РИТТЕРА СИНДРОМ Ритуализация

РИТУАЛ

Найдено 11 определений термина РИТУАЛ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

РИТУАЛ

Ritual) - служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.

Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени (КСАП, с. 132).

Ритуал - это психический канал, посредством которого осуществляется личностная трансформация, когда психологический баланс личности оказывается под угрозой воздействия внезапной нуминозной силы; структурированный этап изменения одного статуса личности или способа его бытия на другой.

Юнг считал, что в ритуале человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психические содержания, и в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности, коль скоро переход из одного психологического состояния в другое произошел. Сам по себе ритуал не влияет на трансформацию, он просто содержит ее в себе.

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

РИТУАЛ

ritual) Первоначально - религиозная или магическая церемония (процедура). Заимствованный как психиатрией, так и психоанализом, термин используется для описания поведения, наблюдаемого у пациентов с ОБСЕССИВ-НЫМ НЕВРОЗОМ, при котором пациент пытается уменьшить ТРЕВОГУ, выполняя более или менее сложную и стереотипную последовательность действий. Навязчивые ритуалы можно рассматривать как индивидуально созданную систему контр МАГИ И, при помощи которой пациент пытается отвратить от себя необоснованные страхи столь же надуманными действиями. Логика обоих имеет анимистическую природу и зависит от мышления ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ. В ритуалах, связанных с желанием мыться, пациенты чувствуют потребность помыться в соответствии с жестко предписанным и сложным заведенным порядком, чтобы уменьшить страх заразиться самим или заразить других, причем страх заражения ими не осмысляется. В этом отношении навязчивые ритуалы резко отличаются от ритуалов, связанных с необразованностью, предрассудками и религией. От религиозных ритуалов они отличаются также тем, что являются личными и отправляются в одиночестве. См. РЕЛИГИЯ.

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

РИТУАЛ

согласно Э. Фромму - символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются:

1) ритуал рациональный - выражающий стремления, ценные для индивида, и не отвращающий подавленные импульсы;

2) ритуал иррациональный - с навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом страха.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

РИТУАЛЫ

лат. ritualis - обрядовый). Двигательный акт, простой или сложный, выполняемый попреки воле и внутреннему сопротивлению больного, символически выражая надежду таким образом предотвратить предполагаемое несчастье. В таком плане может рассматриваться как проявление механизма психологической защиты. Достигая значительной выраженности, Р. сам по себе становится мучительным ананкастическим феноменом.

Навязчивые Р. сочетаются с навязчивыми мыслями и страхами в рамках обсессивно-компульсивного синдрома. Символически-ритуальные действия иногда сложно соотносятся с породившей их причиной. Так, навязчивое мытье рук не всегда является следствием мизофобии (боязни загрязнения); оно может носить символический характер, и, как следствие смещения понятий, их подстановки, выражает стремление больного быть чистым от вины, греха.

Навязчивые защитные Р. могут быть достаточно сложными; так, при компульсивном влечении к педантичности, больные свою повседневную жизнь превращают в расписанную поминутно стереотипную систему затверженных церемоний, начиная от утреннего вставания до вечернего туалета ("ритуал спальни"). S. Freud выделял при этом два вида защитных механизмов: уничтожение и изоляцию. Пример уничтожения - бесконечное мытье рук при мизофобии, пример изоляции - церемониал, заключающийся в запрещении возможности прикосновения к нежелательному предмету (табу на прикосновение).

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

РИТУАЛ (RITUAL)

В психоанализе - симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Каждый элемент ритуала представляет собой компромиссное образование, в искаженном виде отражающее как бессознательные дериваты сексуального и агрессивного влечений, так и защитные силы. С другой стороны, элементы ритуала символизируют отдельные аспекты бессознательного конфликта и нередко включают магическое мышление.

Чаще всего ритуалы встречаются в структуре невроза навязчивых состояний: все типичные защитные механизмы этого невроза - реактивное образование, изоляция аффекта и т.д. - присутствуют и в ритуальных действиях. В основе ритуальной защиты от дериватов сексуального и агрессивного влечений лежат анальный конфликт либо конфликт, вызванный мастурбацией. Ритуал призван 'упразднить' запретное желание: так, например, ритуальное мытье рук может 'устранить' навязчивое желание испачкаться испражнениями.

Ритуалы как временное явление весьма распространены и не противоречат нормальному развитию (например, многократно повторяющиеся детские игры). Такие ритуалы могут сопровождать любой вид деятельности. В зрелом возрасте повторяющиеся формы поведения можно представить в виде континуума от адаптивных привычных действий, религиозных обрядов и т.п. до ритуалов при неврозе навязчивых состояний и магических ритуалов психотиков. В психоаналитическом смысле термин ритуал используется для обозначения поведения, при котором отдельные его проявления выступают в качестве навязчивой защиты. Ритуалы могут быть сообразны Я; однако если такой ритуал прерывается, тотчас усиливаются чувства тревоги и вины, вынуждающие индивида возобновить ритуальное действие с самого начала.

Ритуалы могут выполнять функции, не связанные с интрапсихической защитой. Например, некоторые люди стараются контролировать поступки и действия других, 'перекладывая' на них собственные ритуалы. Подобное поведение отражает агрессивность, защищает от тревоги, чувства вины и беспомощности.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Ритуал

от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие новизну при многократных повторениях. Противоположность - ритуализм (повторяющееся действие, лишенное духовного содержания).

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

РИТУАЛ

1. Вообще – любая последовательность действий или моделей поведения, которая является высоко стилизованной, относительно ригидной и стереотипной. 2. Культурно или социально стандартизированный набор действий, определяемый традицией (обычно религиозной, магической или националистической) и почти или совсем не обнаруживающий никаких изменений от раза к разу. Иногда это значение рассматривается как частичный синоним понятий обряд или церемония, хотя церемония часто считается более общим термином, несколько ритуалов являются частью церемонии. 3. Часто повторяемая модель поведения, которая имеет тенденцию возникать в определенное время, например, утренний ритуал умывания, приведения себя в порядок, одевания и т.д. 4. Довольно сложный, стереотипный набор моделей поведения, которые, возможно, имели функциональное происхождение, которое более не является очевидным. Для значений 3 и 4 также используется термин заведенный порядок. 5. Иррациональные, повторяющиеся модели поведения, часто наблюдаемые при обсессивно-компульсивном расстройстве.

Следует обратить внимание, что некоторые авторы употребляют этот термин с коннотацией, что все ритуалы, независимо от того, насколько мирскими являются их проявления, играют некоторую символическую роль в культуре или в психологическом складе индивида.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

РИТУАЛ (RITUAL)

способ структурирования времени, при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями.

Источник: Современный транзактный анализ, глоссарий по книге

РИТУАЛ

устоявшаяся и традиционно осуществляемая людьми религиозная или светская церемония; в психоанализе – стереотипная последовательность действий человека, навязчивое повторение им одних и тех же форм поведения.

   Психоаналитическое понимание ритуала основывается на признании того, что каждый его элемент имеет смысл, символически отражающий внутрипсихические конфликты человека. За стереотипной последовательностью действий скрываются бессознательные влечения и желания, принявшие форму компромиссных образований, отражающих созданную человеком систему защит от различного рода страхов и тревог.

   Ритуальные действия наблюдаются при многих психических заболеваниях, но чаще всего они имеют место у пациентов, страдающих неврозом навязчивых состояний. Навязчивые действия таких пациентов полны смысла, отвечают их жизненным интересам, выражают их переживания и сопровождаются соответствующими аффектами мысли. Другое дело, что сами пациенты не осознают причины, лежащие в основе их навязчивых действий, и не понимают того, что эти действия служат для проявления бессознательных мотивов и представлений.

   В работах З. Фрейда неоднократно обращалось внимание на природу навязчивого повторения отдельных форм поведения у пациентов с обсессивным неврозом. Так, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он показал, что за навязчивыми действиями стоят конфликты, уходящие своими корнями в интимную жизнь пациентов, в их инфантильные переживания. Психоанализ вскрывает то обстоятельство, что в патологическом церемониале находят отражение вытесненные сексуальные и агрессивные желания человека.

   Анализ навязчивых действий показывает, что подверженный этим действиям и запретам больной ведет себя так, как будто он находится под властью бессознательного чувства вины. Это ощущение вины коренится в ранних душевных переживаниях, но находит постоянное проявление в искушении и ожидании беды. В начале развития невротической церемонии больному известно, что он должен сделать, чтобы не случилась беда. Однако связь между причиной, вызывающей тревогу ожидания, и грозящими последствиями остается для больного скрытой. Ритуал, церемония возникают, по словам основателя психоанализа, «как оборона или застрахование, как защитная мера». Таким образом, ритуалы, церемонии, навязчивые действия, с одной стороны, объясняются необходимостью обороны против искушения, а с другой – являются защитой от ожидаемой беды. Однако в борьбе с искушениями эти защитные меры оказываются недостаточными и поэтому на передний план могут выступать запреты, замещающие собой навязчивые действия. Что касается ритуалов и церемоний, то они «являют собой совокупность условий, при которых некоторое, еще не абсолютно запрещенное, разрешено».

   З. Фрейд исходил из того, что ритуалы характерны не только для больных, но и для здоровых людей. Любой нормальный человек имеет сложившиеся с годами церемониалы, связанные, например, с отходом ко сну. Каждый вечер одинаковым образом он повторяет одни и те же действия, связанные с переходом от состояния бодрствования ко сну, включая соблюдение определенных условий, невыполнение которых мешает ему заснуть. Такое поведение рационально объяснимо и не вызывает какого-либо беспокойства у самого человека. Если внешние обстоятельства привносят необходимые изменения, то нормальный человек легко подчиняется им и быстро адаптируется к новой ситуации. Другое дело патологический церемониал, который, по мнению З. Фрейда, неуступчив, «умеет добиться своего ценой самых больших жертв». Он также прикрывается рациональным обоснованием и на первый взгляд отличается от нормального лишь преувеличенной тщательностью. Однако при более глубоком рассмотрении «можно заметить, что покрывало рациональности слишком коротко, что церемониал включает требования, далеко выходящие за рациональное обоснование, и другие, прямо противоречащие ему».

   Патологический церемониал, навязчивые ритуалы включают в себя элементы магического мышления, состоят из таких формальностей и ограничений, от которых больной не может отказаться, поскольку каждое отклонение от них сопровождается невыносимым страхом. По своему исполнению и природе они напоминают собой обряды, совершаемые верующими людьми. Это сходство между навязчивыми действиями нервных больных и обрядами верующих не ускользнуло от внимания З. Фрейда, который провел аналогию между невротическими церемониями и религиозными ритуалами, что нашло отражение в его статье «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907). Сходство между ними состоит, по его мнению, в том, что в обоих случаях речь идет о добросовестном выполнении мелочей и об угрызениях совести при неисполнении соответствующих действий. Наряду со сходствами имеются и различия, состоящие в том, что невротические церемонии отличаются большим индивидуальным разнообразием, в то время как религиозные ритуалы в значительной степени стандартизированы, первые носят частный характер, а вторые – публичный, общественный характер.

   В случае невроза навязчивых состояний психоаналитическая терапия ориентируется прежде всего на то, чтобы сделать для пациента понятным смысл его ритуалов, церемоний, навязчивых действий. Тем самым раскрываются мотивы, побуждающие пациента к осуществлению навязчивого повторения, выявляются глубинные причины его страданий и открываются перспективы для сознательного разрешения вну-трипсихических конфликтов, позволяющие избавиться от патологического церемониала.   

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Ритуал

В психиатрии – движения или действия, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения ожидаемого несчастья и/или с целью его преодоления, возникающие под влиянием навязчивых сомнений, страхов.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Ритуал

лат. ritualis – обрядовый) – 1. вообще – любая последовательность действий или моделей поведения, которая является высоко стилизованной, относительно ригидной и стреотипной; 2. культурно или социально стандартизованный набор действий, определяемый традицией (обычно религиозной, магической или националистической) и почти или совсем не обнаруживающей никаких изменений при его воспроизведении от одного раза к другому; 3. часто повторяемая модель поведения, которая имеет тенденцию возникать в определенное время (например, утренний ритуал умывания); 4. довольно сложный, стереотипный набор моделей поведения, которые, возможно, имели функциональное происхождение, но полезность которого в новых обстоятельствах уже не является очевидной; 5. в психопатологии – иррациональные, индивидуализированные и стереотипно повторяющиеся модели магического поведения достаточно высокой степени сложности, наблюдаемые при обсессивно-компульсивном расстройстве и служащие пациентам защитой от болезненной тревоги и необоснованных страхов, источником которых они считают действительность. См. Навязчивости; 6. в психоанализе – сложная и стереотипная последовательность действий у пациентов с обсессивно-фобическим неврозом, являющаяся индивидуально созданной системой контрмагии, с помощью которой они пытаются отвратить от себя воображаемые страхи столь же надуманными действиями. Логика обоих имеет анимистическую природу и зависит от мышления первичных процессов. Этим болезненные ритуалы отличаются от действий и моделей поведения, связанных с необразованностью, предрассудками и религией.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено научных статей по теме — 12

Ритуалы, мифы и символы в этнопсихологии

Погорелова Е.И.
Скачать PDF

Акты самоповреждения в ритуальных практиках

Польская Наталия Анатольевна
В статье обсуждаются мотивы и функции актов самоповреждения на примере ритуальных практик примитивных племен, религиозных ритуалов и современных практик модификаций тела.
Скачать PDF

Когнитивные предпосылки орнаментальной культуры как знаково-символического ритуала

Привалова Вера Михайловна
Статья раскрывает когнитивные предпосылки и принципы орнаментальной культуры, которая в знаках и символах культурно-исторического контекста, реализуется как знаково-символический ритуал культуры.
Скачать PDF

Ритуалы как средство формирования этнического самосознания подростков в многокультурной среде

Мукаилова Лейла Абдулахадовна
Определена специфика кризиса идентичности современных подростков в многокультурном социуме. Как одно из действенных средств преодоления такого кризиса рассмотрены ритуалы национальной культуры. Экспериментально выявлены механизмы формирования национального сознания подростков через ритуальные действия.
Скачать PDF

Невроз и перверзия в зеркале ритуала

Марин Алексей Юрьевич
Статья посвящена сравнительному исследованию двух видов невротического ритуала перверзионного и навязчивого. Обнаружение механизма и истоков либидинального наполнения ритуала и его формальной реализации оказывается возможным при исследовании особенностей путей внутренней агрессии, составляющей пружину такого механизма. Кроме того, выявляется оборотная сторона этой агрессии в виде игровой составляющей обрядового действа.
Скачать PDF

Ритуалы в киргизской культуре и возможности их использования в психологической практике

Молчанова Е.С., Айтапаева Г.А.
Статья посвящена проблеме противостояния между народной целительской практикой и службой психического здоровья современной Киргизии. Исследование выявляет психотерапевтический потенциал киргизских ритуалов и возможности их использования практикующими психологами. Авторами приводится описание этапов ритуальной лечебной церемонии, ряда методологических сложностей, с которыми сталкивается исследователь традиционного мировоззрения, а также сравнивается валидность различных способов решения наболевшей проблемы.
Скачать PDF

Психология ритуала и колдовства

Григоренко Андрей Юрьевич
Статья посвящена исследованию психологии магии и ритуала.Автор рассматривает ритуальное поведение животных какпредтеча ритуального поведения человека The article analyses psychology of magic and religion. The ritual behavior of both animals and men is investigated.
Скачать PDF

Выраженность судорожного синдрома, логофобий, сопутствующих и ритуальных движений у подростков и взр

Е.А. Зиновьева
Скачать PDF

Использование ритуалов перехода в работе с подростками группы риска в опыте зарубежных педагогов-исс

Лебедева Инга Юрьевна
Статья посвящена анализу взглядов представителей зарубежного психолого-педагогического знания на ритуал перехода как средство канализации враждебной агрессии и актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска. В зарубежной психолого-педагогической литературе обращается внимание на возможность применения инициации в условиях временных детских объединений для интеграции коллектива и формирования у подростков социально ценных качеств. На основе анализа зарубежных источников сделан вывод о перспективности использования данной психолого-педагогической технологии в реалиях российской системы воспитания. Цель исследования состоит в комплексном анализе взглядов зарубежных педагогов и психологов на возможность применения ритуала перехода (инициации) для актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска во временном детском объединении. Материалы и методы исследования: для достижения данной цели был проанализирован массив источников, отражающих опыт европейских и американских исследователей в области изучения инициации с точки зрения педагогической ценности данного явления. Ведущим методом педагогического исследования был выбран метод изучения передового опыта творчески работающих педагогических коллективов в Европе и США. В качестве вспомогательных методов в работе использованы интерпретация и обобщение результатов источниковедческого анализа публикаций зарубежных ученых. Результаты исследования: в ходе теоретико-эмпирического анализа источников было выявлено, что опыт современной зарубежной педагогики может быть использован для разработки коррекционно-педагогических программ по актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска с помощью ритуально-инициальных практик в условиях временных детских объединений в России, благодаря которым происходит преображение личности, развитие креативного мышления и коррекция агрессивных побуждений. Область применения результатов: система общего образования.
Скачать PDF

Ритуалы как средство регуляции поведения людей в совместной деятельности

Дворникова И.Н., Беганцова И.С.
В исследовании проанализированы ритуалы как психологическое средство развития межличностных отношений, рассмотрены признаки подлинных ритуалов, выявлено их значение для формирования группы.
Скачать PDF

Феномен ритуальности при навязчивых состояниях: психоаналитический этюд

Микаелян Владимир Акопович, Микаелян Эрик Владимирович
Навязчивые состояния (обсессии) традиционно рассматриваются с психиатрических позиций. Вопрос психоаналитических перспектив проблемы навязчивых состояний заслуживает отдельного рассмотрения. Любые виды деятельности могут иметь характер навязчивости. В ритуальных действиях мы можем видеть попытки избавления от неосознанной вины, в связи с чем формируется желание испытать наказание за это. Выгода навязчивостей в том, что они частично подконтрольны индивиду, он выполняет их в строгой последовательности и с определенной периодичностью. Навязчивость играет двойную роль, как психическая защита и как удовлетворение импульсов бессознательного уровня психики. Навязчивые состояния всегда имеют в качестве запускающей причины некий травматический опыт. Механизмом их формирования является смещение. Процесс трансформации обсессий в компульсивные нарушения чаще следующий: защитные силы не способны спасти сознание от навязчивых мыслей, на смену чему приходит компульсивная активность, берущая защитную функцию. Когда в поведение личности вторгается ритуальность в виде навязчивых состояний, Я-сознанию отводится незавидная роль контроля над неконтролируемым. Психика наполняется незнакомым, с точки зрения Я-сознания, содержанием, которое должно ассимилироваться в контексте принципа «здесь и теперь». Следствием этих попыток ассимиляции становится формирование навязчивых состояний. Таким образом, навязчивые состояния могут быть рассмотрены как результат частичной ассимиляции Я-сознанием архаических содержаний филогенеза. Навязчивые состояния можно также определить как индивидуальный альтернативный путь развития, имеющий ритуализованный терапевтический характер на уровне бессознательного психического и патологический характер на уровне сознания личности. Это попытка коллективной или объективной психики справиться с психической проблемой. При этом коллективная психика не считается с возможностями индивидуального сознания, так как для бессознательного нет ограничений. Сегодня психоаналитическая модель навязчивостей является одним из психотерапевтических подходов, который используется в терапии навязчивых состояний. Все психотерапевтические модели основаны на принципе самопознания.
Скачать PDF

Психологические смыслы ритуалов безопасности в образовательном пространстве вуза

Тылец Валерий Геннадьевич, Краснянская Татьяна Максимовна
Осуществлен анализ смыслов ритуалов безопасности, свойственных субъектам образовательного пространства. Представляя собой специально организованные формы поведения, ритуалы безопасности ориентированы на обеспечение подконтрольности субъектам факторов, значимых для сохранения их целостности, защищенности и способности к развитию в направлении жизненной цели. Основными смыслами ритуалов безопасности для субъектов образовательного пространства названы обеспечение стабильности деятельности, нейтрализация неблагоприятных для ее выполнения факторов и повышение уверенности в себе.
Скачать PDF