ИЗМЕРЕНИЕ
выявление количественных характеристик изучаемых явлений.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ИЗМЕРЕНИЕ
процедура применения эталонной шкалы к переменной или набору величин.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Измерение
регистрация состояния объекта с помощью состояний другого объекта (прибора).
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ИЗМЕРЕНИЕ
процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
измерение (квантификация) (в психологии)
фиксация количественных характеристик, количественная оценка различных психических явлений. И. допускает использование математических методов. Наиболее широко и. используется в психофизике, при тестировании. И. проводится в шкалах наименования, порядка, интервалов, отношений.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ИЗМЕРЕНИЕ
1. Глагол – оценивание количества или величины. 2. Существительное – значение, полученное в результате процедуры измерения. Здесь имеются некоторые трудности с определением. То, с которым согласно большинство, исходит от С.С. Стивенса: "приписывание цифр объектам или событиям согласно правилам". Трудность в научно правильном употреблении этого термина объясняется проблемами, возникающими при построении шкал измерения и понимании свойств, которые могут быть им приписаны. 3. Статистика.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ИЗМЕРЕНИЕ
в психологии – выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений.
Общая задача измерений – в том, чтобы определить т.н. мощность одного показателя в сравнении с другим, измеряя его «вес». С точки зрения теории измерений следует различать три аспекта: 1) количество или диапазон переменной: число правильных ответов, диапазон интересов и пр.; 2) частота некоторого проявления – чем оно чаще выявляется, тем выше значение свойства; 3) интенсивность, величина или сила проявления.
В психологии существует два основных направления измерений: 1) психофизическое; 2) психометрическое.
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.
Измерение
1. оценивание величины или количества; 2. значение, полученное в результате процедуры измерения, «приписывание цифр объектам или событиям согласно правилам» (С.С.Стивенс); 3. статистика; 4. обозначение трех характеристик физического пространства (высоты, ширины и глубины); 5. обозначение любого четкого количественного ряда (например, цвета, имеющего тон, яркость и насыщенность; чистого тона, которому свойственны амплитуда, частота, фаза); 6. обозначение неколичественных аспектов сложных стимулов (например, говорят о семантическом измерении, социальном измерении); 7. иногда говорят о некоем новом измерении, понимая под ним совершенно иные пространственно-временные рамки существования Вселенной, чем существующие с позиции земной действительности..
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИЗМЕРЕНИЕ
Первоначально термин использовался только для обозначения трех характеристик физического пространства: высоты, ширины и глубины. Теперь, однако, он применяется по отношению к любому четкому количественному ряду. Таким образом, можно говорить о цвете, как об имеющем три измерения (яркость, тон, насыщенность), или о чистом тоне, как об имеющем три измерения (амплитуда, частота, фаза). Кроме того, этот термин стал все чаще использоваться для обозначения неколичественных аспектов сложных стимулов, таким образом, часто можно встретить упоминание семантического измерения или социального измерения. Обратите внимание, что в последних случаях сами эти измерения часто с трудом поддаются определению. Для того чтобы извлекать эти измерения из больших баз данных, было разработано несколько сложных методик; см. многомерный анализ, многомерное шкалирование.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ИЗМЕРЕНИЕ
познавательная процедура, выполняемая с помощью средств измерения (обычно приборов) с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. В гуманитарных науках (напр., психологии) И. понимается более широко: как научный метод представления числами характеристик психики на основе некоторых процедурных правил. И. осуществляется на эмпирическом уровне научного исследования. Научность И. вытекает из неизбежности использования количественных моделей на теоретическом уровне и их проверки с помощью операциональных количественных процедур на эмпирическом уровне. Правила И. состоят в установлении соглашения о соответствии между свойствами чисел и свойствами изучаемых объектов. Первой процедурой в процессе И. является четкое определение свойства, которое необходимо измерить. Вторая связана с выбором шкалы измерения. В конфликтологии м. б. использованы четыре шкалы: наименований, порядков, интервалов и отношений. Для И. абстрактное определение измеряемого свойства должно быть операционализировано. Операциональное определение состоит в описании условий и действий, которые необходимо соблюсти для определения меры оцениваемого свойства. Затем требуется найти достоверные эмпирические индикаторы оценки показателя свойства. Российская конфликтология находится на этапе перехода от абстрактных характеристик конфликтов к их И. Хороша та характеристика конфликта, которую можно измерить. Еще лучше – та, которую уже измерили.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ИЗМЕРЕНИЕ
процесс, заключающийся в сравнении (путем физического эксперимента) данной величины с некоторым ее значением, принятым за единицу. Как известно, различные предметы могут сравниваться между собой по каким-то определенным однородным свойствам, которые можно сопоставить между собой только по признаку «больше — меньше». Ряды, составленные по однородным свойствам различных предметов, называются последовательными натуральными рядами. Так, если из всех свойств предметов выбрать свойство веса, то их можно расположить по этому признаку в ряд таким образом, чтобы каждая из входящих в нее величин была больше всех предыдущих и меньше всех последующих. Для того чтобы произвести И., нужно после расстановки предметов в последовательный натуральный ряд выбрать некоторые из значений в качестве отправных (реперных) точек. Их совокупность образует некоторую шкалу возможных значений измеряемой величины. С развитием техники измерений вместо натуральных шкал появились функциональные. Если в натуральной шкале не было данных о соотношении отдельных интервалов между реперными точками, то в функциональной шкале между ее интервалами существует определенная связь, устанавливаемая посредством другой физической величины, функционально связанной с измеряемой. Так, для определения температурной шкалы между реперными точками 0 и 100 град.С используются значения электрического сопротивления платиновых элементов термометра. Таким образом, функциональные шкалы позволяют достигать пропорционального деления шкал измеряемых величин. В качестве единицы И. обычно принимаются интервалы функциональной шкалы измеряемой величины. В задачу И. входит не только нахождение самой величины, но также оценка погрешности, допущенной при измерении.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
ИЗМЕРЕНИЕ
в психологии - выявление количественных характеристик изучаемых явлений психических. Измерения вводятся на рубеже XIX-XX вв. как следствие общего для всех наук экспериментальных стремления к использованию методов математических. В широком смысле измерение - особая процедура, посредством коей числа (или хотя бы порядковые величины) приписываются вещам по определенным правилам. Сами правила состоят в установлении соответствия между некоими свойствами чисел и некоими свойствами вещей. Возможность такого соответствия и обосновывает важность измерений в психологии. Измерение исходит из предположения, что все, что существует, как-то образом проявляется или на что-нибудь действует. Многообразие явлений психических и факторов развития в психологии принято называть переменными, поскольку они отличаются значениями у разных индивидов или в разное время. Общая задача измерений - в том, чтобы определить так называемую мощность одного показателя в сравнении с другим, измеряя его "вес". С позиций теории измерений следует различать три их аспекта:
1) количество или диапазон переменной: число правильных ответов, диапазон интересов и пр.;
2) частота некоего проявления - чем оно чаще выявляется, тем выше значение свойства;
3) интенсивность, величина или сила проявления, В психологии существуют два основных направления измерений:
1) психофизическое - для него характерны попытки соотнести в эксперименте реальные физические стимулы с ощущениями, вызываемыми ими;
2) психометрическое - связано в основном с созданием и применением тестов психологических, являющих собой модельные ситуации, при помощи коих получают образцы поведения или переживаний; как ко всякому измерительному инструменту, к тесту предъявляются требования точности, надежности и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Измерение
measurement) Психол. исслед. фокусируется на отношениях между наблюдаемыми переменными. Психол. теория занимается отношениями между конструктами. Эти теорет. конструкты обычно операционально определяются через наблюдаемые переменные. Как в теории, так и в исслед., эти отношения выражаются наиболее строго и точно, когда они представлены в количественных терминах. Но если отношения следует выражать в количественных терминах, переменным тж должны присваиваться количественные (численные) значения. В наиболее широком смысле, в этом и состоит цель измерения: обеспечивать количественные описания характеристик объектов или индивидов. Характеристику можно измерить лишь в том случае, если она: а) может быть определена (по крайней мере в порядке рабочей гипотезы), б) проявляется в наблюдаемом поведении и в) имеет различные степени выражения. Если эти три требования не удовлетворяются, И. оказывается невозможным. Отметим, что И. подвергаются характеристики индивидов. Психологи тж присваивают численные значения стимулам и/или реакциям - процесс, обычно наз. шкалированием. Определение измерения Существуют различные определения И. Наиболее широко используемое утверждает, что И. есть процесс присвоения чисел объектам или событиям согласно правилам. В психологии "объектами пли событиями" являются индивиды, а то, что измеряется - характеристиками (свойствами) индивидов. Следовательно, психол. И. является присвоением чисел характеристикам или свойствам индивидов согласно правилам. Это определение подразумевает, что в И. вовлекается три набора факторов: характеристики индивидов, присваиваемые им численные значения и правила или процедуры, связывающие присваиваемые численные значения с характеристиками индивидов. Использование количественных описаний обладает неск. преимуществами перед качественными описаниями. Количественные описания точнее (они являются более четкими и детальными), объективнее (позволяют достичь большего согласия между наблюдателями), легче передаются и являются более экономичными (набор данных или отношения между ними могут выражаться одним или неск. численными значениями). Процесс измерения Процесс И. включает в себя три осн. элемента: измеряемый аспект (dimension), набор правил и процедур и шкалу. Измеряемый аспект показывает, какое свойство (или свойства) мы собираемся измерить. Правила или процедуры указывают, как производится И., задавая условия, используемые процедуры и применяемую мат. модель. Шкала представляет собой единицы, в к-рых выражаются результаты И. Характер любого И. зависит от отношений между этими тремя элементами. Отношения между операциями и шкалой определяют свойства шкалы. Отношения между измеряемыми аспектами и процедурами и между измеряемым аспектом и соотв. шкалой определяют валидность И. Что измеряется? Поскольку конструкты, используемые в психол. теориях, зачастую оказываются неосязаемыми и нечетко очерченными, в эмпирических исслед. используются нек-рые наблюдаемые характеристики для операционального определения этих конструктов. Эти характеристики, или свойства, и являются тем, что измеряется. Если выразиться еще точнее, тогда то, что измеряется - это индиканты свойств, а не свойства per se. Следовательно, психол. И. всегда сопряжено с привлечением умозаключений. Во всех случаях свойство выводится из его индикантов. При наличии теорет. конструктов существует, кроме того, др. уровень умозаключений: от данного свойства к данному конструкту. Правила и процедуры Несмотря на определенные стандарты, применяемые ко всем типам И. (напр. процедуры должны быть четко определены, стандартизованы и допускать многократное воспроизведение), конкретные процедуры будут различаться в зависимости от измеряемой характеристики. Определение свойства часто подсказывает соотв. процедуры И. И наоборот, результаты, получаемые на основе (различных) измерительных процедур, могут подсказывать необходимые изменения в самом определении свойства. В психол. И. часто возникает еще одна ситуация: исследуемая характеристика может измеряться с применением различных методов. Будут ли эти различные методы приводить к сходным результатам, и т. о. допускать взаимную замену при использовании, является эмпирическим вопросом. Шкала Результатом любого И. является некий набор количественных шкальных значений, репрезентирующих уровень данного свойства у каждого измеренного индивида. За небольшими возможными исключениями (подобными IQ), психол. И. не имеет широко принятых и четко определенных измерительных шкал. Психологи обычно обходят эту проблему, предпочитая выражать индивидуальный результат в единицах относительного положения в группе сравнения (нормативно-ориентированное И.) или сравнивать его со стандартом минимально допустимого уровня умения или владения материалом (содержательно- или критериально-ориентированное И.), а не в единицах шкал, к-рые имеют независимое значение. Типы ошибок Получаемые в психол. И. оценки не обладают временной, кросс-ситуативной и инструментальной (sample of items) согласованностью. Эти виды несогласованности наз. ошибками И. и возникают вследствие изменений в условиях или флуктуации внутри самого индивида. Степень этих ошибок И. характеризует надежность И. Систематические ошибки тж важны в И. Они порождаются измеряемыми характеристиками, к-рые являются устойчивыми сторонами личности индивида, но оказываются нерелевантными цели конкретного И. Систематические ошибки снижают валидность И. Типы измерительных шкал Поскольку для реализации И. могут использоваться различные наборы процедур и правил, соответственно могут получаться различные типы шкал. Эти шкалы можно различать по неск. основаниям: эмпирическим операциям, используемым для конструирования шкалы, их мат. предпосылкам, или их допустимым преобразованиям. Последнее является наиболее распространенной основой для их дифференциации. Типы шкал по Стивенсу С. С. Стивенс различал четыре осн. типа измерительных шкал. В восходящем порядке это шкала наименований, порядковая шкала, интервальная шкала и шкала отношений. Эти шкалы являются иерархическими: шкалы более высокого уровня обладают всеми свойствами шкал более низкого уровня плюс дополнительными свойствами. Шкала наименований (nominal scale) допускает классиф. объектов по качественно различным и независимым категориям. Порядковая шкала (ordinal scale) включает классиф. и величину (больше или меньше), т. е., она допускает ранжирование объектов по степени выраженности той характеристики, к-рой они обладают. Интервальная шкала (interval scale) включает классиф., величину и равенство интервалов. В дополнение к классиф., сравнению величины и установлению равных интервалов, шкала отношений (ratio scale) обладает абсолютным началом отсчета. Это не единственные типы шкал. Др. примеры включают логарифмические интервальные шкалы (log-interval scales), к-рые допускают степенные преобразования; шкалы упорядоченных интервалов (ordered-interval scales), где интервалы различаются по своему размеру, но при этом известен их относительный размер; комбинированные шкалы (summated scales), к-рые объединяют пункты, обладающие номинальными или порядковыми свойствами с формой шкалы, к-рая приближается к интервальным свойствам, и абсолютные шкалы (absolute scales), к-рые допускают только подсчет. Проблемы Наличие различных уровней И. поднимает ряд вопросов, и самый первый из них: "какие типы шкал следует принимать в расчет?" Мн. авторы утверждают, что только процедуры, связанные с оценкой величины, являются подлинным И., и поэтому номинальные шкалы следует исключить из рассмотрения. Другие считают, что измерительные шкалы помимо этого должны еще обладать постоянными единицами, т. о., лишь шкалы равных интервалов и шкалы отношений можно было бы с полным основанием отнести к этой категории. Нек-рые указывают на то, что хотя и можно предположить, что определенные измерительные процедуры достигают заданного уровня И., этому нет эмпирического подтверждения. Родственный вопрос касается уровня шкалы, достигаемого в психол. И. По мнению Гарднера, хотя отдельные пункты или наблюдения могут обладать лишь свойствами номинальной или порядковой шкалы, объединение большого числа пунктов или наблюдений будет приводить к формированию шкалы, свойства к-рой вплотную приближаются к свойствам интервальной шкалы. Третьим горячо обсуждаемым вопросом является связь между свойствами шкалы и использованием статистических процедур анализа данных. Нек-рые психологи утверждают, что выбор статистики диктуется природой той измерительной шкалы, на основе к-рой выражаются эмпирические данные. Этот аргумент оспаривается Норманом Андерсоном. Несмотря на то, что статистические методы не содержат в себе допущений об уровнях измерительной шкалы, это не означает отсутствия между ними к.-л. связи. Хотя природа измерительной шкалы не диктует того, какие статистические методы надлежит использовать для анализа данных, ее следует учитывать при интерпретации этих данных. Критерии хорошего измерения Как можно провести различие между хорошими и плохими измерительными процедурами и как можно выбрать лучшую модель И. из имеющихся альтернатив, если существуют различные наборы измерительных операций? Первый набор критериев является внутренним: хорошие модели И. обладают четко определенными и поддающимися воспроизведению процедурами, обладающими внутренней согласованностью и экономичностью и приводящими к получению надежных оценок. Второй набор критериев является внешним и касается эмпирической валидности модели И. Используя этот набор, исследователь имеет дело с вопросами о том, помогает ли данная модель а) объяснять конструкт или измеряемые феномены, б) прогнозировать связи с др. переменными и внешними критериями, и в) выявлять эмпирические или теорет. закономерности. В-третьих, хорошая модель И. обладает способностью к генерализации: она может использоваться с различными выборками людей и в широком разнообразии ситуаций. Наконец, наилучшей измерительной процедурой является та, к-рая является наиболее практичной, наименее дорогостоящей и наиболее продуктивной. См. также Меры критерия, Методы эмпирического исследования, Обсервационные методы, Психометрика, Шкалирование, Статистика в психологии Ф. Браун
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006