от лат. figura - образ, вид] - 1) телосложение, а также внешнее очертание человеческого тела; 2) положение, позиция, принимаемые кем-л., чем-л. при исполнении чего-л. в движении (в танце, полете в воздухе, в катании на коньках и т.п.)
ФИГУРА
ФИГУРА
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ФИГУРА
Из всего множества значений, встречающихся в стандартных словарях, два являются важными в психологии: 1. Вид единого, связного перцептивного ощущения. Фигуры в этом смысле характеризуются наличием контура, структуры, связностью и цельностью. В этом контексте см. фигура-фон. 2. Человек, в котором представлены существенные черты стереотипной роли; например отцовская фигура.
ФИГУРА
/ФОН - базовое понятие Гештальт-психологии (или Теории Формы), заимствованное Гештальт-терапией. Здоровый человек умеет отчетливо различать доминирующую в данный момент для него фигуру (напр. собственную актуальную потребность, выбранный им объект для реализации этой потребности и т.д.), которая приобретает все свое значение только по отношению к фону, к заднему плану. Поэтому реакция "здесь и теперь" (возникающая фигура) должна вписываться в личностную ситуацию в целом (фон) - см. континуум сознания.
ФОР-КОНТАКТ - по Гудману - первая фаза цикла контакта. В этой фазе self в основном функционирует в режиме id (ощущение, возбуждение). Фор-контакт (пре-контакт) часто оказывается нарушенным и даже отсутствует у психотиков.
ФОР-КОНТАКТ - по Гудману - первая фаза цикла контакта. В этой фазе self в основном функционирует в режиме id (ощущение, возбуждение). Фор-контакт (пре-контакт) часто оказывается нарушенным и даже отсутствует у психотиков.
Фигура
лат. figura – образ, вид) – 1. внешние очертания человеческого тела, телосложение; 2. в психологии – вид единого, связного перцептивного ощущения. Фигуры в этом смысле наделяются свойствами контура, структуры, связности и цельности. Первой стадией процесса восприятия, как предполагается, является различение фигуры и фона, то есть перцепция; 3. человек, в котором представлены существенные черты некоей стереотипной социальной роли, например, отцовская фигура, странная фигура, подозрительная фигура; 4. положение, принимаемое кем-, чем-либо при исполнении определенной совокупности движений (в танце и т.п.); 5. словесный оборот, стилистический прием, придающий речи особую выразительность; 6. образ, тип, характер, созданный писателем в художественном произведении; 7. часть плоскости, ограниченная замкнутой линией.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ФИГУРА
1. Некоторый объект, воспринимаемый человеком как единое целое и выделяемый среди или на фоне других объектов. Ф. в этом ее значении имеет границы, форму, величину и ряд других признаков. В гештальт-психологии Ф.-это то, что непосредственно и наиболее отчетливо воспринимается человеком; то, что находится на переднем плане воспринимаемого пространства, в отличие от фона или того, что воспринимается только боковым зрением, т. е. находится на втором плане. 2. Некоторый человек, который выделяется среди других людей и наделяется особыми, образцовыми свойствами, например фигура отца. См. гештальт-психология, Готтшальда фигуры, Орбисона фигуры, Пуркинье фигуры, Рубина фигура, фигура двусмысленная, фигура невозможная (фигура нереальная), фигура отца, фигура реверсивная, фигура-фон, фигуры включенные, фигуры Выготского (объемные фигуры Выготского).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ФИГУРА
фигура и фон) - различение, возникшее в искусстве изобразительном и введенное в психологию в начале XX в. датским психологом Э. Рубином. Здесь фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть феноменального паля, имеющая "вещный" характер. А фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
Разделение фигуры и фона можно показать на примере так называемых двузначных рисунков, отдельные части коих могут восприниматься то как фигура, то как фон. Так что фигура и фон имеют не только описательные, но и функциональные различия. В восприятии зрительном фон выполняет функцию системы отсчета, относительно коей оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.
Соотношение фигуры и фона среди свойств восприятия находится ближе всего к физико-физиологическим закономерностям. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов - биологическая необходимость. У животных выделение определенных объектов, жизненно важных для них, нередко заложено генетически. Возможность выйти за пределы умвельта реализуется, если организм может реагировать на предмет, пребывающий за пределами его умвельта, и именно на предмет, а не на его отдельное свойство.
У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.
Разделение фигуры и фона можно показать на примере так называемых двузначных рисунков, отдельные части коих могут восприниматься то как фигура, то как фон. Так что фигура и фон имеют не только описательные, но и функциональные различия. В восприятии зрительном фон выполняет функцию системы отсчета, относительно коей оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.
Соотношение фигуры и фона среди свойств восприятия находится ближе всего к физико-физиологическим закономерностям. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов - биологическая необходимость. У животных выделение определенных объектов, жизненно важных для них, нередко заложено генетически. Возможность выйти за пределы умвельта реализуется, если организм может реагировать на предмет, пребывающий за пределами его умвельта, и именно на предмет, а не на его отдельное свойство.
У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998