Когнитивный стиль в общении Когнитивный таймер

Когнитивный стиль в широком смысле слова

Найдено 1 определение:

Когнитивный стиль в широком смысле слова

способ переработки информации, ее получения, хранения и использования.

Оцените определение:

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Найдено научных статей по теме — 12

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы. Ставится проблема выделения гармоничного когнитивного стиля, основанного как на словесно-логических, так и на образных компонентах мышления. Приводится эмпирическое обоснование высказанной точки зрения. Даётся содержательная характеристика гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Скачать PDF

Аффективно-когнитивный стиль репрезентации отношений Я-Другой у лиц с суицидальным поведением

Соколова Е.Т., Коршунова А.Р.
Предметом публикации является обсуждение вопроса о соотношенииаффективных и когнитивных факторов личностного стиля, детерминирующих способность субъекта к поддержанию связных, целостных иобобщенных репрезентаций о социальном взаимодействии, а также оспецифике нарушения этой способности у лиц с аффективной патологией, расстройствами личности и сопутствующим суицидальным поведением. Представлен анализ ведущих теоретических подходов, разработана экспериментальная схема, изложены результаты экспериментального исследования двух групп пациентов с депрессивными расстройствами c повторными суцидальными попытками и без них (всего 100человек), которые подтверждают связь структурно-функциональнойорганизации, эмоционально-мотивационного наполнения и тематического содержания объектных репрезентаций с аффективно-когнитивнымстилем личности по параметрам дифференциация/интеграция, зависимость/автономия, враждебность/сотрудничество. Они позволяют также уточнить вклад специфического нарушения когнитивного и символического опосредствования в снижение эффективности защитных икопинговых систем саморегуляции.
Скачать PDF

Анализ результатов эмпирического исследования когнитивно-смыслового компонента аксиологического поте

Поломошнова Светлана Анатольевна
Происходящие в России и мире глобальные процессы трансформации социокультурного слоя, переоценки смыслов и ценностей вызывают неослабевающий интерес исследователей к проблеме изучения различных аспектов ценностно-смысловой сферы личности. Однако в научной литературе практически нет эмпирических исследований рассматривающих интегративное образование аксиологический потенциал личности в период раннего юношеского возраста, когда у старшеклассников возрастает ценностно-ориентационная активность и начинается процесс формирования устойчивых ценностных ориентаций. В статье представлены некоторые результаты констатирующего эксперимента по изучению когнитивно-смыслового компонента аксиологического потенциала личности старшеклассников. В качестве методов исследования выступали: метод ценностных ориентаций М.Рокича, самоактуализированный тест (САТ), тест смысложизненных ориентаций (СЖО), авторская анкета. По результатам исследования было выявлено, что наиболее значимимыми терминальными ценностями для старшеклассников являются «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь». Главные инструментальные ценности: «воспитанность», «честность», «образованность». Исследование показало, что доминирующими смыслами в старшем школьном возрасте выступают семья, самореализация, статус. Актуальные смысловые состояния у большинства старшеклассников характеризуются дисгармонией в осмыслении одного или нескольких временных локусов. Полученные результаты позволяют обосновать одно из направлений формирования аксиологического потенциала личности старшеклассников, к которому мы относим актуализацию деятельности по формированию временной перспективы. Результаты исследования раскрывают новые перспективы в решении проблемы формирования аксиологического потенциала личности, как с теоретической точки зрения, так и в практических целях в поиске психолого-педагогических технологий его развития.
Скачать PDF

Психофизиологические показатели осознания смысла текстов в связи с параметрами когнитивного стиля

Ткачева Любовь Олеговна
Статья посвящена исследованию динамики изменений электрической активности мозга в процессе осознания смысла визуально предъявляемых текстов взрослыми испытуемыми ( n = 148) в зависимости от параметров когнитивного стиля. Были отобраны фрактальные и геометрические динамические визуальные стимулы, отражающие информационную сложность среды. Была разработана оригинальная технология предъявления текстового стимульного материала, позволяющая «уловить» психофизиологические маркеры осознания и выделить этапы во временной последовательности процесса осознания. Полученные ЭЭГ данные были подвергнуты спектральному и нелинейному анализу. Было обнаружено, что скорость и точность осознания зависят от показателей когнитивного стиля.
Скачать PDF

Непривычное в привычном: когнитивные пути реконструкции смысла рисованных ситуаций

Целяева Светлана Игоревна
В статье описан способ обработки данных глубинного полуструктурированного интервью, нацеленного на изучение работы респондентов с рисованными ситуациями, которые мы рассматриваем как интеллектуальные задачи на понимание смысла. Наша работа была направлена на экспликацию и описание тех аспектов когнитивной деятельности респондентов, которые влияют на успешность понимания ими смысла изображений стимульного набора. Участникам исследования были предложены пять серий изображений, разработанных на основе информационных знаков, а также вопросы к ним. Был осуществлен качественный анализ полученных ответов, выделены критерии для оценки интеллектуальной работы участников исследования и описаны затруднения, с которыми они сталкивались в процессе этой работы. Предложенный способ качественной обработки данных интервью проиллюстрирован примерами ответов респондентов и комментариями к ним.
Скачать PDF

Когнитивный стиль личности как фактор эффективного распознавания лицевой экспрессии

Беловол Е.В., Хворова Е.М.
Лицевая экспрессия является одним из самых информативных источников невербальной информации. Ранние исследования, посвященные способности распознавать эмоции по лицу, указывали на универсальность процесса проявления и распознавания базовых эмоций. Более современные исследования показали сочетание универсальных механизмов и культурно-специфических закономерностей. Процесс распознавания эмоций основан на восприятии лица, что делает необходимым изучение эффекта внутригруппового преимущества. В соответствии с эффектом внутригруппового преимущества распознавание эмоций протекает лучше между представителями одной культуры, чем между представителями разных культур. С другой стороны, распознавание эмоций обусловлено такими когнитивными особенностями, как когнитивный стиль. В данной статье описываются подходы к исследованию выражения и распознавания эмоций, а также культурно-специфических особенностей выражения базовых эмоций. Представлены результаты исследования факторов, связанных с распознаванием базовых эмоций представителями разных культур. Было обнаружено, что обладатели поленезависимого когнитивного стиля распознают эмоции на лицах представителей разных культур лучше, чем обладатели полезависимого когнитивного стиля, потому что они способны выделять маркеры лицевой экспрессии. Не было найдено связей между успешным распознаванием эмоций и полом испытуемого, между успешным распознаванием эмоций и расой испытуемого.
Скачать PDF

Транскоммуникабельность ценностно-смысловых концептов и когнитивно-конструктивных решений творческой

Кабрин Валерий Иванович
Растущий интерес к инновационному предпринимательству обозначил актуальность проблемы ускорения перехода от идей к конструктивным технологическим реализациям и создания эффективных методов психологического сопровождения этой креативной трансформации. Предложена концептуальная гипотеза: осознавание как переход ценностно-смысловых концептов в когнитивно-конструктивные решения интенсифицируется в расширяющемся спектре креативных состояний сознания. Предложен поэтико-герменевтический подход к пониманию психологического времени, пространства, информации и энергии как базовых психо-ноэтических порталов осознавания. Представлена модель перевода их герменевтических интерпретаций в категориальную схему контент-анализа и релевантность обработки его результатов с помощью математических моделей факторного анализа. Намечена перспектива актуализации креативного потенциала порталов осознавания в связи с проблемами психологической поддержки инновационного предпринимательства и венчурных проектов творческой молодежи.
Скачать PDF

Понятийные структуры знаний и когнитивный стиль

Гаврилова Татьяна Альбертовна, Лещева Ирина Анатольевна
Структурирование знаний — один из малоизученных когнитивных процессов, который существенно влияет как на процессы обучения, так и на эффективность процессов передачи знаний в рамках профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования влияния индивидуальных характеристик когнитивного стиля на процессы структурирования информации при обучении. Акцент ставится на изучение тех характеристик когнитивного стиля, которые значимо влияют на особенности построения концептуальных иерархических моделей (так называемых онтологий), важных для усвоения и понимания материала. Описаны результаты эмпирической проверки гипотез о влиянии таких характеристик индивидуального когнитивного стиля эксперта, как полезависимость/поленезависимость, узость/широта категории и импульсивность/рефлективность, на особенности индивидуального и коллективного формирования онтологий. Особый интерес представляют исследования групповой работы (в парах и тройках) по созданию единой структуры предметной области и их связи с индивидуальными представлениями о предмете членов группы. В качестве испытуемых выступали студенты СанктПетербургского политехнического университета, которые сначала были протестированы на различия в когнитивных стилях, а затем им было предложено создать онтологии понятия «информатика» как индивидуально, так и в группах. Полученные результаты позволяют предложить ряд рекомендаций по формированию групп для успешной коллективной работы, в частности, разработки баз данных, моделей представления знаний, бизнес-моделей и других концептуальных структур.
Скачать PDF

Когнитивно-смысловая сфера студентов-психологов с разными уровнями креативности

Чернявская Валентина Станиславовна, Лашкевич Евгения Константиновна
В работе исследовался феномен креативности, рассматриваемый в качестве ресурса профессионального развития личности студента-психолога. Анализировался уровень креативности студентов-психологов, изучались особенности когнитивно-смысловой сферы личности у студентов с более высокими уровнями креативности и меньшими её уровнями. Под когнитивно-смысловой сферой личности подразумевались типы мышления и смыслы учебной деятельности. Результаты исследования показали, что студенты с более высокими уровнями креативности обладают преимущественно наглядно-образным типом мышления. У группы студентов-психологов с более высоким уровнем креативности смысловые категории являются более выраженными по сравнению со студентами с меньшими уровнями креативности.
Скачать PDF

Когнитивный стиль и индивидуальные особенности общения

Гомзякова Наталья Николаевна, Сироштаненко Татьяна Геннадьевна
Статья посвящена рассмотрению когнитивной организации человека в качестве детерминанты особенностей общения. Приводятся данные об особенностях общения лиц с высокими и низкими показателями когнитивной дифференцированности.
Скачать PDF

Когнитивные, мотивационные и ценностно-смысловые факторы проактивности при первом эпизоде шизофрении

Ерзин Александр Игоревич
Проблема личностных факторов психической патологии является традиционной для патопсихологии и психиатрии. Одним из таких факторов в последнее десятилетие исследователи считают проактивность. Проактивность рассматривается как важное условие адаптивности и полноценного социального функционирования. Будучи комплексным психологическим конструктом, проактивность изначально рассматривалась в рамках логоанализа В. Франкла, позднее став предметом социальной психологии, а в настоящее время активно используется в клинико-психологических исследованиях как важное протективное образование. Дефицит компонентов проактивности, отражающей уровень самодетерминации личности, наблюдается при широком круге психической патологии, включая ранние этапы шизофренического процесса. Цель работы: изучение состояния некоторых когнитивных, мотивационных и ценностно-смысловых факторов проактивности у больных шизофренией, перенесших первый психотический приступ. Было обследовано 79 пациентов (средний возраст 23,1 года), из них 49 мужчин и 30 женщин. Пациенты соответствовали параноидному варианту шизофренического патопсихологического симптомокомплекса и были впервые госпитализированы в психиатрическую клинику. Исследование показало, что при первом эпизоде шизофрении чаще всего наблюдается парциальность дефекта проактивности: при выраженном снижении отдельных когнитивных составляющих (саморефлексия, антиципация) нередко сохранными остаются ее метамотивационные компоненты. Общий уровень проактивности коррелирует с такими характеристиками когнитивной сферы, как опосредованное запоминание, смысловая память, устойчивость внимания и темп психической деятельности. В мотивационной сфере на себя обращают внимание такие потребностные тенденции, как агрессия, самооправдание, избегание опасности и неудач, потребность в понимании и поддержке. Сфера смысложизненных ориентаций пациентов характеризуется отсутствием четких целей в жизни, убежденностью в неподвластности ее сознательному контролю, отсутствием веры в свободу выбора. Таким образом, результаты показывают, что проактивность уже на ранних этапах шизофрении снижается. Снижение это может рассматриваться как в рамках негативной симптоматики и нейрокогнитивного дефицита, так и, главным образом, как следствие патологических изменений личности. Своевременное распознавание нарушенных и сохранных компонентов проактивности может быть прогностически ценным с точки зрения выделения мишеней психокоррекции и психотерапии при данном заболевании, позволяя сформировать перспективное направление реабилитационной работы.
Скачать PDF

Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков

Титкова М.С.
В статье проанализированы научные взгляды на рефлексию и раскрывается ее психологическое содержание. Описанное в статье исследование позволило условно выделить смысловые аспекты рефлексивной активности подростков: эгоцентрический, эмотивный и когнитивный. В работе подробно раскрывается содержание смысловых аспектов рефлексии подростков и приводится их эмпирическое выражение.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16