Амтхауэра тест структуры интеллекта это что такое Амтхауэра тест структуры интеллекта: определение — Психология.НЭС
Амтхауэр  Рудольф АМУЗИЯ

АМТХАУЭРА ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Найдено 3 определения термина АМТХАУЭРА ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

АМТХАУЭРА ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Amthauer R., 1953]. Один из психометрических психологических тестов для исследования интеллекта. Направлен на исследование вербального интеллекта (индуктивное мышление, комбинаторика, формирование суждений), счетно-математических способностей, пространственного представления и сохранения в памяти усвоенного материала. Состоит из девяти субтестов. Помимо оценки уровня интеллекта дается характеристика его структуры по профилю успешности выполнения отдельных субтестов. Предназначен для исследования лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. В СССР был адаптирован Х.И. Лийметсом, Ю.Л. Сыэрдом, К.Ю. Тоймом [1974].

Оцените определение:

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

Амтхауэра тест структуры интеллекта

Amthauer, 1953) - тест для исследования интеллекта у лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Амтхауэра тест структуры интеллекта

Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). А. т. с. и. состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV—VI субтестов, используются задачи закрытого типа). А именно: I. Логический отбор (LS) — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин. II. Определение общих черт (GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно — лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий — 20, время выполнения — 6 мин. III. Аналогии (AN) — анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий — 11, время выполнения — 7 мин. IV. Классификация (KL) — оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 16, время выполнения — 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения. V. Задания на счет (RA) — оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения — 10 мин. VI. Ряды чисел (ZR) — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин. VII. Выбор фигур (FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с цельной фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин. VIII. Задание с кубиками (WU) — исследуется то же, что и в VII-м субтесте. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения — 9 мин. IX. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр., цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы — 3 мин.). Кроме того, испытуемые предупреждаются о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным решением будет выбор слова "зебра". Время выполнения 20 заданий — 6 мин. Всего в А. т. с. и. обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете "сырых" оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки шкальные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта. А. т. с. и. имеет три параллельные формы теста: (А, В, С), модификация А. т. с. и. — четыре формы (A1, B2, C3, D4). А. т. с. и. разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами психодиагностики профессиональной, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности. При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных "центров тяжести" — речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др. Р. Амтхауэр (1953) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий он руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение коэффициента корреляции между группами заданий и общим результатом — 0,65 (0,80—0,45), средний показатель интеркорреляции субтестов — 0,36 (0,62—0,20). Коэффициент надежности ретестовой А. т. с. и. (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83—0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей теста (метод расщепления) — 0,97. Валидность критериальная по корреляции с успеваемостью — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели валидности текущей и валидности прогностической, определенной по методу контрастных групп. А. т. с. и. был адаптирован в Эстонии и применялся под названием "тест-Су" для изучения уровня интеллектуального развития учащихся младших классов (Х. И. Лийметс с соавт., 1974). В России опубликованы материалы об использовании не полного варианта теста (исключен один из субтестов) при обследовании учащихся 7—10 классов городских и сельских школ (М. К. Акимова с соавт., 1984). Получены данные о достаточно высокой надежности и валидности неполного варианта А. т. с. и. В этом исследовании авторы вводят понятие "социально-психологической нормы", которая определяется как система требований общества к психическому развитию индивида (К. М. Гуревич с соавт., 1986). В этом случае оценка результатов тестирования должна исходить из степени близости к социально-психологическим нормам, которые дифференцируются в образовательно-возрастных границах и должны прийти на смену традиционным статистическим нормам.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме АМТХАУЭРА ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Тест интеллектуального ресурса (тир01) и его валидизация

Сидоров Константин Рудольфович, Сунцова Яна Сергеевна, Шрейбер Татьяна Викторовна, Бегунов Илья Александрович
В работе излагается подробное описание принципиально нового теста для оценки интеллектуального ресурса: ТИР 01, cозданного на основе модификации целого ряда широко известных диагностических методик: КОТ Э.Ф.Вандерлика и др.; «Сложные аналогии» Э.А. Коробковой; «Исключение лишнего» Б.В. Зейгарник и др.; «Словесный тест» Дж. Барретта; тесты Г. Айзенка; ШТУР К.М. Гуревич и др. Раскрывается содержание теста, включающее пять основных факторов (конкретных способностей): языковые, словесно-логические, физико-математические, аттенционные, пространственные и комбинаторные. Рассматривается компьютерная версия теста и его специфика. Выделяется и анализируется теоретическое основание теста, где в качестве основного подхода используется теория «когнитивного ресурса» В.Н. Дружинина и достижения его исследовательской группы в области изучения интеллекта. Предлагается психометрическое обоснование (валидизация), включающее содержательную (content validity), прогностическую (predictive validity) и конкурентную (concurrent validity) валидность. Обсуждаются практические сферы применения методики.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект в структуре социоэмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте

Усынина Татьяна Петровна
Статья посвящена рассмотрению и анализу эмоционального интеллекта у детей-сирот, и детей, воспитывающихся в семье. Анализ выполнен на основе сравнения эмоционального интеллекта старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях и старших школьниках, воспитывающихся в семье. Показано, что не выявлено значительных различий по большинству показателей эмоционального интеллекта в группе учащихся, воспитывающихся в семье, и воспитанников интернатного учреждения.
Скачать PDF

Соотношение интеллектуальных стилей и психологических типов в структуре личности студентов вуза

Рудыхина Ольга Валерьевна, Шемелина Ольга Сергеевна
В данной работе психологические типы, выделенные в теории К.Г. Юнга и получившие конкретизацию в подходе Д. Кейрси, рассматриваются во взаимосвязи с интеллектуальными стилями, представленными в подходе А. Харрисона и Р. Брэмсона. Получены значимые результаты, свидетельствующие о возможности и целесообразности рассмотрения психологических типов К.Г. Юнга в качестве эпистемологических стилей, отражающих особенности познавательной картины мира.
Скачать PDF

Развитие связей между интеллектом и личностными структурами в подростковом возрасте

Демидова А.Г.
Сделана попытка понимания интеллектуального через личностные категории. Получены и интерпретированы модели интеллектуального развития подростка. Автором выявлены структурные особенности корреляционных комплексов каждого возраста. Прослежена возрастная динамика в развитии интеллекта от младшего к старшему подростковому возрасту.
Скачать PDF

Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре личности социального работника

Бордовский Владимир Александрович
Статья посвящена выявлению смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей с эмоциональным интеллектом – содержательным компонентом аттракции в психическом образовании «значимый другой» в структуре личности социального работника. Показано, что для социальных работников свойственны структурированность и сформированность на высоком уровне смысложизненных ориентаций; они обладают средневысоким уровнем эмоционального интеллекта, который тесно взаимосвязан с ценностно-смысловой сферой личности. Выделен объект развивающего воздействия – способности управлять собственными эмоциями. Определены некоторые аспекты проблемы в качестве задач для последующих этапов исследования.
Скачать PDF

Структура и природа интеллектуальных способностей: этнические и профессиональные аспекты

Изюмова Светлана Александровна, Се Янь
В статье анализируются результаты реализации интегрального подхода на современном этапе при изучении интеллектуальных способностей китайских студентов различных специальностей в русле научной школы Теплова-Небылицына
Скачать PDF

Особенности психофизической структуры интеллекта и его взаимосвязь с показателями сенсомоторного тес

Рычкова Л.С., Герасимова О.Ю.
С помощью компьютерного зрительно-моторного теста выявлена специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития, что позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцированных мер коррекции.
Скачать PDF

Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье представлены данные о половозрастных различиях базовых и структурных компонентов эмоционального интеллекта. Новизна исследовательского подхода заключается в сочетании опросных и экспериментальных методик. Это позволило выявить в трех возрастных группах (подростки, студенты и молодые специалисты) гетерохронность показателей межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта. Наиболее существенные гендерные различия межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта обнаружены в выборке студентов. В выборках подростков и молодых специалистов эти различия статистически менее выражены. Выявлены новые данные о гендерных различиях и возрастной динамике опознания эмоций по лицевой экспрессии. Установлена автономность базовых компонентов эмоционального интеллекта (точности опознания лицевой экспрессии и вербализации эмоций). Результаты исследования значимы для прогнозирования успешности субъекта в коммуникативных профессиях и межличностных отношениях.
Скачать PDF

Социальный интеллект в структуре межкультурной коммуникации

Наумец В. А.
В данной статье предпринята попытка критического теоретического анализа феномена «социального интеллекта» в контексте межкультурной коммуникации. Исходя из положения, что социальный интеллект как психологический конструкт обладает значительным эвристическим потенциалом, автор обращает внимание на основные проблемы исследований социального интеллекта. В статье дается широкий исторический обзор теоретических исследований, посвященных проблематике социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии, проводиться критический анализ их вклада в психологию социального интеллекта.
Скачать PDF

Особенности развития структуры интеллекта школьников 11-18 лет

Попова Елена Вячеславовна, Волокитина Татьяна Витальевна
Проведено изучение структуры интеллекта школьников общеобразовательной школы г. Новодвинска с использованием традиционных методик: ГИТ, тест Амтхауэра, тест Равена. Выявлены возрастные и половые особенности развития интеллекта на каждом возрастном этапе онтогенеза. Показано, что уровень выполнения интеллектуальных тестов школьниками в возрастном диапазоне 11-18 лет ниже установленных возрастных норм, при этом самые низкие результаты отмечены при выполнении субтеста «арифметические задачи».
Скачать PDF

Исследование структуры интеллекта у студентов разных специальностей

Дубинина М.Г.
Актуальность избранной темы обусловлена как необходимостью перестройки системы подготовки специалистов в современных условиях, так и практическими задачами достижения качественно нового уровня профессиональной подготовки выпускника вуза. Такая необходимость связана с социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, с повышением требований к специалистам, к их активности и ответственности в отношении собственного профессионального и личностного развития. Выявление и учет особенностей профессионального развития студента должен способствовать росту эффективности процесса профессионального становления личности на этапе профессионального образования в целях повышения конкурентоспособности молодых специалистов, умения интегрироваться в различные профессиональные, социальные и многие другие сообщества с первых же дней самостоятельной работы и успешности дальнейшего профессионального роста.
Скачать PDF

Структурно-функциональная организация интеллектуальных состояний

Прохоров Александр Октябринович, Чернов Альберт Валентинович, Юсупов Марк Геннадьевич
В статье рассматривается структурно-функциональная организация интеллектуальных состояний, возникающих в учебной деятельности студентов. При помощи процедуры факторного анализа выявлены четыре независимых фактора, лежащих в основании структуры интеллектуальных состояний. Показано, что ведущим в структуре состояний выступает фактор метакогнитивной регуляции познавательной деятельности. В соответствии с особенностями структурной организации выделены регулирующая, активизирующая и направляющая функции интеллектуальных состояний.
Скачать PDF