Эриксонианские стадии развития это что такое Эриксонианские стадии развития: определение — Психология.НЭС
ЭРИКСОН ЭРИК ХОМБУРГЕР ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ

Эриксонианские стадии развития

Найдено 1 определение:

Эриксонианские стадии развития

Eriksonian developmental stages) Теория развития Эрика Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает нам теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни чел. и придает особое значение самостоятельному или бесконфликтному развитию адаптивного эго. Согласно Эриксону, в добавление к удовлетворению инстинктов, люди нуждаются в категоризации и интеграции опыта. Поэтому, для оптимального функционирования чел. необходимо достичь устойчивого чувства эго-идентичности - отчетливого чувства личной целостности и "непрерывности опыта". Процесс построения и интеграции личности, описываемый последовательностью из восьми стадий, продолжается всю жизнь и направляется эпигенетическим принципом, к-рый гласит: "Все растущее имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части, - каждая имея свое время доминирования, - пока не образуется полный набор частей, чтобы составить способное к функционированию целое". Каждая стадия, от рождения до старости, характеризуется своим нормативным кризисом, неизбежно возникающим и требующим преодоления. Эти кризисы могут быть результатом интрапсихических конфликтов (первые пять соответствуют фрейдовским психосексуальным стадиям), но соц. контекст, в к-ром люди пытаются разрешить такие конфликты, тж может существенно разниться; т. о., по своему характеру - это психосоциальные кризисы. Разрешение каждого кризиса оставляет отпечаток на развивающемся чел. и вносит свой особый вклад в целиком сформированную личность. В идеале, однако, разрешение любого из этих кризисов не должно быть полностью односторонним; излишняя доверчивость или наивность, напр., могут помешать соц. адаптации. Признаком оптимального развития служит как раз смесь или гармоничное сочетание двух полярных вариантов разрешения психосоциальных кризисов. Предполагается, что последующие стадии психосоциального развития строятся в зависимости от результатов прохождения предыдущих (кумулятивный принцип). Кроме того, каждая стадия содействует формированию у развивающейся личности особой добродетели, такой напр., как надежда или вера. 1. Доверие против недоверия (младенчество). Появившись на свет, дети оказываются во власти биолог. потребностей и влечений, удовлетворить к-рые могут только ухаживающие за ними взрослые. Характер отношений с такими взрослыми, вероятно, влияет на степень доверия (или недоверия), к-рое младенцы испытывают к др. людям и миру вообще. С этой стадией связано формирование такого ценного качества как надежда. 2. Автономия против сомнения и стыда (раннее детство). Характер соц. требований к способности управлять собой и регулировать отправления организма (приучение к горшку) влияет на то, будет ли ребенок испытывать чувство уверенности в своих силах и возможностях или начнет сомневаться в себе. Предполагается, что на этой стадии возникает добрая воля, желание действовать в соответствии с ожиданиями. 3. Инициатива против чувства вины (дошкольный возраст). Наступает время, когда дети начинают активно исследовать и вторгаться во все, что их окружает. Вопрос в том, будет ли ребенок испытывать чувство вины за предпринятые по собственной инициативе действия или будет чувствовать себя вправе самостоятельно планировать и контролировать свои занятия? Именно здесь берет начало целеустремленность, проявляющаяся в силе намерения - способности преследовать лично значимые цели несмотря на риск и возможные неудачи. 4. Трудолюбие против чувства неполноценности (школьный возраст). Соц. контекст, в к-ром преодолеваются первые три кризиса, ограничивается преимущественно домашней обстановкой и ближайшим семейным окружением. Однако на четвертой стадии в той или иной форме начинается обязательное обучение детей. Главным делом становится успешное выполнение заданий и овладение навыками, к-рые ценятся учителями и в более широком обществе. Считается, что на этой стадии закладываются основы такого ценного качества как компетентность (в отношении орудий и способов деятельности взрослых). 5. Идентичность против диффузии (отрочество / юность). Это центральное звено в схеме Эриксона - стадия, на к-рой юноши и девушки активно пытаются синтезировать весь свой опыт, чтобы обрести устойчивое чувство личной идентичности. Хотя этот процесс яв-ся психосоциальным по природе, предполагающим обязательное появление социального соответствия или "солидарности с групповыми интересами", Эриксон особо подчеркивает роль самопознания и испытания действительностью в формировании идентичности. Индивидуум начинает смотреть на себя как на продукт своего жизненного опыта, остро сознавая его связность и преемственность. Позитивное разрешение предыдущих кризисов, в результате чего чел. становится в меру доверчивым, самостоятельным, целеустремленным и трудолюбивым, облегчает формирование идентичности, тогда как неудачи в их преодолении могут привести к размыванию идентичности. Верность, или способность сохранять взятые на себя обязательства несмотря на несовместимые системы ценностей, и есть та добродетель, к-рая появляется в этот период жизни. Согласно теории Эриксона, развитие продолжается всю жизнь. Однако прохождение трех приходящихся на взрослость стадий напрямую зависит от той идентичности, что сложилась в годы юности. 1. Интимность против изоляции (молодость). На этой стадии чел. должен быть готов и способен к соединению своей идентичности с идентичностью др. чел. Необходимое условие - прочное чувство идентичности, так как подлинное раскрытие и взаимность делают людей уязвимыми. В этот период жизни неизмеримо возрастает ценность такой добродетели как любовь. 2. Генеративность против стагнации (средняя взрослость). На этом этапе жизни чел. старается реализовать сформированную и разделенную с избранными другими идентичность. На первое место выходит такая добродетель как забота. Генеративность находит свое выражение в заботе о других, принимающей различные формы: родительство, обучение, наставничество и т. д. Те же, кого постигла стагнация, оказываются поглощенными своими личными нуждами. 3. Целостность против отчаяния (зрелость). Фокус заключительной стадии образует воспринимаемое завершение или выполнение жизненного цикла. Когда люди сознают близость смерти, они могут впадать в отчаяние, испытывать страх, радоваться смерти как избавлению от страданий или же попытаться воспринять ход и значение своей единственной и неповторимой жизни в более широкой перспективе. Мудрость - последняя приобретаемая в этой жизни добродетель. Мудрый чел. понимает относительный характер знания и принимает жизнь такой, как она сложилась. Как эвристическая схема, теория Эриксона оказала заметное влияние на совр. психологию развития, особенно в том, что касается развития в ранней юности. Однако, несмотря на свою популярность и, казалось бы, очевидную валидность, эмпирическое обоснование этой теории яв-ся относительно слабым. Эриксон и другие смогли представить в достаточном объеме лишь данные наблюдений. См. также Связь и привязанность, Формирование юношеской идентичности М. Д. Берзонски
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Эриксонианские стадии развития — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Готовность к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса

Руденко Владимир Николаевич
В статье представлены результаты эмпирического исследования, предметом которого выступила готовность предпринимателей к переменам. Выявлены специфические различия в индивидуальных особенностях личности бизнесменов, бизнес которых находится на начальной стадии «организация и запуск» и более зрелой стадии «развитие и стабилизация».
Скачать PDF

Структура мотивации трудовой деятельности на разных стадиях организационного развития

Прохорова Мария Вячеславовна, Ким Виталий Валерьевич
Описаны и проанализированы результаты эмпирического исследования структуры мотивов, которые на разных стадиях организационного развития обусловливают готовность или отказ работать. Определена зависимость мотивационных предпочтений к труду от возраста работника.
Скачать PDF

Особенности представлений о профессиональном развитии студентов-психологов на различных стадиях обуч

Ефремов Е.Г., Мандрикова Е.
В статье рассматривается исследование, посвященное анализу влияния самооценки студентов на развитие представлений о своем профессиональном росте. Для этого использовалась оригинальная методика, созданная авторами. Проанализированы представления, характерные для студентов специальности психология. В статье приведены результаты и дается описание того, как связаны на разных стадиях профессионального обучения профессиональная самооценка студента с представлениями о своем профессиональном развитии.
Скачать PDF

Типы и стадии саморегулируемого развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподава

Макарова Л.Н.
Скачать PDF

Стадиальная модель развития идентичности (на примере киноискусства)

Колотаев В.А., Улыбина Е.В.
Рассматриваются процессы формирования стадиальной модели идентичности в художественном пространстве кинематографа, который обладает моделирующей функцией, способностью создавать новые типы идентичности, влиять на процессы становления личности и видоизменять социальные отношения. Произведение экранного искусства и отражает внутренние изменения идентичности, и предлагает субъектам культуры приемлемые модели поведения для отождествления с ними в повседневности. На основе анализа фильмов выделяются четыре стадии развития идентичности, раскрываются их основные характеристики. Структура и процесс построения идентичности рассматривается как результат взаимодействия с культурой. Конфигурация идентичности зависит от сложившейся системы культуры. Подвергаются пересмотру понятия «культура 1» и «культура 2». Вводятся концепты «культура продукта» и «культура конфликта».
Скачать PDF

Профессиональное развитие персонала организации: теоретические подходы, сущность, стадии и факторы

Игнатова Т.В., Рыболовлева О.А.
Скачать PDF

Возникновение страхов в экстремальных ситуациях: типы реакций на страх и стадии развития

Косолапов О.М.
Скачать PDF

Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития

Кашапов Мергаляс Мергалимович, Лоскутова Мария Евгеньевна, Огородова Татьяна Вячеславовна
Представлены результаты эмпирического исследования мотивационной сферы личности спортсменов. В группах спортсменов допрофессионального, профессионального и суперпрофессионального этапов профессионализации установлены ведущие мотивы занятия спортом общая активность, комфорт, социальный статус, социальная полезность, общение, а также описана их значимость. Проанализированы и обобщены различия выраженности мотивов между группами. Максимального уровня развития на допрофессиональном и суперпрофессиональном этапах достигает мотив социальной полезности, в то время как наибольшей значимости мотив общения. Выделены ведущие мотивационные факторы занятия спортом в зависимости от возраста. Основным для всех групп респондентов 15-25, 26-40 и 41-60 лет стал «оздоровительный мотивационный фактор», немаловажным является «социальный мотивационный фактор». «Соревновательный мотивационный фактор» превалирует у спортсменов 15-25-летнего возраста.
Скачать PDF

Возникновение страхов в экстремальных ситуациях: типы реакций на страх и стадии развития

Косолапов О.М.
Скачать PDF

Современные модели развития идентичности личности (в контексте эриксонианской традиции)

Рассматривается развитие идентичности личности в работах последователей Э. Эриксона. Идентичность анализируется с процессуальной точки зрения. Развитие описывается через призму социального контекста, стратегий формирования идентичности личностью, а также показателей процессуальной, интегративной, трехфакторной и итеративной моделей развития. Анализируется роль социального контекста в формировании идентичности личности. Отмечается размытие социальных норм в европейской культуре конца XX века и обусловленные ими процессы: индивидуализация траекторий развития молодежи, пассивность подростков при выборе целей идентификации. Описываются познавательная и конструирующая стратегии развития идентичности личности, эмпирические и теоретические доводы в их поддержку. Интерпретация развития идентичности обсуждается в моделях М. Берзонски, С. Шварца, Г. Гротеванта, Е. Куннена и Х. Босма. В ходе их изложения определяются сходства и отличия концепций идентичности личности друг от друга, а также удаление от теоретических основ эриксонианской концепции. Так, отмечается отход от линейной модели идентичности в пользу нелинейной (циклической), переход от социально обусловленной типологии статусов идентичности к индивидуальным динамическим траекториям, замена статических отношений между параметрами модели на обратимые, многоуровневые, интегративные.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF