ПОНЯТИЕ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Понятие
мысль об общих и специфических качествах предметов, которая фиксируется в соответствующем слове или словосочетании.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ПОНЯТИЕ
одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерен для словесно логического мышления. П. могут быть конкретными и абстрактными.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Понятие
ментальная категория, которой мы пользуемся для классификации событий, объектов, ситуаций, поведения или даже людей согласно тому, что мы воспринимаем как общие свойства.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

понятие

форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления; высший уровень обобщения, характерный для вербально-логического мышления.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПОНЯТИЕ
Одна из форм мышления, характеризующаяся высоким уровнем обобщения. П. могут быть конкретными и абстрактными, наиболее абстрактные П. обозначаются как категории. П. выражается словами и только в этой форме существует.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Понятие
развитая форма обобщения. Эмпирическое П. - фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Теоретическое П. - строится на основе анализа происхождения (генезиса) явления или объекта.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ПОНЯТИЕ
форма рационального познания, психическое явление, присущее только человеку как элемент мышления и элементарная форма существования мысли: отражение существенного в феномене, закрепленное словом, что моделируется треугольником Фреге.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Понятие
Категория. Символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы.
Специфика. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств.
Виды. Выделяют эмпирические и теоретические понятия.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Понятие
продукт отражения мозгом человека общих и существенных свойств предметов и явлений действительности - как доступных, так и не доступных (напр., сознание, интеллект) непосредственному восприятию органами чувств, результат отвлечения и деконкретизации - выражение деятельности второй, преимущественно, сигнальной системы. П. обозначается словом и вне слова - как синтетическая категория - не существует.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Понятие
Обобщение, возникающее на основе синтеза наиболее существенных ощущений и представлений. Возникает в результате абстрагирования, логических умозаключений. Понятия могут быть бытовыми (мебель, транспорт и т.п.) и научными (вещество, энергия и т.п.). В процессе развития мышления создаются все более абстрактные понятия. Наиболее общие понятия, позволяющие выходить на самый высокий уровень абстрагирования, называются категориями.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ПОНЯТИЕ
мысль о наиболее общих, существенных и специфических свойствах (признаках) некоторого класса предметов (объектов) или явлений. В П. эти предметы (объекты) или явления характеризуются обобщенно, через наиболее общие и существенные для них признаки, без указания на частные или второстепенные признаки. П. могут быть научными и житейскими. Научные П. составляют основу научного знания, некоторой научной теории. Точное определение научных П.-это одна из главных задач науки. Житейские понятия используются людьми в их повседневной жизни или же не специалистами в той или иной области знаний. См. понятие житейское, понятие научное.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПОНЯТИЕ
ПАНЯЦЦЕ / CONCEPT (NOTION)– форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков. В каждом П. различают содержание (совокупность существенных признаков предмета, явления) и объем (множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию). По объему П. делятся на единичные и общие, предметные и отвлеченные, или абстрактные. П. неразрывно связано со словом. Слова и знаки являются не только выражением П., но и средством их образования. Слово, обозначающее определенное П. в какой-то области науки и техники, называется термином. Каждая наука накапливаемые ею знания концентрирует в П., которые составляют основу научного знанияА. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Понятие
Основным элементом мышления является П. - отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений в отличие от ощущений, восприятий и представлений, которые отражают либо отдельные конкретные свойства предметов и явлений (ощущения), либо эти конкретные явления и предметы в целом (восприятия), либо воспроизведение образов, воспринятых в прошлом (представления). Одной из самых главных особенностей понятий является то, что они базируются не только на собственном опыте человека, но и включают в себя опыт предыдущих поколений, закрепленный с помощью языка. П. лежит в основе психической деятельности человека (мышление, речь и др.). При некоторых психических расстройствах нарушается возможность образования понятий и способность их использования (расстройства в мыслительной и интеллектуальной сферах психической деятельности).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПОНЯТИЕ
одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Выделяются понятия эмпирические и теоретические. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.
Психология изучает развитие понятий у человека. Различается усвоение понятий, выработанных другими людьми, и самостоятельная выработка новых понятий. В эмпирических исследованиях мышления широко применяются методики определения понятий, сравнения понятий, классификации понятий, образования искусственных понятий (-> обобщение). Изучается степень систематизированности понятий, исследуется формирование понятий о предметном мире, о других людях, о самом себе. Дифференцируются житейские и научные понятия, стихийное и управляемое развитие понятий. Доказана возможность более раннего, по сравнению со стихийным, формирования понятийных структур у ребенка в условиях специального обучения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПОНЯТИЕ
форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков. В каждом П. различают содержание (совокупность существенных признаков предмета, явления) и объем (множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию). По объему П. делятся на единичные и общие, предметные и отвлеченные или абстрактные. П. неразрывно связано со словом. Слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их образования. Слово, обозначающее определенное П. в какой-то области науки и техники, называется термином. Овладение П. не сводится к усвоению общих признаков, свойственных тому или иному классу предметов, явлений, необходимо познать особенности отдельных из них, так как П. объединяют в себе богатство единичного, особенного и всеобщего. Они служат не только средством теоретического проникновения человека в сущность явления, но и способствуют также практическому изменению окружающей действительности в интересах человечества. Каждая наука накапливаемые ею знания концентрирует в П.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПОНЯТИЕ
одна из форм отражения мира в психике человека, раскрывающая с помощью языка существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция П. – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от особенностей отдельных предметов данного класса. П. имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки, по которым обобщаются предметы. Развитие знаний выражается в углублении П., в переходах от одних П. к др., фиксирующим более глубокую сущность предметов, и т. о. представляющим более адекватное их отражение. Каждая наука оперирует определенной системой П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Ценность П. определяется тем, насколько точно и глубоко оно отражает объективную реальность (Е. К. Войшвилло, 2001). Наиболее общие и фундаментальные П. называются категориями. Категория выступает в виде системообразующего фактора для группы П. Система П. и категорий конфликтологии образует ее понятийно-категориальный аппарат. Конфликтология пока, главным образом, заимствует понятия у др. наук, исследующих конфликты. Она также вырабатывает собственные П.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПОНЯТИЕ
1. Комплекс объектов, имеющих некоторые общие свойства или характеристики. 2. Внутреннее, психологическое представление общих свойств. Строго говоря, термин должен употребляться только в последнем значении, так как именно мысленное представление является понятием и мысленное представление, в конечном счете, ответственно за поведение в отношении к внешнему миру. Конечно, в мире существуют вещи, которые являются стульями, но понятие стула "находится в голове", а не во внешнем мире. Однако можно сказать о первом значении, что для того, чтобы понятие "оказалось в голове", должен иметься комплекс объектов, наделенных свойствами, которые, в конечном счете, представлены когнитивно. В психологии понятие часто рассматривается с точки зрения его места в континууме абстрактности - конкретности, где кресло рассматривается как конкретное, легко идентифицируемое, которое легко представить и (относительно) легко сформировать понятие и классифицировать, в то время как управление рассматривается как абстрактное, трудно идентифицируемое плохо представляемое и (относительно) плохо поддающееся простои классификации. Подробнее об этих проблемах (которые представляют известную трудность, как для философии, так и для когнитивной психологии) см. класс и связанные с ним термины.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПОНЯТИЕ
англ. concept) - форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. со способом его конструирования, идеализации (абстракции и обобщения). Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего. За каждым П. скрыто особое предметное действие (или их система), воспроизводящее предмет познания. Исторически сложившиеся в обществе П. объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах - целесообразно созданных предметах. Индивид усваивает их раньше, чем научается действовать с частными проявлениями. Усвоенное общее - прообраз, мера, масштаб для оценки эмпирически встречающихся вещей.
П. в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое П. фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического П. выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного и лишь внутри этого раскрывает особенности и взаимосвязь единичных предметов (см. Теория).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Понятие
форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки явлений, предметов; результат и средство мышления.
Любое П. характеризуется содержанием и объемом. По объему выделяются конкретные, единичные, общие П. Так, П. квадрата — конкретное по отношению к П. параллелограмма, которое, в свою очередь, единичное по сравнению с П. четырехугольника.
По содержанию П. могут быть абстрактными, т. е. заключающими мысль о тех явлениях, которых не было и нет
в чувственном опыте человека (бесконечная, производная и др.), и реальными — отражающими сущность предметов, о которых есть представления.
Согласно формальной логике, содержание П. раскрывается через указание его ближайшего рода и признака, отличающего данное понятие как вид от других видов этого рода.
Формирование П. — сложный психологический процесс, чаще всего происходящий по схеме: ощущение — восприятие— представление—П. Переход от представлений к П. осуществляется при помощи мыслительных операций, прежде всего — обобщения и абстрагирования. В реальном процессе мышления представления и П. взаимосвязаны. Образыпредставления обычно все более и более схематизируются и обобщаются, превращаясь в фигурные концепты. Эта схематизация не сводится к объединению представлений, а превращается в своеобразную реконструкцию наглядного образа. В результате этого несущественные черты варьируют, стушевываются, а наиболее характерные и существенные фиксируются. При этом используются соответствующие словесные обозначения и дается определение П.
Если путь овладения П. осуществляется от конкретного к общему, от чувственного опыта к представлению, а затем к обобщению существенного, то у человека возникает возможность самому определить П., т. е. выделить его существенные признаки. В тех случаях, когда П. просто заучивается, возможности оперирования им резко сокращаются, так как возникают трудности при его переносе, т. е. при использовании его в новых условиях.
Литература
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1946.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПОНЯТИЕ
одна из форм-матриц дискурслогического мышления, кот. отображает единичное предмета-объекта, их особенное, их детализацию, их ингредиентность; формы П, могут быть и феноменами обобщения, коррелируемыми с формами вербально-логического мышления; П. могут быть абстрактными или же конкретными, а уже абстрактные П, называют категориями; псих. как наука иссл. эволюцию П. у субъекта, как дифференциальные модусы-модели усвоения, осмысления П. выработанные разными людьми, в самостоятельно-автономные или же общемассовые П.; в эмпирически-экспериментальных трактовках мышления-ментальности апробируются методики дефиниции П., классификации П., подклассификации П. аналогизации П., образования П., корреляции П., что способствует конституированию-тектонизации новых П. о предметном мире, экзистенции, психике других людей и представлениям субъекта о самом себе, когда через матрицы П. осуществляется феноменально-специфическое обобщение и репродуцируется переход от сущности к тому или иному явлению; матрицы П. дефиницируют условия-средства-индексы самого перехода и служат феноменами выявления частного из всеобщего, а в самих структурах-матрицах П. содержится объектно-предметная интенция или ее микромодели, кои и репродуцируют предметы-объекты познания и их детали-ингредиенты-компоненты; мы с уверенностью можем говорить об имманентных корреляциях конкретно-достоверного содержания понятия с модусами конституирования-тектонизации самого понятия, кои зависят, в базально-репродуктивном порядке, от объективного содержания деятельности субъекта; осмысленное-понятое субъектом целостное-общее — это оценка-модальность-ориентир-индекс-образ того или иного предмета-вещи, а уже в зависимости от форм обобщения, лежащих в основе гностических процессов субъекта, понятие и вы-ступает, либо, как апостериорно-индивидуальное, либо как индивидуально-практическое, индивидуально-теоретическое, как матрицы аналогизации-сравнения предметов и явлений-феноменов, связанных с ними или же как дискурсивно-объективная связь единичного и всеобщего, отображающих трансформационные переходы дифференциального в целостном, кот. происходят в самой налично-достоверной реальности.; формы П. константно способствуют репродукции-эволюции моделей-систем целостности-все-общности конкретно-коррелируемых с феноменами бытия, человеческой экзистенции.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Понятие
Наш опыт конденсируется в понятиях, и мы поэтому свободны от необходимости сохранять огромную массу конкретных впечатлений. (9.1, 80) дерево и собака служат обозначениями понятий, т.е. общих родовых групп, к которым по существенным признакам должны быть отнесены те или иные индивидуальные предметы. (9.1, 105) Понятие есть высшая форма компенсации недостаточности представлений. (1.5.12, 212) понятие представляет собой не простую совокупность ассоциативных связей, усваиваемую с помощью понятий, не автоматический умственный навык, а сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть путем простого заучивания, но который непременно требует, чтобы мысль ребенка сама поднялась в своем внутреннем развитии на высшую ступень для того, чтобы понятие могло возникнуть в сознании. понятия, психологически представленные, как значения слов, развиваются. Сущность их развития заключается, в первую очередь, в переходе от одной структуры обобщения к другой. (26.1, 4) процесс образования понятий заключается в переходе от непосредственных интеллектуальных процессов к опосредованным с помощью знаков операциям. (1.2.1, 135) Понятие – значение в плане самосознания. (18.1, 63) Процесс образования понятий с психологической стороны заключается в открытии связей данного предмета с рядом других, в нахождении реального целого, в развитом понятии мы находим всю совокупность его отношений, его место в мире. Понятие заключается, во-первых, в том что предмет познается в его отношениях, в его связях, и, во-вторых, предмет в понятии не есть модифицированный образ, а предрасположение к целому ряду суждений. Понятием является система суждений, приведенных в известную закономерную связь: когда мы оперируем каждым отдельным понятием, вся суть в том, что мы оперируем системой в целом. Понятие есть система суждений, которая содержит в себе отношение ко всей более широкой системе. В понятии мы находим единство формы и содержания. (1.1.6, 121 – 122) понятие в его естественном и развитом виде предполагает не только объединение и обобщение отдельных конкретных элементов опыта, но также выделение, абстрагирование, изоляцию отдельных элементов и умение рассматривать эти выделенные, отвлеченные элементы вне конкретной и фактической связи, в которой они даны. (1.2.1, 169) Понятие возникает тогда, когда ряд абстрагированных признаков вновь синтезируется и когда полученный таким образом абстрактный синтез становится основной формой мышления решающая роль в образовании понятий принадлежит слову. (1.2.1, 174) развитие понятий только часть или одна сторона речевого развития, именно семантическая его сторона. (1.2.1, 203) Только в системе понятие может приобрести осознанность и произвольность. (1.2.1, 221) Природа понятия – синкретическая, комплексная, предпонятийная – раскрывается наиболее полно в специфических отношениях данного понятия к другим понятиям. (1.2.1, 276, 282) общий закон мышления – понятие зависит от ситуации. (3.4, 27) См. Знак, Значение, Мышление, Обобщение, Опыт, Развитие, Слово, Сознание

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Понятие
1. выражаемая словами мысль, в которой содержится знание об общих и отвлеченных свойствах объектов, явлений, событий. Существуют различные подходы к различению и систематизации понятий, Например: 1. конкретные понятия; 2. собирательные понятия; 3. общие понятия; 4. абстрактные понятия; 5. конъюнктивные понятия; 6. дизъюнктивные понятия и др.; 2. комплекс объектов, имеющих некоторые общие свойства или характеристики; 3. в философии - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существеных свойств. Каждое понятие характеризуется со стороны его содержания (некий признак) и объема (число объектов с таким признаком), оба эти аспекта связывает закон обратного соотношения объема и содержания понятия: чем меньше объем, тем большим является его содержании, и наоборот. Вступая в сознании человека в связи между собой, понятия образуют различные виды логических отношений (несовместимости, тождества, каузальности и др.). Знание отношений между понятиями позволяет избегать логических ошибок, но, увы, не заблуждений. Индивид формально может адекватно идентифицировать понятия и отношения между ними в нейтральной обстановке, но в реальной ситуации он нередко делает это совершенно иначе; 3. в психопатологии – а) мысль, в которой фиксируется некое конкретное знание о психическом расстройстве или определенное теоретическое представление («симптом Пирогова», «олигофрения», «симптом», синдром», «течение заболевания», «патокинез и т.д.); б) результат процесса нарушения формирования и усвоения понятий в силу психического расстройства (умственной отсталости, деменции, шизофрении, аффективной и другой психиатрической патологии), то есть, с феноменологической точки зрения, то, как представлено то или иное понятие в сознании психиатрического пациента; 4. в психоанализе – способ организации фактов в теоретические формулировки, «насилие» над фактами человеческой жизни, которая представляется результатом действия умозрительных безличных сил. Различаются: а) основные понятия – те понятия, которые предполагают, что обычно психическая жизнь приводится в действие конфликтом между противоположными силами (Эросом и Танатосом, сексом и агрессией, принципом реальности и принципом удовольствия); б) структурные понятия – такие понятия, которые предполагают, что психические процессы являются функциями организма или аппарата, состоящего из взаимосвязанных частей (например, психический аппарат образуют Ид, Эго и Супер-Эго); в) топографические понятия – понятия, которые исходят из того, что психические процессы могут быть локализованы по принципу диаграммы (указанные части психического аппарата могут быть представлены как слои психического содержания; их наличие позволяет предполагать, что воспоминания, импульсы, фантазии и т.д. находятся на различных расстояниях от поверхности; г) экономические понятия – понятия, которые предполагают наличие психической энергии, кванты которой могут быть присоеденены к структурам (связанная энергия), перемещаться от одной психологической структуры к другой (свободная энергия) или получать разрядку в действии; д) динамические понятия – понятия, которые описывают психическую деятельность с точки зрения процесса, влечения и развития (например, инстинкт, импульс, сублимация и др.); е) понятие способностей – такие «дофрейдовские» понятия, как память, инсайт, мышление и др., которые могут быть переформулированы в духе динамической психологии («воспоминание, забывание и, возможно, интроспекция).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
335.14 кб

Концепт "архетипа" как культурологическое понятие

Гура В. В.
Читать PDF
263.90 кб

Понятие «Взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии

Хребина С. В.
Читать PDF
167.37 кб

Социально-психологическое понятие о компетентном общении: сущностные характеристики

Пугачевский О. О.
Читать PDF
203.29 кб

Понятие о психомоторных способностях и их взаимосвязь с психологическими компонентами личности старш

Мезенцев Виктор Владимирович
В статье дается понятие о психомоторных способностях и приводятся результаты исследования физической подготовленности и психологических свойств личности, полученные при организации занятий по физической культуре старших школьников
Читать PDF
229.03 кб

Понятие «образ мира» в психологической науке

Чуешева Наталья Алексеевна
В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых теорий, раскрывающих понятие образ мира, строение, психологические механизмы становления данного образования
Читать PDF
74.62 кб

Экономические способности: понятие, сущность, структура

Вяткин Александр Павлович
Исследовано экономическое поведение и экономическая социализация личности. Раскрыта роль способностей в экономическом поведении человека. Проанализированы модели экономического поведения, положенные в основу экономических теорий.
Читать PDF
444.42 кб

Понятие и модель применения тренинговой психотехнологии в учебных группах с деструктивными взаимоотн

Адушкина И. Б.
Читать PDF
194.26 кб

Понятие и психологическая структура готовности сотрудников ОВД к применению оружия

Шевченко В. М.
Читать PDF
1.29 мб

Понятие «Духовность» в современой психологии

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению понятия «духовность».
Читать PDF
185.89 кб

Понятие политического имиджа в социальной психологии

Гасанов Исмаил Байрамович, Устюгов Михаил Александрович
Понятие «имидж» используется в работах по психологии политики, бизнеса, искусства. Говорят об имидже представителей искусства, политики, бизнеса. Этот термин употребляется в различных значениях.
Читать PDF
300.60 кб

Психологическое понятие образовательной среды вуза

Авдиенко Геннадий Юрьевич
В статье рассмотрено понятие образовательной среды вуза, проанализированы существующие подходы к исследованию данного феномена в рамках педагогической науки, предложено авторское толкование понятия образовательной среды вуза с вкл
Читать PDF
391.37 кб

Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика

Вяткин Бронислав Александрович, Беляев Олег Борисович
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания офицера внутренних войск. Установлено, что оно представляет собой целостное, многокомпонентное личностное образование.
Читать PDF
273.62 кб

Понятие информационно-психологической безопасности

Медведев И. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие психических аномалий

Сазонова Н. И.
Читать PDF
182.19 кб

Понятие "кризис доверия" в системе социальных представлений

Достовалов Сергей Григорьевич

Похожие термины:

  • ДИЗЪЮНКТИВНОЕ ПОНЯТИЕ

    лат. disjunctivus) - понятие, определяемое через наличие двух или более аспектов (например, красное или круглое). При этом любой красный или круглый объект считается адекватным понятию.
  • Понятие рефлекторной дуги

    reflex arc concept) Статья Джона Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (The reflex arc concept in psychology) была опубликована в 1896 г., однако и сейчас она считается одной из классических работ, повлиявших на развит
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе

    Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однак
  • Понятие о темпераменте и его физиологических основах

    Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновеше
  • Эмпирическое понятие

    Словообразование. Происходит от греч. empeiria - опыт. Категория. Форма понятия. Специфика. Символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью сравнения, су
  • Затрудненное общение: понятие и причины

    К затрудненному общению (З. о.) следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров (В. Н. Куницына). Появление трудносте
  • КОНЪЮНКТИВНОЕ ПОНЯТИЕ

    понятие, которое определяется взаимным отношением двух и более аспектов. Например, включающее такие свойства, как “красный” и “круглый”.
  • Научное понятие

    понятие, которое точно определено с использованием принятых в науке правил определения понятий, т. е. точно указаны его объем и содержание, описанные через другие научные понятия. См. понятие, поня
  • Понятие о восприятии

    Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ пре
  • Понятие об объекте

    (object concept) — осознание того, что объект существует независимо от перцептивного контакта с ним.
  • ОБЪЕКТА, ПОНЯТИЕ

    в теории Ж.Пиаже – зрелое понятие объекта, которое достигается, когда ребенок воспринимает объект как реальную физическую сущность и в том же пространстве, где находится и сам ребенок.
  • ПОНЯТИЕ: ОБЪЁМ

    отображенные в сознании класс (множество) или классы объектов, явлений и прочего, каждый из коих имеет признаки, фиксируемые в данном понятии, -; то есть классы, к коим относится или кои включают в се
  • ПОНЯТИЕ | ПРЕДПОНЯТИЕ

    Соотношение между антиципацией переживания (например/ груди) и его реализацией, в случае которой понятие возникает в результате трансформации предпонятия. Предпонятия могут быть либо унаследова
  • ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ

    лат. progressus - движение вперед). Направление развития психотерапии от менее совершенных к более совершенным теориям и методам.В науке понятие прогресса определяется как развитие и совершенствовани
  • ПОНЯТИЕ: СОДЕРЖАНИЕ

    совокупность свойств, признаков и отношений объектов, выделяемых данным понятием в том классе или классах объектов, к моим оно относится (=> понятие: объем). Ядром содержания понятия являются отли
  • Понятие сохранения

    Категория. Теоретическое понятие генетической психологии Ж.Пиаже. Специфика. Интеллектуальная операция, связанная с инвариантностью, постоянством свойств предметов окружающей среды. Овладение
  • Теоретическое понятие

    Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование. Категория. Форма понятий. Специфика. Символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью генет
  • ПОНЯТИЕ ЖИТЕЙСКОЕ

    понятие, которое сложилось и существует как часть психологии многих людей, как элемент языка, которым они повседневно пользуются, как часть их обыденных представлений, но не вполне соответствует
  • Наркотик как юридическое понятие

    согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные как «наркотичес
  • ОБЩЕНАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ

    понятие, отражающее явление, изучаемое различными науками. Напр.: реакция (химическая, физиологическая, психическая); память (машинная, генетическая, психическая, народная); активность (химическая,