СОХРАНЕНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Сохранение
осознание того, что физические параметры предметов остаются теми же самыми, даже когда меняется форма или внешний вид.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Сохранение
(conservation) — осознание того, что количественные характеристики объекта не изменяются при изменении его внешнего вида.

Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002

сохранение
понимание того, что количество, длина, масса или площадь не изменились, хотя и могут быть представлены многими разными способами. Способность к сохранению требует выполнения обратимых операций.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Сохранение
(conservation) — понимание неизменности объектов по своим существенным характеристикам, например весу или количеству, даже если меняется форма или расположение этих объектов в пространстве. Обычно доступно ребенку после 5 лет.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

СОХРАНЕНИЕ
один из психических процессов, составляющих целостный акт памяти: способность удерживать материал в памяти в течение более или менее длительного периода времени, вплоть до момента необходимости его актуализации при вспоминании или припоминании.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

СОХРАНЕНИЕ
1. Один из процессов памяти, суть которого состоит в переводе полученной информации из кратковременной памяти в оперативную или в долговременную память с целью последующего многократного, повторного использования этой информации. 2. Термин из теории интеллектуального развития детей Ж. Пиаже. См. операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже, память кратковременная, память оперативная, память долговременная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СОХРАНЕНИЕ
ЗАХАВАННЕ / CONSERVATION– способность удерживать в памяти какое-то время полученную информацию. Удерживая что-то в памяти, человек додумывает, подвергает смысловой обработке, обобщает. Происходят систематизация, установление связей с ранее запомнившимся, выделяется главное. Сохранение в памяти материала происходит и с помощью повторений, применения специальных приемов (см. Мнемоника), включения в деятельность ранее полученных знаний, их осмысливания.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Сохранение
термин Ж. Пиаже, имеет два значения. С. объекта - понимание ребенком, что объекты существуют независимо от него в пространстве и во времени. С. объекта - психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта.
С. свойств объекта - осознание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внешнего вида. С. свойств объекта - психологический критерий достижения структуры конкретных операций.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

СОХРАНЕНИЕ
фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. О С. можно судить только на основании наблюдения за другими, предполагающими С. мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. С. материала зависит в существенной степени от организации мнемических средств (см. Мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (см. Запоминание, Повторение). Различают активное и пассивное С. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в систему новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СОХРАНЕНИЕ (КОНСЕРВАЦИЯ)
Термин, введенный Пиаже для обозначения понимания ребенком (или взрослым) того, что количественные аспекты набора материалов или другого предъявляемого стимула не изменяются или не вызывают трансформацию самого стимула. То есть ребенок-"хранитель" понимает, что основные количественные свойства не изменяются при произвольном преобразовании или других изменениях ситуации. Количество жидкости в банке не изменяется при переливании ее в сосуд другой формы, число объектов в ряду не изменяется с изменением их пространственного расположения, масса глины не изменяется при скатывании ее в много маленьких шариков и т.д. Пиаже считал, что сохранение, как и другие когнитивные операции, усваиваются только на определенной стадии развития; оно обычно является самым сильным доказательством того, что ребенок находится на стадии конкретных операций. Сохранение "в чистом виде" рассматривается как отдельная когнитивная операция, узнавание того, что количество сохраняется независимо от каких-либо преобразований до тех пор, пока ничего не добавляется и ничего не удаляется. Однако выяснилось, что разные способы применения этого принципа ребенком требуют разного количества опыта; обычно сохранение числа наблюдается раньше, чем сохранение длины и веса, и сохранение объема появляется позже всего. См. отставание, горизонтальное.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СОХРАНЕНИЕ
один из процессов фаз-стадий памяти, кот. модальноизируется долговременной фиксацией-удержанием той или иной информации-информмодели в латентном состоянии; феномены С. в базально-кардинальном порядке, зависят от морфологизации-конституирования мнемическо-мнемотехнических средств-процедур и от тех профилактик, кот. предупреждают забывание; в псих. концепциях Ж.Пиаже мультиверсионный постулат-принцип С. представляет собой фазы-этапы интеллектуально-эволюционного развития ребенка; по мнению Пиаже, пред-мет-объект или же суммация предметов-объектов явл. константными по составу своих когерентных-интегративных ингредиентов или же по любым физическим параметрам, несмотря на трансформацию их матриц, или же экстеролокальности-экстерорасположения, а на дооператорно-эволюционной фазе развития интеллекта, ментальных способностей, ребенок опирается, в основном, на перцептивную наглядность, и в этом случае, перемещение-трансформация ингредиентов внутри множества денонатирует-означает-индексирует для него и трансформацию-метаболизацию самого множества в целом; усвоение постулата-принципа С., как считал Пиаже, явл. базально-психологическим мери-лом инкарнации кардинально-дискурсивно-логической модальности самой мысли — обратимости — что должно регистрировать-дефиницировать фазо-стадийный переход ребенка на гетеростадин-гетерофазы, коррелируемые-имплицируемые с другими операциями; см. избранные раб. Ж.Пиаже(М:.1997).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СОХРАНЕНИЕ
1. фаза памяти, характеризующая долговременное хранение воспринятой информации в скрытом состоянии; процесс в памяти - удержание в ней информации.
О сохранении можно судить лишь на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. На сохранение влияет организация запоминания. Сохранение существенно зависит от организации мнемических средств (-> мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (-> запоминание; повторение). Качество сохранения определяет воспроизведение. Многочисленные эксперименты подтверждают, что сохранение информации зависит от цели: запомнить надолго или на краткий срок.
Сохранение давно уже не понимается как пассивное удержание информации, описываемый лишь количественными показателями забывания. Раскрыта зависимость сохранения:
1) от установок личности - профессиональной направленности памяти в деятельности познавательной, злопамятства или добросердечия в памяти эмоциональной, и пр.;
2) от условий и организации заучивания;
3) от влияния последующей информации;
4) от мыслительной переработки материала;
5) от переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Различаются:
1) сохранение активное - когда удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых связей семантических, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения;
2) сохранение пассивное - когда подобные активные преобразования не обнаруживаются.
Возможность вызвать в состоянии гипнотическом воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, ставит вопрос о том, исчезает ли что-либо из памяти окончательно, или все же остается как след, недоступный для произвольного, сознательного доступа.
2. Понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения интеллектуальной операции, связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов внешней среды.
Овладение ребенком этой операцией знаменует важный этап его развития интеллектуального. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменным по составу " элементов или физических параметров - несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности.
На дооперациональной стадии развития интеллектуально ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем некие перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. Так, в концепции развития интеллекта Пиаже зафиксирован феномен, состоящий в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой - как следствие отсутствия обратимости умственных действий. Например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, иной формы, в зависимости от его формы количество воды увеличивается Либо уменьшается.
При переходе на стадию операций конкретных он овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной операция обратимости, за коей признается статус основной логической характеристики мышления. Овладение принципом сохранения в отношении разных физических признаков предметов, - таких как масса, вес, длина, - происходит не одновременно.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СОХРАНЕНИЕ

1. С. (англ. retention, storage) - один из основных процессов памяти, обнаруживаемый по воспроизведению или узнаванию, либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание - 3 критерия С. С. имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целями его деятельности, лучше сохраняется в памяти. С. - конструктивный процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, в которой участвуют мыслительные операции (обобщение, систематизация и пр.). Ослабление С. с течением времени называется забыванием, восстановление забытого - реминисценцией. Для исследования процесса С. используются след. методы: метод последовательного воспроизведения, метод сбережения, метод реконструкции, метод заданного эталона и др. (Т. П. Зинченко.)
2. С. (англ. conservation) - важное понятие в системе генетической психологии Ж. Пиаже. Овладение принципом С. (инвариантности, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребенка. Понятие С. означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными (сохранными) по составу элементов или по ряду физических свойств, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. На дооператорной стадии развития интеллек та ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. Согласно Пиаже, овладение принципом С. - психологический критерий появления основной логической характеристики мысли - обратимости (реципрокности) - и свидетельствует о переходе ребенка на стадию конкретных операций. В работах Пиаже описаны феномены, показывающие отсутствие принципа С. у ребенка (напр., для ребенка 2 равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только 1 из них принимает др. форму, и т. д.), а также опыты, когда ребенок уже руководствуется этим принципом.
На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно. Так, напр., понимая принцип С. массы, он может не понимать принципа С. веса и объема. Эти запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (т. н. горизонтальные де-ксишжи) обусловлены "привязанностью" ребенка к конкретной действительности и его зависимостью от содержания структурированного материала.
Попытки сформировать у детей дошкольного возраста логические понятия, в частности понятие о С. величин, были предприняты в Межд. центре генетической эпистемологии в Женеве учеными различных направлений (Б. Инельдер, Дж. Смедслунд, А. Морф, А. Пьере-Клермон и др.). В этих исследованиях обучение логическим структурам было основано на приведении в действие др. логических структур, которые были приобретены спонтанно, что делает формирование логических структур принципиально ограниченными (см. Женевская школа генетической психологии).
В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на формирование логических понятий у детей (Я. Я. Гальперин и сотрудники, Д. Б. Эльконин и сотрудники). Так, в работах Л. Ф. Обуховой было показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания - критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации. (Е. В. Филиппова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
447.51 кб

Психолого-педагогическая проблема направленности воздействия на сохранение и укрепление психического

Еганов А. В., Быков В. С.
Дано определение понятия «психическое здоровье» студентов.
Читать PDF
182.58 кб

Сохранение психического здоровья и работоспособности при действиях в условиях витальной угрозы

Титаренко Марина Сергеевна, Узун Олег Леонидович
В статье исследуются психические состояния специалистов, чья деятельность связана с экстремальными условиями (ликвидация последствий аварий, катастроф, боевые действия); выявляется инвариантная связь психических реакций в условиях
Читать PDF
868.90 кб

Мотивация на сохранение здоровья у рабочих основных профессий производства алюминия как один из аспе

Крутилова Н.В., Данилов И.П.
Читать PDF
1.79 мб

Деперсонализация как защитно-адаптационный механизм, направленный на сохранение эго-идентичности

Богданова Мария Владимировна, Городовых Эмилия Вениаминовна
Актуальность обсуждаемого в статье феномена деперсонализации обусловлена значительными изменениями, происходящими в нашем обществе в последнее время, которые делают все более значимыми исследования проблем личностной идентичности,
Читать PDF
201.14 кб

Сохранение историко-культурного наследия Кавказских Минеральных Вод

Карташева О. А.
Читать PDF
122.08 кб

Музей в глобальном мире: инновации и сохранение традиций

Читать PDF
359.51 кб

Методологические особенности работы командиров, направленные на сохранение и укрепление психического

Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н.
В статье рассматриваются проблемы по выявлению факторов, влияющих на психическое состояние военнослужащих и определение наиболее результативных методов, способствующих укреплению и сохранению их здоровья.
Читать PDF
375.88 кб

Сохранение психологического здоровья школьников в образовательной организации

Камакина О.Ю.
Статья посвящена осмыслению проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья школьников в образовательной организации.
Читать PDF
625.00 кб

Влияние стиля руководства образовательной организации на сохранение жизни и здоровья студентов и сот

Пунина Г.А., Кравцова Е.В.
Статье рассмотрены основные вопросы влияние стиля руководства образовательной организации на сохранение жизни и здоровья студентов и сотрудников в процессе обучения, на условия обучения и трудовой деятельности сотрудников.
Читать PDF
387.28 кб

Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции

Баева Людмила Владимировна
Читать PDF
252.76 кб

Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и развитие русской культуры: семья, язык,

Везнер Н. Н., Томилов Н. А., Хилько Н. Ф.
Читать PDF
271.15 кб

Е. В. Петрова. Сохранение культурных традиций в информационном обществе: роль мифотворчества

Фетисова Т. А.
Читать PDF
288.90 кб

Изучение и сохранение культурного наследия России

Читать PDF
111.78 кб

Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурной политики европейского реги

Миронова Татьяна Николаевна
Статья посвящена культурной политике современной Италии. Автор рассматривает трансформации организационной структуры управления культурным наследием, исследует принципы и основные проблемы финансирования сферы культуры.
Читать PDF
121.37 кб

Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России

Каргин Анатолий Степанович, Костина Анна Владимировна
В статье ставится проблема управления сферой традиционной культуры.

Похожие термины:

  • ПОВЕДЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СОХРАНЕНИЕ БЛИЗОСТИ

    Движения (особенно со стороны детей), направленные на сохранение физической близости с другим человеком.
  • ИЗМЕНЕНИЕ УДАЧНЫХ, СОХРАНЕНИЕ НЕУДАЧНЫХ СТРАТЕГИЙ

    Противоположность сохранению удачных, изменению неудачных стратегий. Здесь субъект изменяет свой выбор на альтернативный после каждой правильной реакции, но оставляет предыдущий выбор, когда ре
  • Сохранение профессиональной работоспособности специалиста по кризисному вмешательству

    intervener survival) С. п. р. с. к. в. связано с удовлетворением потребностей и нужд специалистов, осуществляющих вмешательство в кризисных ситуациях. Овладения умением справляться с кризисом недостаточно д
  • КУЛЬТУРHOE СОХРАНЕНИЕ

    Термин Морено для обозначения всего (книг, фильмов, произведений искусства, артефактов и т.д.), что выполняет функциии вьражения сохранения некоторых культурных ценностей.
  • ЛИЦА, СОХРАНЕНИЕ

    Face saving) — Стремление индивида к поддержанию желаемого имиджа.
  • СОХРАНЕНИЕ ПОСЛАНИЯ

    Предпоследний этап процесса убеждения. Человек должен вспомнить послание, и только потом претворять его в жизнь своими действиями.,
  • Сохранение равновесия

    Термин, используемый в теории когнитивного развития Жана Пиаже для описания перемещения ребенка между состоянием равновесия (преимущественная ассимиляция) и неравновесным состоянием (преимущес
  • Утверждение и сохранение трезвости

    цель и идеологическая основа трезвого движения. В государстве, стоящем за народные интересы, одна из главных функций государства и его органов. Утверждение трезвости – комплекс активных действий
  • НЕУДАЧИ В СОХРАНЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

    утрата человеком работоспособности, снижение продуктивности и качества его работы, несмотря на попытки с его стороны сохранить их на должном уровне.
  • Представление о сохранении

    в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представ
  • Этап сохранения достигнутого

    период, когда человек стремится сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого он добился ранее.
  • Интервал сохранения

    Промежуток времени между запоминанием новой информации (усвоением) и ее воспроизведением.
  • СОХРАНЕНИЯ, КРИВАЯ

    Название, применимое к любому из ряда возможных графических представлений, отражающих ход сохранения материала в течение какого-то времени.
  • СОХРАНЕНИЯ. МЕТОД

    Процедура изучения памяти, разработанная Эббингаузом в 1880-х гг. От субъекта требуется заново выучить старый материал, и проводится сравнение между числом попыток (или временем), необходимым для по
  • Сохранения понимание

    conservation). Понимание того, что изменение внешнего вида или формы объектов не изменяет их количественных показателей. Так, ребенок, представляющий это, считает, что количество воды остается постоянны
  • Понятие сохранения

    Категория. Теоретическое понятие генетической психологии Ж.Пиаже. Специфика. Интеллектуальная операция, связанная с инвариантностью, постоянством свойств предметов окружающей среды. Овладение
  • Понятия сохранения

    особый вид понятий, отражающих неизменность основных свойств предметов независимо от условий, в которых они находятся.
  • Принцип сохранения

    Понимание того, что физические характеристики (такие как вес, объем и т. д.) объектов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего облика. Это характеристика дооперационного мышления со
  • ПРОЦЕССЫ СОХРАНЕНИЯ

    RETENTION PROCESSES). Компонент научения через наблюдение, включающий долговременную память о действиях модели. Бандура утверждает, что на человека не может сильно повлиять научение через наблюдение без с
  • Теория сохранения самооценки

    self-evalution maintenance theory) – теория, согласно которой поведение другого человека может угрожать нашей Я-концепции и что уровень угрозы зависит как от близости этого человека, так и от того, в какой степен