Формирование понятий

Найдено 1 определение:

Формирование понятий

concept learning) Понятие - способ категоризации элементов и демонстрации характера существующих между ними взаимосвязей. В задаче на Ф. п. (concept learning task) определенные признаки стимулов связываются друг с другом в соответствии со специфическим правилом. Нек-рые задачи на Ф. п. требуют от испытуемых обнаружения признаков, нек-рые - обнаружения правила, а нек-рые - и того и другого. Под признаком в задачах на Ф. п. понимается характеристика стимула, к-рая может изменяться от одного предъявления к др. Напр., в исслед. Ф. п. могут использоваться такие стимулы, как квадраты или круги, к-рые могут быть маленькими или большими и розовыми или голубыми; т. о., стимулы изменяются по трем признакам: форме, размеру и цвету. В задаче на Ф. п. по крайней мере один из признаков стимула яв-ся существенным. Когда дело касается существенного признака, испытуемые должны сказать "да", если данный признак имеет одно значение (напр., квадрат), и "нет", если этот признак имеет др. значение (напр., круг). Задача на Ф. п. также может содержать ряд несущественных признаков, к-рые не связаны с конкретным понятием. Если, напр., цвет или размер яв-ся несущественными признаками в конкретной задаче, испытуемые должны научиться их игнорировать для того, чтобы сформировать требуемое понятие. Правило предписывает, каким образом должны между собой сочетаться признаки. Два наиболее распространенных типа правил называются конъюнкцией и дизъюнкцией. Правило конъюнкции использует слово "и", как во фразе "все фигуры, являющиеся квадратными и розовыми". Правило дизъюнкции использует слово "или", как во фразе "все фигуры, являющиеся квадратными или розовыми либо квадратными и розовыми одновременно". Примерно с 1930 до 1970 г. исслед. в области Ф. п. в основном фокусировались на выявлении переменных, к-рые влияли на скорость образования понятия. К числу таких переменных относятся тип правила (напр., конъюнкция или дизъюнкция), тип задачи (напр., поиск признака, поиск правила, или полное усвоение понятия), количество существенных признаков, очевидность (salience) существенного признака и количество несущественных признаков. Одно из открытий, к-рое привлекло к себе особое внимание, состояло в том, что испытуемые быстрее формируют понятия, когда им даются положительные примеры (напр., им говорят, что розовый квадрат яв-ся примером понятия), чем когда им даются отрицательные примеры (напр., им говорят, что голубой круг не яв-ся примером понятия). Теории формирования понятий. Мн. теории основаны на представлении о том, что люди в задачах на Ф. п. пытаются определять искомые понятия путем выдвижения гипотез или пробных догадок и последующей проверки этих гипотез (догадок). Естественные категории. Важное расширение области исслед. понятий связано с естественными категориями или житейскими (real-life) понятиями. Элеонора Рош, итоги исслед. к-рой были подведены в работе Рош и Ллойда "Познание и категоризация" (Cognition and categorization), указывает на то, что в задачах на Ф. п. используются четко определенные, дискретные признаки, к-рые при этом сочетаются произвольно. В отличие от этого, по мнению Рош, житейские понятия строятся по-другому. Рош предполагает, что для определения того, принадлежит ли элемент к конкретной категории, люди сравнивают этот элемент с прототипом или наилучшим примером (образцом) данной категории. Напр., дрозд яв-ся высокопрототипическим примером категории "птица", тогда как пингвин таковым примером не яв-ся. Рош и ее коллеги выявили ряд отличительных характеристик прототипов: 1. Прототипы чаще, чем непрототипы, предлагаются в качестве примеров категории. 2. Прототипы могут служить заменителями названия категории в высказывании, тогда как непрототипы не могут. 3. Прототипы служат базисными точками (reference points), с к-рыми сравниваются другие элементы. 4. Прототипы с большей вероятностью обладают признаками, имеющими много общего с др. членами категории семейного сходства (family resemblance category). В категории семейного сходства не содержится единственного признака, присущего всем ее членам, однако каждый ее член обладает по крайней мере одним признаком, имеющим много общего с нек-рым др. членом данной категории. 5. Категории, организованные на основе прототипов, усваиваются гораздо быстрее, чем категории, основанные на непрототипах. См. также Абстрактный интеллект, Когнитивные стили учения, Обучение методом (управляемых) открытий М. Мэтлин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспек

Северинова Елена Юрьевна
Статья посвящена формированию у будущих учителей понятий, выражаемых терминами методики обучения иностранного языка. Поскольку одни и те же термины используются в методике и в психологии для обозначения различных понятий, у студентов возникает смешение (интерференция) понятий. При различении методического и психологического содержания терминов, обозначающих действия, следует опираться на время формирования действий, обозначаемых этими терминами, на способы и этапы формирования, а также на возможность или невозможность их автоматизации. Автор предлагает систему упражнений по формированию соответствующих понятий у студентов педагогических вузов.
Скачать PDF

Непоэлементное обучение полем. Полевое формирование понятий

Лыскова В.Ю.
Скачать PDF

Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин

Ахметова Людмила Владимировна
Понятийный аппарат учебных естественно-научных дисциплин является интегрированным по сути своего предмета изучения, обеспечивает возможность переработки информации одновременно в системе различных когнитивных уровней, позволяет осуществлять межпредметные взаимосвязи, формировать целостную систему естественно-научного мировоззрения. Основополагающими факторами, влияющими на формирование системы понятийного аппарата, являются учебники, по которым учащиеся изучают дисциплины, организационные условия учебной деятельности, окружающая естественная и социально-культурная среда, в которой развивается ученик.
Скачать PDF

Исследование микрогенеза опосредствования в процессе формирования понятия "мера" у дошкольни

Мамкина Т.М.
Статья описывает экспериментальное исследование макрои микрогенеза опосредствования на материале формирования понятия «мера» у дошкольников, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Основой для планирования и осуществления данной работы стали теоретические позиции П. Жане, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперина, П. Рабарделя и др.
Скачать PDF

Знак и его свойства в процессах формирования понятий

Агрба Лиана Беслановна
В статье рассматриваются разные подходы в отношении конкретных механизмов связи между понятиями и речью, исследуется влияние различных свойств знака, таких как визуальные характеристики, семантика и возможность вербализации на успешность формирования понятий в категориях разного типа. Предлагаеся новый компромиссный вариант объяснения разные свойства знака будут иметь разную функцию для формирования категорий разного типа. Полученный вариант теоретического объяснения более гибкий, так как лучше согласуется с эволюционными и онтогенетическими фактами касательно механизмов категоризации. Мы давали испытуемым задания на классическое формирование понятий с обратной связью. Испытуемые получали, так называемые, статистически-плотные категории и статистически-неплотные категории. В четырех экспериментах мы меняли такие свойства знака, как его визуальность, лексичность, иконичность и нагруженность дополнительными действиями со знаком. Мы обнаружили, что для формирования плотных категорий более удобными являются визуальные характеристики знака, в то время как для формирования неплотных категорий более важным был параметр лексичности. Дополнительно мы показали, как устроено управление вниманием при работе со знаком в разных категориях.
Скачать PDF

Междисциплинарные проблемы формирования понятийного и терминологического поля концепции психической

Беребин Михаил Алексеевич
Рассмотрены некоторые междисциплинарные терминологические и понятийные проблемы концепции психической адаптации и вызванные ими проблемы клинических исследований в медицинской психологии. Описаны некоторые примеры рассогласований в понимании проявлений психической адаптации в норме и при ее нарушениях. Проведен анализ некоторых общенаучных положений с точки зрения возможности их использования при решении теоретических проблем разработки концепции психической адаптации в медицинской психологии.
Скачать PDF

Формирование и развитие понятия « Конфликтологическая культура личности» в теории и практике совреме

Shcherbakova O.I.
В статье представлены традиционные подходы к пониманию таких важных понятий в современной конфликтологии как: «конфликт», « психологическая культура». Вместе с тем автором обозначены и рассмотрены новые, только начинающие входить в научный обиход, понятия конфликтологическая компетентность, конфликтологическая культура. В статье также предложен авторский взгляд на терминологический ряд: анализируется понятие «конфликтологическая культура личности», ее уровни и содержательные компоненты.
Скачать PDF

Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов: Анализ понятий, обеспечивающих

Бакиева Эльвира Валерьевна
Профессиональная самореализация студента является важнейшим этапом в становлении его как специалиста. Молодой человек должен сознавать определяющие цели будущей профессиональной деятельности. Формирование у студентов потребности в профессиональной самореализации является важнейшей задачей современной педагогики.
Скачать PDF

Интегральное формирование понятия «Личностно-профессиональное становление студента-хореографа»: хара

Юрьева М.Н.
Yuryeva М.N. integral notion of «personal-professional formation of a student-choreographer»: characteristics of the essence. The article provides an analytical review of acmeological category «personal-professional formation of a choreographic student». On the basis of theoretical analysis the integrative essence of this concept is considered and its authorial interpretation is offered.
Скачать PDF

Формирование авторского представления о понятии «Имидж»

Безниско Людмила Алексеевна
Термин «имидж» в последнее десятилетие приобрел необыкновенное распространение буквально во всех сферах человеческой деятельности: профессиональной, литературной, творческой, общественной, педагогической и даже в быту. Имидж является знаковым заменителем, «маской», которая скрывает сложную, противоречивую и порой болезненную индивидуальность современного человека, не всегда приспособленного к перенасыщенным информацией, стремительно меняющимся и не оставляющих возможностей для взвешенных решений, условиям жизнедеятельности. В общественном сознании закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от качества которой зависит общий успех.
Скачать PDF

Что помогает нам формировать понятие: знак или его значение?

Котов А.А., Власова Е.Ф.
В исследовании проверялась гипотеза о различном влиянии знака и его значения на формирование понятия. Для этого мы с помощью парадигмы ложных воспоминаний создали у испытуемых ожидания на определенное значение. Затем испытуемые формировали искусственное понятие в условиях без знака. Мы сравнивали формирование понятия в этих условиях с формированием понятия в условиях без знака и без значения и в условиях с избыточным знаком и значением. Мы обнаружили, что формирование понятия отличалось, когда присутствовал только знак со значением, от условий, когда не было ни знака, ни значения и когда было только значение без знака. Мы обсуждаем эти результаты как доказательство большей роли знака, чем его значения, в формировании понятий.
Скачать PDF

К вопросу формирования научного понятия «Автономность личности»

Старновская Е.Е.
В статье рассматривается процесс формирования научного понятия «автономность личности», раскрываются морфологическая особенность корня понятия, взгляды ученых на понимание автономности личности и его составляющих, дается определение автономности личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: