ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ это что такое ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
ПОНЯТИЯ, УСВОЕНИЕ Поощрение и наказание

ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ

Найдено 2 определения термина ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ

Термины, которые часто употребляется как синонимы для обозначения процесса абстрагирования качества, свойства или набора признаков, используемых для представления понятия. Однако существуют значительные разногласия в реальном употреблении этих терминов. Например, некоторое авторы употребляют формирование для обозначения фактического усвоения понятия и научение для обозначения состояния, когда кто-то учится применять уже известное или сформированное понятие. При таком положении вещей можно изучать, например, формирование понятия "круглый" у детей, наблюдая, как ребенок учится применять это понятие, по-разному реагируя на вещи, которые являются круглыми и которые таковыми не являются. Читатель, возможно, сочтет это несколько путанным (а проницательный читатель так и будет считать, поскольку смысл понятия "круглый" здесь не определяется), поэтому следует отметить, что литература по когнитивной психологии изобилует терминами, которые были введены для обозначения любого такого процесса, наиболее часто встречаются такие термины, как: усвоения понятия, развитие понятия, разработка понятия, идентификация понятия, использование понятия приобретение понятий, конструирование понятия и индукция понятия. Причины такого потока употребляемых синонимично или почти синонимично терминов в том, что поведение человека, связанное с усвоением и употреблением понятий, включаете себя несколько взаимосвязанных когнитивных процессов. А именно: (а) процесс индуктивного вывода понятия, в результате которого человек приходит к символическому представлению понятия; (б) процесс формирования основного мысленного представления о понятии; (в) процессы, которые приводят к различению понятий друг от друга, и (г) процесс выбора, когда человек определяет, какое понятие является наиболее подходящим для использования в конкретной ситуации. В этом вопросе нет договоренности относительно терминологии, и наиболее полезным решением в этой ситуации будет внимательно читать и критически размышлять о прочитанном. Рекомендуется употреблять усвоение понятия для обозначения процесса (а), разработка или идентификация понятия для (в) и использование понятия для (г). Все другие термины должны отмереть из-за редкого употребления. Не имеется никакого простого подходящего термина для обозначения процесса (б), так как никто полностью не понимает этого процесса.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Понятия формирование и научение

обозначение процессов образования и усвоения понятий. Нарушения упомянутых процессов постоянно встречаются при психических расстройствах и нарушениях психического развития, однако, изучены они недостаточно.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И НАУЧЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин

Ахметова Людмила Владимировна
Понятийный аппарат учебных естественно-научных дисциплин является интегрированным по сути своего предмета изучения, обеспечивает возможность переработки информации одновременно в системе различных когнитивных уровней, позволяет осуществлять межпредметные взаимосвязи, формировать целостную систему естественно-научного мировоззрения. Основополагающими факторами, влияющими на формирование системы понятийного аппарата, являются учебники, по которым учащиеся изучают дисциплины, организационные условия учебной деятельности, окружающая естественная и социально-культурная среда, в которой развивается ученик.
Скачать PDF

Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспек

Северинова Елена Юрьевна
Статья посвящена формированию у будущих учителей понятий, выражаемых терминами методики обучения иностранного языка. Поскольку одни и те же термины используются в методике и в психологии для обозначения различных понятий, у студентов возникает смешение (интерференция) понятий. При различении методического и психологического содержания терминов, обозначающих действия, следует опираться на время формирования действий, обозначаемых этими терминами, на способы и этапы формирования, а также на возможность или невозможность их автоматизации. Автор предлагает систему упражнений по формированию соответствующих понятий у студентов педагогических вузов.
Скачать PDF

Исследование микрогенеза опосредствования в процессе формирования понятия "мера" у дошкольни

Мамкина Т.М.
Статья описывает экспериментальное исследование макрои микрогенеза опосредствования на материале формирования понятия «мера» у дошкольников, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Основой для планирования и осуществления данной работы стали теоретические позиции П. Жане, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперина, П. Рабарделя и др.
Скачать PDF

Знак и его свойства в процессах формирования понятий

Агрба Лиана Беслановна
В статье рассматриваются разные подходы в отношении конкретных механизмов связи между понятиями и речью, исследуется влияние различных свойств знака, таких как визуальные характеристики, семантика и возможность вербализации на успешность формирования понятий в категориях разного типа. Предлагаеся новый компромиссный вариант объяснения разные свойства знака будут иметь разную функцию для формирования категорий разного типа. Полученный вариант теоретического объяснения более гибкий, так как лучше согласуется с эволюционными и онтогенетическими фактами касательно механизмов категоризации. Мы давали испытуемым задания на классическое формирование понятий с обратной связью. Испытуемые получали, так называемые, статистически-плотные категории и статистически-неплотные категории. В четырех экспериментах мы меняли такие свойства знака, как его визуальность, лексичность, иконичность и нагруженность дополнительными действиями со знаком. Мы обнаружили, что для формирования плотных категорий более удобными являются визуальные характеристики знака, в то время как для формирования неплотных категорий более важным был параметр лексичности. Дополнительно мы показали, как устроено управление вниманием при работе со знаком в разных категориях.
Скачать PDF

Междисциплинарные проблемы формирования понятийного и терминологического поля концепции психической

Беребин Михаил Алексеевич
Рассмотрены некоторые междисциплинарные терминологические и понятийные проблемы концепции психической адаптации и вызванные ими проблемы клинических исследований в медицинской психологии. Описаны некоторые примеры рассогласований в понимании проявлений психической адаптации в норме и при ее нарушениях. Проведен анализ некоторых общенаучных положений с точки зрения возможности их использования при решении теоретических проблем разработки концепции психической адаптации в медицинской психологии.
Скачать PDF

Непоэлементное обучение полем. Полевое формирование понятий

Лыскова В.Ю.
Скачать PDF

Формирование и развитие понятия « Конфликтологическая культура личности» в теории и практике совреме

Shcherbakova O.I.
В статье представлены традиционные подходы к пониманию таких важных понятий в современной конфликтологии как: «конфликт», « психологическая культура». Вместе с тем автором обозначены и рассмотрены новые, только начинающие входить в научный обиход, понятия конфликтологическая компетентность, конфликтологическая культура. В статье также предложен авторский взгляд на терминологический ряд: анализируется понятие «конфликтологическая культура личности», ее уровни и содержательные компоненты.
Скачать PDF

Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов: Анализ понятий, обеспечивающих

Бакиева Эльвира Валерьевна
Профессиональная самореализация студента является важнейшим этапом в становлении его как специалиста. Молодой человек должен сознавать определяющие цели будущей профессиональной деятельности. Формирование у студентов потребности в профессиональной самореализации является важнейшей задачей современной педагогики.
Скачать PDF

Интегральное формирование понятия «Личностно-профессиональное становление студента-хореографа»: хара

Юрьева М.Н.
Yuryeva М.N. integral notion of «personal-professional formation of a student-choreographer»: characteristics of the essence. The article provides an analytical review of acmeological category «personal-professional formation of a choreographic student». On the basis of theoretical analysis the integrative essence of this concept is considered and its authorial interpretation is offered.
Скачать PDF

Формирование авторского представления о понятии «Имидж»

Безниско Людмила Алексеевна
Термин «имидж» в последнее десятилетие приобрел необыкновенное распространение буквально во всех сферах человеческой деятельности: профессиональной, литературной, творческой, общественной, педагогической и даже в быту. Имидж является знаковым заменителем, «маской», которая скрывает сложную, противоречивую и порой болезненную индивидуальность современного человека, не всегда приспособленного к перенасыщенным информацией, стремительно меняющимся и не оставляющих возможностей для взвешенных решений, условиям жизнедеятельности. В общественном сознании закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от качества которой зависит общий успех.
Скачать PDF

Что помогает нам формировать понятие: знак или его значение?

Котов А.А., Власова Е.Ф.
В исследовании проверялась гипотеза о различном влиянии знака и его значения на формирование понятия. Для этого мы с помощью парадигмы ложных воспоминаний создали у испытуемых ожидания на определенное значение. Затем испытуемые формировали искусственное понятие в условиях без знака. Мы сравнивали формирование понятия в этих условиях с формированием понятия в условиях без знака и без значения и в условиях с избыточным знаком и значением. Мы обнаружили, что формирование понятия отличалось, когда присутствовал только знак со значением, от условий, когда не было ни знака, ни значения и когда было только значение без знака. Мы обсуждаем эти результаты как доказательство большей роли знака, чем его значения, в формировании понятий.
Скачать PDF

К вопросу формирования научного понятия «Автономность личности»

Старновская Е.Е.
В статье рассматривается процесс формирования научного понятия «автономность личности», раскрываются морфологическая особенность корня понятия, взгляды ученых на понимание автономности личности и его составляющих, дается определение автономности личности.
Скачать PDF