РИТУАЛ
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
1) ритуал рациональный - выражающий стремления, ценные для индивида, и не отвращающий подавленные импульсы;
2) ритуал иррациональный - с навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом страха.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Во времена язычества служили выражением культовых отношений, позднее – средством социально-психологического воспитания, регулятором поведения в сфере гражданских обрядов, семейно-брачных отношений и т. п. См. также Элевсинские мистерии.
2) в психоанализе и психиатрии сложная и стереотипная последовательность действий, призванная противостоять всевозможным фобиям.
«От животных нас отличают только те правила и ритуалы, о которых мы договорились друг с другом. Нарушить их – хуже, чем умереть, потому что только они отделяют нас от бездны хаоса, начинающейся прямо у наших ног…» В. Пелевин. Чапаев и пустота.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени (КСАП, с. 132).
Ритуал - это психический канал, посредством которого осуществляется личностная трансформация, когда психологический баланс личности оказывается под угрозой воздействия внезапной нуминозной силы; структурированный этап изменения одного статуса личности или способа его бытия на другой.
Юнг считал, что в ритуале человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психические содержания, и в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности, коль скоро переход из одного психологического состояния в другое произошел. Сам по себе ритуал не влияет на трансформацию, он просто содержит ее в себе.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Следует обратить внимание, что некоторые авторы употребляют этот термин с коннотацией, что все ритуалы, независимо от того, насколько мирскими являются их проявления, играют некоторую символическую роль в культуре или в психологическом складе индивида.
Навязчивые Р. сочетаются с навязчивыми мыслями и страхами в рамках обсессивно-компульсивного синдрома. Символически-ритуальные действия иногда сложно соотносятся с породившей их причиной. Так, навязчивое мытье рук не всегда является следствием мизофобии (боязни загрязнения); оно может носить символический характер, и, как следствие смещения понятий, их подстановки, выражает стремление больного быть чистым от вины, греха.
Навязчивые защитные Р. могут быть достаточно сложными; так, при компульсивном влечении к педантичности, больные свою повседневную жизнь превращают в расписанную поминутно стереотипную систему затверженных церемоний, начиная от утреннего вставания до вечернего туалета ("ритуал спальни"). S. Freud выделял при этом два вида защитных механизмов: уничтожение и изоляцию. Пример уничтожения - бесконечное мытье рук при мизофобии, пример изоляции - церемониал, заключающийся в запрещении возможности прикосновения к нежелательному предмету (табу на прикосновение).
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
В психоанализе - симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Каждый элемент ритуала представляет собой компромиссное образование, в искаженном виде отражающее как бессознательные дериваты сексуального и агрессивного влечений, так и защитные силы. С другой стороны, элементы ритуала символизируют отдельные аспекты бессознательного конфликта и нередко включают магическое мышление.
Чаще всего ритуалы встречаются в структуре невроза навязчивых состояний: все типичные защитные механизмы этого невроза - реактивное образование, изоляция аффекта и т.д. - присутствуют и в ритуальных действиях. В основе ритуальной защиты от дериватов сексуального и агрессивного влечений лежат анальный конфликт либо конфликт, вызванный мастурбацией. Ритуал призван 'упразднить' запретное желание: так, например, ритуальное мытье рук может 'устранить' навязчивое желание испачкаться испражнениями.
Ритуалы как временное явление весьма распространены и не противоречат нормальному развитию (например, многократно повторяющиеся детские игры). Такие ритуалы могут сопровождать любой вид деятельности. В зрелом возрасте повторяющиеся формы поведения можно представить в виде континуума от адаптивных привычных действий, религиозных обрядов и т.п. до ритуалов при неврозе навязчивых состояний и магических ритуалов психотиков. В психоаналитическом смысле термин ритуал используется для обозначения поведения, при котором отдельные его проявления выступают в качестве навязчивой защиты. Ритуалы могут быть сообразны Я; однако если такой ритуал прерывается, тотчас усиливаются чувства тревоги и вины, вынуждающие индивида возобновить ритуальное действие с самого начала.
Ритуалы могут выполнять функции, не связанные с интрапсихической защитой. Например, некоторые люди стараются контролировать поступки и действия других, 'перекладывая' на них собственные ритуалы. Подобное поведение отражает агрессивность, защищает от тревоги, чувства вины и беспомощности.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Р. выполняют воспитательную функцию, способствуя передаче социального опыта от поколения к поколению, а также обеспечивают поддержание чувства принадлежности к группе и групповую сплоченность. При этом часто трудоемкость исполнения Р. повышает эффект воздействия на человека. Исследование 54 племенных культур показало, что общества, проводящие самые жестокие церемонии инициации, отличаются наибольшей групповой солидарностью.
Общение людей в значительной мере ритуализировано. По мнению известного этолога К. Лоренса, «все, что составляет подлинную человечность, основано именно на обособлении ритуала, превращающем его в автономный мотив человеческого поведения».
Выделяют два типа Р.:
Социальные Р. — это обряды и последовательности действий, свойственные обществу и культуре в целом, такие, например, как украшение ели на празднование Нового года. Социальные Р. достаточно устойчивы и отличаются небольшой вариабильностью в рамках конкретной культуры.
Межличностные Р. регулируют непосредственное общение людей друг с другом. Это приветствия, прощания, Р. знакомства, поздравления в день рождения, обмена общепринятыми жестами и фразами и др. Данные Р. могут в большей степени отличаться друг от друга в зависимости от возраста, пола, профессиональной принадлежности человека, приверженности его какойлибо субкультуре.
Межличностные Р. обозначают границы общения (приветствие, прощание), выражают поддержку и взаимное приятие (проявление уважения, признательности, интереса к другому человеку), поддерживают социальную дистанцию (например, умалчивание каких-либо неприятных событий из жизни другого), регулируют конфликтное взаимодействие.
Содержание ритуальных действий чаще всего плохо осознается человеком, поэтому изучение и осознание сути ритуального поведения дает возможность соприкоснуться со своим внутренним миром, с бессознательным. Таким образом, Р. обладают значительным психотерапевтическим эффектом: выполнив какой-либо Р. человек способен внести изменение в свою жизнь.
Психоаналитическое понимание ритуала основывается на признании того, что каждый его элемент имеет смысл, символически отражающий внутрипсихические конфликты человека. За стереотипной последовательностью действий скрываются бессознательные влечения и желания, принявшие форму компромиссных образований, отражающих созданную человеком систему защит от различного рода страхов и тревог.
Ритуальные действия наблюдаются при многих психических заболеваниях, но чаще всего они имеют место у пациентов, страдающих неврозом навязчивых состояний. Навязчивые действия таких пациентов полны смысла, отвечают их жизненным интересам, выражают их переживания и сопровождаются соответствующими аффектами мысли. Другое дело, что сами пациенты не осознают причины, лежащие в основе их навязчивых действий, и не понимают того, что эти действия служат для проявления бессознательных мотивов и представлений.
В работах З. Фрейда неоднократно обращалось внимание на природу навязчивого повторения отдельных форм поведения у пациентов с обсессивным неврозом. Так, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он показал, что за навязчивыми действиями стоят конфликты, уходящие своими корнями в интимную жизнь пациентов, в их инфантильные переживания. Психоанализ вскрывает то обстоятельство, что в патологическом церемониале находят отражение вытесненные сексуальные и агрессивные желания человека.
Анализ навязчивых действий показывает, что подверженный этим действиям и запретам больной ведет себя так, как будто он находится под властью бессознательного чувства вины. Это ощущение вины коренится в ранних душевных переживаниях, но находит постоянное проявление в искушении и ожидании беды. В начале развития невротической церемонии больному известно, что он должен сделать, чтобы не случилась беда. Однако связь между причиной, вызывающей тревогу ожидания, и грозящими последствиями остается для больного скрытой. Ритуал, церемония возникают, по словам основателя психоанализа, «как оборона или застрахование, как защитная мера». Таким образом, ритуалы, церемонии, навязчивые действия, с одной стороны, объясняются необходимостью обороны против искушения, а с другой – являются защитой от ожидаемой беды. Однако в борьбе с искушениями эти защитные меры оказываются недостаточными и поэтому на передний план могут выступать запреты, замещающие собой навязчивые действия. Что касается ритуалов и церемоний, то они «являют собой совокупность условий, при которых некоторое, еще не абсолютно запрещенное, разрешено».
З. Фрейд исходил из того, что ритуалы характерны не только для больных, но и для здоровых людей. Любой нормальный человек имеет сложившиеся с годами церемониалы, связанные, например, с отходом ко сну. Каждый вечер одинаковым образом он повторяет одни и те же действия, связанные с переходом от состояния бодрствования ко сну, включая соблюдение определенных условий, невыполнение которых мешает ему заснуть. Такое поведение рационально объяснимо и не вызывает какого-либо беспокойства у самого человека. Если внешние обстоятельства привносят необходимые изменения, то нормальный человек легко подчиняется им и быстро адаптируется к новой ситуации. Другое дело патологический церемониал, который, по мнению З. Фрейда, неуступчив, «умеет добиться своего ценой самых больших жертв». Он также прикрывается рациональным обоснованием и на первый взгляд отличается от нормального лишь преувеличенной тщательностью. Однако при более глубоком рассмотрении «можно заметить, что покрывало рациональности слишком коротко, что церемониал включает требования, далеко выходящие за рациональное обоснование, и другие, прямо противоречащие ему».
Патологический церемониал, навязчивые ритуалы включают в себя элементы магического мышления, состоят из таких формальностей и ограничений, от которых больной не может отказаться, поскольку каждое отклонение от них сопровождается невыносимым страхом. По своему исполнению и природе они напоминают собой обряды, совершаемые верующими людьми. Это сходство между навязчивыми действиями нервных больных и обрядами верующих не ускользнуло от внимания З. Фрейда, который провел аналогию между невротическими церемониями и религиозными ритуалами, что нашло отражение в его статье «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907). Сходство между ними состоит, по его мнению, в том, что в обоих случаях речь идет о добросовестном выполнении мелочей и об угрызениях совести при неисполнении соответствующих действий. Наряду со сходствами имеются и различия, состоящие в том, что невротические церемонии отличаются большим индивидуальным разнообразием, в то время как религиозные ритуалы в значительной степени стандартизированы, первые носят частный характер, а вторые – публичный, общественный характер.
В случае невроза навязчивых состояний психоаналитическая терапия ориентируется прежде всего на то, чтобы сделать для пациента понятным смысл его ритуалов, церемоний, навязчивых действий. Тем самым раскрываются мотивы, побуждающие пациента к осуществлению навязчивого повторения, выявляются глубинные причины его страданий и открываются перспективы для сознательного разрешения вну-трипсихических конфликтов, позволяющие избавиться от патологического церемониала.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001