РИТУАЛ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РИТУАЛ (RITUAL)
способ структурирования времени, при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями.

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ. 1996

РИТУАЛ
публично совершаемая торжественная церемония; совокупность и установленный порядок обрядовых действий. Р. составляют часть психологии групп людей.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Ритуал
В психиатрии – движения или действия, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения ожидаемого несчастья и/или с целью его преодоления, возникающие под влиянием навязчивых сомнений, страхов.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ритуал
Социальное событие, имеющее целью отметить изменения в жизненном цикле индивидуума, такие как рождение, окончание учебного заведения, вступление в брак, рождение детей, выход в отставку или смерть. См. также: переходные периоды жизненного цикла; ритуалы возрастных переходов.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

РИТУАЛ
согласно Э. Фромму - символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются:
1) ритуал рациональный - выражающий стремления, ценные для индивида, и не отвращающий подавленные импульсы;
2) ритуал иррациональный - с навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом страха.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Ритуал
от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие новизну при многократных повторениях. Противоположность - ритуализм (повторяющееся действие, лишенное духовного содержания).

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Ритуал
Ritus (rituel, Фр.) rife - надлежащим образом, правильно. Лат. - сочетание навязчивых действий и фобий, сомнений. Представляет из себя ряд последовательных навязчивых действий, совершаемых в строго определенном порядке. В случае несоблюдения очередности, больной должен выполнять р. сначала. Правильное выполнение ритуала приносит больному временное успокоение, снижает чувство страха, уменьшает опасения.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Ритуал
(ритуалы) (от лат. ritus - священный обряд). Обряд, обычай. Простое или сложное движение или действие, выполняемое в строго определенном порядке против воли и вопреки разуму с целью предотвращения воображаемого несчастья или его преодоления. Правильное выполнение ритуала временно успокаивает больного, уменьшает страх и опасения. Наблюдается при навязчивых состояниях (навязчивом неврозе, ананкастной разновидности психопатии и др.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

РИТУАЛЫ
/от лат. ritualis – обрядовый/, 1) исторически сложившиеся формы символического поведения.
Во времена язычества служили выражением культовых отношений, позднее – средством социально-психологического воспитания, регулятором поведения в сфере гражданских обрядов, семейно-брачных отношений и т. п. См. также Элевсинские мистерии.
2) в психоанализе и психиатрии сложная и стереотипная последовательность действий, призванная противостоять всевозможным фобиям.
«От животных нас отличают только те правила и ритуалы, о которых мы договорились друг с другом. Нарушить их – хуже, чем умереть, потому что только они отделяют нас от бездны хаоса, начинающейся прямо у наших ног…» В. Пелевин. Чапаев и пустота.

Источник: Словарь доктора либидо

РИТУАЛ
1. Публично совершаемая церемония. 2. Совокупность и установленный порядок обрядовых действий, выполняемых людьми в процессе какого-либо социального действия. Р. в этом их понимании составляют часть общественной психологии и общественного поведения групп людей, которые их выполняют. 3. Последовательность действий или форм поведения, которые являются стилизованными, стандартизованными и относительно ригидными. 4. Культурно или социально стандартизированная система действий, диктуемых сложившимися традициями-религиозной, магической, национальной, этнической и т. п. 5. Синоним слова церемония. 6. Повторяющееся, иррациональное, неразумное поведение. См. действие социальное, избежания ритуалы, репродуктивный ритуал, ригидный, ритуалы презентационные, традиция, церемония.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

РИТУАЛ
Ritual) - служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.
Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени (КСАП, с. 132).
Ритуал - это психический канал, посредством которого осуществляется личностная трансформация, когда психологический баланс личности оказывается под угрозой воздействия внезапной нуминозной силы; структурированный этап изменения одного статуса личности или способа его бытия на другой.
Юнг считал, что в ритуале человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психические содержания, и в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности, коль скоро переход из одного психологического состояния в другое произошел. Сам по себе ритуал не влияет на трансформацию, он просто содержит ее в себе.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

РИТУАЛ
ritual) Первоначально - религиозная или магическая церемония (процедура). Заимствованный как психиатрией, так и психоанализом, термин используется для описания поведения, наблюдаемого у пациентов с ОБСЕССИВ-НЫМ НЕВРОЗОМ, при котором пациент пытается уменьшить ТРЕВОГУ, выполняя более или менее сложную и стереотипную последовательность действий. Навязчивые ритуалы можно рассматривать как индивидуально созданную систему контр МАГИ И, при помощи которой пациент пытается отвратить от себя необоснованные страхи столь же надуманными действиями. Логика обоих имеет анимистическую природу и зависит от мышления ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ. В ритуалах, связанных с желанием мыться, пациенты чувствуют потребность помыться в соответствии с жестко предписанным и сложным заведенным порядком, чтобы уменьшить страх заразиться самим или заразить других, причем страх заражения ими не осмысляется. В этом отношении навязчивые ритуалы резко отличаются от ритуалов, связанных с необразованностью, предрассудками и религией. От религиозных ритуалов они отличаются также тем, что являются личными и отправляются в одиночестве. См. РЕЛИГИЯ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

РИТУАЛ
1. Вообще – любая последовательность действий или моделей поведения, которая является высоко стилизованной, относительно ригидной и стереотипной. 2. Культурно или социально стандартизированный набор действий, определяемый традицией (обычно религиозной, магической или националистической) и почти или совсем не обнаруживающий никаких изменений от раза к разу. Иногда это значение рассматривается как частичный синоним понятий обряд или церемония, хотя церемония часто считается более общим термином, несколько ритуалов являются частью церемонии. 3. Часто повторяемая модель поведения, которая имеет тенденцию возникать в определенное время, например, утренний ритуал умывания, приведения себя в порядок, одевания и т.д. 4. Довольно сложный, стереотипный набор моделей поведения, которые, возможно, имели функциональное происхождение, которое более не является очевидным. Для значений 3 и 4 также используется термин заведенный порядок. 5. Иррациональные, повторяющиеся модели поведения, часто наблюдаемые при обсессивно-компульсивном расстройстве.
Следует обратить внимание, что некоторые авторы употребляют этот термин с коннотацией, что все ритуалы, независимо от того, насколько мирскими являются их проявления, играют некоторую символическую роль в культуре или в психологическом складе индивида.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

РИТУАЛЫ
лат. ritualis - обрядовый). Двигательный акт, простой или сложный, выполняемый попреки воле и внутреннему сопротивлению больного, символически выражая надежду таким образом предотвратить предполагаемое несчастье. В таком плане может рассматриваться как проявление механизма психологической защиты. Достигая значительной выраженности, Р. сам по себе становится мучительным ананкастическим феноменом.
Навязчивые Р. сочетаются с навязчивыми мыслями и страхами в рамках обсессивно-компульсивного синдрома. Символически-ритуальные действия иногда сложно соотносятся с породившей их причиной. Так, навязчивое мытье рук не всегда является следствием мизофобии (боязни загрязнения); оно может носить символический характер, и, как следствие смещения понятий, их подстановки, выражает стремление больного быть чистым от вины, греха.
Навязчивые защитные Р. могут быть достаточно сложными; так, при компульсивном влечении к педантичности, больные свою повседневную жизнь превращают в расписанную поминутно стереотипную систему затверженных церемоний, начиная от утреннего вставания до вечернего туалета ("ритуал спальни"). S. Freud выделял при этом два вида защитных механизмов: уничтожение и изоляцию. Пример уничтожения - бесконечное мытье рук при мизофобии, пример изоляции - церемониал, заключающийся в запрещении возможности прикосновения к нежелательному предмету (табу на прикосновение).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Ритуал
лат. ritualis – обрядовый) – 1. вообще – любая последовательность действий или моделей поведения, которая является высоко стилизованной, относительно ригидной и стреотипной; 2. культурно или социально стандартизованный набор действий, определяемый традицией (обычно религиозной, магической или националистической) и почти или совсем не обнаруживающей никаких изменений при его воспроизведении от одного раза к другому; 3. часто повторяемая модель поведения, которая имеет тенденцию возникать в определенное время (например, утренний ритуал умывания); 4. довольно сложный, стереотипный набор моделей поведения, которые, возможно, имели функциональное происхождение, но полезность которого в новых обстоятельствах уже не является очевидной; 5. в психопатологии – иррациональные, индивидуализированные и стереотипно повторяющиеся модели магического поведения достаточно высокой степени сложности, наблюдаемые при обсессивно-компульсивном расстройстве и служащие пациентам защитой от болезненной тревоги и необоснованных страхов, источником которых они считают действительность. См. Навязчивости; 6. в психоанализе – сложная и стереотипная последовательность действий у пациентов с обсессивно-фобическим неврозом, являющаяся индивидуально созданной системой контрмагии, с помощью которой они пытаются отвратить от себя воображаемые страхи столь же надуманными действиями. Логика обоих имеет анимистическую природу и зависит от мышления первичных процессов. Этим болезненные ритуалы отличаются от действий и моделей поведения, связанных с необразованностью, предрассудками и религией.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РИТУАЛ (RITUAL)

В психоанализе - симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Каждый элемент ритуала представляет собой компромиссное образование, в искаженном виде отражающее как бессознательные дериваты сексуального и агрессивного влечений, так и защитные силы. С другой стороны, элементы ритуала символизируют отдельные аспекты бессознательного конфликта и нередко включают магическое мышление.
Чаще всего ритуалы встречаются в структуре невроза навязчивых состояний: все типичные защитные механизмы этого невроза - реактивное образование, изоляция аффекта и т.д. - присутствуют и в ритуальных действиях. В основе ритуальной защиты от дериватов сексуального и агрессивного влечений лежат анальный конфликт либо конфликт, вызванный мастурбацией. Ритуал призван 'упразднить' запретное желание: так, например, ритуальное мытье рук может 'устранить' навязчивое желание испачкаться испражнениями.
Ритуалы как временное явление весьма распространены и не противоречат нормальному развитию (например, многократно повторяющиеся детские игры). Такие ритуалы могут сопровождать любой вид деятельности. В зрелом возрасте повторяющиеся формы поведения можно представить в виде континуума от адаптивных привычных действий, религиозных обрядов и т.п. до ритуалов при неврозе навязчивых состояний и магических ритуалов психотиков. В психоаналитическом смысле термин ритуал используется для обозначения поведения, при котором отдельные его проявления выступают в качестве навязчивой защиты. Ритуалы могут быть сообразны Я; однако если такой ритуал прерывается, тотчас усиливаются чувства тревоги и вины, вынуждающие индивида возобновить ритуальное действие с самого начала.
Ритуалы могут выполнять функции, не связанные с интрапсихической защитой. Например, некоторые люди стараются контролировать поступки и действия других, 'перекладывая' на них собственные ритуалы. Подобное поведение отражает агрессивность, защищает от тревоги, чувства вины и беспомощности.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

РИТУАЛ
(Ritual). Служба или церемония, проводимые с религиозной целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным (см. проигрывание, религия). Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, вовлекают человека полностью и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени (см. АРХЕТИП; МИФ; СИМВОЛ). Когда коллективные (см. КОЛЛЕКТИВНОЕ) и индивидуальные Р. перестают воплощать дух времени, находятся новые архетипические образы или даются новые интерпретации старым формам, чтобы компенсировать измененное состояние сознания. Р. — это психический канал, где свершается трансформация (т. е. инициация; брак), когда психологический баланс личности оказывается под угрозой внезапной нуминозной силы (см. НУМИНОЗ), период изменения одного статуса или способа бытия на другой. Юнг верил, что в Р. человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психологические содержания, и что если соответствующих Р. еще нет, то люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности, коль скоро произошел переход из одного психологического состояния в другое. Сам по себе Р. не влияет на трансформацию, он просто содержит ее в себе. Интерес Юнга к Р. дал повод для его путешествий в Африку, Индию, к индейским племенам в юго-западной части Соединенных Штатов Америки. Его в особенности привлекали Р. инициации, в которых он видел аналогии психологическим процессам и прогрессиям, которые индивид осуществляет на различных стадиях жизни. Работая со своими пациентами, он имел возможность наблюдать, что опора на Р. была частью каждого этапа возрастания логоса, любого изменения в сторону роста сознания. Его работу в области психологии переноса (Собр. соч. Т. 16) можно рассматривать как интерпретацию ритуального символизма психологических изменений. Мирча Элиаде - антрополог и исследователь сравнительной религии, сотрудничал с Юнгом в этой области. От него же Юнг получил массу ценнейшего материала. Хендерсон соотносил Р. инициации с клиническими открытиями (1967), сходные исследования проводил Перри (1976).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Ритуал
(от лат. ritualis — «обрядовый») — исторически сложившаяся, стандартизированная, устойчивая во времени система действий и поступков. Каждый Р. несет в себе сообщение о социальном поведении человека или группы, а также представляет собой культурный символ, отражающий ценности общества. Отклонение от Р. грозит нарушителю жесткими санкциями и отвержением.
Р. выполняют воспитательную функцию, способствуя передаче социального опыта от поколения к поколению, а также обеспечивают поддержание чувства принадлежности к группе и групповую сплоченность. При этом часто трудоемкость исполнения Р. повышает эффект воздействия на человека. Исследование 54 племенных культур показало, что общества, проводящие самые жестокие церемонии инициации, отличаются наибольшей групповой солидарностью.
Общение людей в значительной мере ритуализировано. По мнению известного этолога К. Лоренса, «все, что составляет подлинную человечность, основано именно на обособлении ритуала, превращающем его в автономный мотив человеческого поведения».
Выделяют два типа Р.:
Социальные Р. — это обряды и последовательности действий, свойственные обществу и культуре в целом, такие, например, как украшение ели на празднование Нового года. Социальные Р. достаточно устойчивы и отличаются небольшой вариабильностью в рамках конкретной культуры.
Межличностные Р. регулируют непосредственное общение людей друг с другом. Это приветствия, прощания, Р. знакомства, поздравления в день рождения, обмена общепринятыми жестами и фразами и др. Данные Р. могут в большей степени отличаться друг от друга в зависимости от возраста, пола, профессиональной принадлежности человека, приверженности его какойлибо субкультуре.
Межличностные Р. обозначают границы общения (приветствие, прощание), выражают поддержку и взаимное приятие (проявление уважения, признательности, интереса к другому человеку), поддерживают социальную дистанцию (например, умалчивание каких-либо неприятных событий из жизни другого), регулируют конфликтное взаимодействие.
Содержание ритуальных действий чаще всего плохо осознается человеком, поэтому изучение и осознание сути ритуального поведения дает возможность соприкоснуться со своим внутренним миром, с бессознательным. Таким образом, Р. обладают значительным психотерапевтическим эффектом: выполнив какой-либо Р. человек способен внести изменение в свою жизнь.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

РИТУАЛ
устоявшаяся и традиционно осуществляемая людьми религиозная или светская церемония; в психоанализе – стереотипная последовательность действий человека, навязчивое повторение им одних и тех же форм поведения.
   Психоаналитическое понимание ритуала основывается на признании того, что каждый его элемент имеет смысл, символически отражающий внутрипсихические конфликты человека. За стереотипной последовательностью действий скрываются бессознательные влечения и желания, принявшие форму компромиссных образований, отражающих созданную человеком систему защит от различного рода страхов и тревог.
   Ритуальные действия наблюдаются при многих психических заболеваниях, но чаще всего они имеют место у пациентов, страдающих неврозом навязчивых состояний. Навязчивые действия таких пациентов полны смысла, отвечают их жизненным интересам, выражают их переживания и сопровождаются соответствующими аффектами мысли. Другое дело, что сами пациенты не осознают причины, лежащие в основе их навязчивых действий, и не понимают того, что эти действия служат для проявления бессознательных мотивов и представлений.
   В работах З. Фрейда неоднократно обращалось внимание на природу навязчивого повторения отдельных форм поведения у пациентов с обсессивным неврозом. Так, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он показал, что за навязчивыми действиями стоят конфликты, уходящие своими корнями в интимную жизнь пациентов, в их инфантильные переживания. Психоанализ вскрывает то обстоятельство, что в патологическом церемониале находят отражение вытесненные сексуальные и агрессивные желания человека.
   Анализ навязчивых действий показывает, что подверженный этим действиям и запретам больной ведет себя так, как будто он находится под властью бессознательного чувства вины. Это ощущение вины коренится в ранних душевных переживаниях, но находит постоянное проявление в искушении и ожидании беды. В начале развития невротической церемонии больному известно, что он должен сделать, чтобы не случилась беда. Однако связь между причиной, вызывающей тревогу ожидания, и грозящими последствиями остается для больного скрытой. Ритуал, церемония возникают, по словам основателя психоанализа, «как оборона или застрахование, как защитная мера». Таким образом, ритуалы, церемонии, навязчивые действия, с одной стороны, объясняются необходимостью обороны против искушения, а с другой – являются защитой от ожидаемой беды. Однако в борьбе с искушениями эти защитные меры оказываются недостаточными и поэтому на передний план могут выступать запреты, замещающие собой навязчивые действия. Что касается ритуалов и церемоний, то они «являют собой совокупность условий, при которых некоторое, еще не абсолютно запрещенное, разрешено».
   З. Фрейд исходил из того, что ритуалы характерны не только для больных, но и для здоровых людей. Любой нормальный человек имеет сложившиеся с годами церемониалы, связанные, например, с отходом ко сну. Каждый вечер одинаковым образом он повторяет одни и те же действия, связанные с переходом от состояния бодрствования ко сну, включая соблюдение определенных условий, невыполнение которых мешает ему заснуть. Такое поведение рационально объяснимо и не вызывает какого-либо беспокойства у самого человека. Если внешние обстоятельства привносят необходимые изменения, то нормальный человек легко подчиняется им и быстро адаптируется к новой ситуации. Другое дело патологический церемониал, который, по мнению З. Фрейда, неуступчив, «умеет добиться своего ценой самых больших жертв». Он также прикрывается рациональным обоснованием и на первый взгляд отличается от нормального лишь преувеличенной тщательностью. Однако при более глубоком рассмотрении «можно заметить, что покрывало рациональности слишком коротко, что церемониал включает требования, далеко выходящие за рациональное обоснование, и другие, прямо противоречащие ему».
   Патологический церемониал, навязчивые ритуалы включают в себя элементы магического мышления, состоят из таких формальностей и ограничений, от которых больной не может отказаться, поскольку каждое отклонение от них сопровождается невыносимым страхом. По своему исполнению и природе они напоминают собой обряды, совершаемые верующими людьми. Это сходство между навязчивыми действиями нервных больных и обрядами верующих не ускользнуло от внимания З. Фрейда, который провел аналогию между невротическими церемониями и религиозными ритуалами, что нашло отражение в его статье «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907). Сходство между ними состоит, по его мнению, в том, что в обоих случаях речь идет о добросовестном выполнении мелочей и об угрызениях совести при неисполнении соответствующих действий. Наряду со сходствами имеются и различия, состоящие в том, что невротические церемонии отличаются большим индивидуальным разнообразием, в то время как религиозные ритуалы в значительной степени стандартизированы, первые носят частный характер, а вторые – публичный, общественный характер.
   В случае невроза навязчивых состояний психоаналитическая терапия ориентируется прежде всего на то, чтобы сделать для пациента понятным смысл его ритуалов, церемоний, навязчивых действий. Тем самым раскрываются мотивы, побуждающие пациента к осуществлению навязчивого повторения, выявляются глубинные причины его страданий и открываются перспективы для сознательного разрешения вну-трипсихических конфликтов, позволяющие избавиться от патологического церемониала.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
161.47 кб

Погребальный ритуал осетин в прошлом и настоящем

Цахилов О. Л.
В статье рассматриваются изменения в погребальном обряде осетин с XIX в. до наших дней.
Читать PDF
110.85 кб

Обычай, ритуал и проблема устойчивости социальной системы

Демичев И. В.
Социальная система всегда структурирована на основании выполняемых для ее существования функций и предполагает некоторую общность людей, ее составляющих.
Читать PDF
104.64 кб

Архаический ритуал как коммуникация

Соколов Юрий Евгеньевич
Ритуал можно рассматривать как коммуникацию, а также как модификацию хронотопа, так как в границах ритуала существенно трансформируется представление человека о пространстве и времени.
Читать PDF
168.12 кб

Ритуал в традиционной культуре

Триль Ю. Н.
В данной статье исследованы специфические черты ритуала, его роль в традиционной культуре и функциональные особенности в сопоставлении с такими социокультурными формами, как традиция, обычай и обряд.
Читать PDF
243.10 кб

Ритуал в синтоистской традиции

Молодякова Эльгена Васильевна
Читать PDF
186.27 кб

Ритуал как кодификация обряда

Клопыжникова А. А.
в статье рассматривается ритуал как особая форма кодификаии образа жизни, выстроенная в обряде сценарно оформленном действе.
Читать PDF
293.51 кб

РИТУАЛ, ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ Реф. кн.: Kertzer D.I. Ritual, politics, and power. – New Haven, etc.: Yal

Д. И. Кертцер
Читать PDF
94.16 кб

Проповеди Григория Богослова и Кирилла Туровского как словесный ритуал

Гончаров И. Н.
Читать PDF
178.91 кб

Религиозный ритуал как ситуация и психофизиологическое состояние

Сериков Андрей Евгеньевич
Религиозный ритуал описывается как одна из типичных человеческих ситуаций, которая характеризуется определенным психофизиологическим состоянием и поведением. Анализируются работы У.Джеймса, Р.Отто, Э.Дюркгейма, В.Тернера, Р.
Читать PDF
232.25 кб

Ритуал как кодификация обряда

Клопыжникова Анастасия Александровна, Ромах Ольга Викторовна
в статье рассмотрен ритуал как кодификатор обряда, его мифологеммная часть, которая способствует его укоренению в традиционных культурах и передаче ценностей из поколения в поколение.
Читать PDF
163.33 кб

Человек цивилизованный: привычки, ритуал и традиция

Щербаков В. П.
В статье рассматриваются антропологические аспекты цивилизационных изменений.
Читать PDF
137.23 кб

Мимесис, перформанс, ритуал в практике восточных видов единоборств

Торговкина Наталья Сергеевна
В данной статье рассматриваются восточные единоборства как уникальная система, имеющая своей основой философскую базу и включающая психологические и духовные аспекты. Проводится анализ социальных практик, раскрытых К.
Читать PDF
339.08 кб

Ислам: догматика и ритуал

Ахметова Л.
Читать PDF
1.26 мб

"ПРАВИЛЬНЫЙ РИТУАЛ СЕРДЦА НЕБЕС" (ТЯНЬ СИНЬ ЧЖЭН ФА): ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕИ МЕСТО В ДАОСИЗМЕ X-XIII В

Белая Ирина Витальевна, Зельницкий Александр Дмитриевич
Читать PDF
176.01 кб

2000. 04. 012. Липари Л. Опросы общественного мнения как ритуал. Lipari L. polling as ritual // Jour

Николаев В. Г.

Похожие термины:

  • РЕПРОДУКТИВНЫЙ РИТУАЛ

    Любой культурный ритуал, который сосредоточивается на сексе, сексуальности, сексуальных ролях или других факторах, имеющих отношение к воспроизводству. Обычно сюда относятся обряды половой зрел
  • ритуал (предотвращения) заражения

    Культурально предписываемый ритуал, предназначенный предупредить магическое заражение (например, изоляция женщины в период менструаций, прятанье плаценты после родов).
  • Ритуализация

    При изучении поведения животных термин обозначает постепенную модификацию некоторых видов поведения с последующим переходом к стереотипной демонстрации, несущей четкое сообщение для представи
  • Ритуализация у животных

    эволюционный процесс, путем к-рого нек-рые виды активности животных - элементы смещенной и переадресованной активности, экспрессивные движения, движения намерения, предоставляющие опр. информаци
  • Агрессия ритуализированная

    лат. – ritualis – обрядовый) - агрессия, являющаяся необходимым элементом обряда инициации или другого принятого в данном обществе ритуала, предусматривающего использование символов агрессивного по
  • РИТУАЛИЗИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

    это такие видотипичные стереотипные движения, которые имеют четкую информативную функцию и служат для передачи определенного, причем совершенно конкретного информативного содержания Это ин-сти
  • Поведение ритуализованное у животных

    видотипичные поведенческие паттерны, к-рые в процессе ритуализации модифицировались и стали исполнять коммуникативные функции. Эти паттерны обычно стереотипны по форме и являются незавершенным
  • Ритуализованные компоненты поведения

    видотипичные, генетически фиксированные сигналы (позы, телодвижения, звуки), выполняемые подчеркнуто демонстративно, в определенной последо¬вательности в виде ритуалов с четким информативным со
  • АНАНКАСТНЫЙ СИНДРОМ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РИТУАЛОВ

    Данный синдром является дальнейшим развитием предыдущего синдрома и указывает на относительную прогредиентность психического заболевания. Характеризуется выраженным преобладанием ритуальных
  • Традиции и ритуалы

    повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл. Это очень важный фактор стабилизации системы, опорные элементы, укрепляющие семью и редуцирующие тревогу ее членов.
  • ИЗБЕГАНИЯ РИТУАЛЫ

    термин Э. Гофман, обозначает формы поведения, используемые для поддержания социальной дистанции между собой и другими людьми с целью сохранить ощущение собственной индивидуальности. Ритуалы изб
  • Компульсивные ритуалы

    compulsive ritual) - детализированная, зачастую тщательно продуманная последовательность действий, которую, как чувствует человек, он вынужден совершать, всегда одним и тем же образом.
  • Межличностные ритуалы

    Ритуалы - это регулярные, повторяющиеся, четко обозначенные, имеющие устойчивую последовательность действия людей, создающие возможность совместного коллективного существования, прогнозируемо
  • РИТУАЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

    одна из форм поведения, часть культуры этнической общности, тесно связанная с ее традициями и обычаями, образующая вместе с ними нормативную систему поведения, принятую в данной общности.
  • Ритуалы навязчивые

    (от лат. ritus - священный обряд, ritualis - обрядный). Ритуальные действия, подчиненные навязчивым механизмам, чаще всего касаются определенной манеры и порядка одевания и раздевания, питания, мытья, хожд
  • ПРЕЗЕНТАЦИИ, РИТУАЛЫ

    термин Е.Гоффмана, обозначает следующие манеры вежливости: а) приветствия; б) приглашения; в) поздравления и в) мелкие услуги. Ритуалы презентации и ритуалы избегания автор называет поведением уваж
  • ИЗБЕЖАНИЯ РИТУАЛЫ

    (по Е. Гоффману) – обозначение социальных «механизмов», которые люди применяют для того, чтобы сохранять социальную дистанцию между собой и другими людьми, а также для того, чтобы обеспечить чисто
  • РИТУАЛЫ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ

    термин Е. Гоффмана, означающий разнообразные ритуальные действия человека, предпринимаемые им для того, чтобы с успехом взаимодействовать с другими людьми. Имеется четыре группы Р.п.: приветствия,
  • ритуалы возрастных переходов

    Торжественные ритуалы, которые знаменуют социальные переходы в жизненном цикле и отмечают изменения в социальной роли и социальной ответственности. См. также: переходные периоды жизненного цикл
  • Агрессия ритуальная

    лат. ritualis - обрядовый) - агрессия, источником которой являются соответствующие ритуалы, часто религиозные. Например, в таких обрядах, как посвящение в банду, секту.