ИНУЛИН Инфантилизм гипофизарный

ИНФАНТИЛИЗМ

Найдено 20 определений термина ИНФАНТИЛИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНФАНТИЛИЗМ

— сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.

Оцените определение:

Источник: Юридическая психология словарь терминов

ИНФАНТИЛИЗМ

сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, повышенной требовательности к заботе других о себе, в пониженной критичности к себе.

Источник: С.В.Березин, К.С. Лисецхий, М.Е.Серебрякова. Словарь психологических терминов, 2002 г

ИНФАНТИЛИЗМ

1. Сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту. 2. Форма задержки при прохождении стадий развития онтогенетического, при коей оказываются недоразвитыми и функции физические, и психические. При этом сохраняется возможность полной компенсации развития психического в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут обусловливаться наследственными и внутриутробными факторами; инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве; авитаминозом.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ИНФАНТИЛИЗМ

лат. infantilis - детский, младенческий). Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением присущих детскому или подростковому возрасту особенностей организма, личности.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ИНФАНТИЛИЗМ

от лат. infantilis - детский) - задержка в развитии организма. Характерный признак И. - сочетание физического и психического недоразвития. У ребенка задерживается рост, сохраняются детские пропорции тела, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены. Психическое развитие ниже возрастного уровня. Особенность И. - обратимость симптомов и полная компенсация психического развития детей в дальнейшем. Некоторые формы И. имеют гено-типическую обусловленность. Причинами И. м. б. перенесенные в раннем детстве инфекционные заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы. В ряде случаев И. обусловлен повреждением плода, патологией его внутриутробного развития или родовой травмой. См. Дети с отклонениями в психическом развитии. (В. В. Лебединский.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНФАНТИЛИЗМ

патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением присущих детскому или подростковому возрасту особенностей организма, личности.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой

Инфантилизм

infantilism) Введенный Ласекю в 1864 г. для обозначения поведения взрослых людей, имитирующих детскость, термин "И." претерпел нек-рые содержательные изменения. Сейчас это понятие означает виды поведения, физ. статус или эмоциональные состояния, обнаруживающие поведенческие характеристики детского возраста. Вильгельм Штекель называл И. "состояния психич. генеза, относящиеся гл. обр. к сфере сексуальности и представляющие собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального развития или регрессии к ним". Такое поведение представляет собой проявление бессознательного возвращения (или желания вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения тревожности и неуверенности в себе. Это поведение обычно эмоционально окрашено, поскольку человек испытывает удовлетворение от устранения неприятностей, схожее с удовлетворением, получаемым в детстве. Согласно теории психоан., оно сопровождается эгоцентричными ассоциациями с состоянием "быть в центре внимания и наслаждаться этим". На этой концепции И. строится интерпретация, согласно к-рой частичный И. ответствен за возникновение энуреза и энкопреза, к-рыми иногда страдают люди с эмоциональными нарушениями. См. также Тревога, Незрелая личность Р. Лерк

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Инфантилизм

Словообразование. Происходит от лат. infantilis - детский.

Категория. Нарушение психического развития.

Специфика. Форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ИНФАНТИЛИЗМ

1. Состояние старшего ребенка или взрослого,

которые по каким-либо причинам все еще демонстрируют когнитивные и эмоционально-поведенческие характеристики более младшего возраста. 2. Любое специфическое регрессивное поведение, характерное для детей младшего возраста, наблюдаемое в более старшем возрасте.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Инфантилизм

сохранение в психике и поведении взрослого индивида черт и особенностей, свойственных детскому возрасту: отсутствие самостоятельности в решениях, чувство незащищенности, снижение критичности к себе и повышенная требовательность к другим, слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость и др.

Источник: Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

Инфантилизм

Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и/или психического развития. При этом у взрослого человека проявляются черты характера, свойственные детскому или юношескому возрасту.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

ИНФАНТИЛИЗМ

от лат. infantilis - детский, младенческий] - патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих более раннему возрасту (см. Инфантилизма виды)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

ИНФАНТИЛИЗМ

задержка в развитии организма, которая выражается в замедлении роста, сохранении детских пропорций тела, недостаточном развитии первичных и вторичных половых признаков, сохранении в психике и поведении взрослых людей черт, присущих детскому возрасту. И. может наблюдаться и при ускоренном умственном развитии; в этом случае он выражается в неумении адекватно вести себя в обыденной жизни, неспособности принимать решения и нести ответственность за них, эгоцентризме, слабоволии, чувстве незащищенности, потребности в чьейто заботе. Примером И. может служить незрелость эмоциональноволевой сферы при акселерации.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии, 2007 г

Инфантилизм

Отсталость в развитии, проявляющаяся в возрастной недостаточности физических, физиологических, психических, интеллектуальных и/или социальных качеств от свойственных данному возрасту.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Инфантилизм

сохранение в психике и поведении взрослого детских черт. Изображение этого можно встретить в пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Дениске было уже около 20-ти лет, служил он в кучерах и собирался жениться, но не перестал еще быть маленьким. Он очень любил пускать змеи, гонять голубей, играть в бабки, бегать вдогонки и всегда вмешивался в детские игры и ссоры. Нужно было только хозяевам уйти или уснуть, чтобы он занялся чем-нибудь вроде прыганья на одной ножке или подбрасыванья камешков (А. Чехов, Степь).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Инфантилизм

лат. infantilis - детский, младенческий) - 1. термин Ласего (1864), обозначает длительное сохранение у пациента клинически значимых эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик людей более младшего возраста; 2. возврат к более ранним формам эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования в силу психического расстройства, наблюдаемый у различных пациентов, в том числе страдающих шизофренией («вторичный инфантилизм», по А.В.Снежневскому); 3. в психоанализе – «состояние психического генеза, относящееся главным образом к сфере сексуальности и представляющее собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального развития или регрессии к ним» (Штекель). Иными словами, это бессознательное возвращение (или желание вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения тревожности и неуверенности в себе. Обычно такое поведение эмоционально окрашено, оно переживается с ощущением удовлетворения от устранения неприятностей, сходное с удовлетворением, получаемым в детстве (Лерк, 2005). Синоним: Ателия. См. также Синдром регресса психики.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

инфантилизм

(от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения свойственных детскому, юношескому возрасту. Человек, которому присущ и. (инфантил) при нормальном или ускоренном развитии умственной и физической сферы отличается незрелостью эмоционально-волевой сфекры.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ИНФАНТИЛИЗМ

(от лат. infantilis – детский) – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту. Физический И. бывает вызван инфекционными заболеваниями, интоксикациями, неполноценным питанием и т. п. И. проявляется в задержке роста, которая впоследствии, как правило, компенсируется. Психический И. представляет собой отставание в личностном развитии (общее – гармонический И.; характеризующееся специфическими отклонениями – дисгармонический И.: истерический, психопатический и др.); преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Инфантилизм

(от лат. infantilis - младенческий, детский) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

ИНФАНТИЛИЗМ

infantilism) - детские формы поведения, упорно проявляющиеся у взрослого человека.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 9

Учебный инфантилизм студентов гуманитарных специальностей

Владимирова Т.Н., Утенков А.В.
Рассматривается развитие личности в определении учебного инфантилизма студента – это особый, деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной и профессиональной среды, под воздействием определенных психических условий и механизмов, который характеризуется негативным отношением к учебной и профессиональной деятельности, завышенной требовательности к окружающему социуму, активным или пассивным противодействием учебному процессу, отсутствием адекватной субъектной позиции по отношению к собственному профессиональному становлению и развитию, и, как следствие, к учебной деятельности, отсутствием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения, наличием узколичностных ориентаций в профессиональной и учебной деятельности.
Скачать PDF

Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного ро

Ефимова Галина Зиновьевна
В современных условиях ориентации российского общества на приоритетное инновационное развитие и формирование конкурентоспособности не только отдельных социальных групп, но, в первую очередь, каждой личности, социальный инфантилизм молодежи особенно опасен. Социальный инфантилизм студенческой молодежи проявляется в учебном (приоритет диплома, а не знаний, списывание, прогулы занятий), научно-исследовательском (плагиат в работах, недобросовестность в проведении экспериментальных исследований), профессиональном (инертность в трудоустройстве), общественном (отсутствие четкой гражданской позиции), личностном, семейно-бытовом плане и т.д. Актуальность данного вопроса определяется: во-первых, недостаточной разработанностью социологического взгляда на социальный инфантилизм студенческой молодежи; во-вторых, отсутствием устоявшегося перечня детерминант социального инфантилизма; в-третьих, несформированностью методов профилактики и противодействия социального инфантилизма молодежи с позиции социологии (то есть, на уровне социальной группы, а не отдельной личности). Статья направлена на разработку алгоритмов выявления и профилактики социального инфантилизма студенческой молодежи; создание стратегии противодействия различным формам социального инфантилизма. Социальный инфантилизм молодежи рассматривается как основной фактор противодействия модернизации общества. Для анализа проблемы применяются социологические и психолого-педагогические научные разработки. В процессе обучения в вузе студент приобретает знания, умения и навыки, а также компетенции, необходимые ему для профессиональной деятельности; усваивает морально-нравственные нормы (например, о недопустимости плагиата в учебных и научных работах), профессиональный кодекс; пробует свои силы в научно-исследовательской деятельности, формирует и развивает личностную конкурентоспособность.
Скачать PDF

Невропатия и психический инфантилизм как преимущественные расстройства в детском возрасте

Буторин Геннадий Геннадьевич, Долгова Валентина Ивановна
Невропатия и психический инфантилизм в современной детской психиатрии рассматриваются как преимущественные синдромы нервно-психических расстройств, встречающиеся в детском возрасте в относительно самостоятельном виде. Полученные данные о нестандартности и сложности психопатологической симптоматики ставят вопрос о необходимости пересмотра клинической оценки всей структуры невропатического симптомокомплекса. Результаты проведенных в этом направлении исследований с использованием эволюционно-онтогенетического подхода показал, что концепция негативных и позитивных расстройств способна по-новому раскрыть понимание синдромов преимущественных для детского и подросткового возраста.
Скачать PDF

Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация

Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л.
Цель статьи теоретически определить и операционализировать конструкт «инфантилизм». Исследуется содержание теоретического конструкта «инфантилизм». Использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез. Анализируются возрастной и содержательный критерии разделения детства и взрослости. Описаны проявления, трактующиеся как инфантильные для взрослого возраста. Результаты исследования. Установлены характерные признаки инфантилизма взрослого человека в современных условиях с учетом возрастания интенсивности информационных потоков и социально-экономических изменений. Сформулировано определение, которое включает в себя конкретные его характеристики. Инфантилизм определен как личностная организация, включающая черты и модели предыдущего возрастного периода, не адекватные для настоящего возрастного этапа, с акцентом на незрелости эмоционально-волевой сферы. Научная новизна исследования заключается в том, что в качестве основных психологических характеристик взрослости описаны рефлексия, потребность к труду и профессиональной деятельности, наличие профессионального самоопределения, владение трудовыми навыками, потребность в самореализации, сформированность эмоционально-волевой сферы. Объективными характеристиками взрослости выступают переход к экономической и территориальной независимости от родительской семьи, а также освоение новых социальных ролей, таких как работник, супруг, родитель. Выделены два варианта возможной операционализации понятия: объективный (наличие / отсутствие в реальной жизни человека объективных критериев взрослости) и субъективный (самоотчет о субъективном ощущении наличия / отсутствия психологических характеристик взрослости). Практическая значимость статьи заключается в операционализации конструкта «инфантилизм», который в настоящий момент имеет довольно много толкований. Такая операционализация необходима для дальнейшего анализа и проведения различных исследований.
Скачать PDF

Биопсихосоциальный подход к проблеме психического инфантилизма у подростков

Грачев Виталий Викторович, Попова Людмила Александровна, Ениколопов Сергей Николаевич
Социальная значимость проблемы психического инфантилизма обусловлена высокой распространенностью психической незрелости среди подростков, что играет существенную роль в развитии социальной дезадаптации и девиантного поведения. К сожалению, понятие «инфантилизм» остается не в полной мере определенным; единого мнения о характере этого феномена при различных психических заболеваниях и механизме его формирования до сих пор нет. Изучение такого сложного феномена, проявляющегося в различных сферах психической деятельности и функциональных системах организма человека, требует междисциплинарных подходов.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности

Жесткова Наталья Александровна
В статье дается сравнительный анализ социальной зрелости и социального инфантилизма личности в русле диалектического, субъектного и феноменологического исследовательских подходов. Выделены критерии психологического проявления социальной зрелости и социального инфантилизма. Показаны особенности ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфер личности, которые требуют учета для преодоления возможного эгоцентризма и индивидуализма.
Скачать PDF

Психодинамика криминально-правового инфантилизма как новая форма адаптации личности в современной ре

Сочивко Д.В.
В статье рассматриваются вопросы появления новых личностных этапов развития и, соответственно, новых личностных конструктов в современных условиях мировой и российской действительности жизнедеятельности человека. Предлагаются такие новые детерминанты развития личности как криминально-инфантильное и инфантильное сознание взрослого человека.
Скачать PDF

Синдромы невропатии и психического инфантилизма в структуре психических расстройств детского возраст

Буторин Геннадий Геннадьевич, Бенько Лариса Александровна
Представлен анализ результатов клинико-динамических и катамнестических исследований с использованием эволюционно-онтогенетического подхода. Отмечается, что концепция негативных и позитивных расстройств способна по-новому раскрыть понимание синдромов, преимущественных для детского и подросткового возраста, по отношению к распространенному пониманию невропатии и психического инфантилизма. В процессе онтогенеза симптомы невропатии могут замещаться другими психопатологическими проявлениями в зависимости от уровня нервно-психического реагирования. Полученные данные о нестандартности и сложности психопатологической симптоматики ставят вопрос о необходимости пересмотра клинической оценки всей структуры невропатического симптомокомплекса.
Скачать PDF

Психологические факторы развития современного человека в периоде взрослости: факторы инфантилизации

Агафонова Светлана Валентиновна
В современном мире широкое распространение получил ряд особенностей жизненной позиции взрослого человека, которые приводят его к личностной незрелости (инфантильности) и недостаточному профессионализму. Такая жизненная позиция основывается на стремлении жить в свое удовольствие, легко, беззаботно, которое активно формируется средствами массовой коммуникации. Статья посвящена поиску психологических факторов, способствующих подверженности человека влияниям, мешающих его полноценному развитию и достижению зрелости, а также факторов, позволяющих противостоять этим неблагоприятным влияниям. Проведен анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, выполненных за последнее десятилетие, по проблемам личностной зрелости и инфантильности, ювенилизации современного общества, труда, праздности, игровых увлечений взрослых, демонстративного потребления. Выделены характеристики современных условий жизни, которые, с одной стороны, позволяют человеку развиваться в прогрессивном направлении, а с другой стороны, могут быть использованы для регрессивного развития. Обобщены результаты нескольких эмпирических работ, выполненных автором ранее, в ходе которых было исследовано личностное и профессиональное развитие в связи с нравственным развитием, умением совершать положительный нравственный выбор. Проведенный анализ неблагоприятных тенденций развития взрослых людей в современном мире показал, что факторами подверженности инфантилизации является ряд особенностей внутренней позиции человека, а также неиспользование критериев нравственных норм при оценке своих поступков и происходящих событий. На основании комплексного анализа работ по рассматриваемой проблеме и результатов выполненных автором статьи эмпирических исследований делается вывод о том, что факторами прогрессивного развития и достижения зрелости являются: занятие человеком внутренней позиции взрослого; выполнение трудовой деятельности, соответствующей возрастным нормам; совершение положительного нравственного выбора в ситуациях неопределенности; высокий уровень нравственного развития.
Скачать PDF