ДИСЦИПЛИНА это что такое ДИСЦИПЛИНА: определение — Психология.НЭС
ДИСЦЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КОНДАША Дисциплина в классе

ДИСЦИПЛИНА

Найдено 3 определения термина ДИСЦИПЛИНА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДИСЦИПЛИНА

Несколько оттенков значения этого термина могут быть отражены в следующих двух основных моделях употребления: 1. Контроль за поведением (либо подчиненных со стороны вышестоящего, либо собственным). Обычно дисциплина поддерживается посредством использования наказания, но также возможно осуществлять контроль путем осторожного манипулирования поощрениями. Кто-то может использовать наказание для поддержания дисциплины ребенка, но использование наказания не обязательно подразумевает, что ребенок действительно будет дисциплинированным. 2. Отсасль знания или науки, например, лингвистическая дисциплина или биологическая. Обратите внимание, что второе значение здесь происходит от первого. Первоначально термин использовался в качестве приблизительного синонима образования, и образованное выражение "формальная дисциплина" означало, что кто-то поддерживает дисциплину в определенной отрасли.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ДИСЦИПЛИНА

лат. disciplina) – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Д. определяется господствующими общественными отношениями и служит для их поддержания. Д. является важным условием, способствующим профилактике конфликтов. Нарушение Д. создает предконфликтную ситуацию между нарушителем и его начальником, обязанным следить за соблюдением Д. подчиненными, а также тем, кто понес иной ущерб по вине нарушителя.

Источник: Словарь конфликтолога

Дисциплина

лат. disciplina - учение, воспитание, строгий порядок) - 1. контроль поведения кого-либо с помощью наказания или манипулирования; 2. отрасль знания; 3. обязательное подчинение твердо установленному порядку, привычка к строгой упорядоченности в делах, в поведении. Например, дисциплинированное мышление – неуклонное следование логическим правилам соединения мыслей. Дисциплина крайне важна при воспитании ребенка: она дает ему возможность ощущать стабильность и предсказуемость внешнего мира, помогает ему принимать образцы должного поведения, превращать их во внутренние нормы поведения. Все внутреннее, указывает Л.С.Выготский, было когда-то внешним.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ДИСЦИПЛИНА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Научная дисциплина как единица организации и изучения психологической науки

Банщикова Т.Н.
Скачать PDF

«Организационное поведение» как учебная дисциплина: история, проблемы, перспективы

Вещугина Татьяна Семеновна
The discipline of organizational behaviour along with organizational theory and general management is essential in training of managers including those of public sector. However, it is a relatively new academic discipline for Russian higher education institutions. The article says that the main specific feature of this discipline is that it is founded on the complex of ideas and concepts belonging to various basic fields of knowledge. This, in its turn, poses a number of challenges in working up and delivering the course. Understanding of these problems is imperative, much of it is owed to the peculiarities of OB establishing as a separate research area in the 50-60ies of the last century. Therefore, the article rather comprehensively describes the establishment history of organizational studies in science and analyses the basic factors having the most significant influence on the process. Thus, the article gives a thorough consideration to a valuable contribution made by F. Taylor, who put forward a concept of scientific management; M. Weber, known as a founder of the bureaucratic form of organization, clearly differentiating between managers and executors; A. Fayol, who maintained his attitude towards the division of labour practices assigning people with special tasks to their best ability; E. Mayo, who proposed the idea that social environment at work significantly affected productivity; K. Levin, who considered it was person's personality as well as his/her environment that determined human behaviour. These scholars, first, contributed to grasping the idea that behaviour at work was shaped by a set of individual, group and organizational factors, second, with organizational behaviour studies generalized, to establishing a unified science. Extensive researches carried out, with the conclusions published in the article known as the "Gordon and Howell" report in 1959, were the key factors in establishing of OB as a science. Thus, it's underlined that the present-day OB is a science generated from various social disciplines (psychology, social psychology, political science and anthropology). Thus, interdisciplinary character of OB presents one of the main challenges while working out the organizational behaviour course, a teacher should adjust his/her approach and develop his/her area of competence in comparison to his/her basic education, and should ensure balance in core constituent elements representation, when describing phenomena and concepts of organizational behaviour. Otherwise, the course might turn into a summary of the "Psychology of Management" or the "Sociology of Management", and might not fulfill its integrative function. Hereafter the article scrutinizes a list of topics studied by OB and concludes that there is a wide range of OB issues, even simple enumeration of the crucial issues proves it: individual behaviour management, group management, organizational process management, motivation of employees, organizational culture establishing. Thus, another challenge is being set forth comprehensive presentation of all the aspects of this discipline in a study course poses a rather challenging task. Third challenge, from the author's perspective, manifests itself in a fact that contemporary organizational theory studies both various types of organizational behaviour and manifold versions of organizational behaviour as well as means of interpreting them. For the most part it is determined by diversity of approaches to organizational theory in psychology, sociology and other behavioral sciences. Thus, psychological science distinguishes between at least six markedly different methodological aspects. The article pays most attention to the methodology of individual differences, behavioural, non-behavioural and psychoanalytical approaches. Sociological and social anthropological approaches, which are the basics for interpretation of organizational behaviour variation, encompass much more nine, at least. Taking into account the abovementioned, the author formulates the forth challenge how to share extensive knowledge acquired in the area of OB as a managerial science, within managerial education study course in higher education institution and avoid conceptual narrowness resulting from teacher's commitment to one or another approach. Lastly, we approached the fifth challenge. It is determined by the fact that OB rests upon the researches enriching the discipline of organizational behaviour. Unfortunately, in present-day Russia this discipline represents a "calque" from the American model. Both theoretical and practical researches in various aspects of organizational behaviour in Russian institutions are indispensable to overcome this drawback. Moreover, it is crucial to disclose national specifics of human behaviour at work and opportunity to apply it in order to increase productivity. In support of the abovementioned, the author produces the results of the research conducted in the early nineties in Russia. This research is grounded on the approach to analysis of differences between nations, suggested by G. Hofstede, and goal of the research was to determine how the Russian national culture affects human behaviour in an institution.
Скачать PDF

Дисциплина как основная составляющая человеческого фактора

Григорьев Н.Н., Двинин А.П., Железняков А.М., Наконечный М.М.
Показана важная роль дисциплины в успешной деятельности персонала в отраслях, связанных с высокими рисками аварий. Рассматриваются специфика проблем взаимоотношений между людьми в многонациональных экипажах судов и пути их решения.
Скачать PDF

«История души» П. С. Авсенева как психологическая дисциплина

В статье обсуждается подход Петра Семеновича Авсенева к изучению души. Киевский психолог и богослов в некоторых аспектах выходит за рамки богословского рассмотрения души и обращается не только к общепсихологических характеристикам души, но и к «необыкновенным» явлениям, которые обусловливаются гендерными, характерологическими, этническими, физиологическими, патологическими особенностями человека. Подчеркивается актуальность изучения религиозно-философского направления в психологии XIX в.
Скачать PDF

Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин

Ахметова Людмила Владимировна
Понятийный аппарат учебных естественно-научных дисциплин является интегрированным по сути своего предмета изучения, обеспечивает возможность переработки информации одновременно в системе различных когнитивных уровней, позволяет осуществлять межпредметные взаимосвязи, формировать целостную систему естественно-научного мировоззрения. Основополагающими факторами, влияющими на формирование системы понятийного аппарата, являются учебники, по которым учащиеся изучают дисциплины, организационные условия учебной деятельности, окружающая естественная и социально-культурная среда, в которой развивается ученик.
Скачать PDF

Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеят

Бакаева Т.Н., Дмитриева И.А.
Скачать PDF

Из опыта инновационного подхода к образовательному процессу по дисциплине «Безопасность жизнедеятель

Бакаева Т.Н., Белякова М.Л.
Скачать PDF

Психологические факторы частоты нарушений производственной дисциплины водителей трамвая

Сытова Ирина Геннадьевна
В работе показано влияние на частоту нарушений производственной дисциплины высокой активности и эмоциональности водителей трамвая. Активность способствует предпочтению выбора мотивации, типы которой в свою очередь взаимодействуют с профессионально важными качествами, уровень последних влияет на частоту нарушений производственной дисциплины водителей трамвая.
Скачать PDF

Социальная инженерия как Дисциплинарно-организованное знание

Моисеева Агнесса Петровна
Обоснован смысл социальной инженерии, как дисциплинарно-организованного знания. Показано, что парадигмальные трансплантации способствуют оптимизации междисциплинарного взаимодействия и появлению нового знания. Раскрыта взаимосвязь прикладного знания и технологий в рамках социальной инженерии. Проанализированы такие технологии как проектирование, конструирование, междисциплинарные исследовательские программы.The author substantiates the sense of social engineering as the disciplinary-organized knowledge. It is shown that paradigmatic transplantations promote the optimization of interdisciplinary interaction and occurrence of new knowledge. The article reveals the relation of the applied knowledge and techniques within social engineering. The author analyzes such techniques as designing, constructing, interdisciplinary research programs.
Скачать PDF

Психология профессиональной дисциплины депутатов

Кибак Иван Алексеевич
В статье рассматриваются психологические аспекты профессиональной дисциплины парламентской деятельности депутатов. Дается определение парламентской дисциплины депутата. Раскрывается личностно-развивающий подход в укреплении законности в парламентской деятельности.
Скачать PDF

Формирование дисциплинирующей компетенции в процессе профессионально-личностного становления курсант

Мещерякова Елена Ивановна, Булгаков Дмитрий Николаевич
Дисциплинирующая компетентность формируется в процессе профессионально-личностного становления курсанта в воспитательной среде ведомственного образовательного учреждения. Воспитание дисциплинирующей компетенции курсантов должно строиться на определенных принципах, а уровень ее сформированное™ можно оценить системой показателей.
Скачать PDF

Соревнование как метод укрепления дисциплины и повышения мотивации к деятельности сотрудников ОВД

Веригина Евгения Валерьевна
Статья посвящена проблеме дисциплины, мотивации и работоспособности в органах внутренних дел. Учитывая предыдущий опыт, автор предлагает принять во внимание тендерный аспект мужского поведения и рассмотрение внутригрупповых процессов в контексте современной синергетической парадигмы. Рассматриваются план проведения соревнования как метода повышения и усиления дисциплины в коллективе и выводы о проведенном мероприятии.
Скачать PDF