АТТИТЮДА ИЗМЕРЕНИЕ это что такое АТТИТЮДА ИЗМЕРЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
АТТИТЮДА ИЗМЕНЕНИЕ АТТИТЮДОВ ПРИВИВКА

АТТИТЮДА ИЗМЕРЕНИЕ

Найдено 1 определение:

АТТИТЮДА ИЗМЕРЕНИЕ

англ. attitude measurement) - процедура и результат численной оценки уровня выраженности того или иного аттитюда. А. и. покоится на допущении того, что аттитюды как состояния сознания м. б. объективизированы и охарактеризованы с помощью к.-л. численной меры. А. и. представляет собой особую методологическую проблему, решаемую посредством процедур непрямого шкалирования, являющихся традиционной "палочкой-выручалочкой" при необходимости представления субъективных, качественных данных в количественном виде. В общем виде шкала для А. и. (син. шкала установки) включает определенным образом упорядоченное множество суждений, отражающих континуум возможных вариаций установки (или определенного ее компонента, напр., когнитивного или эмоционального).

Процесс А. и. подразделяется на 2 основных этапа - подготовительный и собственно измерительный. Конечная цель 1-го этапа: конструирование измерительной шкалы. Этот этап, в свою очередь, подразделяется на 2 фазы: 1) создание эмпирической системы описания аттитюдов (их проявлений) и фиксация типа отношений между ними;

2) анализ полученных данных, упорядочивание их и построение числовой системы, соответствующей одному из видов шкал (номинальной, порядковой, интервальной или пропорциональной). Обычно используется большое множество высказываний, которые предлагаются группе экспертов для оценивания; в итоговую шкалу отбирают сравнительно небольшое число суждений из тех, что получили достаточно согласованные оценки. Эти суждения образуют пункты шкалы, а соответствующие им оценки используются как численная мера измеряемого аттитюда. Полученная шкала будет измерительным инструментом только в том случае, если большинство (в идеале - все) опрашиваемые будут одинаковым образом интерпретировать каждый ее пункт, что налагает особые требования к используемым языковым средствам и ограничивает применение неадаптированных опросников.

На 2-м этапе разработанную т. о. шкалу (оформленную чаще в виде опросника) предъявляют лицам, чьи аттитюды собираются измерить, и на основании их выборов делают выводы об уровне выраженности аттитюда. Были предложены несколько вариантов шкал для А. и., известных как шкала Терстоуна, шкала Лайкерта, шкала Гутмана.

Для А. и. могут использоваться и др. методы: семантический дифференциал Ч. Осгуда, различные шкалы самоотчета ("нравится - не нравится", "приветствую - протестую", "хорошо - плохо"), методы контент-анализа письменных сочинений и устных высказываний (см. Метод фокус-групп), метод перечислений, шкала социальной дистанции Е. Богардуса и даже регистрация физиологических показателей. Заметим, что проблема несовпадения аттитюдов (одного и того же человека по отношению к одному и тому же объекту), измеренных разными методами, весьма остра и далека от разрешения.

А. и. дает возможность: 1) сравнивать индивидов по степени выраженности их отношения к тому или иному социальному объекту, 2) оценивать динамику аттитюдов и их устойчивость; 3) оценивать группы по распределениям показателей аттитюдов.

А. и. используются для диагностики личности, а также находят широкое применение в социальной психологии, социологии, психологии рекламы и т. п. областях. См. также Измерения в психологии, Метод семантического дифференциала. (И. А. Мещерякова.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Найдено рефератов по теме АТТИТЮДА ИЗМЕРЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Монетарные аттитюды и социальный капитал

Татарко Александр Николаевич
Рассмотрена связь социального капитала и отношения к деньгам. Высказано предположение, что социальный капитал может выполнять регулятивную функцию в отношении людей к материальным ресурсам, которая может проявляться на индивидуальном уровне в особенностях отношения к деньгам. Установлено, что социальный капитал на индивидуальном уровне отрицательно влияет на выраженность следующих групп монетарных аттитюдов: «накопление», «власть», «неадекватность», «безопасность».
Скачать PDF

Динамика потребительских аттитюдов в условиях социально-экономических изменений

Фоломеева Татьяна Владимировна
Показана актуальность изучения потребительского поведения на современном этапе экономического развития общества; дан краткий обзор исследований потребителей и их предпочтений; представлена новая дисциплина социальная психология потребительского поведения, объединившая знания нескольких наук: психологии, социологии, экономики и др.; приведены результаты авторского исследования потребительских социальных установок, или аттитюдов, по отношению к сотовой связи и интернет-услугам в условиях социально-экономических изменений, проведенного в московском регионе.
Скачать PDF

Динамика потребительских аттитюдов в условиях социально-экономических изменений

Фоломеева Татьяна Владимировна
Показана актуальность изучения потребительского поведения на современном этапе экономического развития общества; дан краткий обзор исследований потребителей и их предпочтений; представлена новая дисциплина социальная психология потребительского поведения, объединившая знания нескольких наук: психологии, социологии, экономики и др.; приведены результаты авторского исследования потребительских социальных установок или аттитюдов по отношению к сотовой связи и интернет-услугам в условиях социально экономических изменений, проведенного ею в московском регионе.
Скачать PDF

Потребительские аттитюды и лояльность

Фоломеева Татьяна Владимировна
Потребительские аттитюды являются одним из важнейших регуляторов потребительского поведения, определяющим фактором потребительского решения. Лояльность или чувство приверженности чему-либо активно изучается в организационной психологии и психологии потребительского поведения. Проведенное исследование позволило предположить наличие четырех уровней потребительского поведения (стратегический; продуктовый или категориальный; выбор бренда и выбор конкретного предложения), каждый из которых регулируется специфическими потребительскими аттитюдами. Потребительская лояльность в этой модели рассматривается как особой вид социальной установки. Объектом потребительской лояльности в постиндустриальном обществе выступает не конкретный товар, а его бренд сложный социальный конструкт, носитель всех представлений о товаре или группе товаров.
Скачать PDF

Влияние социальных представлений и аттитюдов на принятие решения в разных культурах

Сусанова Ирина Александровна
Рассмотрены понятия «социальные представления» и «аттитюды», показано их влияние на принятие решения в разных культурах. Изложена авторская позиция на то, что в коллективистской культуре решение будет приниматься под влиянием социальных представлений, в индивидуалистической культуре решение в большей степени зависит от аттитюдов.
Скачать PDF

Социальные представления и аттитюд: модель кросскультурного исследования

Сусанова И.А.
основная тема статьи влияние социальных представлений и аттитюдов на принятие решения в разных культурах. Предполагаем, что в коллективистской культуре решение будет приниматься под влиянием социальных представлений. В индивидуалистической культуре решение будет в большей степени зависеть от аттитюдов
Скачать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Скачать PDF

Проблема измерения лидерской одаренности

Ильин А. Н.
В статье поднимается проблема выявления природы лидерской одаренности, анализируется ряд теорий, созданных в XX веке, обращается внимание на опыт истории для понимания проявления лидерской одаренности, ее выявления, измерения и развития. Решается актуальный вопрос, как дать лидерской одаренности свободу действия в деле управления экономическими, социальными и политическими процессами, от которых зависит качество жизни и благополучие народов России.
Скачать PDF

Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения

Примчук Н.В.
В статье раскрываются сущность понятия «образовательная мотивация» учащегося, структурные компоненты образовательной мотивации и критерии оценки степени активности учащегося в собственной образовательной деятельности.
Скачать PDF

Психологическая безопасность и ее измерение с помощью Шкалы базисных убеждений

Богомаз Сергей Александрович, Гладких Анастасия Геннадьевна
Приводятся результаты измерения степени выраженности психологической безопасности у жителей сибирского региона. Вводятся оригинальные суммарные индексы, позволяющие охарактеризовать убеждения человека относительно окружающего мира, его убеждения о себе самом и, как результат, его убеждения о том, в какой степени он может контролировать какие-либо процессы и события в таком мире. Осуществлена оценка психологической безопасности у выпускников средней школы и гимназий. Продемонстрирована корреляционная связь результатов ЕГЭ по математике с показателями «Ценность собственного «Я» и «Степень удачи, или везения», диагностируемыми с помощью Шкалы базисных убеждений
Скачать PDF

Об измерении черт личности посредством времени реакции (часть II: результаты исследования)

Вайнштейн Сергей Викторович
В статье представлены основные результаты эмпирического исследования взаимосвязей эксплицитных, имплицитных, экспертных и поведенческих оценок личности. Описывается модификация имплицитного ассоциативного теста модели Большой Пятёрки. На конкретном эмпирическом материале анализируются возможности, ограничения и артефакты эксплицитных и имплицитных измерений личностных черт. Имплицитный показатель экстраверсии способен предсказать релевантный поведенческий показатель. Ряд эксплицитных показателей черт личности, а также экспертные оценки позволяют определить различные поведенческие показатели. Обсуждаются возможные концептуальные и методические следствия использования имплицитных тестов для дифференциальной психологии.(
Скачать PDF

Об измерении черт личности посредством времени реакции (часть 1: постановка проблемы)

Вайнштейн Сергей Викторович
Рассматриваются методы исследования имплицитного социального познания. Демонстрируется концептуальная неоднородность подходов к эмпирической разработке проблемы. Формулируется гипотеза о совместном вкладе имплицитных и эксплицитных черт личности в дисперсию показателей наблюдаемого поведения. Обозначаются современные тесты измерения имплицитных черт личности и их связь с эксплицитными параметрами. Конкретизируется проблема имплицитных-эксплицитных измерений личности и предлагается ряд гипотез для последующей эмпирической проверки
Скачать PDF