ЯЗЫК

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Язык (language)
любые знаки (голосовые или другие), выражающие или передающие мысли и чувства.

Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens

Язык
набор условных символов, используемых для кодирования различных сообщений в актах коммуникации.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Язык
совокупность слов и систем их использования, общих для людей одного и того же языкового сообщества.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

ЯЗЫК
система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Язык
Категория. Система знаков.
Специфика. Служит коммуникативным целям и основан на универсальных правилах связывания знаков.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЯЗЫК
физиол. мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы (см. также Языка мышцы)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

язык

система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

язык
[language] Система символов для передачи мыслей, чувств и значений путем произнесения слов, невербальных звуков, выражений лица, жестов и других средств, имеющих общепринятые значения. См. также: смысловой (полнозначный) перевод; перевод (эквивалентный).

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

язык

стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЯЗЫК
система звуковых, словесных и грамматических средств как исторически сложившееся в определенной общности людей проявление их р е ч и с помощью слов. Я.— предмет лингвистики.
Омоним — Я. как орган в полости рта, выполняющий у человека кроме функции вкусового рецептора и функцию речи.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЯЗЫК
многофункциональный орган, находящийся в ротовой полости.
Выраженная эрогенная зона лиц обоего пола; основное средство осуществления различного рода орогенитальных контактов.
«Язык – это часть тела.
Как бы я ни хотела
язык отделить от тела,
язык – это часть тела
и разделит участь тела.»
В. Павлова.

Источник: Словарь доктора либидо

Язык
Система знаков, служащая средством межчеловеческого общения и мыслительной деятельности, способ выражения самосознания личности, передачи информации от поколения к поколению. Язык существует и реализуется через речь. Английский нейропсихолог Критчли (M. Critchly, 1974 г.) рассматривает язык как «выражение и восприятие мыслей и чувств посредством словесных символов».

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ЯЗЫК
система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Я. – носитель общественного сознания. С точки зрения материализма исторической основой возникновения Я. служит труд, совместная деятельность людей и необходимость общения друг с другом. Я. существует и реализуется через речь.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Язык
Общепринятый набор символов или жестов, позволяющий нам передавать информацию и общаться с другими членами своей культуры, разговаривающими на том же языке. Главной проблемой этого определения является степень его «растяжимости». Дискуссии вокруг попыток научить животных человеческому языку оставляют открытым вопрос о том, действительно ли язык может служить универсальным средством общения или же языковые тонкости свойственны только человеческим существам.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЯЗЫК
система знаков любой физической природы, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания, передачи . информации от поколения к поколению. Исторически основой возникновения Я. служат труд, совместная деятельность людей. Я. может быть естественным (Я. слов) или искусственным (Я. программирования, Я. математики, Я. описания деятельности оператора и т. п.). Одним из непосредственных проявлений естественного Я. является речь как звукословесное общение.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЯЗЫК
это система знаков, знаковых моделей, физической природы, кот. служит апробацией-средством-модусом репродукции-осуществления интерличностной коммуникации-контактирования-общения, а также как средства генерирующие-репродуцирующие ментально-рефлексивные акты, экстероизированную речь и интероизированную речь; сам Я. и лингвомодели-это биологическо-социально-психологическо-эволюционное явление, кот. детерминируется генезисно-культурно-биогенетическо-социально-онтологическими феноменами; Я. и лингвистическо-языковые мультимодели константно выступают в коммуникативных факторах как формы-матрицы акустическо-словесного контакта между субъектами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЯЗЫК
tongue, glossa) - орган, образованный поперечнополосатой мышечной тканью; прикреплен к диафрагме полости рта. В языке различают верхушку, тело (body) и корень (root). Скелетные мышцы языка связывают его с подбородочной остью нижней челюсти, подъязычной костью и шиловидным отростком височной кости. Поверхность языка покрыта слизистой оболочкой, которая переходит в слизистую оболочку полости рта и глотки. На нижней поверхности языка слизистая оболочка образует складку - уздечку языка (frcnulum linguae). Поверхность языка покрыта сосочками (papillae), которые придают языку шероховатую внешность (см. рис.);сосочки представляют собой выросты собственной пластинки слизистой ободочки, покрытые эпителием. Язык выполняет три основные функции. Он способствует продвижению пищи в полости рта во время жевания и глотания, является органом вкуса и играет важную роль в членораздельной речи. Анатомическое название: язык (glossa).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ЯЗЫК
система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Исторически Я. возник благодаря труду, совместной деятельности людей. Существует и реализуется через речь, которая обладает сукцессивностью (линейностью), пресуппозиционностью (отсылкой к энциклопедическим знаниям), ситуативностью, неполнотой. Неточность в выражении мысли м. б. причиной конфликтов. Поэтому, чем беднее Я. человека, чем меньше его словарный запас, тем труднее ему организовать хорошее общение, тем чаще у него могут возникать конфликты. «Язык мой – враг мой». Конфликты возникают также по причине использования конфликтогенных слов, выражений и жестов. Я. играет важную роль в деятельности конфликтологов и др. лиц по урегулированию конфликтов. Все информационное воздействие конфликтолога на участников конфликта осуществляется в основном с помощью Я. Конфликтология как наука представляет собой информацию, зафиксированную с помощью Я. См. Язык конфликтологии

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЯЗЫК
общественно обусловленная система словесных знаков, служащих средством обозначения разнообразной информации и общения между людьми. В мире насчитывается более 5000 языков и диалектов. Каждый язык имеет словарный фонд и грамматический строй. Слова любого языка совмещают физические и смысловые свойства, могут быть носителями понятий.Благодаряэтомувозможноосмысленноеотражениедействительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем Я. присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц Я. и др. К наиболее распространенным Я. относятся: китайский, английский, русский, испанский, арабский. Я. изменяется медленно. Лингвисты подсчитали, что язык сохраняется за 1000 лет на 81 ± 2%. Каждый отдельный человек овладевает языком, его фонетикой, словарным фондом, грамматическим строем, учится говорить, писать и т. д. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны психики человека, является условием формирования его сознания.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Язык
(культ.) — система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Формируясь в процессе человеческого общения, Я. вместе с тем — продукт общественно-исторического развития. Один из феноменов Я. состоит в том, что каждый человек, рождаясь, имеет дело с уже готовым Я., на котором говорят окружающие, и постепенно его усваивает. Но, став носителем Я., в свою очередь, становится потенциальным источником его развития и модернизации Я., которым владеет.
Я. — это достаточно сложное образование. Любой имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом. Кроме того, существует система различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику, а также и определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному Я. Основное предназначение Я. заключается в том, что, будучи системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.
Литература
Лурия А. Р. Язык и мышление. М., 1979.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЯЗЫК
система символов, которые несут в себе определенную информацию и используются для сохранения или передачи сообщений от человека к человеку. Практически вся накопленная людьми, хранимая или передаваемая из поколения в поколение информация связана с использованием Я. Сами по себе символы, представляющие язык, могут быть по своей форме никак не связанными или очень мало связанными с тем содержанием, которое они выражают. Например, буквы, слова и выражения, написанные на разных естественных языках, обозначающие одно и то же, могут быть совершенно различными, представлять собой современные буквы кириллицы, латинского алфавита или иероглифы, причем в любом из этих случаев практически почти ничем не напоминать того, что они на самом деле выражают. Языки возникают, существуют и развиваются по своим законам. Есть несколько тысяч современных, живых языков-таких, на которых говорят люди, ныне существующие на Земле. Более тысячи разновидностей насчитывают мертвые языки-такие, на которых когда-то говорили люди, но которыми современники уже не пользуются. Если к этому добавить множество созданных людьми за последние столетия искусственных языков, а также языков, которыми пользуются животные, то число их возрастет, наверное, до десятка и более тысяч. См. знак, символ, орган чувств, сознание, язык антропоидов (язык человекообразных обезьян), язык гибридный, язык естественный, язык жестовый, язык искусственный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЯЗЫК
Все знают значение этого термина – язык это то, на чем мы говорим, набор произвольных конвенциальных символов, с помощью которых мы передаем значение, культурно определенная модель вокальных жестов, которую мы усваиваем на основании того, что выросли в определенном месте и в определенное время, посредник, с помощью которого мы кодируем наши чувства, мысли, идеи и опыт, наиболее уникальная и человеческая из моделей поведения и наиболее обычное поведение людей. Однако в реальности этот термин может означать все из вышеперечисленного, ничего из этого, или даже вещи, очень отличные от этих. Убежденность в том, что мы знаем значение слова язык, сохраняется только до тех пор, пока мы воздерживаемся от попыток уточнить, что же мы знаем. Для того чтобы оценить проблемы, связанные с определением и использованием этого термина, рассмотрим следующие вопросы, (а) Является ли система мануальных знаков, применяемая полностью глухими людьми, языком? (б) Являются ли синтетические системы, разработанные для программирования компьютеров, настоящими языками? (в) Можно ли изобретенные системы кодирования социополитических реформаторов, такие как Эсперанто, классифицировать как языки? (г) Должны ли последовательности моторных движений, положений тела, жестов и выражений лица, передающие значения, рассматриваться как язык? (д) Имеются ли серьезные основания для того, чтобы называть языками коммуникативные системы других биологических видов, в частности, пчел, дельфинов или шимпанзе? (е) В какой момент мы можем сделать заключение, что вокализации, производимые младенцем, стали языком? На эти вопросы и многие другие, похожие на них, не легко найти ответ. Они приводятся здесь для того, чтобы проиллюстрировать всю сложность, заключающуюся в этом слове, сложность, которая делает любое простое определение бесполезным. См. лингвистика, паралингвистика, психолингвистика, язык знаков и связанные с ними термины.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Язык
язык исполняет как будто две совершенно различные функции: с одной стороны, он служит средством социальной координации опыта отдельных людей, с другой – самым важным орудием нашей мысли. (3.1, 205) является одним из самых важных социальных факторов в развитии и перестроении человеческого поведения; под влиянием языка, который очень рано становится основным орудием мышления, воли, выработки понятий и вообще сознания, все психологические функции ребенка получают новый вид С момента овладения языком все внутреннее развитие ребенка из животной фазы (биологической) переходит в собственно-человеческую (социальную). Язык приобщает ребенка ко всему духовному опыту человечества и делает возможным развитие высших психологических функций (обобщение, суждение, комбинирование и т.п.). (12.1, 205) примитивный человек отличается от культурного не только тем, что его язык оказывается беднее средствами, грубее и менее развитым, чем язык культурного человека, – все это, конечно, так, но одновременно с этим язык примитивного человека поражает нас именно огромным богатством словаря. они неизмеримо превосходят языки культурных народов по степени богатства, обилия и роскоши различных обозначений, отсутствующих в нашем языке вовсе. (9.1, 95) Развитие языка характеризуется тем, что огромное изобилие конкретных терминов начинает все больше и больше исчезать. (9.1, 96) пластическое, подробное описание представляет и большое преимущество, и большой недостаток примитивного языка. Большое преимущество – потому, что этот язык создает знак почти для каждого конкретного предмета и позволяет примитивному человеку иметь в своем распоряжении как бы двойники всех предметов, с которыми он имеет дело. Однако наряду с этим язык бесконечно загружает мышление деталями и подробностями, не перерабатывает данные опыты, воспроизводит их не сокращенно, а в той полноте, как они были в действительности. Поэтому слова примитивного человека еще не отдифференцировались от вещей, они еще тесно связаны с непосредственным чувственным впечатлением. (9.1, 98) См. Знак, Мысль, Мышление, Опыт, Поведение, Понятие, Развитие, Сознание, Функция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Язык
Долгое время Люсьен был не в состоянии произносить слово «яйцо», как будто между этим словом и реальным продуктом не существовало никакой разницы. Ему казалось, что, если он его произнесет, его рот ничем не будет отличаться от куриной гузки. Язык является не просто естественным (унаследованным от социальной группы, к которой мы принадлежим) способом общения и родным (переданным ребенку матерью), он является и уникальным в зависимости от способности каждого быть в нем, проживать его, вписываться в него и составлять свой собственный диалект. Вербальные тики, повторяющиеся синтаксические ошибки, фонетическая или смысловая путаница, отшлифованный или непристойный язык, слова, которых мы избегаем или которые подбираем, удовольствие, полученное от эха собственного голоса или от соблюдения молчания… Каждый вырисовывает на обиходном языке и в собственном стиле свою личную карту; так случилось и с Люсьеном, и с его страхом-желанием перед идеей (фантазмом ) занять на сексуальной сцене женскую позицию. Общаясь на одном и том же естественном языке, протагонисты психоаналитической ситуации (пациент и аналитик) попадают в первую ловушку, которая влияет на динамику лечения, поскольку создается иллюзия разделения, коммуникации, симметрии. И всё потому, что «говорить на одном языке» означает поверить в имплицитное, само собой разумеющееся понимание. Часто, наоборот, случается принимать пациентов, родной язык которых является во Франции иностранным, вынужденных проходить анализ на неродном для них языке, и тогда обнаруживается, что именно это обстоятельство представляет собой скорее откровение, чем ограничение. Все происходит так, как будто бессознательное и его «иностранность», «иноязычие» легче в подобных случаях использует игру идиом для выполнения столь необходимых смещений. Так, Женни в страшном сновидении увидела себя потерявшей равновесие и шатающейся на «натянутом канате». «Натянутом» (raide) или красном (red)? После этой интервенции аналитика всплыли ужасные воспоминания из детства, когда ее отец, возвратившись из трактира, едва войдя в дом, неизменно вспыхивал взрывами гнева и его лицо тут же становилось багрово-красным… Язык является не только единственным инструментом лечения словами ( talking cure ), он является и его сырьем, материалом.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ЯЗЫК
МОВА / LANGUAGE– сложная знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание) слов. Под Я. в первую очередь понимают естественный человеческий язык (в оппозиции к искусственным языкам и языку животных), возникновение и существование которого неразрывно связано с возникновением и существованием человека– Homo sapiens. Я.– естественно (на определенной стадии развития человеческого общества) возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, т. е. существующая прежде всего не для отдельного индивида, а для определенного социума. Я. изучают лингвистика (языкознание), семиотика (знаковые системы), психолингвистика (влияние структуры Я. на человеческое мышление и поведение). Я.– это система знаков, включающая слова с их значениями, а также синтаксис– набор правил, в сответствии с которыми строятся предложения. Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (в данном случае слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту абстрактно от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова, личностный смысл– это отражение в сознании того места, которое занимает данный предмет в системе деятельности конкретного человека. Значение объединяет социально значимые признаки слова, личностный смысл– это субъективное переживание его содержания. Выделяют следующие основные функции Я.: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации). Я. осуществляет кодирование информации об изученных свойствах предметов и явлений, окружающем мире и о самом человеке, полученной предшествующими поколениями, которая становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, Я. позволяет оказывать воздействие на собеседника. Как правило, рассматривая коммуникативную функцию Я., говорят о речи. К основным языковым единицам относят фонему, морфему, слово, словосочетание, предложение. Я. мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем Я. присущи некоторые общие закономерности. Наиболее распространенные Я.– китайский, английский, русский, испанский, арабский. Каждый отдельный человек овладевает Я., его фонетикой, словарным фондом, грамматическим строем, учится говорить, писать и т. д. Процесс овладения Я. оказывает огромное влияние на все стороны психики человека, является условием формирования его сознания

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЯЗЫК
1) система знаков любой конфигурации, служащая средством человеческого (в том числе и национального) общения, а также мышления; 2) средство-хранения и передачи информации; 3) одно из средств, управления поведением человека; 4) одно из оснований этничности, обеспечивающее единство как этноса, так " государства, всего общества в целом. Я. слов - социально-психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Естественным проявлением Я. является речь. Национальный Я. - средство общения, накопления и выражения опыта представителями конкретных этнических, общностей, влияющее на их национально-психологические особенности (см.) и формирующее их национальное самосознание (см.). Я. лежит в основе, культуры, выражает ее, является важнейшим механизмом формирования, самоопределения, дифференциации этноса, средством социального продвижения. Наряду с религией он обеспечивает развитие этнической идентификации. Смена Я. или его утрата стимулирует ассимиляцию (см.), аккультурацию-(см.) этноса. Характерными чертами Я. являются: специфика, определяемая представлениями об его уникальности и самостоятельности; социальный престиж, в основе которого лежит коммуникативная ценность (распространенность). Функции Я. разнообразны - коммуникативные^ и интеграционные, политические. С помощью Я. создаются каналы общения с иноэтнической средой, приобщения к другим культурам других народов. Привязанность к родному языку определяет болезненную реакцию при гонениях на язык, легкость мобилизации в соответствующих движениях, готовность откликнуться на призыв выступить в его защиту. На основе Я. формируется этнолингвистические общности, а этнос разделяется на части, объединенные единым языком. На немецком языке говорят немцы и австрийцы, испанском - испанцы и народы Латинской Америки, английском - англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, на кабардинско-черкесском -кабардинцы и черкесы, бельгийцы говорят на французском и валлонском языке, марийцы - горномарийском и лугомарийском, мордва - на мокша и эрзя. Я. входит в состав символических ресурсов власти (политической и этнической) наряду со знаменем, гербом и пр. Право говорить и писать на родном языке входит в состав коллективных, этнических прав. Статус Я. определяет языковое равенство или неравноправие, и отражает общее положение этноса в обществе (привилегированное, доминирующее или дискриминированное). Языковый вопрос чаще всего обостряется при высокой консолидации этноса и при осуществлении политики навязывания языка. На этой основе возникают этнолингвистические движения. Я. существует в различных формах: устной, разговорной или литературной, бесписьменной и письменной; функционирует на уровне - общенациональном, локальном, местном. Соответственно выделяются - язык межнационального общения; официальный, используемый в государственном управлении; региональные; местные, в том числе племенные, диалекты; автохтонные или национальные, родные или иностранные Я.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ЯЗЫК

1. Я. (англ. language) - система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления) в собственном смысле Я. слов - явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Одним из непосредственных естественных проявлений Я. выступает речь как звукословесное общение.
2. Я. (англ. tongue) - анатомический термин, обозначающий мышечный вырост на дне ротовой полости; принимает участие в актерам и является органом вкуса.
Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).
Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - "образ Я" (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem), 3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).
Я-к. - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.
В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр.* Р. Берне представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное ЯXкаким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.
Расхождение между "идеальным Я" и "реальным Я" является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных
конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности).
В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне "организм-среда" - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющиеЯ-к. (В. В. Столин): 1) "присоединяющая", обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) "дифференцирующая", способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.
Выделяются также динамическое "Я" (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), "презентируемоеЯ" ("я-маска", каким я себя показываю другим), "фантастическое Я", триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.
Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к, формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение. Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Язык культуры. Язык науки. Язык политики

Тайсина Эмилия Анваровна
Cтатья содержит философско-семиотические оценки культурных кодов в контексте парадигмальных изменений в мировоззрении и самосознании европейцев во время пости after-постмодернизма.
Читать PDF
0.00 байт

Реалогический язык современной культуры (рецензия на книгу: Суджич Деян. Язык вещей / пер. С англ. М

Шипулина Наталья Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

Греческий язык в преподавании курса «Латинский язык и основы медицинской терминологии»

Михеева О. Т.
Читать PDF
0.00 байт

М. А. Кормилицына, О. Б. Сиротинина. Язык СМИ : учебное пособие по курсу «Язык СМИ» для студентов 1

Чувакин Алексей Андреевич
Читать PDF
0.00 байт

«Русь, россия, русский язык» (пособие по развитию речи для изучающих русский язык как иностранный в

Тряпельников Анатолий Викторович
Статья посвящена вопросам разработки методологии цифрового формата применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) для обучения русскому языку как иностранному (РКИ).
Читать PDF
0.00 байт

Воспитание в вузе в рамках локальной среды дисциплины «Иностранный язык / деловой Иностранный язык»

Алмазова Надежда Ивановна, Алмазова Александра Борисовна
В статье рассматриваются вопросы организации образовательной среды дисциплины «Иностранный язык» с целью формирования личностных и социально-значимых компетенций у студентов неязыковых направлений обучения.
Читать PDF
0.00 байт

Иностранный язык в магистратуре: подведение итогов (немецкий язык с нулевого уровня)

Ямшанова Виктория Александровна, Ломоносова Анна Леонидовна
Авторы исследуют проблему нового содержания обучения немецкому языку с нулевого уровня для магистрантов нелингвистических специальностей.
Читать PDF
0.00 байт

Арабский язык в России, русский язык в странах Персидского залива - путь к эффективному сотрудничест

Яшина Мария Геннадьевна, Смирнова Ирина Викторовна
Статья посвящена важности изучения русского и арабского как иностранных языков в странах Персидского залива и России. Отмечено значение интегративной мотивации при изучении языков данных регионов.
Читать PDF
0.00 байт

Язык Церкви — язык мира. Пер. с англ. Вл. Бохолдина

А. Папафанасиу
Читать PDF
0.00 байт

Язык науки и язык любви: легитимация независимой акушерской

Бороздина Екатерина
Распространение практики «естественных» родов и становление сообщества независимых акушерок одно из самых ярких изменений, которые переживает современное российское родовспоможение.
Читать PDF
0.00 байт

Родной язык и язык общения: на что должна ориентироваться языковая политика?

Кулык Володымыр
Читать PDF
0.00 байт

Русский язык за рубежом: взгляд на язык сквозь призму коммодификации

Мут Себастьян

Похожие термины:

  • ЯЗЫК АНТРОПОИДОВ (ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН)

    язык, которым в общении друг с другом пользуются высшие, человекообразные обезьяны (антропоиды). Я.а. чем-то внешне, по своему звуковому составу, напоминает человеческую речь, но внутренне существе
  • АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

    это формальный язык, система лингвистических знаков, предназначенная для записи алгоритмов; его использование фундируется на возможности формального задания правил конструирования алгоритмов.
  • АМЕРИКАНСКИЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ

    основная мануально-визуальная языковая система для глухих людей в США.
  • АМЕРИКАНСКИЙ ЯЗЫК ЗНАКОВ

    Система жестов, сигналов рук и пальцев, используемая глухими в Северной Америке (и других англоговорящих регионах).
  • АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

    любой язык, для которого характерно выражать грамматические отношения с помощью дополнительных слов, а не окончаний. В таких языках, особенно англ., порядок слов регулируется специальными синтакс
  • СТАНДАРТНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

    В США – идеальная форма разговорного американского английского языка. Упоминание стандартного английского встречается, прежде всего, в качестве основания для сравнения с другими диалектами, нап
  • Язык человекообразных обезьян

    language in great apes) Проблема непрерывности эволюции разума яв-ся одним из главных факторов, стимулирующих исслед. Я. ч. о. В чем заключается уникальность вида Homo sapiens? Мн. утверждают, что наличие сознания и
  • Держать язык за зубами

    Ср. сдерживаться, скрытничать.
  • Диагностика эмоционального развития Язык эмоций

    Л. П. Стрелкова. Предназначена для диагностики эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоциональное развитие не является итогом прямого обучения, а есть результ
  • Длинный язык

    образно о болтливом человеке, сплетнике и др. От недостаточной культуры речи. Чаще относится к женщинам. Ср. Волос долог, а язык длинный (у бабы) (Словарь Даля). Ср. выражения трещотка, таратуха.
  • ЯЗЫК ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

    ЯзЭД) — символьный формализованный язык, предназначенный для описания деятельности операторов и построения эксплуатационных функциональных схем. Разработан Ю. Г. Фокиным в 70-е гг. первоначально
  • Язык Эго

    характеризуется использованием в речи первого лица единственного числа. По мнению Перлза, использование такой грамматической конструкции отражает здоровое функционирование Эго, связанное с при
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

    См. язык, естественный.
  • Язык ествественный

    естественные вербальные системы выражения значений у Homo sapiens.
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК

    эзоповская речь (по имени древнегреческого баснописца Эзопа), иносказания, маскирующие прямое содержание высказываний. К ЭЯ. часто прибегают публицистика и журналистика, напр., когда не хотят прям
  • Язык общения: социально-политические факторы выбора языка

    Социально-полит. факторы выбора языка О. действуют в обществах и сообществах, в пределах к-рых более или менее активно функционирует 2 либо более языков. В опр. социально-полит. обстановке разные яз
  • ФИГУРАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

    См. язык, фигуральный.
  • ГРАФИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

    Широкое значение – способ осуществления коммуникации посредством письменных символов. Подробнее см. ортография (более предпочтительный термин).
  • ГУНТЕРОВСКИЙ ЯЗЫК

    то же, что Хантера глоссит.
  • Язык И ЯЗЫКОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ обезьян

    принципиальная невозможность обучения членораздельному языку, нет абстрактных понятий, нет слов, членораздельной речи, нет кодов, обозначающих предметные компоненты среды, их качества или отнош