Человеческие факторы

Найдено 6 определений термина Человеческие факторы

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

1. В широком смысле - понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека.

2. В узком смысле - понятие, означающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляемые в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы эргатической.

При определении и выделении фактора человеческого используются фундаментальные знания специальных наук о каждой из компонент системы. Но характеристики и свойства, фиксируемые в этом понятии, - это не изолированные признаки компонент системы эргатической, а ее совокупные системные качества, в наибольшей степени определяемые положением и функциями человека в системе.

3. Выражение, означающее в США область знания и профессию, определяемые в Европе термином эргономика. Возникло в результате буквального перевода и сокращения американского выражения "инженерия человеческих факторов" (human factors engineering).

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

англ. human factors).

1. Психологические, физиологические, антропометрические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом

управления. См. Эргономика.

2. Этот термин используется часто и как син. для термина "эргономика".

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Генетический термин, чаще всего используемый в качестве названия профессиональной специальности, которая исследует так называемую систему "человек-машина". Основное внимание обычно сосредоточивается на проблемах восприятия, психофизики, принятия решений и других аспектах обработки информации. Этот термин, однако, также употребляется иногда для обозначения тех элементов ("факторов"), которые являются важными для этой специальности, включая оборудование, физическую среду, задачи и индивидов, выполняющих работу. См. индустриальная/ организационная психология, которая вообще рассматривается как более широкая область, разделом которой являются исследования человеческих факторов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. КЧ. ф. относятся, напр., настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, ценностные ориентации, стереотипы индивидуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективное отношение личности к окружающей действительности, межличностные отношения, психологический климат в коллективе, психологические барьеры и многие другие, большей частью психологические явления, возникающие в процессе деятельности людей и их общении друг с другом. Психологическая наука призвана понять закономерности возникновения и развития этих явлений и найти эффективные средства управления ими. Эту задачу психология решает в тесном содружестве с другими науками. Главной задачей комплексного изучения Ч. ф. является его активизация. Пути, методы и средства достижения этой цели должны определяться применительно к конкретным условиям. Изучением Ч. ф. в технике занимается инженерная психология. Это изучение идет по двум основным путям. Один из них— учет при создании новой техники характеристик и возможностей челове.ка, согласование техники и условий труда с человеком. В этом случае необходимо иметь данные об общих для всех людей закономерностях психических процессов. Другой путь —т отбор и обучение людей для определенных видов деятельности. Здесь необходимо иметь данные об индивидуальных психологических различиях людей, знать методы определения этих различий. Оба пути изучения и учета Ч. ф. в технике не исключают, а дополняют друг друга.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Человеческий фактор

имеется в виду роль человека в системе человек-машина, человек-природные процессы, человек – социальные процессы и т.п.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Человеческие факторы

human factors) Этими двумя словами стали обозначать многоотраслевую прикл. науку и область практики, нацеленные на анализ и учет Ч. ф. в совр. технике, или взаимосвязей между технологическими процессами и продукцией (системами, средой, машинами), с одной стороны, и пользователями (операторами, ЛПР (лицами, принимающими решения), обслуживающим персоналом), с др. Хотя профилирующей дисциплиной здесь яв-ся психология, данная область тж включает инж. науку (прежде всего НОТ, электронику и машиностроение), вычислительную технику/программирование, физ. антропологию, физиол. и медицину, техническую эстетику, а тж общую и профессиональную педагогику. Специалисты в области Ч. ф. проводят эксперименты, обследования и анализы, с тем чтобы накопить знания, касающиеся взаимодействия чел. с техникой и технологиями, или решить прикл. задачи; практики используют эти знания при разраб. и эксплуатации технических средств, сотрудничая с конструкторами и дизайнерами. Осн. объектом их внимания яв-ся совместная работа людей и машин или грамотные действия людей, обслуживающих машины. В Европе и Азии аналогом "Ч. ф." яв-ся "эргономика" (от греч. ergon - работа и nomos - закон), делающая акцент на физиолог. аспектах труда и на эксплуатационных качествах машин и оборудования. Наука о Ч. ф. пытается усовершенствовать среду и действия чел. и машины либо путем изменения машин или среды т. о., чтобы они соответствовали челов. способностям и ограниченным возможностям, либо путем адапт. людей к требованиям, диктуемым машинами, с помощью процесса обучения и отбора. Изменение машин и среды составляет ту часть области Ч. ф., к-рую наз. "инженерией Ч. ф." (human factors engineering). Хотя отдельные исслед. Ч. ф. в сфере полиграфии, транспорта и строительства скоростных магистралей проводились и раньше, именно Вторая мировая война высветила потребность в изучении и оптимизации Ч. ф. в таких сложных военных системах, как самолеты, подводные лодки и радиолокационные установки. В итоге примерно в 50 ун-тах США и др. стран были организованы курсы и программы для аспирантов по изучению Ч. ф. Сначала они проводились гл. обр. на психол. факультетах, но затем осн. место действия переместилось в область орг-ции пр-ва. Работа по изучению Ч. ф. в невоенной индустрии началась в лабораториях компании Bell Telephone, но затем ее стали осуществлять и мн. др. крупные корпорации. Для военных было важно, чтобы оружие или транспортное средство действовало с максимальной эффективностью при первом же использовании его в бою, и наука о Ч. ф. могла в этом помочь. Нек-рые товаропроизводители стали использовать знания о Ч. ф. при выпуске продукции, поскольку их преследовали в судебном порядке, если они не удосуживались это сделать и с пользователями происходили несчастные случаи. Конкуренция среди интерактивных компьютерных систем придала новый импульс науке о Ч. ф., к-рая проанализировала и усовершенствовала размеры и форматы дисплеев, управляемых программными средствами. Мн. новые виды автоматических устройств, как военных, так и промышленных (напр., роботы), тж требуют поддержки Ч. ф. Один из первых шагов в анализе Ч. ф. - выявить те задания, к-рые должны быть автоматизированы, и те, к-рые должны выполняться людьми, а затем подобрать их наилучшие сочетания. Когда исслед. и практ. применение Ч. ф. находились в начальной стадии, они были направлены на решение относительно простых проблем. Дисплеи и приборы управления продолжают привлекать внимание науки о Ч. ф., т. к. они представляют собой связующее звено между чел. и машиной, но объектами ее изучения стали тж и более крупные узлы (пульты и панели), а затем и подсистемы или целые системы. Было проведено немало сложных экспериментов со мн. переменными с целью выяснения максимальной рабочей нагрузки, специфики технологических процессов и методов подготовки операторов. См. также Инженерная психология, Промышленная и организационная психология X. М. Парсонс

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Современные виды подготовки летного состава гражданской авиации в области человеческого фактора

Зиньковская Светлана Михайловна
в статье рассматриваются одна из современных областей подготовки эксплуатационного персонала на воздушном транспорте специальная подготовка в области человеческого фактора, а также актуальные вопросы,
Читать PDF

Развитие системы подготовки персонала авиакомпании в области человеческого фактора

Захаров Александр Викторович
Стратегическая цель развития подготовки персонала в области человеческого фактора (ЧФ) формирование системы Company Resource Management в Авиакомпании.
Читать PDF

Человеческий фактор и безопасность производства

Форсюк А.А., Кобылкин С.С.
Представлены исследования социологических факторов влияющих на безопасность труда в угольных шахтах.
Читать PDF

Совесть как смыслообразующий фактор человеческого существования

Кирилина Т.Ю.
Читать PDF

Оптимизация безопасности транспортной деятельности с учетом влияния человеческого фактора: особеннос

Маринов М.Л.
В статье предлагаются новые методологические подходы оценки и прогнозирования человеческого поведения в нормальных и экстремальных условиях.
Читать PDF

Дисциплина как основная составляющая человеческого фактора

Григорьев Н.Н., Двинин А.П., Железняков А.М., Наконечный М.М.
Показана важная роль дисциплины в успешной деятельности персонала в отраслях, связанных с высокими рисками аварий.
Читать PDF

Человеческий фактор - инвестиции в будущее

Сергеев Сергей
Сегодня железнодорожный транспорт «ставится на новые рельсы» происходит его реформирование.
Читать PDF

Человеческий фактор в проблеме безопасности сварных объектов ответственного назначения

Коробцов Александр Сергеевич, Лукьянов Виталий Федорович
Цель данной работы изучение роли человеческого фактора в проблеме надежности ультразвукового контроля сварных объектов ответственного назначения.
Читать PDF

Психологические аспекты человеческого фактора в авиации

Лысаков Николай Дмитриевич
В статье раскрываются психологические аспекты человеческого фактора в авиации, связанные с проблемами обучения и трудовой деятельности пилотов.
Читать PDF

Минимизация влияния человеческого фактора на надежность и безаварийность работы АЭС и других опасных

Алюшин М.В., Колобашкина Л.В., Алюшин А.М.
Работа посвящена влиянию человеческого фактора на надежность и безаварийность работы атомных электростанций.
Читать PDF

Оценка человеческого фактора при возникновении нештатных ситуаций на основе нечетких множеств

Гордиенко Л.В., Дмитриева И.А.
Данная работа посвящена нечеткому моделированию процесса оценки влияния человеческого фактора при возникновении нештатных ситуаций в производственной деятельности.
Читать PDF

Эмоциональное лидерство как фактор совершенствования управления человеческими ресурсами

Кустова Анна Валерьевна
В статье акцентировано внимание на взаимосвязи совершенствования системы управления человеческими ресурсами и устойчивости экономического роста в различных отраслях деятельности.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!