.
Скачать PDF

Язык восприятия и мозг

Измайлов Чингис Абильфазович, Черноризов Александр Михайлович
Предлагается новый теоретико-экспериментальный подход к решению проблем мозговых механизмов речи и восприятия, основанный на гипотезе о том, что речь и восприятие являются частными формами существования единой и общей для них структуры «структуры языка». При этом если речь представляет собой самую развитую и в нашем обыденном представлении самую «настоящую» форму языка, то связь восприятия с языком представляется весьма опосредованной. По этой причине в работе сделан акцент на анализе полученных нами и другими авторами экспериментальных и теоретических данных, позволяющих рассматривать восприятие как своеобразную форму языка «зрительного языка» со своим «зрительным алфавитом» (буквами), «зрительной морфологией» (частями «зрительной речи» «зрительными» слогами, словами и правилами их комбинации), а также «зрительным синтаксисом» (знаками препинания).
Скачать PDF

«Социальный мозг» новый объяснительный конструкт в психологии?

Рычкова О.В.
В статье анализируются некоторые современные модели, используемые в направлении, именуемом «социальные нейронауки»; обосновывается необходимость анализа новых моделей с позиций отечественной психологии и методологии науки, поскольку вульгарное их применение в качестве объяснительных категорий грозит биологическим редукционизмом. Работы в данной области исследований ставят задачу раскрытия мозговых механизмов социального познания и социального поведения человека. В статье подчеркивается, что многие тяжелые психические расстройства могут быть объяснены с позиции нарушений социального познания и «модели психического».
Скачать PDF

Социальный мозг: новая трактовка понятия

Глозман Жанна Марковна, Круков Павел
В работе анализируются история развития и различные аспекты понятия «социальный мозг» в современной нейропсихологии, их связь с культурно-историческим подходом и с пониманием субъекта как био-социального единства в трудах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. Описаны теоретические модели социального познания и экспериментальные исследования влияния поражения мозга на социальное познание и социальное поведение. Показано, что социальные характеристики раннего развития ребенка имеют первостепенное значение для понимания теории социального мозга, которая неразрывно связана с ведущим положением детской психологии (П.Я. Гальперина) о двойном взаимодействии морфо- и функциогенеза в развитии ребенка. Эта теория доказывается фактами негативных последствий социальной депривации для развития мозга ребенка, а также данными о социальной и культурной специфике нейропсихологических тестов. Предложена новая трактовка понятия «социальный мозг» как социокультурной регуляции функционирования мозга человека.
Скачать PDF