Я РЕБЕНКА
Я РЕБЕНКА
«Я» ДЗІЦЯЦІ / «I» («SELF») OF A CHILD– образ себя, самовосприятие и самопонимание. Возникновение «Я» у ребенка зависит от познавания и отложения в памяти впечатлений и переживаний. Первый шаг к зарождению «Я»– осознание себя. Ребенок последовательно осознает отличие себя и своего тела от остального мира. Примерно на втором месяце жизни младенец начинает смутно осознавать объект, удовлетворяющий его потребности. Но уже с первых мгновений жизни он различает приятные и неприятные ощущения, которые складываются в его памяти. Длительное внутреннее ощущение защищенности– одно из основных условий здорового душевного развития ребенка, его «Я». Мать своей заботой и любовью возмещает его недостающие психические функции, опыт и умения. Лицо для малыша– сигнал к улыбке. Постепенно развиваются составляющие образ себя: «я есть, я существую», «я умею, я познаю», «я мальчик», «я девочка». Ребенок нуждается в поощрении своих успехов и маленьких достижений. Образ себя формируется и интегрируется в основном из приятных впечатлений. Если окружающие ребенка люди будут относиться к нему строго, без любви, то у него возникнут агрессивные действия и разовьются асоциальные потребности. Он станет замкнутым, забитым либо в нем проявится дух независимости и авантюризма. Нужно оценивать успехи, а не заострять внимание на поражениях, учить на достижениях, а не на провалах– это ведет к усилению «Я», росту самоуважения. Позитивное самовосприятие облегчает начало школьного обучения.