СОХРАНЕНИЕ
Сохранение
осознание того, что физические параметры предметов остаются теми же самыми, даже когда меняется форма или внешний вид.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Сохранение
(conservation) — осознание того, что количественные характеристики объекта не изменяются при изменении его внешнего вида.
Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002
сохранение
понимание того, что количество, длина, масса или площадь не изменились, хотя и могут быть представлены многими разными способами. Способность к сохранению требует выполнения обратимых операций.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Сохранение
(conservation) — понимание неизменности объектов по своим существенным характеристикам, например весу или количеству, даже если меняется форма или расположение этих объектов в пространстве. Обычно доступно ребенку после 5 лет.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
СОХРАНЕНИЕ
один из психических процессов, составляющих целостный акт памяти: способность удерживать материал в памяти в течение более или менее длительного периода времени, вплоть до момента необходимости его актуализации при вспоминании или припоминании.
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
СОХРАНЕНИЕ
1. Один из процессов памяти, суть которого состоит в переводе полученной информации из кратковременной памяти в оперативную или в долговременную память с целью последующего многократного, повторного использования этой информации. 2. Термин из теории интеллектуального развития детей Ж. Пиаже. См. операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже, память кратковременная, память оперативная, память долговременная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
СОХРАНЕНИЕ
ЗАХАВАННЕ / CONSERVATION– способность удерживать в памяти какое-то время полученную информацию. Удерживая что-то в памяти, человек додумывает, подвергает смысловой обработке, обобщает. Происходят систематизация, установление связей с ранее запомнившимся, выделяется главное. Сохранение в памяти материала происходит и с помощью повторений, применения специальных приемов (см. Мнемоника), включения в деятельность ранее полученных знаний, их осмысливания.
Сохранение
термин Ж. Пиаже, имеет два значения. С. объекта - понимание ребенком, что объекты существуют независимо от него в пространстве и во времени. С. объекта - психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта.
С. свойств объекта - осознание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внешнего вида. С. свойств объекта - психологический критерий достижения структуры конкретных операций.
С. свойств объекта - осознание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внешнего вида. С. свойств объекта - психологический критерий достижения структуры конкретных операций.
СОХРАНЕНИЕ
фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. О С. можно судить только на основании наблюдения за другими, предполагающими С. мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. С. материала зависит в существенной степени от организации мнемических средств (см. Мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (см. Запоминание, Повторение). Различают активное и пассивное С. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в систему новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.
СОХРАНЕНИЕ (КОНСЕРВАЦИЯ)
Термин, введенный Пиаже для обозначения понимания ребенком (или взрослым) того, что количественные аспекты набора материалов или другого предъявляемого стимула не изменяются или не вызывают трансформацию самого стимула. То есть ребенок-"хранитель" понимает, что основные количественные свойства не изменяются при произвольном преобразовании или других изменениях ситуации. Количество жидкости в банке не изменяется при переливании ее в сосуд другой формы, число объектов в ряду не изменяется с изменением их пространственного расположения, масса глины не изменяется при скатывании ее в много маленьких шариков и т.д. Пиаже считал, что сохранение, как и другие когнитивные операции, усваиваются только на определенной стадии развития; оно обычно является самым сильным доказательством того, что ребенок находится на стадии конкретных операций. Сохранение "в чистом виде" рассматривается как отдельная когнитивная операция, узнавание того, что количество сохраняется независимо от каких-либо преобразований до тех пор, пока ничего не добавляется и ничего не удаляется. Однако выяснилось, что разные способы применения этого принципа ребенком требуют разного количества опыта; обычно сохранение числа наблюдается раньше, чем сохранение длины и веса, и сохранение объема появляется позже всего. См. отставание, горизонтальное.
СОХРАНЕНИЕ
один из процессов фаз-стадий памяти, кот. модальноизируется долговременной фиксацией-удержанием той или иной информации-информмодели в латентном состоянии; феномены С. в базально-кардинальном порядке, зависят от морфологизации-конституирования мнемическо-мнемотехнических средств-процедур и от тех профилактик, кот. предупреждают забывание; в псих. концепциях Ж.Пиаже мультиверсионный постулат-принцип С. представляет собой фазы-этапы интеллектуально-эволюционного развития ребенка; по мнению Пиаже, пред-мет-объект или же суммация предметов-объектов явл. константными по составу своих когерентных-интегративных ингредиентов или же по любым физическим параметрам, несмотря на трансформацию их матриц, или же экстеролокальности-экстерорасположения, а на дооператорно-эволюционной фазе развития интеллекта, ментальных способностей, ребенок опирается, в основном, на перцептивную наглядность, и в этом случае, перемещение-трансформация ингредиентов внутри множества денонатирует-означает-индексирует для него и трансформацию-метаболизацию самого множества в целом; усвоение постулата-принципа С., как считал Пиаже, явл. базально-психологическим мери-лом инкарнации кардинально-дискурсивно-логической модальности самой мысли — обратимости — что должно регистрировать-дефиницировать фазо-стадийный переход ребенка на гетеростадин-гетерофазы, коррелируемые-имплицируемые с другими операциями; см. избранные раб. Ж.Пиаже(М:.1997).
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
СОХРАНЕНИЕ
1. фаза памяти, характеризующая долговременное хранение воспринятой информации в скрытом состоянии; процесс в памяти - удержание в ней информации.
О сохранении можно судить лишь на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. На сохранение влияет организация запоминания. Сохранение существенно зависит от организации мнемических средств (-> мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (-> запоминание; повторение). Качество сохранения определяет воспроизведение. Многочисленные эксперименты подтверждают, что сохранение информации зависит от цели: запомнить надолго или на краткий срок.
Сохранение давно уже не понимается как пассивное удержание информации, описываемый лишь количественными показателями забывания. Раскрыта зависимость сохранения:
1) от установок личности - профессиональной направленности памяти в деятельности познавательной, злопамятства или добросердечия в памяти эмоциональной, и пр.;
2) от условий и организации заучивания;
3) от влияния последующей информации;
4) от мыслительной переработки материала;
5) от переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Различаются:
1) сохранение активное - когда удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых связей семантических, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения;
2) сохранение пассивное - когда подобные активные преобразования не обнаруживаются.
Возможность вызвать в состоянии гипнотическом воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, ставит вопрос о том, исчезает ли что-либо из памяти окончательно, или все же остается как след, недоступный для произвольного, сознательного доступа.
2. Понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения интеллектуальной операции, связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов внешней среды.
Овладение ребенком этой операцией знаменует важный этап его развития интеллектуального. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменным по составу " элементов или физических параметров - несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности.
На дооперациональной стадии развития интеллектуально ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем некие перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. Так, в концепции развития интеллекта Пиаже зафиксирован феномен, состоящий в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой - как следствие отсутствия обратимости умственных действий. Например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, иной формы, в зависимости от его формы количество воды увеличивается Либо уменьшается.
При переходе на стадию операций конкретных он овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной операция обратимости, за коей признается статус основной логической характеристики мышления. Овладение принципом сохранения в отношении разных физических признаков предметов, - таких как масса, вес, длина, - происходит не одновременно.
О сохранении можно судить лишь на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. На сохранение влияет организация запоминания. Сохранение существенно зависит от организации мнемических средств (-> мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (-> запоминание; повторение). Качество сохранения определяет воспроизведение. Многочисленные эксперименты подтверждают, что сохранение информации зависит от цели: запомнить надолго или на краткий срок.
Сохранение давно уже не понимается как пассивное удержание информации, описываемый лишь количественными показателями забывания. Раскрыта зависимость сохранения:
1) от установок личности - профессиональной направленности памяти в деятельности познавательной, злопамятства или добросердечия в памяти эмоциональной, и пр.;
2) от условий и организации заучивания;
3) от влияния последующей информации;
4) от мыслительной переработки материала;
5) от переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Различаются:
1) сохранение активное - когда удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых связей семантических, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения;
2) сохранение пассивное - когда подобные активные преобразования не обнаруживаются.
Возможность вызвать в состоянии гипнотическом воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, ставит вопрос о том, исчезает ли что-либо из памяти окончательно, или все же остается как след, недоступный для произвольного, сознательного доступа.
2. Понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения интеллектуальной операции, связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов внешней среды.
Овладение ребенком этой операцией знаменует важный этап его развития интеллектуального. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменным по составу " элементов или физических параметров - несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности.
На дооперациональной стадии развития интеллектуально ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем некие перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. Так, в концепции развития интеллекта Пиаже зафиксирован феномен, состоящий в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой - как следствие отсутствия обратимости умственных действий. Например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, иной формы, в зависимости от его формы количество воды увеличивается Либо уменьшается.
При переходе на стадию операций конкретных он овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной операция обратимости, за коей признается статус основной логической характеристики мышления. Овладение принципом сохранения в отношении разных физических признаков предметов, - таких как масса, вес, длина, - происходит не одновременно.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
СОХРАНЕНИЕ
1. С. (англ. retention, storage) - один из основных процессов памяти, обнаруживаемый по воспроизведению или узнаванию, либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание - 3 критерия С. С. имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целями его деятельности, лучше сохраняется в памяти. С. - конструктивный процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, в которой участвуют мыслительные операции (обобщение, систематизация и пр.). Ослабление С. с течением времени называется забыванием, восстановление забытого - реминисценцией. Для исследования процесса С. используются след. методы: метод последовательного воспроизведения, метод сбережения, метод реконструкции, метод заданного эталона и др. (Т. П. Зинченко.)
2. С. (англ. conservation) - важное понятие в системе генетической психологии Ж. Пиаже. Овладение принципом С. (инвариантности, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребенка. Понятие С. означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными (сохранными) по составу элементов или по ряду физических свойств, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. На дооператорной стадии развития интеллек та ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. Согласно Пиаже, овладение принципом С. - психологический критерий появления основной логической характеристики мысли - обратимости (реципрокности) - и свидетельствует о переходе ребенка на стадию конкретных операций. В работах Пиаже описаны феномены, показывающие отсутствие принципа С. у ребенка (напр., для ребенка 2 равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только 1 из них принимает др. форму, и т. д.), а также опыты, когда ребенок уже руководствуется этим принципом.
На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно. Так, напр., понимая принцип С. массы, он может не понимать принципа С. веса и объема. Эти запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (т. н. горизонтальные де-ксишжи) обусловлены "привязанностью" ребенка к конкретной действительности и его зависимостью от содержания структурированного материала.
Попытки сформировать у детей дошкольного возраста логические понятия, в частности понятие о С. величин, были предприняты в Межд. центре генетической эпистемологии в Женеве учеными различных направлений (Б. Инельдер, Дж. Смедслунд, А. Морф, А. Пьере-Клермон и др.). В этих исследованиях обучение логическим структурам было основано на приведении в действие др. логических структур, которые были приобретены спонтанно, что делает формирование логических структур принципиально ограниченными (см. Женевская школа генетической психологии).
В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на формирование логических понятий у детей (Я. Я. Гальперин и сотрудники, Д. Б. Эльконин и сотрудники). Так, в работах Л. Ф. Обуховой было показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания - критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации. (Е. В. Филиппова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004