Интеллектуальное развитие

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Интеллектуальное развитие
Индивидуальное развитие мышления, в особенности в детском и подростковом возрасте. И. р. - составная часть общего психического развития и отражает существенные черты человека. Оно осуществляется не только как биологический предопределенный процесс развертывания задатков, а в постоянном активном взаимодействии человека с его природной и социальной средой. При некоторых психических расстройствах наблюдаются отклонения от нормального И. р. (олигофрения и др.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Интеллектуальное развитие
возрастная динамика интеллекта, представляющая собой соотношение формы интеллекта и стадии становления мышления. Если принять за истину то, что невербальному интеллекту соответствует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а вербальному — словесное и словесно-логическое, то можно сделать вывод о первом этапе развития интеллекта как о становлении невербального его компонента. По мере накопления опыта взаимодействия с предметной средой на определенной фазе созревания мозга и при условии адекватного общения ребенка с близкими взрослыми начинает формироваться словесный компонент интеллекта, который в старшем дошкольном возрасте еще не завершил свое становление и поэтому недостаточно развит. Л. С. Выготский считал, что освоение речи стимулирует развитие мышления в целом за счет обобщающей функции слова.
Все без исключения исследования интеллекта и его развития затрагивают проблему соотношения социально-культурных и генетических факторов, которые влияют на становление этой системы. Существует представление о ведущей роли средовых условий, определяющих разную степень развития интеллектуальных функций, которому противостоит концепция биологического интеллекта Г. Айзенка.
Таким образом, в психогенетических работах утверждается, что различия в уровне развития общего интеллекта и разница в баллах выполнения тестовых заданий — это результат не только обучения и воспитания, но и различий в наследственности испытуемых. Так, установлен неожиданный, но постоянно отмечаемый факт большей генетической обусловленности вербального интеллекта по сравнению с невербальным. Учитывая эти положения, становится понятным, почему так важен этап становления речи в раннем возрасте. Разная степень успешности освоения ее ребенком, в немалой степени зависящая от социальной ситуации развития, определяет формирование высших психических функций не только по общесистемным механизмам (целое детерминирует части), но и менее изученным способом — через экспрессию генов в мозговых структурах.
Последние исследования, проведенные с привлечением в качестве испытуемых взрослых лиц, содержат доказательства непрерывности развития интеллекта в течение всей жизни человека, обогащения его за счет новой информации и формирования новых знаний, навыков и умений.
Литература
Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986.
Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007