МОЗГ БОЛЬШОЙ МОЗГ ГОЛОВНОЙ: АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

МОЗГ ГОЛОВНОЙ

Найдено 11 определений термина МОЗГ ГОЛОВНОЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МОЗГ ГОЛОВНОЙ

часть системы нервной, заключенная в черепную коробку и состоящая из мозга большого, мозжечка, моста варолиева и мозга продолговатого. Состоит из ствола и мозга большого (конечного). Последний разделяется продольной щелью на два полушария - правое и левое. Основную массу полушарий мозга большого составляют подкорковые (или базальные) ядра, а также подкорковое белое вещество. Полушария мозга большого покрыты слоем серого вещества - коры мозга головного.

С позиций психологии, нельзя говорить о локализации отдельной функции психологической в конкретном участке мозга. Психологические функции - это функциональные системы, реализуемые совместной работой ансамбля мозговых зон. При этом в мозге головном выделяются три основных блока;

1) блок тонуса коры - энергетический блок мозга; источниками тонуса являются как приток информации из внешнего мира, так и импульсы из внутренней среды;

2) блок приема, переработки и хранения информации; включает в свой состав аппараты, расположенные в задних отделах коры мозга головного; в отличие от аппаратов первого блока, имеет модально-специфический характер (зрительная, слуховая или тактильная информация), причем каждая зона коры, входящая в состав этого блока, построена иерархически; блок содержит три уровня: а) первичные зоны - реализуют функцию раздробления (анализа) поступающей информации; b) вторичные зоны - несут функцию объединения (синтеза) или сложной переработки доходящей информации; с) третичные зоны - служат для объединения информации, поступающей от отдельных анализаторов;

3) блок программирования, регуляции и контроля деятельности; включает в себя аппараты, расположенные в передних отделах полушарий больших, ведущее место в нем занимают лобные отделы мозга большого; этот блок также построен иерархически: а) первичные двигательные поля - несут импульсы к определенным группам мышц; b) вторичные (премоторная область) - подготовляют пуск двигательных импульсов и обеспечивают выполнение сложных двигательных навыков; с) третичные отделы лобной коры (хорошо развитые только у человека) - играют решающую роль в создании намерений, в формировании программы действий, кои реализуют эти намерения, и в контроле деятельности (=> асимметрия межполушарная).

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МОЗГ ГОЛОВНОЙ

анат. cerebrum). Орган ЦНС, расположенный в полости черепа, регулирующий взаимоотношения организма с окружающей средой, управляя поведенческими реакциями, функцию различных органов и систем.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

Головной мозг

brain) Г. м. чел. - это сложнейший агрегат миллиардов совместно работающих клеток, к-рый поддерживает жизнь уникальным и гибким, но в то же время неизменным способом, несмотря на меняющиеся стимулы, потребности и ориентиры поведения. По мере того как мы в своей жизни продвигаемся от младенчества к детству и далее - к отрочеству, юности, взрослости и старости, наш организм проходит тот же путь. Соответственно меняется и Г. м., следуя, с одной стороны, жестко запрограммированным внутренним - онтогенетическим и эволюционным - схемам развития, а с другой - приспосабливаясь к изменяющимся взаимодействиям между организмом и внешней средой. Формирование собственно Г. м. в онтогенезе начинается с роста передней части нервной трубки и появления на ней трех расширений, первичных мозговых пузырей; эта быстро растущая ее часть претерпевает ряд изгибов и, по мере заполнения ограниченного пространства черепа, образует характерные складки, в к-рых угадываются очертания зрелого мозга. Увеличение размеров Г. м. непропорционально росту каудального ("хвостового") отдела ЦНС - спинного мозга. По мере того как ЦНС превращается из нервной трубки в Г. м. развивающегося плода, передний мозг - особенно его часть, образующая конечный мозг, - существенно увеличивается по сравнению со средним и задним мозгом. К моменту рождения конечный мозг покрывает со всех сторон остальные отделы головного мозга, за исключением мозжечка и самой нижней части ствола Г. м. Три основных отдела головного мозга: передний, средний и задний мозг Первый из трех осн. отделов Г. м. является наибольшим и самым продуктивным в отношении дальнейшей дифференцировки; он наз. прозэнцефалоном, или передним мозгом, и состоит из двух подотделов: телэнцефалона (конечного мозга) и диэнцефалона (промежуточного мозга). На структуры конечного мозга приходится почти 75% массы всей ЦНС человека. Эти структуры включают в себя два полушария мозга, к-рые, хотя и разделены большой межполушарной щелью, связываются между собой множеством перекрещивающихся волокон (в мозолистом теле и преоптической области). Поверхность полушарий представляет собой многоклеточный слой мозговой ткани толщиной около 4,5 см, наз. корой Г. м. В анатомии кору принято разделять на отдельные участки, наз. бороздами (углубления в поверхности мозга, менее глубокие, чем щели) и извилинами (складки, ограниченные бороздами). Наибольшие из этих участков называют долями, к-рых в каждом полушарии по четыре: лобная, теменная, височная и затылочная. Кора полушарий Г. м. имеет пластинчатую архитектонику: различные типы нервных клеток организованы в виде отдельных слоев. В процессе эволюции происходило все большее усложнение этих слоистых областей коры Г. м. Полушария Г. м. соединены с промежуточным мозгом пучками крупных волокон, лучистым венцом мозолистого тела. Осн. структурными компонентами промежуточного мозга являются: таламус (передаточная (релейная) станция для нейронов как входящих в таламус снаружи, так и находящихся внутри него), субталамус (передаточная станция между таламусом и корой), гипоталамус (букв. "ниже таламуса") и эпиталамус (включающий в себя эпифиз и ядра уздечки). Средний отдел Г. м. называется мезэнцефалоном, или средним мозгом. Он состоит из трех осн. частей: крыши (включающей передаточные станции слухового и зрительного анализаторов, наз. нижними и верхними бугорками четверохолмия), покрышки (состоящей из ретикулярной формации среднего мозга, активирующей внимание, черной субстанции, участвующей в регуляции двигательных функций, и целого ряда др. групп ядер) и ножки мозга (нисходящего пучка толстых двигательных волокон). Третьим осн. отделом Г. м., часть к-рого переходит у основания черепа в спинной мозг, является задний мозг. Он состоит из двух подотделов: метэнцефалона (включающего мост и мозжечок) и миелэнцефалона (продолговатого мозга). Мозжечок, заметно выделяющийся среди прочих структур Г. м., - как в прямом, так и в переносном смысле, - участвует в координации всех сложных двигательных актов организма. Мост и продолговатый мозг содержат группы ядер черепно-мозговых нервов. В силу их формы и того, что они располагаются в основании черепа, мост и продолговатый мозг часто называют стволом Г. м., хотя этот термин обычно включает в себя тж структуры среднего мозга и нижней части промежуточного мозга. Различные части Г. м. связаны между собой посредством очень сложной сети нервных путей, обеспечивающей постоянное взаимодействие нейронов. Ядра, входящие в состав Г. м., редко функционируют в автономном режиме. Как правило, неск. ядер вместе с соотв. проводящими путями объединяются в функциональную систему для орг-ции и регулирования сложных поведенческих актов, и именно их взаимодействие создает основу для полноценной жизни. У всех нормальных, здоровых взрослых людей функции, осуществляемые этими многообразными структурами и системами, как правило, одинаковы. Сенсорные системы регулируют поток информ., приходящий извне и от внутренних органов; системы, относящиеся к вниманию, не только поддерживают нас в состоянии готовности, но и позволяют нам игнорировать информ., к-рая может быть излишней, а тж отдыхать, когда мы в этом нуждаемся; моторные системы регулируют наши реакции и передвижения; а мотивационные системы осуществляют текущий контроль побуждений, потребностей и поддерживают гомеостаз. Др. системы помогают нам научаться и запоминать или забывать. Структуры Г. м., являющиеся частью одной системы, могут, в то же самое время, участвовать в деятельности др. системы или систем. В качестве ил. этого тесного взаимодействия подотделов Г. м. рассмотрим нервные связи коры передней части лобных долей (префронтальной коры) с др. областями Г. м. Связи префронтальной коры с другими областями неокортекса Префронтальная кора, к-рой отводится важная роль в осуществлении таких нечетко определенных функций, как оценивание обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление, находится в передней части конечного мозга. В процессе филогенеза Префронтальная кора больших полушарий Г. м. человека приобрела свои нынешние очертания и относительно крупные, по сравнению с остальными частями мозга, размеры. Др. участки коры соединены с этой большой префронтальной областью множеством нервных волокон и их пучков. Вообще, кортико-кортикальные связи чаще всего являются двусторонними и сопряженными, обеспечивая как эфферентные, так и афферентные влияния включенных в них участков коры. Связи префронтальной коры с лимбической системой Лимбическая система - еще одно образование, обеспечивающее сеть реципрокных взаимодействий с префронтальной корой. Афферентные потоки из лимбической системы диффузно распределяются по всей префронтальной коре. К лимбической системе, в наиболее строгом смысле этого термина, относится гиппокампальная формация, миндалина, поясная извилина и подмозолистая область (коры) в районе гиппокампа. Наута и Доумсик представили многочисленные свидетельства в пользу более широкого понимания лимбической системы, к-рая включает в себя связи со средним мозгом и оказывает влияние на перегородку, базальные ганглии, гипоталамус, лобную и височную кору. Согласно их выводам, лимбическая система "не только осуществляет текущий контроль за переработкой сенсорной информ. в коре Г. м., но может тж активно вмешиваться в эти процессы". Т. о., лимбическая система имеет доступ к регуляции висцеральных и эндокринных функций, мотивационных состояний и процессов перцепции/научения. Префронтальная кора, по-видимому, имеет два различных, хотя и частично перекрывающихся канала связи с лимбической системой. От медиального и дорсолатерального участков префронтальной коры волокна идут к области поясной извилины и, вокруг и позади мозолистого тела, к гиппокампальным областям; от орбитальной префронтальной коры волокна идут к области перегородки (септальной области), имеющей прямые связи с миндалиной. Перегородка тж соединена с гиппокампом посредством большого пучка волокон, образующих свод. Хотя все таламические структуры имеют двусторонние связи с префронтальной корой, наиважнейшую роль среди них играют самые многочисленные - те, что сосредоточены в дорсомедиальном ядре таламуса. От одной части этого ядра волокна идут к орбитальному участку префронтальной коры и комплексу миндалины и от них - в обратном направлении; др. его часть соединена двусторонними связями с дорсолатеральным участком префронтальной коры. Кроме того, таламические ядра, имеющие связь с префронтальной корой, получают сигналы по волокнам, идущим от гипоталамуса; тж были выявлены прямые связи, идущие от орбитальной части префронтальной коры к латеральной зоне гипоталамуса. Не все сигналы, поступающие в префронтальную кору из подкорковой и лимбической областей, ретранслируются через таламус и гипоталамус. Существуют связи между префронтальной корой и черной субстанцией, покрышкой среднего мозга и центральным серым веществом среднего мозга. Ретикулярная формация яв-ся, вероятно, одной из неск. "релейных станций", передающих сенсорную информ. лобным долям и получающих ее от них, в нек-рых случаях через лимбическую систему; др. структуры среднего мозга служат частью двигательного тракта. Сигналы, поступающие в префронтальную кору из таламуса, гипоталамуса и среднего мозга, по-видимому, обеспечивают информ. о внутреннем эмоциональном и мотивационном состоянии организма почти так же, как это делают сигналы из лимбической системы. Эти внутренне синтезируемые воздействия, вместе с воздействиями, ассимилируемыми префронтальной корой из поступающей извне сенсорной информ., помогают придавать смысл и значение внешним событиям. В субталамическую область - передаточную станцию между таламусом и корой - тж приходят сигналы из префронтальной коры. Субталамус - часть двигательной системы, имеющая двусторонние связи с хвостатым ядром, к к-рому от префронтальной коры идут сильные эфферентные связи; кроме того, от последней идут дополнительные связи к скорлупе. Хотя имеется множество эфферентных путей от префронтальной коры к базальным ганглиям, от последних, по-видимому, в префронтальную кору не поступает никаких афферентных сигналов. Синтез префронтальных связей Дж. М. Фастер полагает, что префронтальная кора играет роль во временном структурировании поведения: а) участвуя в подготовке сенсорных и моторных систем к осуществлению действия, б) удерживая необходимую информ. в некоем гибком запоминающем устройстве и в) подавляя интерферирующие воздействия внутренней и внешней информ., к-рые могли бы в противном случае нарушить последовательность формирования поведенческого акта. Исслед. выявили наличие множественных связей между этой и др. областями Г. м. Однако даже когда она оказывается поврежденной, ни одна из поддающихся четкому определению функций, по-видимому, не утрачивается; зато исчезает такой важнейший элемент или качество, как ощущение себя человеком. См. также Повреждения головного мозга, Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС, Гипоталамус, Лимбическая система, Нейропсихология, Ретикулярная активизирующая система, Исследования расщепленного мозга

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Головной мозг

Часть центральной нервной системы. Головной мозг обычно подразделяется на передний мозг, средний мозг и задний мозг. Также состоит из следующих подразделов: передний мозг (теленцэфалон, диэнцефалон); средний ( мезоэнцефалон), задний ( метэнцефалон, миелэнцефалон) - Теленцэфалон содержит два симметричных полушария, образующие головной мозг. Он, в свою очередь, состоит из коры головного мозга и подкорковых областей базального ганглия и лимбической системы. Базальный ганглий осуществляет контроль над движениями. Причина болезни Паркинсона заключается в вырождении нейронов среднего мозга, аксоны которых находятся в базальном ганглии. Одни части лимбической системы (особенно гипоксии) участвуют в процессе обучения и обработки воспоминаний, в то время как другие играют роль в эмоциональном поведении. а) Диэнцефалон содержит таламус и гипоталамус. Таламус передает сенсорные стимулы в кору головного мозга, а гипоталамус контролирует автономную нервную систему и эндокринную систему. б) Мезоэнцефалон состоит из тектума и тегментума. Тектум содержит верхние и нижние бугорки, которые соответственно являются частью визуальной и слуховой системы. Тегментум содержит ряд структур, наиболее важной из которых является ретикулярная формация, играющая значительную роль в процессах сна, движения и внимания. в) Метэнцефалон содержит варолиев мост и мозжечок. Варолиев мост участвует в процессах сна и активации, а мозжечок принимает сенсорную информацию и обрабатывает ее вместе с информацией о движении, обеспечивая координацию движений организма. г) Миелэнцефалон имеет одну главную структуру. Это продолговатый мозг, который, через управление ретикулярной формацией, играет значительную роль в регулировании сердечно-сосудистой и респираторной системы.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

МОЗГ ГОЛОВНОЙ

brain) - часть центральной нервной системы; расположен в полости черепа; переходит в спинной мозг (см. рис.). В среднем мозг взрослого человека весит 1400 г (примерно 2% от общей массы тела); Головной мозг покрыт тремя оболочками, образованными соединительной тканью (менинги). Головной мозг состоит из следующих отделов: ромбовидный мозг, в состав которого входят продолговатый и задний мозг (последний включает варолиев мост и мозжечок); средний мозг и передний мозг, подразделяющийся на большой (конечный) и промежуточный мозг (включая таламус и гипоталамус). Анатомическое название: encephalon.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Самая большая и наиболее выдающаяся структура мозга. Он состоит из двух полушарий, отделенных друг от друга продольной бороздой, под которой расположены три мозговые комиссуры, соединяющие обе половины. Внутренняя часть состоит из белого вещества, образованного из миелиновых волокон, и серых базальных ганглиев; внешнее покрытие (кора головного мозга) полностью состоит из серого вещества. Головной мозг человека состоит приблизительно из 15 миллиардов клеток и является эволюционно наиболее новой мозговой структурой. Он участвует в обработке и интерпретации сенсорных импульсов, контроле над произвольными моторными действиями, сознанием, планированием и выполнением действий, мышлением, воображением, речью, рассуждением и т.п.; короче говоря, всеми теми функциями, которые наиболее тесно связаны с так называемыми "высшими психическими функциями".

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

верхний отдел ЦНС, расположенный в полости мозгового черепа; главный регулятор всех жизненных функций организма и материальный субстрат ВНД. В Г. м. выделяют несколько отделов: большой, или конечный, мозг (полушария головного мозга), малый мозг (мозжечок) и ствол мозга, включающий в себя четыре отдела (промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, состоящий из варолиева моста и мозжечка, и продолговатый мозг)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Головной мозг

самая большая и наиболее выдающаяся структура ЦНС, находящаяся внутри черепа и образованная из приблизительно 10-14 млрд нейронов (не считая нескольких миллиардов нейроглиальных элементов), соединяющих их нервных путей и разнообразных синапсов, осуществляющие контакты между нейронам и посредством ряда нейромедиаторов (общее число синапсов составляет, по самым приблизительным оценкам, несколько триллионов). Головной мозг – это уникальное по сложности и гигантским функциональным возможностям творение природы из всех, которые ныне известны человеку. Предполагается, что человек использует в среднем лишь 1-2% функциональных возможностей своего головного мозга, на этом основании ставится даже под сомнение эволюционный путь его развития. Головной мозг развивается скачкообразно до 16-летнего возраста, когда его масса достигает в итоге, в среднем, 1600 г. Он состоит из двух полушарий (гемисфер), отделенных друг от друга продольной бороздой, под которой расположены три мозговые комиссуры (образования, состоящие из миэлиновых нервных волокон и соединяющие обе половины мозга. Внутренняя часть головного мозга состоит из белого вещества, образованного из миелиновых волокон и серых базальных ганглиев. Внешняя часть (кора головного мозга) полностью состоит из серого вещества (нейронов), общая площадь корковой поверхности в несколько раз больше, чем это определяется без учета многочисленных извилин мозга. Функциональные характеристики значительных областей коры больших полушария до сих пор остаются неустановленными. Головной мозг осуществляет прием, обработку и интерпретацию сенсорных импульсов, контроль над произвольными моторными действиями, эмоциями, мышлением, планированием, речью, сознанием, самосознанием, самоосознаванием и вообще всем тем, что называют высшими, интегрирующими психическими функциями. Некоторые исследователи высказываются принципиально иначе, а именно: не мозг сам по себе определяет психическую деятельность и поведение, иначе это был бы рефлекторный, ассоциативный уровень функционирования внутреннеличностных процессов индивида, а это сам человек, как личность, социальное существо или как некое автономное, стоящее над ЦНС психологическое образование, использует собственный мозг в своих, определенных целях как инструмент, вовсе не являясь сам таковым для самого мозга. Продолжаются также дискуссии между сторонниками гипотезами локализационизма и эквипотенциализма высших мозговых функций. В философском плане особое внимание привлекает проблема соотношения головного мозга и психики, которая до сих пор не имеет однозначного решения – психофизическая проблема (см.). См. Мозг головной.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Мозг головной

общеславянск. индоевропейского происхождения; лат. cerebrum) - часть ЦНС, расположенная в полости черепа. Головной мозг человека представляет собой уникальную по своей сложности и функциональным возможностям структуру, в которой самым непосредственным и непостижимым образом взаимодействуют сознание, психическое, идеальное, с одной стороны, и материальное, вещественное, с другой, то есть оба эти считающиеся фундаментальными начала мироздания, объединить или объяснить их взаимоотношения самые блестящие умы человечества безуспешно пытаются вот уже более 2-3 тысяч лет (см. Дуализм). Человек использует возможности своего головного мозга, предположительно, всего на 1-2%, что будто бы вступает в противоречие с теорией эволюции Дарвина, в которой любой полезный признак организма является целесообразным и непосредственно используемым в целях сохранения особи или биологического вида («природа не создает ничего лишнего»). Такой «запас прочности» может, вероятно, указывать на то, что появление человека связано с некими надбиологическими тенденциями.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

головной мозг

передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа. Г.м. – материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Та часть центральной нервной системы, которая находится внутри черепа. Функции головного мозга обсуждаются в отдельных словарных статьях, относящихся к различным частями мозга.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Обучение безопасности жизнедеятельности с позиций латеральной специализации полушарий головного мозг

Ковальчук А.Н., Степанов Ю.М.
В статье рассматриваются вопросы обучения безопасности жизнедеятельности с позиции латеральной специализации полушарий головного мозга. Показано, что информация по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» более эффективно усваивается студентами, если она адресована преимущественно структурам правого полушария головного мозга.
Скачать PDF

Случай зрительной агнозии у больной с двусторонним нарушением мозгового кровообращения в задних мозг

Полонская Наталия Николаевна
В статье продолжается рассмотрение случая зрительной агнозии у 70-летней пациентки Б. Применяется метод нейропсихологического исследования. Анализируются следующие нарушения: трудности в узнавании лиц близких людей и своего собственного; выраженная топографическая агнозия, не позволяющая ориентироваться в окружающем пространстве; трудности в узнавании и выборе названия цвета предметов при сохранном цветовом зрении; расстройства обобщенного восприятия буквенных знаков и чтения при сохранном процессе письма. Эти нарушения возникли в результате двустороннего поражения задних височно-теменно-затылочных отделов головного мозга.
Скачать PDF

Человеческий мозг как фрактальная голограмма внешнего нелинейного мира

Белокопытов Юрий Николаевич
Анализируются успехи и неудачи российских и зарубежных специалистов в исследовании человеческого мозга. В связи с тем, что различные дисциплины в изучении мозга ощущают кризис, предлагается фрактально-синергетический подход к исследованию этого сложнейшего феномена. Гипотетически обосновывается новая перспективная концепция в изучении человеческого мозга, которая может дать ответы на многие неразрешимые вопросы. Теоретические исследования автора выводят нас на новый интегративный уровень человеческого мозга, а именно познания окружающего мира и возникновения новых голографических свойств.
Скачать PDF

Язык, сознание, мозг: когнитивистская парадигма

Шилков Ю.М.
Скачать PDF

Язык восприятия и мозг

Измайлов Чингис Абильфазович, Черноризов Александр Михайлович
Предлагается новый теоретико-экспериментальный подход к решению проблем мозговых механизмов речи и восприятия, основанный на гипотезе о том, что речь и восприятие являются частными формами существования единой и общей для них структуры «структуры языка». При этом если речь представляет собой самую развитую и в нашем обыденном представлении самую «настоящую» форму языка, то связь восприятия с языком представляется весьма опосредованной. По этой причине в работе сделан акцент на анализе полученных нами и другими авторами экспериментальных и теоретических данных, позволяющих рассматривать восприятие как своеобразную форму языка «зрительного языка» со своим «зрительным алфавитом» (буквами), «зрительной морфологией» (частями «зрительной речи» «зрительными» слогами, словами и правилами их комбинации), а также «зрительным синтаксисом» (знаками препинания).
Скачать PDF

«Социальный мозг» новый объяснительный конструкт в психологии?

Рычкова О.В.
В статье анализируются некоторые современные модели, используемые в направлении, именуемом «социальные нейронауки»; обосновывается необходимость анализа новых моделей с позиций отечественной психологии и методологии науки, поскольку вульгарное их применение в качестве объяснительных категорий грозит биологическим редукционизмом. Работы в данной области исследований ставят задачу раскрытия мозговых механизмов социального познания и социального поведения человека. В статье подчеркивается, что многие тяжелые психические расстройства могут быть объяснены с позиции нарушений социального познания и «модели психического».
Скачать PDF

Социальный мозг: новая трактовка понятия

Глозман Жанна Марковна, Круков Павел
В работе анализируются история развития и различные аспекты понятия «социальный мозг» в современной нейропсихологии, их связь с культурно-историческим подходом и с пониманием субъекта как био-социального единства в трудах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. Описаны теоретические модели социального познания и экспериментальные исследования влияния поражения мозга на социальное познание и социальное поведение. Показано, что социальные характеристики раннего развития ребенка имеют первостепенное значение для понимания теории социального мозга, которая неразрывно связана с ведущим положением детской психологии (П.Я. Гальперина) о двойном взаимодействии морфо- и функциогенеза в развитии ребенка. Эта теория доказывается фактами негативных последствий социальной депривации для развития мозга ребенка, а также данными о социальной и культурной специфике нейропсихологических тестов. Предложена новая трактовка понятия «социальный мозг» как социокультурной регуляции функционирования мозга человека.
Скачать PDF

Несколько технических решений задачи интенсификации межполушарного взаимодействия в головном мозге ч

Островский Виктор Александрович
Автор статьи сообщает о четырех простых в исполнении способах интенсификации межполушарного взаи модействия в человеческом головном мозге. О четырех технологически оригинальных подходах к управлению персональными когнитивными способностями.
Скачать PDF

Особенности ритмической активности головного мозга при актуализации модально-специфических видов пам

Заиченко Александра Анатольевна, Картавенко Михаил Валерьевич
Статья посвящена исследованию в области психофизиологии памяти. В работе представлены результаты исследования электрической активности головного мозга при участии модально-специфических видов памяти при помощи метода электроэнцефалографии. Исследование заключалось в изучении процесса образования и формирования энграмм (следов памяти) в коре головного мозга на основании анализа основных характеристик альфаритма.
Скачать PDF

Нарушения психических функций в детском возрасте при арахноидальных кистах головного мозга

Лассан Л.П.
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами ( в правом полушарии у 35, в левом у 65) и 119 успешных школьников 1-10 классов. Установлено влияние фактора латерализации и локализации патологии на психические функции, а также зависимость этого влияния от половых различий и возраста.
Скачать PDF

Действие женских половых стероидов на дофаминовые рецепторы головного мозга овариэктомированных само

Харчилава О.М., Валеева Л.А.
Дофаминовые рецепторы головного мозга играют важную роль в регуляции эндокринной системы, полового, пищевого, оборонительного поведения, мышления, в возникновении аффективных и психических расстройств (П.В. Сергеев и соавт., 1999). Нейроэндокринные и психоэмоциональные нарушения у женщин часто возникают в период менопаузы. Пик психических заболеваний также приходится на постменопаузальный период (R. Boose et al., 1998). Однако роль дофаминовых рецепторов мозга в патогенезе нейроэндокринных нарушений в климактерическом периоде изучена недостаточно. Нет также четких представлений о характере действия препаратов женских половых на дофаминовые рецепторы мозга в период менопаузы. Методы исследований. Опыты были поставлены на 500 белых беспородных крысах-самках весом 140-160 г. Менопаузу моделировали путем хирургической овариэктомии (Я.Д. Киршенблат, 1989). В эксперименте участвовали 6 групп: ложноопе-рированные крысы, крысы, подвергшиеся хирургической овариэктомии, овариэктомированные крысы, в течение двух недель, получавшие 17β-эстрадиол (20 мкг/сут), дидрогестерон (100 мкг/сут) и фемостон (17β-эстрадиол + дидрогестерон в тех же дозировках) или плацебо. Крыс забивали путем декапитации, выделяли мозг и получали мембранную фракцию гомогената мозга путем дифференциального ультрацентрифугирования. Дофа-миновые рецепторы определяли радиолигандным методом (Lim, 1989) с использованием блокатора D2-рецепторов [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 нМ и 2 нМ. Белок определяли по Лоури (Lowry, 1951). Результаты. После хирургической овариэктомии уровень специфического связывания [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 нМ повысился в 4 раза, а в концентрации 2 нМ в 30 раз по сравнению с ложнооперированными животными. Таким образом, после хирургической овариэктомии количество сайтов связывания [3Н]-спиперона в низкой и высокой концентрациях в головном мозге увеличивается. Концентрация 0,5 нМ близка к Kd [3Н]-спиперона, а величина Kd лиганда характеризует его сродство к рецепторам, характеризуя аффинность рецепторов, при концентрации 2 нМ происходит насыщение мест связывания [3Н]-спиперона, характеризуя количество дофаминовых рецепторов в мозге (П.В. Сергеев и соавт., 1999). Можно предположить, что билатеральная овариэктомия приводит к повышению аффинности и плотности дофаминовых рецепторов в мозге. При этом более чувствительным к дефициту половых стероидов является количество дофаминовых рецепторов. Двухнедельное введение 17β-эстрадиола с первого дня овариэктомии повысило уровень связывания [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 и 2 нМ в 2,5 и 2 раза относительно овариэктомированных крыс, получавших плацебо. Дидрогестерон оказывал аналогичное действие. У овариэктомированных крыс, получавших фемостон, количество сайтов связывания меченого лиганда в концентрации 0,5 нМ повысилось в 2 раза, а в концентрации 2 нМ снизилось в 8 раз по сравнению с овариэктомированными крысами, не получавшими препарат. Таким образом, фемостон снижает плотность дофаминовых рецепторов, приближая ее к уровню интактных животных, оказывая модулирующее действие на D2-рецепторы мозга.
Скачать PDF

Влияние фактора пола на психические процессы в онтогенезе при локальных поражениях головного мозга

Лассан Людмила Павловна
Проанализированы результаты нейропсихологического исследования 808 детей и подростков 7-18 лет, из них 689 больные с локальными поражениями головного мозга (опухолями, кистами, сосудистой патологией, гидроцефалией), 119 здоровые. Выявлены половые различия психической деятельности и их зависимость от характера патологического процесса головного мозга и возраста.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16