ИНИЦИАЦИЯ
ИНИЦИАЦИЯ
initiation) - (в онкологии) первая стадия развития раковой опухоли (см. Карийногенез).
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
ИНИЦИАЦИЯ
(от лат. initiatio – совершение таинств) – обряды и церемонии посвящения молодого человека в разряд взрослых людей; социальная процедура, направленная на изживание ребенком инфантильности и достижение идентичности; наблюдалась в первобытных обществах, аналогии в движении масонов, скаутов, пионеров и др.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Инициация
Термин обычно используется для описания ритуала, с помощью которого подросток присоединяется к сообществу взрослых людей. В некоторых культурах обряд инициации имеет вид формальной церемонии. С другой стороны, в западном обществе термин используется в гораздо более общем смысле и обозначает период моратория (см. Юность), во время которого подросток пытается найти свой способ самовыражения в окружающем мире.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Инициация
лат. initiare — начинать; initiatio — совершение таинств] — комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др., включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении И. — это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. О. Ю.Артемова
ИНИЦИАЦИЯ
/от лат. initiatio – совершение таинств/, 1) в родовом обществе посвятительные обряды, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.
Имели своей целью подготовку молодежи к общественной жизни и созданию семьи. Сопровождались испытаниями выносливости и умения переносить физическую боль (вплоть до нанесения ран и увечий). В процессе И. применялись различные средства, вызывающие длительный сон и снижение болевой чувствительности. Пережитки И. сохранились до настоящего времени в виде обрезания, обрядов крещения, возложения священного шнура у индуистов и др. См. также Андреон.
«До инициации постарайся… никому на глаза не попадаться… – Какая еще инициация? – Во внуки тебя… посвятить надо… Срочно… Без четкого статуса… ты – пустое место». М. Елизаров. Библиотекарь.
2) И. сексуальная – в сексологии начало жизни половой.
Имели своей целью подготовку молодежи к общественной жизни и созданию семьи. Сопровождались испытаниями выносливости и умения переносить физическую боль (вплоть до нанесения ран и увечий). В процессе И. применялись различные средства, вызывающие длительный сон и снижение болевой чувствительности. Пережитки И. сохранились до настоящего времени в виде обрезания, обрядов крещения, возложения священного шнура у индуистов и др. См. также Андреон.
«До инициации постарайся… никому на глаза не попадаться… – Какая еще инициация? – Во внуки тебя… посвятить надо… Срочно… Без четкого статуса… ты – пустое место». М. Елизаров. Библиотекарь.
2) И. сексуальная – в сексологии начало жизни половой.
Источник: Словарь доктора либидо
ИНИЦИАЦИЯ
комплекс действий, в основном обрядовых, посредством коих совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в некое замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Примеры инициации: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой; включение в высшие касты в Древней Индии; посвящение в рыцари; конфирмация, первое причастие, посвящение в сан; коронация, и пр. В узком значении инициация - характерное преимущественно для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, важнейший этап социализации личности. Можно выделить ряд самых распространенных форм обрядов инициации:
1) временная изоляция инициируемого от прежнего социального окружения - непосвященных;
2) очистительные обряды - ритуальное омовение, окропление водой, иногда кровью;
3) различные испытания инициируемого - физические или моральные;
4) обряды, символизирующие смерть инициируемого и его возрождение в новом качестве;
5) приобщение посвящаемого к тайным знаниям;
6) получение нового или дополнительного имени;
7) получение особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неинициированными, - татуировки, шрамов, рисунков, одежды, предметов, имеющих символическое значение. Священные предметы и ритуалы, включенные в инициацию, кроме многопланового сакрального смысла выполняют роль знаков, стимулов-средств, используемых для вхождения человека в новую социальную роль и овладения ею.
1) временная изоляция инициируемого от прежнего социального окружения - непосвященных;
2) очистительные обряды - ритуальное омовение, окропление водой, иногда кровью;
3) различные испытания инициируемого - физические или моральные;
4) обряды, символизирующие смерть инициируемого и его возрождение в новом качестве;
5) приобщение посвящаемого к тайным знаниям;
6) получение нового или дополнительного имени;
7) получение особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неинициированными, - татуировки, шрамов, рисунков, одежды, предметов, имеющих символическое значение. Священные предметы и ритуалы, включенные в инициацию, кроме многопланового сакрального смысла выполняют роль знаков, стимулов-средств, используемых для вхождения человека в новую социальную роль и овладения ею.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ИНИЦИАЦИЯ
Initiation от лат. initio - начинать, посвящать) - переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецов, шаманов и т. п.), и обряд, оформляющий этот переход; обряды или ритуалы инициации также называются переходными или посвятительными. В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию. Ритуалы инициации известны с древнейших времен, они готовили человека к серьезным изменениям в его жизни, в частности сопровождали достижение им половой зрелости. Сложность обрядовых церемоний предполагает переключение психической энергии от рутинных занятий на новое и необычное дело. С инициируемым происходит онтологическое изменение, что позднее находит свое выражение в осознанной перемене внешнего статуса. Важно отметить, что в процессе инициации субъект приобщается не к знанию, а к тайне.
Инициация подразумевает отмирание менее адекватных и неактуальных условий жизни и возрождение обновленных и более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно-пугающи. Обряд инициации предполагает жертву, и именно она является главным источником страдания. Для его облегчения предусматривается некое переходное состояние, соответствующее временной утрате эго. В соответствии с этим инициируемый сопровождается или патронируется кем-то, например священнослужителем или наставником (шаманом), мана-личностъю, способным взять на себя проектируемый перенос того, чем предстоит стать инициируемому. Отношения между инициируемым и инициатором носят глубоко символический характер. В психической жизни индивида инициация занимает важное место, и внешние церемонии соответствуют психологическому образцу изменения и роста. Ритуалы или обряды попросту оберегают человека и общество от дезинтеграции, в особенности когда в них происходят глубокие внутренние и всеобъемлющие изменения.
"Трансформация бессознательного, возникающая в анализе, делает естественной аналогию с религиозными церемониями инициации, которые, тем не менее, в принципе отличаются от природного процесса тем, что ускоряют естественный ход развития и заменяют спонтанное возникновение символов сознательно укомплектованным набором символов, предписанных традицией" (CW 11, par. 854).
"Единственным процессом инициации, который живет и фактически практикуется сегодня на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях" (там же, par. 82).
Юнг отмечал тот факт, что инициация тесно связана с исцелением; т. е. когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему.
Инициация подразумевает отмирание менее адекватных и неактуальных условий жизни и возрождение обновленных и более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно-пугающи. Обряд инициации предполагает жертву, и именно она является главным источником страдания. Для его облегчения предусматривается некое переходное состояние, соответствующее временной утрате эго. В соответствии с этим инициируемый сопровождается или патронируется кем-то, например священнослужителем или наставником (шаманом), мана-личностъю, способным взять на себя проектируемый перенос того, чем предстоит стать инициируемому. Отношения между инициируемым и инициатором носят глубоко символический характер. В психической жизни индивида инициация занимает важное место, и внешние церемонии соответствуют психологическому образцу изменения и роста. Ритуалы или обряды попросту оберегают человека и общество от дезинтеграции, в особенности когда в них происходят глубокие внутренние и всеобъемлющие изменения.
"Трансформация бессознательного, возникающая в анализе, делает естественной аналогию с религиозными церемониями инициации, которые, тем не менее, в принципе отличаются от природного процесса тем, что ускоряют естественный ход развития и заменяют спонтанное возникновение символов сознательно укомплектованным набором символов, предписанных традицией" (CW 11, par. 854).
"Единственным процессом инициации, который живет и фактически практикуется сегодня на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях" (там же, par. 82).
Юнг отмечал тот факт, что инициация тесно связана с исцелением; т. е. когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ИНИЦИАЦИЯ
(Initiation). И. возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию. Ритуалы И. известны с незапамятных времен, они готовили человека к серьезным изменениям в его жизни, затрагивающим и тело и дух; напр., к И. относятся ритуалы, сопровождавшие достижение половой зрелости (см. РИТУАЛ). Сложность подобных церемоний предполагает широту и глубину ритуального процесса, при котором психическая энергия переключается от привычного занятия на новое и необычное дело. С инициируемым происходит онтологическое изменение, что позднее находит свое отражение в осознанной перемене внешнего статуса. В случае наступления половой зрелости, напр., мальчик становится мужчиной, вступает во владение домом отца или покидает его. Важно заметить, что субъект в процессе И. приобщается не к знанию, а к тайне, знание же, приобретенное при этом, можно обозначить термином гнозис. Все И. подразумевают отмирание менее адекватных и возрождение обновленных и более соответствующих условий жизни (т. е. трансформация); поэтому ритуалы таинственны и пугающи для тех, кого лицом к лицу сталкивают с нуминозностью образа Бога или самости, в то время как бессознательное направляет его к сознанию (см. НУЛИНОЗ). Предполагается жертва, и именно она — в гораздо большей степени, нежели любые мучения или пытки, — является источником страдания. Поэтому ритуалы предполагают лиминальное или переходное состояние, соответствующее временной утрате эго. Следовательно, инициируемый должен сопровождаться кем-то, напр., священнослужителем или наставником, мана-личностью, способным взять на себя проектируемый перенос того, чем предстоит стать инициируемому, хотя вначале содержание проекции может принять форму того, кто мешает инициируемому достичь цели. Отношения между инициируемым и инициатором носят символический характер. В процессе И. в индивидууме происходит рекомбинация противоположностей, конъюнкция, затрагивающая и дух и тело. В психологической жизни И. занимает центральное место, и внешние церемонии соответствуют психологическому образцу изменения и роста. Ритуалы или церемония попросту оберегают человека или общество от дезинтеграции, в то время, когда в них происходят глубокие и всеобъемлющие изменения. Поэтому неудивительно, что Юнг пишет: «Трансформация бессознательного, возникающая в анализе, делает естественной аналогию с религиозными церемониями инициации, которые тем не менее в принципе отличаются от природного процесса тем, что ускоряют естественный ход развития и заменяют спонтанное возникновение символов сознательно укомплектованным набором символов, предписанных традицией» (Собр. соч. Т. 11. Парагр. 854). Не вызывает удивления и его утверждение: «Единственным «процессом инициации», который живет и практически практикуется сегодня на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях» (Собр. соч. Т. 11. Парагр. 82). См. ПСИХОТЕРАПИЯ. И. была могущественным образом для многих аналитических психологов первого поколения, и, возможно, именно в связи с И. стала очевидна дихотомия между психологическим и догматическим подходами. Постепенно принятие И. как непредсказуемого процесса, направляемого бессознательным, привело к схематическому вычленению стадий анализа, фаз в процессе индивидуации и к тому же определило уровни в обучении аналитиков (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ). После смерти Юнга Элиаде, занимавшийся антропологией и сравнительным религиеведением, бывший близким другом и сподвижником Юнга, продолжил эту работу, проводя параллели между психологией, антропологией и сравнительным религиеведением (1968). Юнг обращал внимание на тот факт, что И. связана с исцелением; т. е. когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Об И. и ее чисто психологической функции писали Хендерсон (1967), Санднер (1979), Миклем (1980) и Кирш (1982).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.