Функционализм (functionalism)
1. философия предназначения, утверждающая, что форма должна быть адаптирована к функции. 2. Доктрина или действия, придающие первостепенное значение практической применимости или функциональным связям.
Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens
функционализм
свою первоочередную задачу функционалисты видели в раскрытии связи психических и поведенческих процессов с адаптацией организма к окружающей среде. На представителей этой школы значительное влияние оказали работы Дарвина.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Функционализм
философская теория связи между мозгом и разумом, согласно которой разум включает функции или отношения вводавывода, так же как компьютерная программа. Мозг при этом является машиной или аппаратным обеспечением, где установлена программа.
Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013
Функционализм
Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение.
Категория. Методологическая позиция В.Джемса.
Специфика. Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж.Дьюи, Э.Клапаред.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
англ. functionalism) – методологическая ориентация на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму. Для Ф. характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием. Системно-функциональный анализ, наряду с системно-генетическим, системно-структурным и системно-информационным, является основным видом системного анализа конфликтов. Понять конфликт невозможно без понимания тех функций, которые он выполняет в системе социального взаимодействия. Ф. выступает объяснительным принципом отечественной конфликтологии.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Функционализм
лат. functio – исполнение) – в психологии – 1. точка зрения, согласно которой анализ мышления и поведения должен проводиться скорее в понятиях их функций или полезности, чем в понятиях их содержания; 2. школа изучения мышления, парадигма которой разработана Энджелом в противовес доминировавшей в то время подходам структуралистской психологии. Функционалистское направление все еще проявляется в современном эмпиризме и напоминает о себе такими терминами, как цель, адаптация, полезность, функция, роль и др.; 3. в философии – подход к изучению сознания, в котором психические состояния рассматриваются как функциональные состояния. Согласно ему, например, два идентичных психических состояния рассматриваются как функционально эквивалентные безотносительно к тому, являются или нет они физически одинаковыми.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
направление в психологии. Восходит к У. Джемсу, который полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, как и почему она меняется, весьма важен вопрос о том, какую ценность для человека она составляет, чему служит.
С позиции сторонников функционализма, проблема - не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, но в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивида. Они выдвинули гипотезу, согласно коей роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспосабливаться к различным ситуациям, постоянно возникающим перед ним, - или повторяя уже выработанные формы поведения, или изменяя их по требованию обстоятельств, или же осваивая новые действия.
Но, хотя функционализм делал упор на внешние стороны психики, а не на внутренние феномены, как ощущения или чувства (что характерно для структурализма), он все же отдавал предпочтение методу интроспекции.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
психологическое учение, в котором психика рассматривается с точки зрения ее роли в приспособлении организма к условиям окружающей среды. Другое определение: Ф.-это учение о психических операциях в противоположность учению о психических элементах. Ф. возник в Европе и в США почти одновременно как альтернатива психологии В. Вундта и структурализму Э. Титченера. Ф. методологически опирался на позитивизм и прагматизм. На базе Ф. в дальнейшем были созданы прикладная и практическая психология. Идейными предшественниками Ф. считаются английские ученые Ч. Дарвин и Ф. Гальтон. Их работы появились еще до оформления Ф. как самостоятельного психологического учения в 60-е годы XIX в. Первыми функционалистами в Европе считаются Ф. Брентано и К. Штумпф. В США Ф. возник только в начале ХХ в. Здесь его предвосхитили работы В. Джемса, а непосредственными продолжателями явились Джон Дьюи, Энджелл Джеймс Роуленд и Роберт Вудвортс. Американские функционалисты рассматривали функцию как деятельность, охватывающую и процессы, происходящие в сознании, и процессы поведения. Это отличало их позицию от позиции европейских психологов, изучавших в первую очередь акты (функции) сознания. Для функциональной психологии центральными стали три исследовательские темы: учение о психологических операциях (изучение законов функционирования психических процессов и условий их протекания); учение о функциях сознания, его целесообразности и полезности; учение о связях психологии и физиологии организма в общем контексте приспособления человека к окружающей среде. К концу 20-х гг. ХХ в. Ф. практически полностью оттеснил структурлизм. См. позитивизм, прагматизм, психология функциональная, структурализм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Функционализм
направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Оно возникло под влиянием эволюционной теории в биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) и в связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от стерильного поэлементного анализа сознания в структурной психологии Вундта - Титченера к изучению служебной роли сознания при решении жизненно важных для индивида задач. В функциональной психологии имелось несколько течений. В европейских странах естественно-научной трактовки психических функций придерживались Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), идеалистической трактовки - К. Штумпф и представители Вюрцбургской школы (Германия). В Соединенных Штатах сложился другой вариант функциональной психологии, восходящий к У. Джеймсу и представленный двумя школами: Чикагской (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс). Психология понималась как наука о функциях (или "деятельностях") сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская функциональная психология была оттеснена бихевиоризмом.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
В психологии: 1. Общая и широко представленная точка зрения, которая подчеркивает, что анализ мышления и поведения должен проводиться скорее в понятиях их функций или полезности, чем в понятиях их содержания. 2. Школа мышления, формально основанная в Чикагском Университете под руководством Энджелла и Карра в 1910-е и 1920-е годы. Хотя школа мышления в значении 2 отражала многие характеристики подхода в значении 1, важно их различать. Формальная школа (значение 2) представляла определенный программный подход к изучению сознания. Набор основных принципов был выдвинут Энджеллом и разработан как парадигма взамен доминировавшей тогда структуралистской школы (см. структурализм (1)). Функционализм в значении 1, представлял собой определенное направление, которое сформировалось из отдельных влияний, а именно из эволюционной теории Дарвина с его акцентированием на адаптации, из прагматизма Джемса и Пирса с непредубежденностью и либеральными ориентациями, сосредоточенностью на практической пользе действия, и из холизма Дьюи с его склонностью к исследованию целого, функционирующего организм, взаимодействующего со средой. Чикагская школа мышления прекратила свое существование; а функцио-налистское направление все еще проявляется в современном эмпиризме, и такие распространенные термины, как цель, адаптация, функция, полезность, роль и многие другие, являются его наследством. 3. В философии – подход к изучению сознания, в котором психические состояния рассматриваются как функциональные состояния. Функционализм в этом смысле метафизически отличается от физикализма тем, что утверждает не то, что два идентичных психических состояния являются физически идентичными, а что они должны (могут) только рассматриваться как функционально эквивалентные. Эта точка зрения представлена в работах в области искусственного интеллекта, где теория автоматизации может быть представлена скорее в понятиях функций, чем реальных внутренних (то есть физических) структур.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
mrn.functionafom) -методологическая ориентация (и научный подход) на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму. Для Ф. характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием. В логическом смысле примат функции выражается в том, что знание функции признается необходимым (обязательным) предварительным условием для понимания и объяснения структуры и развития. Прототипами высказываний в духе Ф. могут служить след.: "Чтобы понять анатомию, надо понимать функцию - нельзя судить о назначении штопора на основании одних лишь его физических свойств" (Я. Сентаготаи, М. Ар-биб); "структурные свойства языка объясняются в свете тех задач, которые эти свойства выполняют в различных процессах коммуникации" (Р. Якобсон). В онтологическом смысле примат функции над структурой и развитием выражается в признании функционирования (и деятельности) ведущим фактором формирования и развития структуры (в онтогенезе, филогенезе, социогенезе). Конкретные примеры этой методологии легко обнаружить в отечественной психологии: см., напр., Единства сознания и деятельности принцип. В частности, исследователи речевого онтогенеза утверждают: "У развивающегося объекта вначале изменяется его функция, потом согласно ей перестраивается сам объект" (Е. И. Исенина); "главное внимание необходимо уделять функции речи ребенка - тому, зачем и для чего она возникает, т. к. именно назначение речи делает необходимым ее появление" (М. И. Лисина) и т. д.
Общий анализ методологии исследований Л. С. Выготского позволяет утверждать, что он не был ни функционалистом, ни структуралистом в каком-то узком смысле. Его методология наиболее адекватно м. б. квалифицирована как настоящий (не конъюнктурный) системный подход, ориентированный на понимание целостности объекта, выявление многообразных связей между структурой, функцией и генезисом, сведение разных представлений объекта изучения в единую теоретическую картину. Выготский был одним из первых психологов, кто оригинально, систематически и содержательно использовал понятия "функциональная система", "структура функций", "межфункциональные связи", "функциональное развитие" и т. п. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Функционализм
functionalism) Как школа или система психологии, Ф. восходит к эволюционной теории Дарвина и к психологии Уильяма Джемса. Согласно теории естественного отбора, созданной Дарвином, выживают и дают потомство лишь те биолог. виды, к-рые способны наилучшим образом приспособиться к конкретным условиям среды обитания; те же виды, к-рые неспособны к адаптации, вымирают. Дарвин также считал, что, наряду с эволюцией тела происходит и эволюция разума, в связи с чем имеет место не только физ., но и психич. адаптация. Эти идеи получили дальнейшее развитие в психологии Уильяма Джемса, оказавшей непосредственное влияние на Ф. Джемс особо подчеркивал роль психол. адаптации и приспособляемости. Иногда разум помогает телу выжить. Когда требуется логическое мышление и нужно решить какую-то проблему, разум играет первостепенную роль и способствует выживанию. Однако разум имеет свое место в механизме мозга и его действия, хотя бы отчасти, направлены на то, чтобы облегчить удовлетворение телесных потребностей. В др. ситуациях, как в случае образования привычки, ею управляют оставленные в мозге следы, освобождая разум для более полезных дел. Вторым аспектом психологии Джемса, оказавшим влияние на Ф., яв-ся ее прагматизм. Ценность идей определяется их полезностью. Прагматизм, сторонником к-рого был Джемс, был взят на вооружение и Джоном Дьюи, первым функционалистом, применившим его для решения соц. проблем и проблем образования. Ф. возник как протест против существовавших в то время систем, и прежде всего как протест против структурализма. В отличие от структуралистов функционалисты считали осн. предметом психологии психич. процессы, или функции, а не содержания сознания. Кроме того, функционалистов интересовали утилитарные, имеющие практический смысл аспекты психологии. Структуралисты утверждали, что психич. функции не поддаются интроспективному анализу и что анализировать нужно содержание сознания. Возражая им, сторонники Ф. исходили из своей уверенности в том, что при наличии надлежащих методов психич. функции изучать можно. Хотя Ф. был менее организованной и более расплывчатой системой, нежели структурализм, для него, тем не менее, были характерны некоторые принципиальные положения: а) психология должна изучать функции, а не содержания сознания; б) психол. функции суть приспособления к среде; в) психология должна быть утилитарной, приемлемой для практ. использования; г) психич. функции яв-ся частью целостной активности, включающей психич. и физ. компоненты; д) психология очень тесно связана с биологией, поэтому знание анатомии и физиол. способно помочь понять психич. активность. Развитие функционализма как научной школы связано прежде всего с именами трех ученых - Джона Дьюи, Джеймса Энджелла и Харви Карра. Харви Карр наилучшим образом систематизировал функционалистские идеи. Рациональное зерно психологии Карра содержится в его описании "адаптивного акта", имеющем три не зависящих друг от друга, но взаимосвязанных аспекта. Во-первых, имеется мотивирующий стимул, к-рый остается относительно неизменным до тех пор, пока организм действует так, чтобы удовлетворить его. Возникающий мотив направляет активность. Во-вторых, имеется сенсорный стимул, действующий как побудитель, или цель. И наконец, имеет место активность, или ответная реакция, к-рая продолжается до тех пор, пока не будет удовлетворен мотивирующий стимул. Следует отметить, что адаптивный акт яв-ся функцией целостной ситуации. Очевидно, что адаптивный акт включает научение. Исключительно важна ассоц. Карр различал описательные и объясняющие законы ассоц. Ассоц. по сходству подпадает под действие описательных законов. Объясняющие законы распространяются на ассоц. по смежности (совместное появление во времени и в пространстве), к-рой объясняется возникновение ассоц. Сила ассоц. яв-ся следствием многократных повторений. Здесь приложим закон частоты: чем чаще совершается акт, тем сильнее он становится. Карр трактовал эмоции как органические приспособления или восстановления нарушенного равновесия. В гневе люди демонстрируют большую энергию, что позволяет им преодолевать препятствия. Энергия вырабатывается в рез-те внутренних психол. процессов. То же самое можно сказать и про страх: индивидуум получает достаточный запас энергии, чтобы убежать от врагов. Эти эмоции биолог. полезны. Однако такие эмоции, как печаль или зависть, скорее всего, не имеют практ. ценности. Эмоции возникают тогда, когда кажется, что иные пути, или адаптация, отсутствуют. Карр поддерживал более традиционную теорию эмоций, согласно к-рой чел., увидев опасность, пугается и спасается бегством. Страх яв-ся источником энергии для биолог. функций, делающих возможным бег. Такая т. зр. противоречила теории эмоций Джемса-Ланге. Как и структурализм, Ф. более не существует в качестве самостоятельной системы психологии. Нек-рые психологи в том, что касается адаптации к окружающей среде, разделяют взгляды, близкие к взглядам функционалистов. Вообще же, можно сказать, что Ф. влился в основное русло психологии. См. также Структурализм Р. Ландин
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006