Функционализм

Найдено 10 определений термина Функционализм

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Функционализм

functionalism) Как школа или система психологии, Ф. восходит к эволюционной теории Дарвина и к психологии Уильяма Джемса. Согласно теории естественного отбора, созданной Дарвином, выживают и дают потомство лишь те биолог. виды, к-рые способны наилучшим образом приспособиться к конкретным условиям среды обитания; те же виды, к-рые неспособны к адаптации, вымирают. Дарвин также считал, что, наряду с эволюцией тела происходит и эволюция разума, в связи с чем имеет место не только физ., но и психич. адаптация. Эти идеи получили дальнейшее развитие в психологии Уильяма Джемса, оказавшей непосредственное влияние на Ф. Джемс особо подчеркивал роль психол. адаптации и приспособляемости. Иногда разум помогает телу выжить. Когда требуется логическое мышление и нужно решить какую-то проблему, разум играет первостепенную роль и способствует выживанию. Однако разум имеет свое место в механизме мозга и его действия, хотя бы отчасти, направлены на то, чтобы облегчить удовлетворение телесных потребностей. В др. ситуациях, как в случае образования привычки, ею управляют оставленные в мозге следы, освобождая разум для более полезных дел. Вторым аспектом психологии Джемса, оказавшим влияние на Ф., яв-ся ее прагматизм. Ценность идей определяется их полезностью. Прагматизм, сторонником к-рого был Джемс, был взят на вооружение и Джоном Дьюи, первым функционалистом, применившим его для решения соц. проблем и проблем образования. Ф. возник как протест против существовавших в то время систем, и прежде всего как протест против структурализма. В отличие от структуралистов функционалисты считали осн. предметом психологии психич. процессы, или функции, а не содержания сознания. Кроме того, функционалистов интересовали утилитарные, имеющие практический смысл аспекты психологии. Структуралисты утверждали, что психич. функции не поддаются интроспективному анализу и что анализировать нужно содержание сознания. Возражая им, сторонники Ф. исходили из своей уверенности в том, что при наличии надлежащих методов психич. функции изучать можно. Хотя Ф. был менее организованной и более расплывчатой системой, нежели структурализм, для него, тем не менее, были характерны некоторые принципиальные положения: а) психология должна изучать функции, а не содержания сознания; б) психол. функции суть приспособления к среде; в) психология должна быть утилитарной, приемлемой для практ. использования; г) психич. функции яв-ся частью целостной активности, включающей психич. и физ. компоненты; д) психология очень тесно связана с биологией, поэтому знание анатомии и физиол. способно помочь понять психич. активность. Развитие функционализма как научной школы связано прежде всего с именами трех ученых - Джона Дьюи, Джеймса Энджелла и Харви Карра. Харви Карр наилучшим образом систематизировал функционалистские идеи. Рациональное зерно психологии Карра содержится в его описании "адаптивного акта", имеющем три не зависящих друг от друга, но взаимосвязанных аспекта. Во-первых, имеется мотивирующий стимул, к-рый остается относительно неизменным до тех пор, пока организм действует так, чтобы удовлетворить его. Возникающий мотив направляет активность. Во-вторых, имеется сенсорный стимул, действующий как побудитель, или цель. И наконец, имеет место активность, или ответная реакция, к-рая продолжается до тех пор, пока не будет удовлетворен мотивирующий стимул. Следует отметить, что адаптивный акт яв-ся функцией целостной ситуации. Очевидно, что адаптивный акт включает научение. Исключительно важна ассоц. Карр различал описательные и объясняющие законы ассоц. Ассоц. по сходству подпадает под действие описательных законов. Объясняющие законы распространяются на ассоц. по смежности (совместное появление во времени и в пространстве), к-рой объясняется возникновение ассоц. Сила ассоц. яв-ся следствием многократных повторений. Здесь приложим закон частоты: чем чаще совершается акт, тем сильнее он становится. Карр трактовал эмоции как органические приспособления или восстановления нарушенного равновесия. В гневе люди демонстрируют большую энергию, что позволяет им преодолевать препятствия. Энергия вырабатывается в рез-те внутренних психол. процессов. То же самое можно сказать и про страх: индивидуум получает достаточный запас энергии, чтобы убежать от врагов. Эти эмоции биолог. полезны. Однако такие эмоции, как печаль или зависть, скорее всего, не имеют практ. ценности. Эмоции возникают тогда, когда кажется, что иные пути, или адаптация, отсутствуют. Карр поддерживал более традиционную теорию эмоций, согласно к-рой чел., увидев опасность, пугается и спасается бегством. Страх яв-ся источником энергии для биолог. функций, делающих возможным бег. Такая т. зр. противоречила теории эмоций Джемса-Ланге. Как и структурализм, Ф. более не существует в качестве самостоятельной системы психологии. Нек-рые психологи в том, что касается адаптации к окружающей среде, разделяют взгляды, близкие к взглядам функционалистов. Вообще же, можно сказать, что Ф. влился в основное русло психологии. См. также Структурализм Р. Ландин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

направление в психологии. Восходит к У. Джемсу, который полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, как и почему она меняется, весьма важен вопрос о том, какую ценность для человека она составляет, чему служит.

С позиции сторонников функционализма, проблема - не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, но в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивида. Они выдвинули гипотезу, согласно коей роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспосабливаться к различным ситуациям, постоянно возникающим перед ним, - или повторяя уже выработанные формы поведения, или изменяя их по требованию обстоятельств, или же осваивая новые действия.

Но, хотя функционализм делал упор на внешние стороны психики, а не на внутренние феномены, как ощущения или чувства (что характерно для структурализма), он все же отдавал предпочтение методу интроспекции.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

mrn.functionafom) -методологическая ориентация (и научный подход) на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму. Для Ф. характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием. В логическом смысле примат функции выражается в том, что знание функции признается необходимым (обязательным) предварительным условием для понимания и объяснения структуры и развития. Прототипами высказываний в духе Ф. могут служить след.: "Чтобы понять анатомию, надо понимать функцию - нельзя судить о назначении штопора на основании одних лишь его физических свойств" (Я. Сентаготаи, М. Ар-биб); "структурные свойства языка объясняются в свете тех задач, которые эти свойства выполняют в различных процессах коммуникации" (Р. Якобсон). В онтологическом смысле примат функции над структурой и развитием выражается в признании функционирования (и деятельности) ведущим фактором формирования и развития структуры (в онтогенезе, филогенезе, социогенезе). Конкретные примеры этой методологии легко обнаружить в отечественной психологии: см., напр., Единства сознания и деятельности принцип. В частности, исследователи речевого онтогенеза утверждают: "У развивающегося объекта вначале изменяется его функция, потом согласно ей перестраивается сам объект" (Е. И. Исенина); "главное внимание необходимо уделять функции речи ребенка - тому, зачем и для чего она возникает, т. к. именно назначение речи делает необходимым ее появление" (М. И. Лисина) и т. д.

Общий анализ методологии исследований Л. С. Выготского позволяет утверждать, что он не был ни функционалистом, ни структуралистом в каком-то узком смысле. Его методология наиболее адекватно м. б. квалифицирована как настоящий (не конъюнктурный) системный подход, ориентированный на понимание целостности объекта, выявление многообразных связей между структурой, функцией и генезисом, сведение разных представлений объекта изучения в единую теоретическую картину. Выготский был одним из первых психологов, кто оригинально, систематически и содержательно использовал понятия "функциональная система", "структура функций", "межфункциональные связи", "функциональное развитие" и т. п. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Функционализм

Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение.

Категория. Методологическая позиция В.Джемса.

Специфика. Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж.Дьюи, Э.Клапаред.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

В психологии: 1. Общая и широко представленная точка зрения, которая подчеркивает, что анализ мышления и поведения должен проводиться скорее в понятиях их функций или полезности, чем в понятиях их содержания. 2. Школа мышления, формально основанная в Чикагском Университете под руководством Энджелла и Карра в 1910-е и 1920-е годы. Хотя школа мышления в значении 2 отражала многие характеристики подхода в значении 1, важно их различать. Формальная школа (значение 2) представляла определенный программный подход к изучению сознания. Набор основных принципов был выдвинут Энджеллом и разработан как парадигма взамен доминировавшей тогда структуралистской школы (см. структурализм (1)). Функционализм в значении 1, представлял собой определенное направление, которое сформировалось из отдельных влияний, а именно из эволюционной теории Дарвина с его акцентированием на адаптации, из прагматизма Джемса и Пирса с непредубежденностью и либеральными ориентациями, сосредоточенностью на практической пользе действия, и из холизма Дьюи с его склонностью к исследованию целого, функционирующего организм, взаимодействующего со средой. Чикагская школа мышления прекратила свое существование; а функцио-налистское направление все еще проявляется в современном эмпиризме, и такие распространенные термины, как цель, адаптация, функция, полезность, роль и многие другие, являются его наследством. 3. В философии – подход к изучению сознания, в котором психические состояния рассматриваются как функциональные состояния. Функционализм в этом смысле метафизически отличается от физикализма тем, что утверждает не то, что два идентичных психических состояния являются физически идентичными, а что они должны (могут) только рассматриваться как функционально эквивалентные. Эта точка зрения представлена в работах в области искусственного интеллекта, где теория автоматизации может быть представлена скорее в понятиях функций, чем реальных внутренних (то есть физических) структур.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Функционализм (functionalism)

1. философия предназначения, утверждающая, что форма должна быть адаптирована к функции. 2. Доктрина или действия, придающие первостепенное значение практической применимости или функциональным связям.

Источник: Д. Палмер, Л. Палмер. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

англ. functionalism) – методологическая ориентация на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму. Для Ф. характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием. Системно-функциональный анализ, наряду с системно-генетическим, системно-структурным и системно-информационным, является основным видом системного анализа конфликтов. Понять конфликт невозможно без понимания тех функций, которые он выполняет в системе социального взаимодействия. Ф. выступает объяснительным принципом отечественной конфликтологии.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Функционализм

направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Оно возникло под влиянием эволюционной теории в биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) и в связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от стерильного поэлементного анализа сознания в структурной психологии Вундта - Титченера к изучению служебной роли сознания при решении жизненно важных для индивида задач. В функциональной психологии имелось несколько течений. В европейских странах естественно-научной трактовки психических функций придерживались Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), идеалистической трактовки - К. Штумпф и представители Вюрцбургской школы (Германия). В Соединенных Штатах сложился другой вариант функциональной психологии, восходящий к У. Джеймсу и представленный двумя школами: Чикагской (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс). Психология понималась как наука о функциях (или "деятельностях") сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская функциональная психология была оттеснена бихевиоризмом.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Функционализм

лат. functio – исполнение) – в психологии – 1. точка зрения, согласно которой анализ мышления и поведения должен проводиться скорее в понятиях их функций или полезности, чем в понятиях их содержания; 2. школа изучения мышления, парадигма которой разработана Энджелом в противовес доминировавшей в то время подходам структуралистской психологии. Функционалистское направление все еще проявляется в современном эмпиризме и напоминает о себе такими терминами, как цель, адаптация, полезность, функция, роль и др.; 3. в философии – подход к изучению сознания, в котором психические состояния рассматриваются как функциональные состояния. Согласно ему, например, два идентичных психических состояния рассматриваются как функционально эквивалентные безотносительно к тому, являются или нет они физически одинаковыми.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Функционализм

философская теория связи между мозгом и разумом, согласно которой разум включает функции или отношения вводавывода, так же как компьютерная программа. Мозг при этом является машиной или аппаратным обеспечением, где установлена программа.

Источник: Антти Ревонсуо. Психология сознания. Питер. 2013 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Функциональная организация прикладной психодиагностики

Костромина Светлана Николаевна
В статье представлен анализ основополагающих признаков психодиагностики как практической деятельности специалиста. В качестве важнейшего условия организации ее содержания обоснована необходимость учета гносеологического характера психодиагностической деятельности, который раскрывается через специфические функциональные составляющие логический, семиотический, деонтологический и технический компоненты. Предложена функциональная организация прикладной психодиагностики, описывающая значение каждого компонента в соответствии с его содержанием и ролью в общем процессе постановки психологического диагноза и определяющаяся необходимостью существования каждого компонента в ходе диагностирования.
Скачать PDF

Физиологическая оценка военно-профессиональной адаптации и функционального состояния организма слуша

Кондрашов Василий Викторович, Онищенко Александр Николаевич
Проведён анализ результатов изучения функционального состояния организма слушателей ординатуры военно-медицинских вузов в различных условиях и режимах профессионального обучения (во время учебного дня, суточного дежурства в клинике, наряда и экзамена), в процессе военно-профессиональной адаптации. Разработана технология оптимизации функционального состояния организма военных врачей-ординаторов, учитывающая психофизиологические особенности военно-профессиональной подготовки, выявленные закономерности изменений психофизиологических резервов и военно-профессиональной адаптации, представляющая собой совокупность физиологически обоснованных структурно-функциональных компонентов (совершенствование адаптации, коррекция и восстановление функционального состояния организма)
Скачать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.
Скачать PDF

Сравнительная характеристи а изменения функционального состояния работников локомотивных бригад, вып

Пузанкова Н.В., Рыбникова М.Н.
Скачать PDF

К вопросу о функциональной струтуре регуляции поведения личности

Быков Сергей Владимирович
Рассматриваются различные концептуальные подходы к проблеме регуляции (саморегуляции) социального поведения личности. Отмечается, что морально-нравственная регуляция в системе социального поведения занимает центральное положение
Скачать PDF

Функциональные особенности выполнения стабилографических тестов у испытуемых с различными антропомет

Муртазина Елена Павловна
Показана взаимосвязь конституции юношей со стабилографическими показателями выполнения статического теста «Мишень», в отличие от динамического теста «Ступенчатое воздействие», отражающего типы ВНД.
Скачать PDF

Особенности распределения профиля функциональной межполушарной асимметрии у субъектов банковской дея

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Структурно-функциональная модель адаптации спортсменов к соревновательной деятельности

Кузьмин Максим Александрович
В статье представлена структурно-функциональная модель адаптации спортсменов к соревновательной деятельности, рассмотрены объективные и субъективные факторы адаптации к соревновательной деятельности. Наибольшее значение в плане повышения адаптированности имеют мотивационные, волевые и эмоциональные качества личности, высокая положительная мотивация на участие в соревновании. Кроме того, результаты проведенного исследования убедительно показывают, что личностные качества опосредуют спортивную мотивацию и непосредственно успешность соревновательной деятельности.
Скачать PDF

Сравнение различных методов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии детей 4-7 лет

Борисенкова Е.Ю.
Целью статьи явилось сравнение различных методов оценки латеральных признаков у детей. В исследовании принимал участие 161 ребенок 4-7 лет (87 девочек и 74 мальчика), посещающий муниципальные детские сады. Для оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, состоящего из определения ведущих руки, ноги, глаза и уха, использовали наиболее часто встречающиеся в литературе пробы. Показано, что, варьируя методами обработки, можно получить любое число детей с левыми и правыми показателями.
Скачать PDF

Динамика психоэмоциональных компонентов личности у жителей Севера при измененной функциональной акти

Рагозин О.Н., Сметаненко Т.В.
Цель нашего исследования оценить временную организацию психического состояния и эмоциональных компонентов личности в зависимости от функционального состояния эпифиза у жителей Севера в зимний период при наиболее коротком (5 ч) световом дне. Под наблюдением находились 48 здоровых юношей и девушек 18-23 лет. Измерения проводились 6 раз в сутки, через каждые 4 часа. Для изучения личностных особенностей использовали тест Люшера с расчетом следующих показателей: концентричность-эксцентричность, автономность-гетерономность, личностный баланс, уровень работоспособности, уровень стресса, суммарное отклонение от аутогенной нормы. У каждого исследуемого проводился тест «индивидуальная минута», который характеризует функциональное состояние нервной системы, соотношение в ней процессов возбуждения и торможения. Для оценки функциональной активности эпифиза проводилось определение уровня 6-сульфатоксимелатонина (6-СОМТ) в моче. Информация обработана по программе «Косинор-анализ» с определением периода ритма, мезора, амплитуды и акрофазы. Величина «индивидуальной минуты» в течение суток имеет циклические колебания с наиболее значимыми по амплитуде ритмами с периодом 22, 18, 14, 11, 9 часов. Чередование акрофаз вышеуказанных ритмов «пилообразное»: 06, 08, 06, 10, 06, 12, 06, 14 часов. Учитывая связь уровня тревожности и продолжительности «индивидуальной минуты» можно предположить, что у здоровых людей в условиях сниженной продолжительности светового дня степень тревожности высока не столько в абсолютных величинах, сколько в изменениях этого уровня, причем максимальный период колебаний приходится на период от 06 до 14 часов дня. При анализе изменений работоспособности выявлены одиннадцать достоверных ритмов, наблюдается следующая закономерность: ритмы с периодом 23,22; 19,18; 15,14; 11,9 часов имеют акрофазы с 5 ч 30 мин до 6 ч 30 мин, а акрофазы ритмов с периодом 21,17 и 13 часов расположены с 11 до 15 часов, при колебаниях амплитуды от 1,53 до 4,73, то есть речь идет о нескольких пиках работоспособности при достаточно низком мезоре показателя. Интерпретация суточных колебаний других показателей не столь однозначна. Показатель автономность-гетерономность имеет два ультрадианных ритма с периодом 21 и 20 часов и акрофазой с 02 до 03 часа. Показатель уровня стресса имеет два ультрадианных ритма (17 и 13-ти часовые) с акрофазой с 11 до 12 часов дня. Величина аутогенной нормы, характеризующая нервно-психическое напряжение, имеет в своем спектре 6 ультрадианных ритмов, разброс акрофаз от 01 часа ночи до 14 часов дня, уровень указывает на преобладание отрицательных эмоций. Концентричность-эксцентричность не имеет достоверной ритмики вообще. Значения концентрации 6-СОМТ в моче, измеренные в зимний период, значительно выше цифровых значений, приведенных в литературных источниках при исследованиях, проведенных в средней полосе России. Результаты обследования показывают наличие внутрии межсистемного десинхроноза с появлением ультрадианных ритмов, дрейфом акрофаз ритмов на вечерние часы. Изменение функциональной активности эпифиза в условиях измененного фотопериодизма, по нашему мнению, является одним из механизмов нарушения временной структуры психоэмоционального статуса человека в северном регионе.
Скачать PDF

Влияние аудио-визуальных программ на динамику функционального состояния человека в зависимости от ин

Пузанкова Н.В., Потапов В.П.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!