Формирование понятий

Найдено 1 определение
Формирование понятий
concept learning) Понятие - способ категоризации элементов и демонстрации характера существующих между ними взаимосвязей. В задаче на Ф. п. (concept learning task) определенные признаки стимулов связываются друг с другом в соответствии со специфическим правилом. Нек-рые задачи на Ф. п. требуют от испытуемых обнаружения признаков, нек-рые - обнаружения правила, а нек-рые - и того и другого. Под признаком в задачах на Ф. п. понимается характеристика стимула, к-рая может изменяться от одного предъявления к др. Напр., в исслед. Ф. п. могут использоваться такие стимулы, как квадраты или круги, к-рые могут быть маленькими или большими и розовыми или голубыми; т. о., стимулы изменяются по трем признакам: форме, размеру и цвету. В задаче на Ф. п. по крайней мере один из признаков стимула яв-ся существенным. Когда дело касается существенного признака, испытуемые должны сказать "да", если данный признак имеет одно значение (напр., квадрат), и "нет", если этот признак имеет др. значение (напр., круг). Задача на Ф. п. также может содержать ряд несущественных признаков, к-рые не связаны с конкретным понятием. Если, напр., цвет или размер яв-ся несущественными признаками в конкретной задаче, испытуемые должны научиться их игнорировать для того, чтобы сформировать требуемое понятие. Правило предписывает, каким образом должны между собой сочетаться признаки. Два наиболее распространенных типа правил называются конъюнкцией и дизъюнкцией. Правило конъюнкции использует слово "и", как во фразе "все фигуры, являющиеся квадратными и розовыми". Правило дизъюнкции использует слово "или", как во фразе "все фигуры, являющиеся квадратными или розовыми либо квадратными и розовыми одновременно". Примерно с 1930 до 1970 г. исслед. в области Ф. п. в основном фокусировались на выявлении переменных, к-рые влияли на скорость образования понятия. К числу таких переменных относятся тип правила (напр., конъюнкция или дизъюнкция), тип задачи (напр., поиск признака, поиск правила, или полное усвоение понятия), количество существенных признаков, очевидность (salience) существенного признака и количество несущественных признаков. Одно из открытий, к-рое привлекло к себе особое внимание, состояло в том, что испытуемые быстрее формируют понятия, когда им даются положительные примеры (напр., им говорят, что розовый квадрат яв-ся примером понятия), чем когда им даются отрицательные примеры (напр., им говорят, что голубой круг не яв-ся примером понятия). Теории формирования понятий. Мн. теории основаны на представлении о том, что люди в задачах на Ф. п. пытаются определять искомые понятия путем выдвижения гипотез или пробных догадок и последующей проверки этих гипотез (догадок). Естественные категории. Важное расширение области исслед. понятий связано с естественными категориями или житейскими (real-life) понятиями. Элеонора Рош, итоги исслед. к-рой были подведены в работе Рош и Ллойда "Познание и категоризация" (Cognition and categorization), указывает на то, что в задачах на Ф. п. используются четко определенные, дискретные признаки, к-рые при этом сочетаются произвольно. В отличие от этого, по мнению Рош, житейские понятия строятся по-другому. Рош предполагает, что для определения того, принадлежит ли элемент к конкретной категории, люди сравнивают этот элемент с прототипом или наилучшим примером (образцом) данной категории. Напр., дрозд яв-ся высокопрототипическим примером категории "птица", тогда как пингвин таковым примером не яв-ся. Рош и ее коллеги выявили ряд отличительных характеристик прототипов: 1. Прототипы чаще, чем непрототипы, предлагаются в качестве примеров категории. 2. Прототипы могут служить заменителями названия категории в высказывании, тогда как непрототипы не могут. 3. Прототипы служат базисными точками (reference points), с к-рыми сравниваются другие элементы. 4. Прототипы с большей вероятностью обладают признаками, имеющими много общего с др. членами категории семейного сходства (family resemblance category). В категории семейного сходства не содержится единственного признака, присущего всем ее членам, однако каждый ее член обладает по крайней мере одним признаком, имеющим много общего с нек-рым др. членом данной категории. 5. Категории, организованные на основе прототипов, усваиваются гораздо быстрее, чем категории, основанные на непрототипах. См. также Абстрактный интеллект, Когнитивные стили учения, Обучение методом (управляемых) открытий М. Мэтлин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.11 мб

Формирование понятия «Метаболический след»

Стогов Максим Валерьевич, Новиков Константин Игорьевич, Тушина Наталья Владимировна, Мурадисинов Магамедсайгид Османович
Предложена концепция «метаболического следа», состоящая в том, что любое нарушение целостности кости приводит к формированию в ней и в организме в целом нового метаболического состояния, реактивность которого в случае повторного п
Читать PDF
403.82 кб

К истории формирования понятия "государство"

Мартышин Орест Владимирович
В статье представлен обзор и анализ терминологии, применявшейся для обозначения государства от древности до XIX века
Читать PDF
1.35 мб

Особенности формирования межпредметных понятий

Иванова Ольга Александровна
Статья посвящена особенностям формирования межпредметных понятий. Рассматриваются подходы к понятию вообще, разграничены межпредметные, подчиненные межпредметным и соподчиненные понятия.
Читать PDF
130.89 кб

Формирование понятия и теории в социальных науках

Шюц А.
Перевод с английского Н.М.Смирновой
Читать PDF
508.12 кб

Техногенная культура: понятие и этапы формирования

Кашкаров Алексей Михайлович
В данной статье проведен анализ понятия «техногенная культура»; изучены основные этапы становления техногенной культуры; определены ее специфические черты, условия формирования, последствия для природы и человека.
Читать PDF
281.56 кб

Процессы формирования понятий в обучении математике

Когаловский Сергей Рувимович
В статье описывается природосообразный и эффективный способ организации освоения учащимися строгих общих математических понятий в контексте идей Л. С. Выготского, Э.
Читать PDF
237.52 кб

Знак и его свойства в процессах формирования понятий

Агрба Лиана Беслановна
В статье рассматриваются разные подходы в отношении конкретных механизмов связи между понятиями и речью, исследуется влияние различных свойств знака, таких как визуальные характеристики, семантика и возможность вербализации на усп
Читать PDF
203.55 кб

Педагогические условия формирования понятия «Функция»

Фридман Е. М.
Читать PDF
275.17 кб

Теоретико-дидактический подход к формированию понятия

Лазарев М. А., Воробьева Н. А., Прончев Г. Б.
Читать PDF
261.07 кб

Теория как созерцание: к истокам формирования понятия

Лахонин Михаил Владимирович
Статья посвящена рассмотрению происхождения и этимологии термина «созерцание», а также изучению истоков его происхождения.
Читать PDF
302.46 кб

Основные проблемы практики формирования научных понятий

Звонкова И. Ю.
Читать PDF
6.18 мб

Значение воображения в формировании понятий у студентов

Гончаров Сергей Захарович
Раскрываются особенности воображения, его функции в процессах мышления. Представлены результаты сравнительного анализа роли метафоры, образа, сравнения, аналогии как средств формирования понятий.
Читать PDF
245.28 кб

Формирование авторского представления о понятии «Имидж»

Безниско Людмила Алексеевна
Термин «имидж» в последнее десятилетие приобрел необыкновенное распространение буквально во всех сферах человеческой деятельности: профессиональной, литературной, творческой, общественной, педагогической и даже в быту.
Читать PDF
814.84 кб

Уровни формирования понятий школьного курса информатики

Быкова Ирина Альбертовна, Заводчикова Надежда Ивановна, Кокорева Ирина Евгеньевна, Плясунова Ульяна Валерьевна
В данной статье рассмотрены этапы формирования научного понятия, выделены стадии предпонятия (понятия в житейском смысле) и собственно понятия (понятие в научном смысле).
Читать PDF
245.09 кб

К вопросу о формировании понятия «Социальная активность»

Лебедев Максим Дмитриевич
В статье проведено исследование различных аспектов использования понятия «социальная актив-ность».

Похожие термины:

  • ПОНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЕ

    процесс выделения и представления в виде понятия системы общих и существенных качеств и свойств, присущих некоторой совокупности предметов. В частных употреблениях П.ф. может означать: 1. Освоение
  • ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ

    обозначение процессов образования и усвоения понятий. Нарушения упомянутых процессов постоянно встречаются при психических расстройствах и нарушениях психического развития, однако, изучены он
  • ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ

    Выготский, Сахаров, 1928, 1930). Вариант методики Аха. Тестовый материал состоит из 32 объемных фигур, разных по форме, высоте и цвету. На нижней стороне каждой из них написано бессмысленное слово. Станда