Организационная психологая Организационная структура

Организационная психология

Найдено 3 определения термина Организационная психология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Организационная психология

organizational psychology) О. п. имеет целью повышение производительности труда и удовлетворенности работой в различных орг-циях. Эта дисциплина изучает широкий круг тем: от мотивации труда, морального духа сотрудников и продуктивности их работы до лидерства (руководства) и эффективности организационной структуры, от малых групп до больших многонациональных корпораций. История развития О. п. началась в 1925 г. с обобщений рез-тов классических Хоторнских исслед. Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда. Для понимания трудового поведения большое значение имеют субъективные факторы, такие как моральный дух, стиль руководства, аттитюды работников в отношении компании и межличностные отношения. Меняющиеся общественные представления о природе труда и об ответственности орг-ций за качество трудовой жизни их сотрудников тж оказывают влияние на развитие О. п. Предмет О. и. частично совпадает с областью интересов психологии персонала, к-рая занимается преимущественно индивидуальными различиями и подбором/отбором кадров. Новые области О. п. включают разраб. и оценку программ профподготовки, оценку деятельности работника, измерение отношения работников к своему делу и их удовлетворенность работой, а тж организационную диагностику и оценку. О. п. имеет множество подобластей, в т. ч.: удовлетворенность работой, трудовые аттитюды, развитие карьеры, мотивация труда, групп. процессы, групп. динамика, деятельность руководителя, принятие решений в орг-циях и совершенствование организационной структуры. Трудовые аттитюды и продвижение по службе Так как индивидуальные процессы играют важную роль в развитии и понимании О. п., ведутся широкие исслед. трудовых аттитюдов, удовлетворенности работой и атрибуций в организационном контексте. Трудовые аттитюды часто отражают реакции сотрудников на свою работу, группы, руководителей и орг-цию в целом, а тж направляют трудовое поведение. В течение мн. лет главной темой исслед. в области аттитюдов была удовлетворенность работой. Разраб. Э. А. Локком таксономия измерений работы отображает такие ее характеристики, к-рые, как правило, связаны с удовлетворенностью работой, включая характер работы, зарплату, продвижение по службе, признание, условия труда, дополнительные льготы, непосредственное начальство, коллег, клиентов и семью. Общая удовлетворенность определяется взаимодействием неск. измерений удовлетворенности работой. Поэтому при оценке удовлетворенности работой следует использовать комплексные показатели. С темой удовлетворенности связана тема атрибуции. На атрибуции внутренних причин (напр., способностей и прикладываемых усилий) и внешних причин (напр., трудности задания и удачи) влияют доступная чел. информ., его убеждения и мотивация. Каузальные атрибуции людей в отношении определенного уровня выполнения работы могут оказывать существенное влияние на их трудовое поведение в орг-ции. Кроме того, большинство людей обнаруживают различные управленческие стили решения проблем, в зависимости от того, что у них преобладает - ощущение или интуиция, и от того, как они оценивают информ. - на основе чувства или мышления. Исслед. в области О. п. показывают, что люди склонны объединять эти 4 психол. функции при решении проблем в различных ситуациях. Э. Г. Шейн идентифицировал 3 осн. модели карьеры в орг-циях: а) карьера инженерного типа с потребностью в перспективных возможностях, предполагающих получение более высоких заработков и повышение в должности; б) карьера научного типа, ориентированная скорее на внутренние стимулы, связанные с решаемыми задачами; в) чисто профессиональная карьера. Исслед. показывают, что на ценность, к-рую люди придают продвижению по службе, влияют как предшествующая ориентация работников, так и их последующая профессиональная социализация. В своей теории карьеры Дж. Л. Холланд описал 6 измерений соотношения личных ориентации и профессиональных сред: реалистическое, интеллектуальное, соц., конвенциальное, предпринимательское и художественное. В теории развития карьеры Д. Супера и Д. Т. Холла предполагается, что профессиональный цикл чел. состоит из шести осн. этапов: исслед., проверки реальностью, экспериментирования, упрочения положения, сохранения положения и спада. Идентификация карьеры строится на основе организационных характеристик и Я-концепции конкретного чел. Мотивация труда Существует 3 осн. группы теорий мотивации: теории потребностей - мотивов - ценностей (need - motive - value theories); теории когнитивного выбора (cognitive-choice theories) и теории саморегулирования-метапознания (self-regulation-metacognition theories). Теории потребностей-мотивов-ценностей претендуют на объяснение мотивационных факторов исходя из устойчивых диспозиций, таких как черты личности, структуры потребностей и ценностей. К таким теориям относятся теория иерархии потребностей А. X. Маслоу и теория существования-отношений-роста (existence - relatedness - growth theory) С. П. Алдерфера. Нек-рые теории интринсивной (внутренней) мотивации ставят в центр мотивы высшего порядка, напр., теория когнитивной оценки Э. Л. Деси, и теория характеристик работы Дж. Р. Хекмана и Г. Р. Олдхэма. Последняя описывает влияние работы и событий, происходящих в орг-ции, на интерес сотрудника к заданию и его восприятие личного контроля, к-рые считаются важнейшими психол. состояниями в трудовом поведении. В созданной Дж. С. Адамсом теории справедливости рассматриваются отношения когнитивного и соц. обмена, осн. на представлениях сотрудника о том, насколько справедливо с ним обращаются по сравнению с остальными. К др. известным теориям этой группы относятся теория мотивирующих и гигиенических факторов Ф. Герцберга и теория мотивации достижения Д. К. Мак-Клелланда. Теории когнитивного выбора ставят в центр когнитивные процессы, участвующие в выборе. Трехфакторная теория В. Врума (валентность - инструментальность - ожидание) - представительный образец используемого в теориях этой группы подхода, придающего особое значение воспринимаемой вероятности успешности деятельности при условии приложения определенных усилий. В трехмерной теории атрибуции Б. Вайнера (локус, устойчивость и подконтрольность) подчеркивается мотивирующее влияние атрибуций на поведение. "Атрибутивная" модель мотивации З. М. Вонга наглядно показывает, что структуры целей (индивидуальные против командных) рабочей системы влияют на характер атрибуций, к-рые, в свою очередь, во многом определяют последующие эмоции, ожидания и трудовую мотивацию работников. Теории саморегулирования-метапознания выдвигают на первый план мотивационные процессы целенаправленного поведения. Разраб. Локком теория постановки целей предполагает возможность повышения эффективности выполнения задач и работоспособности за счет точного описания целей и желаемых рез-тов. Групповые процессы и групповая динамика Исслед. групп. процессов и групп. динамики все еще находятся под влиянием пионерской работы К. Левина. Были тщательно изучены такие переменные, как групп. нормы, групп. давление, межгрупповые конфликты, стили лидерства в группе (демократический в сопоставлении с авторитарным), сплоченность группы и межличностная коммуникация. Социометрическая методика Морено широко используется для измерения сплоченности группы, часто определяемой как совокупность сил, заставляющих индивидуума оставаться в данной группе или покинуть ее. Сплоченность группы считается значимым фактором, влияющим на эффективность группы. Одной из осн. тем психологии групп яв-ся групп. принятие решений. В этой области существует 2 линии исслед.: социально-психол. подход, в рамках к-рого изучают ролевое восприятие, участие, разделение власти и фактор огруппления мышления; когнитивный подход, придающий первостепенное значение структурам целей, креативному решению проблем, использованию когнитивных ресурсов, оценке неопределенности, распределению информ. и поддержке решения. Еще одним аспектом групп. динамики яв-ся межгрупповое поведение. Обнаружено, что к числу главных факторов, влияющих на межгрупповые отношения, относятся конфликты целей, раздел ресурсов, зависимость задач и заменяемость (substitutability). Руководство и принятие решений в организациях Руководство рассматривается как процесс влияния на групп. деятельность в направлении достижения целей. Это влияние складывается из взаимодействий между руководителями, подчиненными и целями орг-ции. Источники власти руководителя: законная (традиционная) власть; власть, осн. на вознаграждении; власть, осн. на принуждении; эталонная власть (или власть примера) и экспертная власть. Эффективное употребление власти зависит от соответствия стилей руководства ситуациям. В О. п. есть 3 вида моделей лидерства. Модели черт ставят в центр важные черты личности, обеспечивающие успешность лидерства, но не учитывают поведение руководителя и ситуационные факторы, к-рые оказывают существенное влияние на эффективность руководства. Поведенческие модели предполагают, что детерминантой эффективного лидерства яв-ся отношения между руководителями и их подчиненными и что достижение целей группы или орг-ции значимо связано с определенными видами поведения руководителей. Начатые во второй половине 1940-х гг. в Ун-те штата Огайо исслед. лидерства привели к созданию двумерной модели поведения руководителя, параметрами к-рого яв-ся внимание к подчиненным (ориентированное на хорошие деловые отношения) и исходная структура (ориентированная на официальные стандарты и правила выполнения работы). Однако в этих моделях уделялось много внимания отношениям и недооценивалось влияние конкретной ситуации, поэтому с их помощью не удалось установить закономерную связь между поведением руководителей и уровнем деятельности орг-ции. В отличие от этих двух видов моделей, ситуационные модели подчеркивают важность совместимости непредсказуемых заранее характеристик руководителей, подчиненных, групп и ситуаций, складывающихся в орг-ции. К числу влиятельных теорий руководства относится ситуационная модель Фидлера. Эта модель учитывает 3 случайные переменные: отношения между руководителем и членами орг-ции, структуру задачи и должностные полномочия. Различные сочетания значений этих трех переменных могут дать 8 потенциальных ситуаций. Модель показывает, как меняется эффективность руководства, ориентированного на отношения, и руководства, ориентированного на задачу, в различных ситуациях. Др. важные ситуационные модели - это модель "путь - цель" Р. Дж. Хауса и нормативная модель Врума - Йеттона. К данной теме имеет отношения др. активно исследуемая в О. п. тема - оценка руководства. Широкой популярностью пользуются меры, учитывающие два измерения: стили руководства, ориентированные либо на задачу, либо на отношения, и стили деятельности, ориентированные либо на производство, либо на уход за оборудованием. Полезным подходом к оценке руководства яв-ся многоуровневая оценка, в к-рой участвуют начальники, коллеги, подчиненные и сами руководители. Теме принятия решений в орг-циях отводится важное место в О. п. Г. Саймон рассматривал принятие административных решений как процесс обработки информ. и анализировал челов. рациональность в пределах психол. среды, используя понятие ограниченной рациональности. Ф. Хеллер и Б. Вилперт приняли на вооружение новый подход и использовали такое измерение, как разделение власти и влияния (influence-power-sharing) в качестве осн. переменной для понимания эксплуатационной компетентности и управленческого успеха при принятии решений в орг-циях. Организационное развитие Важный аспект О. п. составляет быстро растущая область организационного развития (ОР), к-рая включает: вмешательства, направленные на совершенствование челов. отношений; техно-структурные вмешательства и вмешательства, нацеленные на совершенствование управления трудовыми ресурсами. Разраб. много методик ОР, таких как организационная диагностика, тренинг сензитивности, групп. консультации, управленческая решетка и бригадный метод обучения, имеющих целью улучшение морального духа членов орг-ции и повышение производительности орг-ции. Конечной же целью яв-ся совершенствование всей организационной системы. Среди прочих аспектов ОР - гибкое проектирование работ для достижения большего разнообразия задач, повышения их своеобразия, содержательности и стимулирующего воздействия; совершенствование организационных структур, позволяющих оптимизировать распределение влияния, власти и информ. и разраб. более справедливых систем вознаграждений. Осн. подходом к ОР яв-ся исслед. деятельности, к-рое сосредоточено на запланированных изменениях, проводимых в форме циклического процесса, предполагающего тесное сотрудничество между членами орг-ции и психологами. Обычно этот процесс включает диагностику с целью идентификации проблем, обратную связь с главными членами или группами орг-ции, совместную диагностику и планирование действий по внесению изменений и последующую оценку рез-тов. В неск. недавних исслед. предлагаются 3 стратегии ОР, эффективность к-рых доказана: а) стратегия компетентности, сфокусированная на улучшении практ. обучения работников знаниям, умениям и навыкам, необходимым для повышения производительности труда; б) системная стратегия, придающая главное значение совершенствованию сетевых систем управления для обмена информ., коммуникации и достижения более высокой адаптивной способности организационной структуры; в) стратегия участия, способствующая высокой вовлеченности различных групп и работников, находящихся на всех организационных уровнях, в планирование, разраб. и реализацию новых целей пр-ва и технологических изменений. Влиятельным подходом к ОР и внедрению новых технологий яв-ся социотехническая модель, к-рая была впервые разраб. на основе исслед. Тэвистокского ин-та челов. отношений в Лондоне. В этой модели одновременно рассматриваются техническая и соц. системы и подчеркивается значение взаимодействия и соответствия между этими двумя системами для достижения целей орг-ции. Поскольку происходит быстрое развитие междунар. корпораций и многонациональных совместных предприятий, в исслед. О. п. все большую популярность завоевывает подход, осн. на принципах кросс-культурной психологии. З. М. Вонг предложил использовать кросс-культурную социоэкономическую перспективу для понимания организационного поведения и организационной культуры в контексте мирового экономического, соц. и технологического развития. См. также Командная работа, Организационный климат, Административно-трудовые отношения, Полевые исследования, Прикладные исследования, Проектирование рабочей среды, Промышленная психология, Профессиональный стресс, Работоспособность, Эффективность руководства З. М. Вонг
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

См инженерная/организационная психология.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

сравнительно новое направление науки и практики, сложившееся на стыке социальной психологии, психологии управления, психологии труда и инженерной психологии, психологии профессий, системотехники, теории оптимального управления. Основной предмет рассмотрения и воздействия в О. п.— организационная реальность. Под ней понимается система взаимосвязей и взаимозависимостей двух и более людей, складывающаяся (отчасти преднамеренно, отчасти стихийно) в ходе их взаимодействия и прежде всего — делового. Помимо изучения организационной реальности О. п. уделяет внимание изучению процессов управления персоналом организаций, подбора и расстановки трудовых кадров преодоления конфликтов и кризисов в профессионально-трудовых общностях (Е.А.Климов). В западных странах (и прежде всего в США) основным направлением в О. п. является индустриально-организационная психология. Ее задачей является способствовать благополучию людей посредством применения психологических знаний и методов во всех организациях, производящих товары и предоставляющих услуги. Работы в этом направлении включают в себя разработку и использование психологической теории и методологии для решения проблем организаций и проблем, с которыми индивидуумы и -группы сталкиваются в организациях. В соответствии с этим работы в области индустриально-организационной психологии включают три круга проблем: 1) работающий человек (набор, отбор и распределение сотрудников; их обучение и социализация; мотивация и удовлетворенность работой; потери рабочего времени, текучесть кадров и преданность организации); 2) работа, профессиональная деятельность, где изучаются вопросы планирования работы и условий труда; здоровья, безопасности и благополучия работников, выполнения работы и ее измерения; профессиографического анализа и оценки трудозатрат; 3) организация, при изучении которой частными вопросами являются: социальная система и коммуникативные связи организаций; групповая деятельность и лидерство в организациях; организационные изменения и развитие (Л. Джуэлл).

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено научных статей по теме — 12

Организационная психология образования в системе идей научной организации педагогического труда

Хребина С.В.
Скачать PDF

Организационная психология образования в контексте деятельностного подхода

Ясько Бэла Аслановна
Рассмотрена организационная культура образовательных учреждений во взаимосвязи с динамикой личности педагога городских и сельских школ, учителей-предметников и педагогов начальных классов. Утверждается, что субъектно-деятельностная теоретико-методологическая парадигма имеет новый аспект развития в контексте организационно-психологических исследований.
Скачать PDF

Организационная психология

Аксеновская Людмила Николаевна
Скачать PDF

Организационная психология образования: от теоретических концепций к методологии и методам исследова

Ясько Бeла Аслановна
Рассмотрены основные современные теоретические конструкты организационной психологии, в частности, организационной культуры как одной из центральных категорий организационной психологии. Выделены наиболее известные теоретические обоснования оргкультуры и соответствующие им методологические подходы. Показано, что традиционное следование организационных психологов проблематике индустриальной психологии обнаруживает сегодня дефицит исследований в области организационно-психологических процессов в непроизводственной сфере, в частности, в образовании. На примере организационной культуры городских и сельских школ показано, что результаты таких исследований позволяют вскрыть организационно-психологические резервы и ресурсы, опираясь на которые стратегический менеджмент может видеть не только ситуацию «здесь и сейчас», но, что не менее важно, перспективу динамики организационных процессов, а следовательно, целенаправленно структурировать совместную деятельность в рамках конкретных организаций.
Скачать PDF

Организационная психология: переход от обслуживания менеджеров к партнерству с предпринимателями. Оп

Базаров Тахир Юсупович, Коняева Алла Петровна
В ноябре декабре 2011 г. было организовано 2 опроса. Были опрошены практикующие организационные психологи 108 специалистов (54 из России и 54 с Украины), а также топ-менеджеры и собственники компаний 343 респондента (93 из России и 250 с Украины). Результаты опроса позволили определить проблемное поле, зону актуальных и будущих потребностей организаций и обозначить темы перспективных организационно-психологических исследований и проектов, соответствующих запросам клиентов.
Скачать PDF

Организационная психология на съезде психологов России

Липатов Сергей Алексеевич
15 февраля 2012 г. на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в рамках прошедшего 5-го съезда Российского Психологического Общества прошел симпозиум «Организационная психология: управление и социальное развитие» (ведущие Т.Ю. Базаров и С.А. Липатов). На семинаре присутствовало свыше 70 человек из многих городов России и СНГ.
Скачать PDF

К публикации в журнале «Организационная психология» проекта «Российский стандарт тестирования персон

Науменко Анна Сергеевна, Шмелев Александр Георгиевич, Штроо Владимир Артурович
Журнал «Организационная психология» продолжает публикацию российских стандартов, регулирующих различные виды профессиональной деятельности в области прикладной и практической психологии.
Скачать PDF

II российско-американская конференция «Организационная психология: люди и риски»

Аксеновская Людмила Николаевна
Скачать PDF

Индустриально-организационная психология в Саратовском государственном университете

Аксеновская Людмила Николаевна
Статья посвящена истории формирования и развития организационной психологии в одном из старейших российских университетов, Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского (СГУ). Выделены три этапа развития психологической науки и образования в СГУ: начало преподавания психологии (1917), создание отделения психологии в составе биологического факультета (1971) и открытие факультета психологии (2010). Показано, что второй и третий этапы являются этапами последовательного формирования организационно-индустриальной психологии в СГУ как в плане научно-исследовательской и практической работы, так и в плане создания системы подготовки организационных психологов. Становление организационной психологии в СГУ было связано с решением задач обеспечения развития Военно-промышленного комплекса СССР и транспортной инфраструктуры в регионе. В это время была создана лаборатория инженерной психологии. Исследования были сосредоточены преимущественно на проблеме психоакустики в космической отрасли и на изучении зрительного восприятия. Основным методом исследований являлись аппаратные психофизические и психофизиологические исследования. В тематическое пространство исследований были включены проблемы психических состояний человека-оператора, психологическая проблема проектирования автоматизированных систем управления, проблема субъективной оценки, психологическое тестирование сотрудников предприятий, проектирование комнат психологической разгрузки, проблемы психологии управления. На третьем этапе становление организационной психологии в СГУ связано с участием психологической науки в решении актуальных задач развития рыночной экономики и повышения конкурентоспособности деловых организаций. Была открыта магистерская программа по профилю «Организационная психология» и кафедра психологии бизнеса на базе Торгово-промышленной палаты Саратовской области. С 2010 года в сотрудничестве с зарубежными коллегами ежегодно проводится научнопрактическая конференция «Организационная психология: люди и риски». В учебном процессе магистратуры принимают участие работодатели выпускников факультета по специальности» организационная психология». Теоретико-методологической базой большинства исследований и разработок является ордерный подход к социально-психологическому изучению организационной культуры Л. Н. Аксеновской. Основными методами исследования стали методы моделирования (включая компьютерное моделирование) и методы ордерной диагностики. Тематическое пространство исследований включает в себя изучение на базе ордерного подхода проблем организационной культуры, управленческого взаимодействия, лидерства, медиакультуры, эмоционального интеллекта, а также проблему инновационного потенциала личности и проблему негарантированной занятости.
Скачать PDF

Индустриально-организационная психология: тупик или новый виток развития?

Дениз Онес, Роберт Кайзер, Томас Чаморро-Премузик, Сисек Свенссон
Работа важна. Благодаря работе общество делает все важные вещи, преимущественно через организации — бизнес-корпорации, некоммерческие организации, правительственные структуры и так далее (Hogan & Chamorro-Premuzic, 2013). На работе люди проводят большую часть своей жизни, она в значительной мере создает их ощущение себя. Рабочие группы обеспечивают социальную идентичность, место в социальной иерархии определяет статус, а сложные рабочие задачи дают возможность быть творческими и инновационными. Более чем какая-либо другая научная дисциплина, индустриальная/организационная психология (ИО психология) сфокусирована на глубоком понимании и улучшении работы как важного аспекта жизни. Нет необходимости перечислять весь исторический вклад ИО психологии, достаточно упомянуть наиболее важные исследования: повышение организационной и личной эффективности, улучшение условий труда и обогащение содержания работы, важность справедливости на рабочем месте — этого будет более чем достаточно. ИО психология, возможно, сейчас наиболее актуальна, чем когда-либо — для жизни на работе, организаций и общества в целом. Но вот в чём проблема: мы видим, как эта область исследований теряет свой путь, рискуя утратить экспертную позицию в отношении работающих людей и уступить поле деятельности специалистам других профессий, обладающих лучшим маркетинговым подходом и деловой хваткой. Без фундаментальной переориентации взглядов ИО психология рискует получить второстепенный статус в организациях: технократы, когда их приглашают, применяют свои подходы без понимания содержания и части важных решений. Статья резюмирует наши опасения по поводу текущего статуса ИО психологии (и академической, и прикладной). Наша задача — понять, как возвращение к идеалу учёногопрактика, казалось бы, забытому, поможет этой профессии вернуться на путь обретения востребованности, уважения и влияния в мире труда.
Скачать PDF

Организационная культура как психологический фактор карьерных ориентаций личности

Демидова Татьяна Евгеньевна
Рассматриваются проблемы взаимосвязи карьерных ориентаций личности и организационной культуры предприятия. Показаны особенности взаимосвязи карьерных ориента-ций с параметрами восприятия организационной культуры.
Скачать PDF

Теоретико-методологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инва

Волкова Ирина Павловна, Королева Наталья Николаевна
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к изучению проблемы социальной реабилитации и адаптации инвалидов по зрению. Приведены данные эмпирического исследования, направленного на выявление основных проблем и личностных ресурсов социально-психологической адаптации инвалидов по зрению различных возрастных категорий и с различной степенью нарушения зрения (слепые и слабовидящие) и их актуальных запросов в социально-психологической поддержке (с помощью разработанного авторами психодиагностического комплекса методик и методов многомерного статистического анализа). Представлена организационная модель деятельности службы социально-психологической поддержки (позволяющая реализовать интегративный подход и обладающая большим потенциалом в плане социально-психологической реабилитации и адаптации инвалидов по зрению) с выделением основных направлений деятельности службы по оптимизации процесса их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в обществе.
Скачать PDF

Похожие термины: