ЭРИКСОН ЭРИК ХОМБУРГЕР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Эриксон, Эрик Хомбургер

Американский психоаналитик. Хотя Эриксон соглашался с основными положениями психоаналитической теории Фрейда, однако он считал, что следует особо выделять роль долгосрочных отношений между личностью и социальной средой, в которой она развивается. Эриксон полагал, что в жизни человека существует восемь отдельных этапов. Каждый этап ставит перед человеком специфические проблемы, характерные для данного периода его жизни. К примеру, в середине жизни человек становится перед проблемой «творческая деятельность или стагнация». На этом этане он может проявлять себя как творческий и продуктивный представитель своего поколения шли, возможно, помогать представителям следующего поколения раскрыть свой творческий потенциал и достичь успеха. Люди, не имеющие детей, работы или жизненных ориентиров, могут испытывать чувство стагнации и опустошенности. Психологически здоровая личность решает проблемы каждого этапа и таким образом готовит себя к следующему этапу своей жизни. Психологически нездоровая личность может запутаться в проблемах очередного жизненного этапа и перенести возникшие из-за этого конфликты на следующий этап.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭРИКСОН ЭРИК ХОМБУРГЕР

Erikson, 1902-1994) - амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго-психологии. В отличие от классического психоанализа, противопоставляющего индивида и общество, Э. на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека. Важнейшим в концепции Э. является понятие -"психосоциальной идентичности": устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья; при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т. п.) психосоциальная идентичность индивида м. б. потеряна (так произошло, напр., с американцами, воевавшими во Вьетнаме: будучи пациентами Э., они признавались ему, что "не знают, кто они такие, они потеряли себя"). На восстановление утраченной идентичности и должны быть направлены основные усилия психотерапевта, хотя во многих случаях это восстановление происходит в силу изменившихся общественных условий. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. Э. выделял 8 стадий психосоциального развития личности, которые он - несмотря на оппозицию к
классическому фрейдизму - отчасти связывает со стадиями психосексуального развития, описанных 3. Фрейдом, См. также Доверие, Социальная идентичность. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЭРИКСОН Эрик Хомбургер

( 1902—1994) — американский психолог, социолог и психоаналитик. Основатель психоистории, один из основателей эго-психологии. Профессор (с 1960) и поч. профессор Гарвардского ун-та (1970). Детство и юность провел в Германии. Увлекался живописью. После знакомства с А. Фрейд заинтересовался детским психоанализом и начал работать преподавателем рисования в ее школе. Прошел курс персонального (дидактического) психоанализа у А. Фрейд. Испытал значительное влияние идей и личности 3. Фрейда. Психологическое образование получил под руководством А. Фрейд в Венском психоаналитическом ин-те (1927—1933). В 1933 г. эмигрировал в США. Работал в ун-тах: Беркли (1939—1951), Питсбургском (1951-1960), Гарвардском (1960— 1970). В США Э. поселился с семьей в Бостоне, где открыл первый в городе кабинет детского психоанализа. Осуществил работы по игровому анализу на медицинском фак-те Гарвардского ун-та. Сотрудничал с К. Левиным, Г. Мюрреем и др. видными психологами. Практиковал в Общей больнице Массачусетса. В 1937 г. перешел в Йельский ун-т. Исследовал жизнь и психику индейцев племен сиу и юроков. Работал в Калифорнийском ун-те (Беркли), из которого демонстративно ушел в знак протеста против увольнения сорудников, отказавшихся публично заявить о своих политических симпатиях и лояльности. В годы второй мировой войны исследовал психологию подводников, занимался терапией военных неврозов (неврозов военного времени ) и выполнил ряд других работ по заданиям Пентагона. Опубликовал психоаналитическую статью о роли образа Гитлера для немецкой молодежи. После окончания войны занимался преимущественно психоаналитически ориентированной психологией и детским психоанализом. Около 20 лет работал в Центре Ос-тена Риггса в Беркшире, где сотрудничал с Д. Рапапортом, Р. Найтом и др. В 1960— 1970 гг. вновь работал в Гарвардском унте. Осуществил пересмотр некоторых установок классического психоанализа 3. Фрейда. Подчеркнул биосоциальную природу и адаптивный характер душевной деятельности человека, интегратив-ным качеством которого считал психосексуальную идентичность. Создал учение об идентичности как динамичной конфигурации тождественности человека самому себе, собственному представлению о себе и способности к полноценному решению различных личностных задач. Показал, что изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирования новой идентичности человека. Разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных задач развития : 1) доверие— недоверие, 2) автономия — стыд, сомнение, 3) инициатива — чувство вины, 4) созидание — чувство неполноценности, 5) идентичность — спутанная идентичность, 6) интимность — изоляция, 7) генеративность — стагнация и 8) интегративность — безысходность. Исследовал сексуальную этиологию кризисов развития человека. Установил автотерапевтический характер поиска и обретения психосоциальной идентичности. Разработал концепции диффузии идентичности и психического моратория. Создал новые психотерапевтические методы, отчасти направленные на преодоление синдрома массовой патологии идентичности. Подчеркивал важную роль психических и личностных факторов в развитии общества. Исследовал взаимосвязь социальных потрясений (войн, революций и т.д.) и массовых неврозов. Развивал идеи об исторической актуальности. Сформулировал золотое правило этического поведения: Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе. В 1958 г. опубликовал книгу Молодой Лютер, ставшую первым серьезным опытом применения психоисторического метода и датой рождения созданной им психоистории. В дальнейшем развивал психоисторические идеи в ряде ЮМ (Hume) Дэйвид (1711-1776) -английский философ, историк, экономист времен английского Просвещения. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Получил юридическое образование в Эдинбургском ун-те. В 1739—1740 гг. опубликовал Трактате человеческой природе. В 1753—1762 гг. работал над 8-томной Историей Англии. В 1763—1766 гг. был на дипломатической службе в Париже. Известность и славу Ю. принесли Эссе (1741) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы. Заняв последовательно скептическую позицию, Ю. провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросив рефлексию как источник познания. Опыт, по Ю., построен из впечатлений (к которым относятся ощущения и эмоции) и идей (копий впечатлений). Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам живости и силы. При этом идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении идеи, согласно Ю., нет никакой необходимости. Вера в необходи-книг и статей. Исследовал современное травматическое видение мира, проблемы социальной этики, этнологии, различных массовых движений и пр. Автор книг: Childhood and society, N.Y., 1963: Identity: Youth and crisis, N.Y., 1968; Life history and the historical moment, N.Y., 1975; и др. В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ЭРИКСОН Эрик Хомбургер

Известный американский психолог Эрик Эриксон родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902 г., вырос в Карлсруэ. Его родители по происхождению были датчанами, но, поскольку они развелись до его рождения, маленький Эрик воспитывался в доме отчима-немца. Окончив классическую гимназию, Эриксон больше не получил формального образования. Эрик Эриксон в юности изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 г. он был приглашен другом детства Питером Блосом приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной школе, основанной Доротеей Бэрлинг-хэм и Анной Фрейд, которой в то время руководил Блос. В это время Эриксон не имел ни малейшего понятия о психоанализе, однако знакомство с Анной Фрейд резко изменило его планы на будущее. Немного времени спустя Эриксон стал членом педагогического коллектива, наблюдая за детьми и постепенно вливаясь в психоаналитический мир Вены и Фрейдов. Активное освоение теории и практики психоанализа пришлось на 1927-1933 гг. Он стал кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у Анны Фрейд. Необходимо отметить, что Эриксон всю жизнь подчеркивал, что его отношение к идеям 3. Фрейда нельзя назвать иначе, как уважительным и почтительным, однако, продолжая исследование психоанализа, он творчески и весьма критически переосмыслил учение Фрейда и выдвинул собственную оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости. В 1928 г. Эриксон учится в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после его окончания в 1933 г., наряду с другими психоаналитиками по политическим причинам (в это время Эрик жил под фамилией отчима - еврейского педиатра Хомбургера) переехал в США, где его академическая карьера сложилась весьма удачно: он работал в Бостоне; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет, а в конце жизни перебрался в Гарвардский университет. В 1939 г он принял американское гражданство и выбрал себе фамилию Эриксон в честь неизвестного Эрику отца-датчанина. До начала Второй мировой войны Эриксон совместно с антропологом Микелем занимался тщательным изучением жизни индейцев племени сиу в резервации в штате Южная Дакота. Американская комиссия по делам индейцев была чрезвычайно озабочена низкой эффективностью образования индейской молодежи и вследствие этого заказала Эриксону это исследование. Основательно изучив жизнь индейцев сиу, Эриксон пришел к выводам о том, что весь уклад жизни сиу был разрушен, а новой системы ценностей так и не возникло. В подобных условиях единственным приемлемым выводом стало сохранение и всяческое культивирование прежней системы ценностей: в условиях, когда обретение новой identity (идентичности) невозможно, не остается ничего, кроме как придерживаться идентификационных ориентиров. В 1950 г выходит, возможно, самая известная книга Эриксона - «Детство и общество», в которой Эриксон подчеркивал огромное значение юности и других периодов в жизни человека. С его точки зрения, «жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности». Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать внутренние противоречия. Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости. В книге «Молодой Лютер», опубликованной в 1958 г., Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности. Здесь формулируется концепция «моратория» - периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает «кризис идентичности» Лютера и способ, каким он преодолевает внутренние конфликты. Книга «Молодой Лютер», помимо своей психологической ценности, имела также художественную значимость, фактически став образцом-нового жанра психобиографии. В 1968 г. выходит его вторая знаменитая работа «Идентичность-юность и кризис», которую он полностью посвятил раскрытию понятия «идентичность». Идентичность, согласно Эриксону, возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи которых индивид идентифицируется с тем, кем он должен стать Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации. Необходимым условием существования идентичности Эриксоном называется «способ жизни», то есть общее мировоззрение, внутренняя логика. В 1969 г. была издана еще одна психобиография - под названием «Истина Ганди», которая принесла автору национальную премию США и Пулитцеровскую премию. Эрик Эриксон тщательно исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе развития и взросления человека. Ему удалось расширить и развить фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Зрелая личность, по Эриксону, представляет собой продукт как внутрипсихических, так и общественных факторов. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития. Он свел эти стадии в одну таблицу, над которой работал в течение 20 лет. Эриксон опубликовал ее трижды (1959, 1963, 1968), в настоящее время эта таблица периодизации входит во все учебники по возрастной психологии Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою очередь, существенно для прохождения последующих стадий. Первая стадия: базовое доверие против недоверия Период в жизни ребенка до 1 года, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия как основа здоровой личности возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (с матерью в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности. Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения. Период становления у ребенка от 1 до 3 лет базовых принципов по отношению к миру. В определяемой Эриксоном «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и ее подавленности. Излишне контролируемый родителями ребенок поддается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность. Третья стадия: инициатива против вины. Период становления полоролевой идентичности ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае вина ограничивает его открытость реальности. Четвертая стадия: мастерство против неполноценности. Школьные годы, период с 6 до 11 лет, называется периодом активной социализации. Ребенок как бы «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники). Пятая стадия: идентичность против диффузии идентичности. Подростковый период, от 12 до 18 лет - становление эгоидентич-ности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также у подростка развивается чувство профессиональной идентичности. В этом периоде подростку присущи максимализм, приверженностьопределенным подростковым «идеалам», подражание кумирам, что служит своеобразной защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности. Шестая стадия, близость против изоляции. Период развития близких отношений с противоположным или собственным полом. Сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за потери чувства идентичности. Седьмая стадия: творчество против застоя. В этой стадии главное - забота о детях и творческой продуктивности. Восьмая стадия: целостность против отчаяния. Эта стадия представляет собой, по мнению Эриксона, кульминацию жизни. Целостное «эго» личности характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти. В работе «Образцы сновидений в психоанализе» (1954) Эрик-сон предлагает интерпретацию одного из наиболее известных в психоанализе сновидений: сновидения об инъекции Ирме (которое приснилось Фрейду и было им же проанализировано). Эриксон рассматривает сновидение с позиции своей теории развития, обращаясь к переписке Фрейда с его другом Вильгельмом Флиссом с целью понимания того, что было причиной рождения толкования сновидений. 39-летний Фрейд находился на пороге личного, профессионального, интеллектуального кризиса. Для Эриксона же «это сновидение отягощено исторической необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу». С точки зрения Эриксона, Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение. Сновидение явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым открывая будущее перед Фрейдом и психоанализом. Умер Эрик Эриксон в мае 1994 г. Его вклад в науку, взгляды на природу и развитие человека и общества предоставили специалистам и широкой мировой общественности второй половины XX в. замечательную перспективу и новые смыслы. Ему удалось обогатить психологический словарь такими ныне широко используемыми терминами, как «идентичность» (identity), «кризис идентичности», «жизненный цикл» (life cycle) и другие. Эриксону удалось выйти за рамки мрачного психоаналитического, замкнутого на сексе детерминизма Фрейда и удовлетворить широкую аудиторию, искавшую психологию надежды. Его исследования до сих пор остаются живым, современным и ценным источником исследований и предметом нескончаемых концептуальных дискуссий.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004