Понятие сохранения

Найдено 1 определение
Понятие сохранения
Категория. Теоретическое понятие генетической психологии Ж.Пиаже.
Специфика. Интеллектуальная операция, связанная с инвариантностью, постоянством свойств предметов окружающей среды. Овладение ребенком данной операцией знаменует важный этап его интеллектуального развития. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменными по составу его элементов или физических параметров, несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности. На дооператорной стадии интеллектуально развития ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем какие-либо перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. Так, у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой, который является следствием отсутствия обратимости умственных действий. Ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, имеющий другую форму, в зависимости от этой формы количество воды или увеличивается, или уменьшается. При переходе на стадию конкретных операций ребенок овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной операция обратимости, за которой признается статус основной логической характеристики мышления. Овладение принципом сохранения в отношении разных физических признаков предметов, таких как масса, вес, длина, происходит не одновременно.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
227.46 кб

Понятийные инновации в установлении истоков сохранения объектов культурного наследия России

Скворцов А.И.
Статья рассматривает на примере Успенского собора XII века во Владимире роль понятийных инноваций в установлении более ранних истоков охранно-реставрационной деятельности в России, чем это представляется на сегодняшний день.

Похожие термины:

  • Понятия сохранения

    особый вид понятий, отражающих неизменность основных свойств предметов независимо от условий, в которых они находятся.