АНАМНЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАМНЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
(от греч. воспоминание) – совокупность сведений о человеке, полученных различными методами в целях организации с ним эффективной работы. Понятие А. п. поначалу применялось в медицинской психологии. Представители данной отрасли психологической науки уже тогда выделяли «объективный» и «субъективный» анамнез, т. е. получение сведений от окружающих больного людей и от самого больного. В настоящее время понятие А. п. вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с болезнью и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Заимствование термина «анамнез» из медицины не означает прямого переноса в психологию ее методов. А. п. успешно может быть использован при различных подходах в изучении человека. Так, личностный подход проявляется в том, что: во-первых, любое психическое явление рассматривается в связи с другими явлениями, и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность; во-вторых, личность человека рассматривается как одна из детерминант его поведения; в-третьих, понимание личности в целом и отдельных проявлений человека возможно с учетом истории ее развития. Используются различные формы сбора анамнестических данных в психологии: 1) объективный анамнез осуществляется в форме бесед с лицами, хорошо знающими личность военнослужащего; 2) субъективный анамнез, т. е. беседа с самим военнослужащим; 3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, дневников, результатов деятельности. Основная задача психолога – установить факторы, определившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни военнослужащего и степень их влияния на изменение психики.
АНАМНЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАМНЕЗ ПСІХАЛАГІЧНЫ / PSYCHOLOGICAL ANAMNESIS (MEDICAL HISTORY) совокупность сведений о человеке, полученных различными методами в целях организации с ним эффективной работы. Понятие А. п., зародившись в рамках медицинской психологии, позже вышло за ее рамки и стало употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Заимствование термина «анамнез» из медицины не означает прямого переноса в психологию ее методов. Например, школьный психолог имеет дело с ребенком, основная информация о котором поступает от близких людей, прежде всего– родителей. Анамнестическое исследование ребенка в психологии предваряет применение других методов. А. п. успешно может быть использован при различных подходах в изучении человека. Так, личностный подход проявляется в том, что, во-первых, любое психическое явление рассматривается в связи с другими явлениями (прежде всего, с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность); во-вторых, личность человека рассматривается как одна из детерминант его поведения; в-третьих, понимание личности в целом и отдельных проявлений человека возможно с учетом истории ее развития.
Используются различные формы сбора анамнестических данных в психологии:
1) объективный анамнез– осуществляется в форме бесед с родителями, родственниками, опекунами, воспитателями дошкольных учреждений, учителями, другими лицами, хорошо знающими ребенка;
2) субъективный анамнез, т. е. беседа с самим ребенком;
3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, дневников, результатов деятельности ребенка. В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации. Согласно этой схеме, характеристика каждого этапа развития подчинена общей логике анализа структуры и динамики возраста, включая, таким образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований).
В психологическом консультировании А. п. понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах, начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать портрет личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи. Э. В. Самарина
Используются различные формы сбора анамнестических данных в психологии:
1) объективный анамнез– осуществляется в форме бесед с родителями, родственниками, опекунами, воспитателями дошкольных учреждений, учителями, другими лицами, хорошо знающими ребенка;
2) субъективный анамнез, т. е. беседа с самим ребенком;
3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, дневников, результатов деятельности ребенка. В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации. Согласно этой схеме, характеристика каждого этапа развития подчинена общей логике анализа структуры и динамики возраста, включая, таким образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований).
В психологическом консультировании А. п. понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах, начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать портрет личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи. Э. В. Самарина