Язык общения: социально-политические факторы выбора языка это что такое Язык общения: социально-политические факторы выбора языка: определение — Психология.НЭС
ЯЗЫК МЕТАФОРИЧЕСКИЙ Язык тела

Язык общения: социально-политические факторы выбора языка

Найдено 1 определение:

Язык общения: социально-политические факторы выбора языка

Социально-полит. факторы выбора языка О. действуют в обществах и сообществах, в пределах к-рых более или менее активно функционирует 2 либо более языков. В опр. социально-полит. обстановке разные языки (соответственно, и их носители) могут оказаться в разл. условиях с т. зр. объективной возможности и субъективной уместности их использования. Успешное национ.-полит. самоопределение этноса обычно сопровождается активизацией употребления национ. языка в обществ. и частной жизни, что побуждает граждан чаще обращаться к нему как средству коммуникации. Во многих демократических странах осуществляется гос. поддержка и защита языков малочисленных этносов, что обеспечивает опр. уровень их функционирования и привлекает к ним положительное внимание. В то же время фактическое изъятие данных языков из активного естеств. обихода делает проблематичным их практическое использование в непосредственном О. Финансово-эконом. целесообразность обычно обусловливает выбор в пользу доминирующего либо более распространенного языка, поскольку это позволяет избегать доп. материальных издержек. На выбор языка О. может влиять распределение языков по сферам предпринимательской активности вследствие доминирования в них представителей того или иного этноса. Глобализация межд. жизни все более приводит к необходимости выбора «всемирного» языка, роль к-рого сегодня выполняет английский (что сопровождается «американизацией» образа жизни людей в разл. регионах планеты). Однако существенные демографические диспропорции не позволяют рассматривать подобную ситуацию как вечную и неизменную. Адекватного выбора языка науч. О. требует науч.-техн. прогресс. В настоящее время и на ближайшую истор. перспективу в общемировом науч. контексте уверенно преобладает англ. яз., но в отдельных пространствах науч.-коммуникативную функцию выполняют рус., нем., фр. и др. языки. При выборе языка О. немаловажным фактором является язык, на к-ром осуществляется образование. Данное обстоятельство особенно сильно влияет на выбор языка подрастающим поколением. Развитие и функционирование средств массовой коммуникации определяет предпочтительный выбор языка, прежде всего в сфере восприятия информации, но также и в др. сферах, в т. ч. в межличностном О. Все более ощутимое значение приобретает О. при помощи Интернета. В глобальном масштабе здесь также доминирует англ. яз., впрочем, подвергающийся трансформации под воздействием опр. культурных кодов. Основанием формирующихся интернет-сообществ становятся как разл. варианты английского и его гибриды с др. языками, так и проч. языки. Выбор языка О. является также следствием демографической ситуации. Диспропорции в приросте населения среди представителей разл. этнич. и языковых групп постепенно изменяют сложившиеся в обществе языковые соотношения. На выборе языка О. сказываются миграционные процессы. Выбор между родным языком мигранта и языком коренного этноса является важнейшим показателем осуществления одной из 4 возможных стратегий социально-психол. адаптации мигрантов по С. Бочнеру: ассимиляции (отказ от своего и переход на др. язык), сепарации (настойчивое использование своего языка при игнорировании другого), маргинализации (уход от активного использования обоих языков), интеграции (активное употребление обоих языков). Важную роль играет степень урбанизации общества. Наблюдаются языковые различия между одноязычным и моноэтнич. населением провинциальных (сельских) территорий и почти всегда полиэтнич. и многоязычным населением крупных городов. Поскольку общий уровень культуры в городах выше, соответствующий «городской» язык становится показателем более высокой культуры говорящего на нем человека. На выбор языка О. влияют характеристики языка как филологического феномена: наличие литературного языка (одного или неск. его вариантов), близость либо удаленность литературной и разговорной форм речи, наличие и распространенность диалектов, наличие и история формирования алфавита (возможности использования бесписьменных языков существенно ограничены). Временной фактор выбора языка О. отражает культурно-истор. процесс языкового развития, в частности переход этнич. группы на др. язык. При этом возможна ситуация использования разных языков представителями разных поколений, что усложняет передачу молодежи традиционного жизненного и обществ. опыта представителями старшего поколения. Выбор языка О. осуществляется под влиянием сложившихся в обществе традиций, социальных норм и стереотипов, «подсказывающих» индивиду наиболее приемлемое языковое поведение. В то же время возможны ситуации, когда разл. новшества, новаторское мышление и деятельность имеют иное языковое оформление, благодаря чему взаимодействие традиционных и нетрадиционных составляющих образа жизни приобретают и языковую специфику. Весьма распространенным фактором выбора языка О. являются разные языковые предпочтения в официальной и неофициальной сферах. (К примеру, во многих национ. республиках России на официальном уровне доминирует русский язык, а в личном О. - язык титульного этноса. В ряде регионов Украины в официальной сфере преобладает украинский, а в межличностной - русский язык.) С целью облегчения или упорядочения процесса выбора языка О. между представителями разных этнолингвистических групп изобретаются либо стихийно вырабатываются т. наз. «смешанные» (украинско-русский суржик, белорусско-русская трасянка, всевозможные пиджины), упрощенные (Globalish) либо искусств. языки (эсперанто, идо). Потребности особого внутри- и межгруппового О. могут побуждать к образованию специфических языков социолектов, профессиональных и прочих жаргонов, арго, койне, компьютерных языков, языков жестов. Обретая опр. устойчивость, О. на языках подобного типа становится подчас основанием и признаком вычленения новых общностей (общающиеся по интересам в сети Интернет, объединяемые языком жестов глухонемые). Лит.: Васютинский В. А. Язык общения в ценностных предпочтениях украинских студентов // Общение - 2006: На пути к энциклопедическому знанию: Матер. междунар. конф. 19-21 октября 2006. М., 2006; Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford, 1982. В. А. Васютинский
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Язык общения: социально-политические факторы выбора языка — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.
Скачать PDF

Роль социального фактора в развитии общения детей-сирот с умственной отсталостью

Защиринская Оксана Владимировна
В статье приводятся современные исследования общения детей-сирот с умственной отсталостью. Показано, что под влиянием интернатных условий воспитания у них отмечается меньше изменений в сфере общения. Отсутствие возможностей психологической компенсации вызывает у умственно отсталых детей-сирот изменения коммуникативных качеств. Это проявляется к 5-7-му классам в уменьшении потребности в общении со сверстниками. Нарушение интеллекта снижает способность к рефлексии, критичность к своему поведению, затрудняет осознание собственного стиля общения.
Скачать PDF

Эмоциональная модальность деятельности педагога как фактор выбора субъект-субъектного стиля общения

Силаков А.С.
Рассматривается проблема взаимосвязи особенностей эмоционального отношения педагогов средней школы к своей профессиональной деятельности и преобладающего у них стиля педагогического общения с учащимися с учетом их направленности на субъект-субъектные или субъект-объектные отношения. Обсуждаются взгляды ряда отечественных ученых на проблему субъекта, роль педагога в его формировании. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи субъект-субъектных стилей педагогического общения с доминирующей эмоциональной модальностью профессиональной деятельности педагога.
Скачать PDF

Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентации личности студенческ

Пикулёва Оксана Анатольевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных ценностей и самопрезентационного поведения. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что существуют различия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий самопрезентации личности, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самомониторинг) факторами. В исследовании приняли участие 209 студентов (средний возраст 20 лет) из городов Выборг и Нальчик. В Выборге для обработки были приняты анкеты респондентов, определивших свою идентичность как русские, а также указавших в качестве вероисповедания православие, в Нальчике - анкеты респондентов, определивших свою идентичность как кабардинцы или балкарцы и указавших в качестве вероисповедания ислам. В результате исследования выявлено, что существует прямая связь между установками на индивидуализм и проявлением ассертивного самопрезентационного поведения (уровень значимости р
Скачать PDF

Социальный интеллект как фактор успешности педагогического общения учителя филологических специально

Мишенина Т. М.
Скачать PDF

Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье поднимается проблема затрудненного общения на этапе подросткового онтогенеза. В качестве фактора риска, детерминирующего возникновение у субъекта в ситуациях общения вариативных коммуникативных трудностей (базовых, содержательных, инструментальных, рефлексивных), рассматриваются социальные страхи подростков. Обобщены результаты эмпирического исследования социальных страхов и специфики их проявления в межличностном общении современных подростков со взрослыми и сверстниками. Выявлены различия социальных страхов и связанных с ними коммуникативных трудностей подростков, проживающих в городе (n = 70) и в сельской местности (n = 70). Показано, что городские подростки чаще испытывают гелотофобию, страх буллинга, «провала», непонимания, одиночества; подростки, проживающие в сельской местности, страх осуждения, наказания, публичного выступления, общения с незнакомыми людьми и с людьми высокого социального статуса. На основе данных феноменологического интервью выявлены специфические коммуникативные трудности подростков, испытывающих различные социальные страхи. Делается вывод о необходимости организации адресной психолого-педагогической помощи подросткам, направленной на преодоление актуальных социальных страхов и коммуникативных трудностей.
Скачать PDF

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н.Г.
Скачать PDF

Коммуникативная направленность личности руководителя как фактор социально-психологического климата (

Беденко С.В.
Скачать PDF

Интеграция мнений как фактор оптимизации процесса создания социальной рекламы

Круглова Марина Анатольевна, Круглов Владимир Георгиевич
В статье рассматриваются вопросы оптимизации процедуры проведения фокус-групп по созданию социальной рекламы. Приводятся эмпирические данные относительно факторов, влияющих на эффективность работы фокус-групп и методов генерации идей, наиболее адекватных для использования в контексте данной процедуры.
Скачать PDF

Социально-экологические факторы девиантного поведения военнослужащих

Караяни Александр Григорьевич, Малицкий Геннадий Витальевич
Скачать PDF

Массовое бессознательное как фактор социальных изменений

Анциферова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается влияние «массового бессознательного» на социальные изменения и процессы социальной дифференциации.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации

Журавлев Анатолий Лактионович
Выступление на VI Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». Автор рассматривает психологические основания организации образования, вводит понятия организационной памяти, корпоративной памяти, трансакционной памяти.
Скачать PDF

Похожие термины: