состояние, при котором полушария головного мозга функционально отделены друг от друга хирургическим путем посредством рассечения мозолистого тела (и иногда и передней комиссуры), как правило, с целью лечения тяжелой формы эпилепсии.
Расщепленный мозг
Расщепленный мозг
Расщепленный мозг
следствие полного перерезания мозолистого тела, передней и гиппокампальной комиссур, в результате чего анатомические связи между левым и правым полушариями прерываются. Операции по расщеплению мозга проводились с лечебной целью у больных эпилепсией, чьи судорожные припадки не удавалось купировать медикаментозными средствами. В результате эти люди получали как бы два мозга с полушариями, функционирующими изолированно друг от друга.
Решающую роль в развитии учения о функциональной асимметрии полушарий (см. Асимметрия полушарная функциональная) сыграли нейропсихологические исследования нобелевского лауреата Р. Сперри и его сотрудников. Все, что воспринимает или испытывает одно полушарие, остается неведомым для другого. После операции общие судорожные припадки прекращались, и больные возвращались к обычной жизни, а иногда даже к работе. Поведение людей после операции по расщеплению мозга было в общих чертах нормальным, при обычном клиническом обследовании у них не отмечалось заметных расстройств воли, эмоций, сознания, мышления и речи.
Как известно, у человека нервные импульсы, возникающие в сетчатке глаза от объекта, находящегося в правом поле зрения, поступают в левое полушарие, а из левого поля зрения — в правое полушарие. Причины данного явления заключаются в следующем: 1) существует неполный перекрест зрительных путей; 2) изображение в одном из полей зрения падает на те половины сетчатки глаза, зрительные волокна которых поступают в полушарие, противоположное данному полю зрения. Такие анатомические особенности зрительных проводящих путей позволяют экспериментально осуществлять зрительную сенсорную стимуляцию отдельного полушария не только у больных с Р. м., но и у людей с сохранными связями между полушариями.
Возможность латерализованной подачи зрительной информации была доказана на исследуемых с Р. м. Обязательное условие методики исследования — использование точки фиксации в центре экрана и короткая длительность экспозиции зрительного объекта (не более 150 мс), чтобы испытуемый не успевал перевести взор в его сторону.
Нейропсихологические исследования с подачей зрительной информации в отдельное полушарие у людей с Р. м. значительно продвинули научные представления о роли левого и правого полушарий в функциях восприятия речи и осознания явлений окружающего мира. При организации нейропсихологических экспериментов учитывалось и то, что афферентные волокна, проводящие нервные импульсы от кожных рецепторов, и нисходящие двигательные пирамидные пути почти целиком перекрещиваются. Эти анатомические особенности чувствительных, афферентных и двигательных эфферентных проводящих путей в центральной нервной системе позволили изучать возможности и вклад отдельного полушария в организацию не только функции восприятия, но и коркового контроля эмоций, логического мышления, интерпретации собственных поступков и т. д.
В серии опытов исследуемому с Р. м., который фиксировал взор на световой точке в центре экрана, на короткое время (30—100 мс) предъявлялись зрительные стимулы в правой или левой части экрана. На столе перед испытуемым лежали различные мелкие предметы, которые он мог ощупывать той или другой рукой, но не видел.
Если изображение какого-либо предмета проецировать в левое поле зрения, когда сенсорная информация поступает изолированно в правое полушарие, то человек с Р. м., ощупывая левой рукой предметы, лежащие на столе (без зрительного контроля!), может выбрать из них тот, который соответствует изображенному на экране. Но назвать этот предмет он не может. Более того, нередко исследуемый заявляет, что ничего не видел или же произносит какое-либо слово наугад. Если же он берет этот предмет в правую руку, то тотчас называет его правильно.
Следовательно, если зрительная импульсация от стимула в левом поле зрения поступает только в правое полушарие, а у лиц с Р. м. связь между полушариями отсутствует, осознание данного стимула и словесное обозначение его не происходят. Для этого необходимо, чтобы информация о стимуле поступила в левое — речевое — полушарие. Однако при изолированном поступлении сенсорной импульсации в правом полушарии создается зрительный образ объекта внешней среды, который может «иррадиировать» в гаптическую сферу. О последнем говорит способность исследуемого отобрать соответствующий предмет ощупью, т. е. на основе кинестетического образа того.
Исследования показали, что в «немом» правом полушарии имеются гностические зоны, опознающие речь. Следовательно, невозможность вербализации не обусловлена неспособностью данного полушария воспринимать и анализировать речь, т. е. понимать ее (в известных ограниченных пределах). Это было продемонстрировано неоднократно на людях сР. м.: при короткой экспозиции в левом поле зрения отдельных слов, например «ключ», «вилка», «карандаш», когда зрительная информация поступает изолированно в правое полушарие, исследуемый не может их назвать, не осознает их, но он в состоянии наощупь отобрать левой рукой соответствующие предметы, которые эти слова обозначают. Значит, правое полушарие, хотя и до некоторой степени, способно воспринимать и анализировать словесную информацию и проводить соответствующие произвольные действия, например отбирать предметы. Ограниченность правого полушария по отношению к речи выражается в неспособности «понимать» глаголы и соответственно на них реагировать. Но, что особенно важно для психофизиологии сознания и бессознательного, человек с Р. м. при подаче зрительной информации изолированно в правое полушарие не в состоянии осознать стимулы и дать правильное объяснение своим двигательным реакциям на них.
Очевидно, для осознания любого явления внешней среды и его словесного определения необходимо, чтобы сенсорная нервная импульсация, им вызванная, непосредственно или опосредованно поступила в левое полушарие, в котором находятся «центры речи». Отсутствие таковых (точнее — сложного комплекса структурно-функциональных связей между воспринимающими, гностическими и двигательными речевыми зонами) в правом полушарии определяет его неспособность вербализовать и осознать стимулы.
Исследования людей с Р. м. дали множество фактов, подтверждающих точку зрения о том, что у человека в правом полушарии может храниться информация о каких-либо явлениях внешней среды, особенно эмоционально значимых для субъекта, независимо от левого. Допустимо провести прямую параллель между функционированием изолированного правого полушария у лиц с Р. м. и неосознаваемыми психическими процессами. Функционально или анатомически изолированное правое полушарие в состоянии осуществлять безотчетное эмоциональное поведение, не согласующееся и даже противоположное по своему характеру поведения, организуемому левым полушарием (например, одной рукой человек с Р. м. может нападать на какой-то объект, а другой рукой защищать его).
Люди с Р. м. в реальной жизни могут испытывать трудности с координацией целенаправленных произвольных действий. Они связаны с контролированием двигательных актов, иннервируемых правым полушарием, когда левая рука может производить движения, не согласующиеся с сознательным намерением и поведением субъекта. Возникает вопрос о наличии двух систем мышления у человека, двух систем когнитивной деятельности — неречевой и речевой. При этом ощущение целостности личности и свободы воли обеспечивается деятельностью левого полушария, расположенной там системой внутренней и внешней речи, составляющей основу самосознания. Высказывается мнение о том, что левое полушарие осуществляет специфическую функцию интерпретатора деятельности правого полушария.
Все нормальные люди испытывают сильное желание избежать дисгармонии между своими поступками и убеждениями. Например, человек, который считает себя добрым и порядочным, совершил необдуманный, неблаговидный поступок, в результате нередко чувствует себя весьма дискомфортно. Он пытается устранить этот диссонанс между своими убеждениями, представлениями о себе и сомнительным поступком, интерпретируя его, ища оправдания, логические объяснения и т. д. Этот механизм психологической защиты, как показывают интереснейшие опыты М. Газзанига, связан с деятельностью левого полушария, с так называемой интерпретационной корой.
На основе результатов, полученных при исследовании людей с Р. м., и данных так называемой палеопсихологии Дж. Джейнсом была высказана очень интересная, хотя и спекулятивная, гипотеза, согласно которой сознание в современном его понимании появилось у человека всего около 3 тыс. лет назад, когда стала развиваться письменная речь. Несколько тысяч лет назад у людей не были столь хорошо развиты функции интерпретационной коры левого полушария и оба полушария могли действовать более независимо друг от друга, чем у наших современников. Речь у древнего человека, генерируемая правым полушарием, воспринималась левым, но из-за недостаточно развитого самоанализа, осознания своего Я как источника «слышимых» слов, интерпретировалась им как глас Божий. Вспомним древних пророков, так красочно описанных в Библии.
Согласно привлекательной гипотезе Джейнса, которую, к сожалению, трудно проверить экспериментально, конец такому мышлению пришел в результате развития письменности и культуры где-то около VII в. до н. э.
Р. Сперри считал, что люди с Р. м. обладают двумя независимыми сферами сознания. По его мнению, каждое полушарие имеет свою собственную сферу сознания, касающуюся восприятия, познания, воли, обучения и памяти. Это относится в большей мере к правому полушарию, чем к левому, хотя последнее может «говорить». С этим утверждением согласны не все, например один из выдающихся нейрофизиологов XX в. Дж. Экклс считал, что правое полушарие, как компьютер, может осуществлять сложные акты различения, опознания и обучения, но оно полностью лишено сознательного опыта. Эти разногласия двух выдающихся нейрофизиологов в основном обусловлены различиями в понимании термина «сознание».
Как видим, нейропсихологические исследования людей с Р. м. дали большой материал, позволяющий связывать неосознаваемые психические функции преимущественно с деятельностью правого полушария. Для обоснования этой точки зрения можно привести также данные, полученные при исследовании людей с сохранными анатомическими связями между большими полушариями: больные с поражением теменно-затылочной области правого полушария не видят образных снов; в быстрой (парадоксальной) фазе сна, когда имеется наибольшая вероятность сновидений, в правом полушарии наблюдается более выраженная активация ЭЭГ; одностороннее разрушение у человека правого гиппокампа приводит к дефициту невербальной памяти, к нарушению зрительно-пространственной памяти.
В 1970-е гг. была высказана интересная мысль о том, что правое полушарие представляет собой источник бессознательной мотивации, при этом оно вносит свой характерный вклад, «свой голос» в осуществление психических функций на сознательном уровне.
Литература
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофетедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
Решающую роль в развитии учения о функциональной асимметрии полушарий (см. Асимметрия полушарная функциональная) сыграли нейропсихологические исследования нобелевского лауреата Р. Сперри и его сотрудников. Все, что воспринимает или испытывает одно полушарие, остается неведомым для другого. После операции общие судорожные припадки прекращались, и больные возвращались к обычной жизни, а иногда даже к работе. Поведение людей после операции по расщеплению мозга было в общих чертах нормальным, при обычном клиническом обследовании у них не отмечалось заметных расстройств воли, эмоций, сознания, мышления и речи.
Как известно, у человека нервные импульсы, возникающие в сетчатке глаза от объекта, находящегося в правом поле зрения, поступают в левое полушарие, а из левого поля зрения — в правое полушарие. Причины данного явления заключаются в следующем: 1) существует неполный перекрест зрительных путей; 2) изображение в одном из полей зрения падает на те половины сетчатки глаза, зрительные волокна которых поступают в полушарие, противоположное данному полю зрения. Такие анатомические особенности зрительных проводящих путей позволяют экспериментально осуществлять зрительную сенсорную стимуляцию отдельного полушария не только у больных с Р. м., но и у людей с сохранными связями между полушариями.
Возможность латерализованной подачи зрительной информации была доказана на исследуемых с Р. м. Обязательное условие методики исследования — использование точки фиксации в центре экрана и короткая длительность экспозиции зрительного объекта (не более 150 мс), чтобы испытуемый не успевал перевести взор в его сторону.
Нейропсихологические исследования с подачей зрительной информации в отдельное полушарие у людей с Р. м. значительно продвинули научные представления о роли левого и правого полушарий в функциях восприятия речи и осознания явлений окружающего мира. При организации нейропсихологических экспериментов учитывалось и то, что афферентные волокна, проводящие нервные импульсы от кожных рецепторов, и нисходящие двигательные пирамидные пути почти целиком перекрещиваются. Эти анатомические особенности чувствительных, афферентных и двигательных эфферентных проводящих путей в центральной нервной системе позволили изучать возможности и вклад отдельного полушария в организацию не только функции восприятия, но и коркового контроля эмоций, логического мышления, интерпретации собственных поступков и т. д.
В серии опытов исследуемому с Р. м., который фиксировал взор на световой точке в центре экрана, на короткое время (30—100 мс) предъявлялись зрительные стимулы в правой или левой части экрана. На столе перед испытуемым лежали различные мелкие предметы, которые он мог ощупывать той или другой рукой, но не видел.
Если изображение какого-либо предмета проецировать в левое поле зрения, когда сенсорная информация поступает изолированно в правое полушарие, то человек с Р. м., ощупывая левой рукой предметы, лежащие на столе (без зрительного контроля!), может выбрать из них тот, который соответствует изображенному на экране. Но назвать этот предмет он не может. Более того, нередко исследуемый заявляет, что ничего не видел или же произносит какое-либо слово наугад. Если же он берет этот предмет в правую руку, то тотчас называет его правильно.
Следовательно, если зрительная импульсация от стимула в левом поле зрения поступает только в правое полушарие, а у лиц с Р. м. связь между полушариями отсутствует, осознание данного стимула и словесное обозначение его не происходят. Для этого необходимо, чтобы информация о стимуле поступила в левое — речевое — полушарие. Однако при изолированном поступлении сенсорной импульсации в правом полушарии создается зрительный образ объекта внешней среды, который может «иррадиировать» в гаптическую сферу. О последнем говорит способность исследуемого отобрать соответствующий предмет ощупью, т. е. на основе кинестетического образа того.
Исследования показали, что в «немом» правом полушарии имеются гностические зоны, опознающие речь. Следовательно, невозможность вербализации не обусловлена неспособностью данного полушария воспринимать и анализировать речь, т. е. понимать ее (в известных ограниченных пределах). Это было продемонстрировано неоднократно на людях сР. м.: при короткой экспозиции в левом поле зрения отдельных слов, например «ключ», «вилка», «карандаш», когда зрительная информация поступает изолированно в правое полушарие, исследуемый не может их назвать, не осознает их, но он в состоянии наощупь отобрать левой рукой соответствующие предметы, которые эти слова обозначают. Значит, правое полушарие, хотя и до некоторой степени, способно воспринимать и анализировать словесную информацию и проводить соответствующие произвольные действия, например отбирать предметы. Ограниченность правого полушария по отношению к речи выражается в неспособности «понимать» глаголы и соответственно на них реагировать. Но, что особенно важно для психофизиологии сознания и бессознательного, человек с Р. м. при подаче зрительной информации изолированно в правое полушарие не в состоянии осознать стимулы и дать правильное объяснение своим двигательным реакциям на них.
Очевидно, для осознания любого явления внешней среды и его словесного определения необходимо, чтобы сенсорная нервная импульсация, им вызванная, непосредственно или опосредованно поступила в левое полушарие, в котором находятся «центры речи». Отсутствие таковых (точнее — сложного комплекса структурно-функциональных связей между воспринимающими, гностическими и двигательными речевыми зонами) в правом полушарии определяет его неспособность вербализовать и осознать стимулы.
Исследования людей с Р. м. дали множество фактов, подтверждающих точку зрения о том, что у человека в правом полушарии может храниться информация о каких-либо явлениях внешней среды, особенно эмоционально значимых для субъекта, независимо от левого. Допустимо провести прямую параллель между функционированием изолированного правого полушария у лиц с Р. м. и неосознаваемыми психическими процессами. Функционально или анатомически изолированное правое полушарие в состоянии осуществлять безотчетное эмоциональное поведение, не согласующееся и даже противоположное по своему характеру поведения, организуемому левым полушарием (например, одной рукой человек с Р. м. может нападать на какой-то объект, а другой рукой защищать его).
Люди с Р. м. в реальной жизни могут испытывать трудности с координацией целенаправленных произвольных действий. Они связаны с контролированием двигательных актов, иннервируемых правым полушарием, когда левая рука может производить движения, не согласующиеся с сознательным намерением и поведением субъекта. Возникает вопрос о наличии двух систем мышления у человека, двух систем когнитивной деятельности — неречевой и речевой. При этом ощущение целостности личности и свободы воли обеспечивается деятельностью левого полушария, расположенной там системой внутренней и внешней речи, составляющей основу самосознания. Высказывается мнение о том, что левое полушарие осуществляет специфическую функцию интерпретатора деятельности правого полушария.
Все нормальные люди испытывают сильное желание избежать дисгармонии между своими поступками и убеждениями. Например, человек, который считает себя добрым и порядочным, совершил необдуманный, неблаговидный поступок, в результате нередко чувствует себя весьма дискомфортно. Он пытается устранить этот диссонанс между своими убеждениями, представлениями о себе и сомнительным поступком, интерпретируя его, ища оправдания, логические объяснения и т. д. Этот механизм психологической защиты, как показывают интереснейшие опыты М. Газзанига, связан с деятельностью левого полушария, с так называемой интерпретационной корой.
На основе результатов, полученных при исследовании людей с Р. м., и данных так называемой палеопсихологии Дж. Джейнсом была высказана очень интересная, хотя и спекулятивная, гипотеза, согласно которой сознание в современном его понимании появилось у человека всего около 3 тыс. лет назад, когда стала развиваться письменная речь. Несколько тысяч лет назад у людей не были столь хорошо развиты функции интерпретационной коры левого полушария и оба полушария могли действовать более независимо друг от друга, чем у наших современников. Речь у древнего человека, генерируемая правым полушарием, воспринималась левым, но из-за недостаточно развитого самоанализа, осознания своего Я как источника «слышимых» слов, интерпретировалась им как глас Божий. Вспомним древних пророков, так красочно описанных в Библии.
Согласно привлекательной гипотезе Джейнса, которую, к сожалению, трудно проверить экспериментально, конец такому мышлению пришел в результате развития письменности и культуры где-то около VII в. до н. э.
Р. Сперри считал, что люди с Р. м. обладают двумя независимыми сферами сознания. По его мнению, каждое полушарие имеет свою собственную сферу сознания, касающуюся восприятия, познания, воли, обучения и памяти. Это относится в большей мере к правому полушарию, чем к левому, хотя последнее может «говорить». С этим утверждением согласны не все, например один из выдающихся нейрофизиологов XX в. Дж. Экклс считал, что правое полушарие, как компьютер, может осуществлять сложные акты различения, опознания и обучения, но оно полностью лишено сознательного опыта. Эти разногласия двух выдающихся нейрофизиологов в основном обусловлены различиями в понимании термина «сознание».
Как видим, нейропсихологические исследования людей с Р. м. дали большой материал, позволяющий связывать неосознаваемые психические функции преимущественно с деятельностью правого полушария. Для обоснования этой точки зрения можно привести также данные, полученные при исследовании людей с сохранными анатомическими связями между большими полушариями: больные с поражением теменно-затылочной области правого полушария не видят образных снов; в быстрой (парадоксальной) фазе сна, когда имеется наибольшая вероятность сновидений, в правом полушарии наблюдается более выраженная активация ЭЭГ; одностороннее разрушение у человека правого гиппокампа приводит к дефициту невербальной памяти, к нарушению зрительно-пространственной памяти.
В 1970-е гг. была высказана интересная мысль о том, что правое полушарие представляет собой источник бессознательной мотивации, при этом оно вносит свой характерный вклад, «свой голос» в осуществление психических функций на сознательном уровне.
Литература
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофетедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.