Эриксон Эрик
ЭРИКСОН ЭРИК
(1902 гр.) - американский психолог, один из основателей эгопсихологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком восьми стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, отрочество и юность, молодость, взрослость, зрелость.
Эриксон Эрик
(1902—1994)американский психолог, один из основателей эго–психологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. В концепции психосоциального развития Э. Эриксона. ярко прослеживаются возрастные предпосылки развития креативности. Э. Эриксон относит творчество в качестве доминанты и кульминации «нормальной линии» развития человека к 7–й стадии («стадии средней взрослости» — 40—60 лет). Вместе с тем, предпосылки развития прослеживаются и на других этапах: самостоятельность и уверенность в себе характеризуют стадию от 1 до 3 лет; активность, живое воображение, активное изучение окружающего мира, инициативность связаны с нормальным развитием в раннем детстве (3—5 лет); стремление к достижениям, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы — от 5 до 11 лет; самоопределение и активный поиск себя, экспериментирование в разных ролях, становление индивидуальности — доминанта стадии половой зрелости (11—20 лет) и т. д. Линия аномального развития личности выглядит в концепции Э. Эриксона как проявление личностной патологии и не связано с творческими проявлениями.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Эриксон Эрик
(р. 1902) – амер. психолог, под влиянием Анны Фрейд стал специалистом в области детского психоанализа, один из основателей эго-психологии. В своей теории основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. В конце 30х годов занимался исследований индийских племен Сиу и Юрок. В отличие от З.Фрейда подчеркивал, что развитие личности нельзя понять вне истории общества. Особое внимание уделял подростковому возрасту, когда с изменением своего тела меняется и образ «Я». Кризис возраста становится основой личностной и социальной идентичности. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение человеком восьми стадий развития: 1 ст. (0–1 г.) – забота родителей, близких формирует базовое доверие к миру (иначе – настороженность, закрытость к окружающему). 2 ст. (1–3 г.) – усвоение гигиенических навыков и одобряемая самостоятельность создают чувство автономности (иначе – зависимость, скрытность, ложь). 3 ст. (3–6 лет) – развивается инициатива, умение соотносить свои желания с социальными нормами (иначе – пассивность и чувство вины). 4 ст. (6– 14 лет) – школа, развивается или трудолюбие или чувство неполноценности. 5 ст. (14–20 лет) – формируется полоролевая идентичность и выбор пути дальнейшей жизни (или неопределенность, потеря цели).
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ЭРИКСОН ЭРИК
(Erikson Erik) (1902—1994)-американский психоаналитик, автор оригинальной психосоциальной теории развития личности, которую он понимал как психосоциальную идентичность (осознание и принятие личностью целостного образа себя в совокупности с существующими социальными связями и отношениями). Э.Э. выделил восемь стадий личностного развития человека (стадий достижения человеком психосоциальной идентичности). Каждая из них характеризуется определенным конфликтом или кризисом идентичности, требующим разрешения. Если соответствующий конфликт или кризис разрешается нормально, то это ведет к дальнейшему развитию человека как личности. Неразрешенность конфликта, его продолжение, напротив, приводят к задержкам в развитии личности. Недостатки личностного развития человека на предыдущей стадии можно исправить на следующей стадии, и это особенно касается развития личности в детстве. В целом оптимистическая перспектива развития сохраняется на всех последующих стадиях личностного роста человека. Центральной темой личностного развития человека, по Э.Э., является поиск психосоциальной идентичности. Первые четыре стадии в теории Э.Э. фактически повторяют стадии личностного развития по Фрейду. Однако уже здесь Э.Э. делает упор не на биологические, а на социальные факторы развития, представляя фактически не идеи психоанализа, а Эго-психологию. Последние четыре стадии также не имеют ничего общего с концепцией Фрейда. В своей теории Э.Э. пересмотрел позиции Фрейда не только в отношении иерархии структур личности, но также и в понимании роли среды, культуры, социального окружения, которые, по его мнению, оказывают большое положительное влияние на развитие личности. По Э.Э., вопрос об идентичности Эго решается в подростничестве и в юности, т. е. в возрасте от 12 до 18 лет. В этот период происходит консолидация личности и складывается устойчивый образ Я. Эго-психология исходит из того, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, а осознаваемая часть Эго, которая в своем развитии стремится к целостности и индивидуальному своеобразию. Э.Э. связал в своей теории несколько тенденций в развитии личности, использовав для этого ряд идей гуманистической психологии.
Соч.:Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Детство и общество. СПб., 2000. См. идентичность, кризис идентичности, личность (формирование и развитие), психоанализ, психология гуманистическая, развития психосексуального стадии, развития стадии психосоциальные, Фрейд Зигмунд, Эго, Я образ.
Соч.:Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Детство и общество. СПб., 2000. См. идентичность, кризис идентичности, личность (формирование и развитие), психоанализ, психология гуманистическая, развития психосексуального стадии, развития стадии психосоциальные, Фрейд Зигмунд, Эго, Я образ.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007