ИНИЦИАЦИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИНИЦИАЦИЯ
initiation) - (в онкологии) первая стадия развития раковой опухоли (см. Карийногенез).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ИНИЦИАЦИЯ
(от лат. initiatio – совершение таинств) – обряды и церемонии посвящения молодого человека в разряд взрослых людей; социальная процедура, направленная на изживание ребенком инфантильности и достижение идентичности; наблюдалась в первобытных обществах, аналогии в движении масонов, скаутов, пионеров и др.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Инициация
Термин обычно используется для описания ритуала, с помощью которого подросток присоединяется к сообществу взрослых людей. В некоторых культурах обряд инициации имеет вид формальной церемонии. С другой стороны, в западном обществе термин используется в гораздо более общем смысле и обозначает период моратория (см. Юность), во время которого подросток пытается найти свой способ самовыражения в окружающем мире.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Инициация
лат. initiare — начинать; initiatio — совершение таинств] — комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др., включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении И. — это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. О. Ю.Артемова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ИНИЦИАЦИЯ
/от лат. initiatio – совершение таинств/, 1) в родовом обществе посвятительные обряды, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.
Имели своей целью подготовку молодежи к общественной жизни и созданию семьи. Сопровождались испытаниями выносливости и умения переносить физическую боль (вплоть до нанесения ран и увечий). В процессе И. применялись различные средства, вызывающие длительный сон и снижение болевой чувствительности. Пережитки И. сохранились до настоящего времени в виде обрезания, обрядов крещения, возложения священного шнура у индуистов и др. См. также Андреон.
«До инициации постарайся… никому на глаза не попадаться… – Какая еще инициация? – Во внуки тебя… посвятить надо… Срочно… Без четкого статуса… ты – пустое место». М. Елизаров. Библиотекарь.
2) И. сексуальная – в сексологии начало жизни половой.

Источник: Словарь доктора либидо

ИНИЦИАЦИЯ
комплекс действий, в основном обрядовых, посредством коих совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в некое замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Примеры инициации: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой; включение в высшие касты в Древней Индии; посвящение в рыцари; конфирмация, первое причастие, посвящение в сан; коронация, и пр. В узком значении инициация - характерное преимущественно для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, важнейший этап социализации личности. Можно выделить ряд самых распространенных форм обрядов инициации:
1) временная изоляция инициируемого от прежнего социального окружения - непосвященных;
2) очистительные обряды - ритуальное омовение, окропление водой, иногда кровью;
3) различные испытания инициируемого - физические или моральные;
4) обряды, символизирующие смерть инициируемого и его возрождение в новом качестве;
5) приобщение посвящаемого к тайным знаниям;
6) получение нового или дополнительного имени;
7) получение особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неинициированными, - татуировки, шрамов, рисунков, одежды, предметов, имеющих символическое значение. Священные предметы и ритуалы, включенные в инициацию, кроме многопланового сакрального смысла выполняют роль знаков, стимулов-средств, используемых для вхождения человека в новую социальную роль и овладения ею.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИНИЦИАЦИЯ
Initiation от лат. initio - начинать, посвящать) - переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецов, шаманов и т. п.), и обряд, оформляющий этот переход; обряды или ритуалы инициации также называются переходными или посвятительными. В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию. Ритуалы инициации известны с древнейших времен, они готовили человека к серьезным изменениям в его жизни, в частности сопровождали достижение им половой зрелости. Сложность обрядовых церемоний предполагает переключение психической энергии от рутинных занятий на новое и необычное дело. С инициируемым происходит онтологическое изменение, что позднее находит свое выражение в осознанной перемене внешнего статуса. Важно отметить, что в процессе инициации субъект приобщается не к знанию, а к тайне.
Инициация подразумевает отмирание менее адекватных и неактуальных условий жизни и возрождение обновленных и более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно-пугающи. Обряд инициации предполагает жертву, и именно она является главным источником страдания. Для его облегчения предусматривается некое переходное состояние, соответствующее временной утрате эго. В соответствии с этим инициируемый сопровождается или патронируется кем-то, например священнослужителем или наставником (шаманом), мана-личностъю, способным взять на себя проектируемый перенос того, чем предстоит стать инициируемому. Отношения между инициируемым и инициатором носят глубоко символический характер. В психической жизни индивида инициация занимает важное место, и внешние церемонии соответствуют психологическому образцу изменения и роста. Ритуалы или обряды попросту оберегают человека и общество от дезинтеграции, в особенности когда в них происходят глубокие внутренние и всеобъемлющие изменения.
"Трансформация бессознательного, возникающая в анализе, делает естественной аналогию с религиозными церемониями инициации, которые, тем не менее, в принципе отличаются от природного процесса тем, что ускоряют естественный ход развития и заменяют спонтанное возникновение символов сознательно укомплектованным набором символов, предписанных традицией" (CW 11, par. 854).
"Единственным процессом инициации, который живет и фактически практикуется сегодня на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях" (там же, par. 82).
Юнг отмечал тот факт, что инициация тесно связана с исцелением; т. е. когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ИНИЦИАЦИЯ
(Initiation). И. возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию. Ритуалы И. известны с незапамятных времен, они готовили человека к серьезным изменениям в его жизни, затрагивающим и тело и дух; напр., к И. относятся ритуалы, сопровождавшие достижение половой зрелости (см. РИТУАЛ). Сложность подобных церемоний предполагает широту и глубину ритуального процесса, при котором психическая энергия переключается от привычного занятия на новое и необычное дело. С инициируемым происходит онтологическое изменение, что позднее находит свое отражение в осознанной перемене внешнего статуса. В случае наступления половой зрелости, напр., мальчик становится мужчиной, вступает во владение домом отца или покидает его. Важно заметить, что субъект в процессе И. приобщается не к знанию, а к тайне, знание же, приобретенное при этом, можно обозначить термином гнозис. Все И. подразумевают отмирание менее адекватных и возрождение обновленных и более соответствующих условий жизни (т. е. трансформация); поэтому ритуалы таинственны и пугающи для тех, кого лицом к лицу сталкивают с нуминозностью образа Бога или самости, в то время как бессознательное направляет его к сознанию (см. НУЛИНОЗ). Предполагается жертва, и именно она — в гораздо большей степени, нежели любые мучения или пытки, — является источником страдания. Поэтому ритуалы предполагают лиминальное или переходное состояние, соответствующее временной утрате эго. Следовательно, инициируемый должен сопровождаться кем-то, напр., священнослужителем или наставником, мана-личностью, способным взять на себя проектируемый перенос того, чем предстоит стать инициируемому, хотя вначале содержание проекции может принять форму того, кто мешает инициируемому достичь цели. Отношения между инициируемым и инициатором носят символический характер. В процессе И. в индивидууме происходит рекомбинация противоположностей, конъюнкция, затрагивающая и дух и тело. В психологической жизни И. занимает центральное место, и внешние церемонии соответствуют психологическому образцу изменения и роста. Ритуалы или церемония попросту оберегают человека или общество от дезинтеграции, в то время, когда в них происходят глубокие и всеобъемлющие изменения. Поэтому неудивительно, что Юнг пишет: «Трансформация бессознательного, возникающая в анализе, делает естественной аналогию с религиозными церемониями инициации, которые тем не менее в принципе отличаются от природного процесса тем, что ускоряют естественный ход развития и заменяют спонтанное возникновение символов сознательно укомплектованным набором символов, предписанных традицией» (Собр. соч. Т. 11. Парагр. 854). Не вызывает удивления и его утверждение: «Единственным «процессом инициации», который живет и практически практикуется сегодня на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях» (Собр. соч. Т. 11. Парагр. 82). См. ПСИХОТЕРАПИЯ. И. была могущественным образом для многих аналитических психологов первого поколения, и, возможно, именно в связи с И. стала очевидна дихотомия между психологическим и догматическим подходами. Постепенно принятие И. как непредсказуемого процесса, направляемого бессознательным, привело к схематическому вычленению стадий анализа, фаз в процессе индивидуации и к тому же определило уровни в обучении аналитиков (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ). После смерти Юнга Элиаде, занимавшийся антропологией и сравнительным религиеведением, бывший близким другом и сподвижником Юнга, продолжил эту работу, проводя параллели между психологией, антропологией и сравнительным религиеведением (1968). Юнг обращал внимание на тот факт, что И. связана с исцелением; т. е. когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Об И. и ее чисто психологической функции писали Хендерсон (1967), Санднер (1979), Миклем (1980) и Кирш (1982).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Развитие эмоциональной компетентности педагога как инициация формирования смыслообразования учащихся

Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В.
Рассматривается проблема развития эмоциональной компетентности будущего педагога в процессе обучения в вузе. Разработана модель эмоциональной компетентности педагога.
Читать PDF
0.00 байт

Инициация: женская идентификация и мужская идентичность

Шкурина Татьяна Геннадьевна
В данной статье производится анализ одного из структурных элементов, формирующих матрицу социального контекста онтологической дихотомии 'мужское/женское'.
Читать PDF
0.00 байт

Христианское крещение и архаическая инициация

Випулис И.В.
Читать PDF
0.00 байт

Царский ритуал древней Месопотамии как инициация

Випулис Ирина Викторовна
В статье проводится сравнительный тематический и структурно-функциональный анализ архаического посвящения и царского ритуала Древнего Востока.
Читать PDF
0.00 байт

Сахарный диабет. Часть 3: инициация лечения СД 2-го типа

Каминский А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Инициация и интенсификация сахароснижающей терапии у больных сахарным диабетом 2 типа: обновление ко

Дедов Иван Иванович, Шестакова Марина Владимировна, Аметов Александр Сергеевич, Анциферов Михаил Борисович, Галстян Гагик Радикович, Майоров Александр Юрьевич, Мкртумян Ашот Мусаелович, Петунина Нина Александровна, Сухарева Ольга Юрьевна
Настоящее обновление консенсусного алгоритма инициации и интенсификации сахароснижающего лечения у больных сахарным диабетом 2 типа (СД2) сохраняет основные положения предшествующего документа Российской ассоциации эндокринологов,
Читать PDF
0.00 байт

Инициация инсулинотерапии у пациентов с сахарным диабетом 2 типа

В данной статье приведены результаты когортного исследования, в котором изучалось влияние инсулинотерапии на углеводный обмен, уровни общего холестерина и артериального давления, на десятилетний риск развития смерти от сердечно-со
Читать PDF
0.00 байт

Инициация свертывания крови в разные сроки физиологически протекающей беременности

Момот Андрей Павлович, Тараненко Ирина Алексеевна, Белозеров Дмитрий Евгеньевич, Цывкина Людмила Петровна, Фадеева Наталья Ильинична, Медведева Марина Викторовна
Цель исследования анализ пусковых механизмов активации свертывания крови на разных сроках физиологически протекающей беременности и оценка возможной роли их нарушений для возникновения репродуктивных потерь и преждевременных родов
Читать PDF
0.00 байт

Инициация лактации - миф или реальность?

Жданова С.И., Галимова И.Р., Идиатуллина А.Р.
Инициация лактации у нерожавшей женщины в современной педиатрии практически не используется, как правило, из-за неосведомленности врачей об этой уникальной возможности.
Читать PDF
0.00 байт

Инициация трансфузионной терапии аллогенными эритроцитами у пациентовс легочным и внелегочным туберк

Муздубаева Б., Шолахов Ж., Абдухалилов Н., Ганиев А., Агманов Б.
В статье освещаются вопросы коррекции анемии у пациентов с легочным и экстрапульмональными формами туберкулеза, показания к гемотрансфузии, а также рассматриваются вопросы инициации трансфузионной терапии с учетом показателей гемо
Читать PDF
0.00 байт

Мультимедийные презентации как инициация поисковой активности студентов специальности «Социальная ра

Прокушееа Наталия Васильевна
В статье рассматривается практика использования мультимедийных презентаций как способа оценки учебно-исследовательской деятельности студентов специальности «Социальная работа» в образовании с применением новых информационных техно
Читать PDF
0.00 байт

Инициация как социальная практика

Шкурина Татьяна Геннадьевна
В данной статье проводятся разграничения между ритуалами перехода и непосредственно инициацией в доиндустри-альных обществах.

Похожие термины:

  • Инициация действия

    Initiation of action) — Процесс передачи задания и/или инструкций другому сотруднику.
  • Инициация разговора

    завязывание речевого общения, например, обращаясь на улице к незнакомому человеку, к сослуживцу, сидящему с вами в одном кабинете и т. д. Человек, к которому вы обращаетесь, должен почувствовать не
  • ИНИЦИАЦИЯ модель действий-акций-активаций

    в базальном порядке тех, кои соотносимы к ритуало-культовым инициациям — посредством коих и совершается-репродуцируется-трансформируется социостатус субъекта, его социо этические ориентиры и п
  • ИНИЦИАЦИИ

    посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. И. зародились еще в глубокой древности. Они имели целью подготовку мол
  • Обряд инициации rite of passage

    формальное понимание этапов жизни человека с переходом статуса с уровня на уровень через формальные церемонии.