АНАМНЕЗ
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
(от гр. anamnesis – воспоминание) – совокупность сведений об обследуемом (больном) и развитии его заболевания. В психиатрии а. выступает как средство исследования травмирующих конфликтов на жизненном пути человека и выявления на этой основе причин отклонений в его психическом развитии. А. личности употребляется иногда как синоним понятия "история развития личности".
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
В анамнез больного наркологического включаются прежде всего подробные сведения, касающиеся употребления им наркотиков и других психоактивных веществ (начало и развитие употребления, частота, дозы, способы приема, реакция на наркотик, вызванные употреблением проблемы и т. д.). Важными являются сведения, относящиеся к наследственности обследуемого, включая наличие психических заболеваний и болезней зависимости среди близких родственников.
Особое место в анамнезе занимают данные о перенесенных в прошлом болезнях, травмах, особенно черепно-мозговых, об операциях, фактах лечения у психиатров и наркологов.
Имеют большое значение сведения о развитии личности больного в различные возрастные периоды, складе его характера, особенностях его интересов и поведения, его окружении, семейных взаимоотношениях, а также сведения об образовании и профессиональной деятельности.
Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.
А., психиатрический (Anamnesis psychiatrica) (от греч. anamnesis - воспоминание, psyche - душа и iatrea - лечение). Анамнез, включающий не только сведения о настоящих и прошлых заболеваниях и о наследственной отягощенности пациента, но и данные о его психическом развитии, формировании, образовании, характере, профессии, интересах, семейной, трудовой и социальной адаптации личности.
А., социальный (Anamnesis socialis) (от лат. socius - товарищ). Та часть анамнеза, в которую включены данные об условиях жизни, общественном положении и социальной активности больного.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
An.: Anamnesis
Анамнез, или предварительная беседа, в обычном медицинском понимании касается прошлых страданий и болезней. Для Милтона Эриксона это означало нечто совсем другое.
К вопросу: «Когда вы почувствовали себя плохо?» - он не забывал добавлять: «А когда вы хорошо себя чувствуете?» или «Опишите мне, что требуется для того, чтобы стало лучше...» и т. д. Он был убежден, что упоминание о позитивном опыте должно вызывать благоприятные ассоциации и на этом следует акцентировать внимание.
Эриксон также считал, что разрешение симптома может не иметь никакой связи с причиной его возникновения. «Следовательно, прошлое не интересовало его с точки зрения поиска в нем причин страданий или симптомов, как ключа к выздоровлению. Как изменить прошлое, исходя из существующей реальности - вот в чем существо вопроса; прошлое - это непосредственно то, что должно быть пересоздано с помощью расширения и усиления скрытых возможностей, проявляющихся при общении с терапевтом. Другими словами, прошлое нужно не расшифровывать, а переплавлять под нажимом будущего» (Roustang, 1990).
«Вероятные ресурсы и описание мироощущения пациента - вот что его в конечном счете интересовало» (Van Dick, 1980). Во время сбора анамнеза «терапевт знакомится с объемом жизненного опыта пациента, с его навыками, которые могут быть использованы в дальнейшем. Пациенты являются пленниками систем, не позволяющих им использовать собственные возможности в своих интересах. Этот навык у людей пока еще не на высоте» (Erickson & Rossi, 1979).
Отметим также, что сбор анамнеза для любого гипнотерапевта - это момент, который стараются использовать для того, чтобы установить контакт с пациентом.
И, наконец, в гипнозе минимум анамнеза позволит уберечься от необдуманных действий (см. предосторожности в гипнозе).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
совокупность сведений, которые собирают от больного для установления диагноза и прогноза. Различают:
медицинский анамнез
включает расспрос о проявлениях (жалобы больного) и течении болезни, а также о прошлой жизни. Последний включает сведения о прошлых заболеваниях, наследственности, о семье, профессиональной деятельности, об условиях жизни, вредных привычках и др. М.А. в субъективных жалобах больного призван раскрывать объективные проявления болезни;
психологический анамнез
отличается от медицинского тем, что его задачей является получить от больного сведения для оценки его личности как сложившейся системы отношений к самому себе и, в особенности, отношения к болезни и оценки того, насколько болезнь изменила всю эту систему. П.А. в данных о течении болезни и жизненном пути призван выявить, какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Внешне медицинский и психологический анамнез как методы исследования весьма сходны – расспрос может идти по одному плану, но их цель и использование полученных данных совершенно отличны. Психологический анамнез также делится на анамнез болезни и анамнез жизни.
Психологический анамнез болезни
Эта часть П.А. состоит из выслушивания жалоб больного и расспроса о влиянии болезни на различные отношения больного.
Психологический анамнез жизни
Этот раздел собирания анамнеза включает расспрос больного по следующим темам: 1) перенесенные в прошлом болезни и реакция на них; 2) профессиональный путь и деятельность, удовлетворенность ими; 3) развитие семейных и интимных отношений; 4) отношения с непосредственным окружением вне семьи; 5) наиболее тяжелые события прошлой жизни и реакция на них.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Представление об анамнезе как воспоминании событий прошлого, оказавших воздействие на возникновение невротических симптомов, было выдвинуто Й. Брейером и З. Фрейдом в период их терапевтической деятельности, предшествовавшей становлению психоанализа. В предварительном сообщении «О психическом механизме феномена истерии» (1893) они писали о том, что истерические симптомы исчезают и больше не возвращаются, если удавалось восстановить в памяти событие, послужившее причиной этих симптомов. «Восстановление в памяти события и сопутствующего ему аффекта имело целью позволить больному потом как можно подробнее описывать событие и выразить словами переживаемый при этом аффект». Для восстановления в памяти пациента события Й. Брейер и З. Фрейд использовали катартический метод: пациент вводился в гипнотическое состояние, способствующее воспоминанию событий прошлого, и заново переживал эти события; в процессе повторного переживания устранялось воздействие ранее неотреагированного первоначального представления, и ущемленный аффект возвращался в сознание, что вело, как предполагалось, к исцелению. Эти идеи были высказаны ими подробнее в работе «Исследования истерии» (1895).
В терапевтической практике З. Фрейд встретился с тем затруднением, что некоторые пациенты не поддавались гипнозу. Поскольку гипноз требовался для расширения памяти, для обнаружения патогенных воспоминаний, то З. Фрейд должен был или отказаться от таких пациентов, или использовать другие методы. Задача состояла в том, чтобы избежать гипноза и в то же время иными средствами добиться у пациентов патогенных воспоминаний. Решая эту задачу, З. Фрейд стал использовать метод «концентрации», «настойчивости» или «психического принуждения»: он уверял пациента, что тот может вспомнить события прошлого; настойчиво требовал, чтобы тот шел в своих воспоминаниях все дальше и дальше. Затем он стал прибегать к «методологической уловке»: надавливал на лоб пациента пальцами рук и настоятельно просил, чтобы тот сообщал ему все, что пришло в голову. При сложном анализе требовалось непрерывное применение надавливания рукой на лоб, так как часто у пациента всплывали воспоминания, являвшиеся средним звеном между исходными и исконными патогенными представлениями.
Терапевтическая работа заключалась, по З. Фрейду, в том, чтобы, преодолевая сопротивления пациента, раскрыть тройное расположение психического материала: выявить «пучки воспоминаний, представляющих собой линейное наслоение друг на друга и образующих определенные темы»; обнажить второй вид размещения воспоминаний, являющихся концентрическим кругом, расположенным вокруг «патогенного ядра»; добраться до материала, составляющего ядро патогенной организации.
В процессе дальнейшей терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с двумя трудностями: с одной стороны, процедура надавливания пальцами рук на лоб пациента оказывалась не всегда эффективной, так как подчас не вызывала никаких воспоминаний, несмотря на настойчивость и напор врача; с другой – порой сами пациенты говорили о том, что настойчивость, напор, давление со стороны врача не только не способствовали, но, напротив, мешали возникновению воспоминаний. Принимая во внимание эти трудности, З. Фрейд отказался от «методологической уловки» и стал использовать метод «свободных ассоциаций», открывавший простор для спонтанных воспоминаний пациента. Отказ от гипноза и использование метода «свободных ассоциаций» как раз и стали основой для возникновения психоанализа.
Благодаря методу «свободных ассоциаций» удавалось добиться у пациентов таких патогенных воспоминаний, которые уходили своими корнями в раннее детство и оказывались связанными с реальными событиями сексуального совращения, соблазнения ребенка. Основываясь на подобных воспоминаниях, З. Фрейд выдвинул теорию «совращения», объясняющую причины возникновения невроза у человека. Однако вскоре ему удалось обнаружить, что часто пациенты его обманывали, и в действительности речь шла не о реальных событиях детства, а о фантазиях, которым предавались дети и взрослые. Как правило, фантазией совращения ребенок прикрывал инфантильный период своей сексуальной деятельности. Тем не менее для понимания невроза важно, как считал З. Фрейд, выявление воспоминания о травмирующем детском переживании, независимо от того, связано ли оно с реальным событием или фантазией. Для невроза существенное значение имеет не столько физическая, сколько психическая реальность, находящая свое отражение в фантазии человека. Отсюда – одна из основных задач психоанализа, заключающаяся в воспоминании (воскрешении, восстановлении) в памяти пациента травмирующей ситуации, связанной с переживанием в раннем детстве реального или воображаемого события и доведения ее до его сознания с целью последующего сознательного, а не бессознательного, что имело место в прошлом, разрешения внутрипсихического конфликта. Анамнез становится важной, необходимой составной частью аналитической работы, ориентированной на устранение симптомов заболевания и исцеление обратившегося за помощью пациента.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001