ФИГУРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИГУРА
от лат. figura - образ, вид] - 1) телосложение, а также внешнее очертание человеческого тела; 2) положение, позиция, принимаемые кем-л., чем-л. при исполнении чего-л. в движении (в танце, полете в воздухе, в катании на коньках и т.п.)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ФИГУРА
Из всего множества значений, встречающихся в стандартных словарях, два являются важными в психологии: 1. Вид единого, связного перцептивного ощущения. Фигуры в этом смысле характеризуются наличием контура, структуры, связностью и цельностью. В этом контексте см. фигура-фон. 2. Человек, в котором представлены существенные черты стереотипной роли; например отцовская фигура.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ФИГУРА
/ФОН - базовое понятие Гештальт-психологии (или Теории Формы), заимствованное Гештальт-терапией. Здоровый человек умеет отчетливо различать доминирующую в данный момент для него фигуру (напр. собственную актуальную потребность, выбранный им объект для реализации этой потребности и т.д.), которая приобретает все свое значение только по отношению к фону, к заднему плану. Поэтому реакция "здесь и теперь" (возникающая фигура) должна вписываться в личностную ситуацию в целом (фон) - см. континуум сознания.
ФОР-КОНТАКТ - по Гудману - первая фаза цикла контакта. В этой фазе self в основном функционирует в режиме id (ощущение, возбуждение). Фор-контакт (пре-контакт) часто оказывается нарушенным и даже отсутствует у психотиков.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

Фигура
лат. figura – образ, вид) – 1. внешние очертания человеческого тела, телосложение; 2. в психологии – вид единого, связного перцептивного ощущения. Фигуры в этом смысле наделяются свойствами контура, структуры, связности и цельности. Первой стадией процесса восприятия, как предполагается, является различение фигуры и фона, то есть перцепция; 3. человек, в котором представлены существенные черты некоей стереотипной социальной роли, например, отцовская фигура, странная фигура, подозрительная фигура; 4. положение, принимаемое кем-, чем-либо при исполнении определенной совокупности движений (в танце и т.п.); 5. словесный оборот, стилистический прием, придающий речи особую выразительность; 6. образ, тип, характер, созданный писателем в художественном произведении; 7. часть плоскости, ограниченная замкнутой линией.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ФИГУРА
1. Некоторый объект, воспринимаемый человеком как единое целое и выделяемый среди или на фоне других объектов. Ф. в этом ее значении имеет границы, форму, величину и ряд других признаков. В гештальт-психологии Ф.-это то, что непосредственно и наиболее отчетливо воспринимается человеком; то, что находится на переднем плане воспринимаемого пространства, в отличие от фона или того, что воспринимается только боковым зрением, т. е. находится на втором плане. 2. Некоторый человек, который выделяется среди других людей и наделяется особыми, образцовыми свойствами, например фигура отца. См. гештальт-психология, Готтшальда фигуры, Орбисона фигуры, Пуркинье фигуры, Рубина фигура, фигура двусмысленная, фигура невозможная (фигура нереальная), фигура отца, фигура реверсивная, фигура-фон, фигуры включенные, фигуры Выготского (объемные фигуры Выготского).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ФИГУРА
фигура и фон) - различение, возникшее в искусстве изобразительном и введенное в психологию в начале XX в. датским психологом Э. Рубином. Здесь фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть феноменального паля, имеющая "вещный" характер. А фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
Разделение фигуры и фона можно показать на примере так называемых двузначных рисунков, отдельные части коих могут восприниматься то как фигура, то как фон. Так что фигура и фон имеют не только описательные, но и функциональные различия. В восприятии зрительном фон выполняет функцию системы отсчета, относительно коей оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.
Соотношение фигуры и фона среди свойств восприятия находится ближе всего к физико-физиологическим закономерностям. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов - биологическая необходимость. У животных выделение определенных объектов, жизненно важных для них, нередко заложено генетически. Возможность выйти за пределы умвельта реализуется, если организм может реагировать на предмет, пребывающий за пределами его умвельта, и именно на предмет, а не на его отдельное свойство.
У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
430.15 кб

Апробация многомерной нейропсихологической методики «Комплексная фигура Рея Остеррита» на модели бол

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна, Ершов Борис Борисович, Фоломеева Ксения Григорьевна, Чуйкова Анна Владимировна
Дается информация о новой для отечественной диагностики многомерной методике «Комплексная фигура Рея Остеррита», ее рестандартизации и практической адаптации на модели больных фокальной эпилепсией.
Читать PDF
16.14 мб

Человек науки как историческая фигура(Продолжение)

Ярошевский Михаил Григорьевич
Читать PDF
15.32 мб

Человек науки как историческая фигура Продолжение

Ярошевский Михаил Григорьевич
Читать PDF
373.43 кб

«Культовая фигура» как герой в современной массовой культуре

Афанасьев К. С.
Читать PDF
504.30 кб

Невербальная методика «Комплексная фигура» Рея - Остерриета и ее психодиагностическое значение для к

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна
Представлен краткий обзор литературы по методике «Комплексная фигура» Рея Остерриета, широко известной за рубежом как валидный инструмент психодиагностики различных видов нейрокогнитивного дефицита, его качественной и психометриче
Читать PDF
257.65 кб

Риторическая фигура как инструмент и топос движения смысла

Т. В. Голлербах
Читать PDF
314.84 кб

Педагог как ключевая фигура в системе непрерывного образования

Задорина О. С.
Читать PDF
395.92 кб

Учитель – ключевая фигура системы непрерывного образования

Сало М. М.
Читать PDF
338.20 кб

Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта профессионального стандарта «Коуч»

Филонова Екатерина
Автор описывает непосредственные ощущения и чувства во время проведения демонстрационной коучинговой сессии.
Читать PDF
309.04 кб

Человек науки как историческая фигура: социальная координата (Продолжение)

Ярошевский Михаил
Читать PDF
533.39 кб

ОСВАИВАЯ ФРАНЦУЗСКУЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ ФИГУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛА В ПЕЙЗАЖЕ

Бикбов Александр
Читать PDF
307.00 кб

Рок-герой - фигура, лицо или тень

Доронин Владимир Викторович
Статья продолжает многолетние исследования, посвященные рок-культуре, рассматриваемой автором как вневременной культурный феномен, проявляющийся в различных эпохах и имеющий разные формы.
Читать PDF
175.48 кб

Фигура рок-героини в контексте эстетической антропологии

В. В. Доронин
Статья посвящена феномену женщины в рок-культуре и интересу к нему со стороны эстетической антропологии как науки о красоте человеческой природы.
Читать PDF
1.52 мб

ФИГУРА ИЗ ПУСТОТЫ: СЕЛЕБРИТИ КАК ФЕНОМЕН ЦИФРОВОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Колпинец Екатерина
В данной статье описан феномен селебрити, его появление и становле-ние в культурном и историческом контекстах.
Читать PDF
265.91 кб

Юрий Хмельницкий ключевая фигура украинской и Молдавской политики Москвы (конец 50-х начало 60-х гг.

Дамьян Виктор

Похожие термины:

  • Фигура бабочки

    На спондилограмме тело позвонка состоит из двух клиновидных половин, сходящихся вершинами к средней линии. Рентгенологический признак врожденной расщелины позвонка, расположенной в сагиттально
  • ДВУСМЫСЛЕННАЯ ФИГУРА

    См. фигура, двусмысленная.
  • ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ФИГУРА

    фигура речи (англ. etymological figure), объединяющая в одном словосочетании два тождественных, одинаковых по происхождению (этимологии) слова, напр., "игры играть", "шутки шутить".
  • ФИГУРА-ФОН

    Тенденция к восприятию одной части стимульной конфигурации в качестве фигуры, а другой части — как ее фона.
  • Фигура и фон

    Здоровый организм взаимодействует с внешней средой, устанавливая контактную границу (меру, степень, допустимость) в соответствии с доминирующей потребностью, то есть выделяет «фигуру» в среде. П
  • МАТЕРИНСКАЯ ФИГУРА

    Женский аналог отцовской фигуры.
  • РЕВЕРСИВНАЯ ФИГУРА

    См. фигура, реверсивная.
  • СКРЫТАЯ ФИГУРА

    См. включенная фигура.
  • ФИГУРА, НАДЕЛЕННАЯ ВЛАСТЬЮ

    Индивид как идентифицируемый представитель власти и силы. Власть и сила могут быть реальными или воображаемыми; основная роль фигуры, наделенной властью, – быть кем-то, с кем можно идентифицирова
  • ФИГУРА, НЕВОЗМОЖНАЯ

    Любая из класса фигур, в которых отдельные компоненты вызывают противоречивые интерпретации. В примере, приведенном здесь, правая сторона имеет сигналы для оценки объекта как двузубчатого, нолев
  • Фигура омеги

    конфигурация складок кожи лба, напоминающие греческую букву «омега», у пациентов с депрессией.
  • ОТЦОВСКАЯ ФИГУРА

    Тот, кто занимает место и, следовательно, принимает на себя роль реального отца. Это может использоваться с любой из двух коннотаций: 1. Подразумевается, что человек принял на себя полный комплект ф
  • ФИГУРА РЕЧИ

    особое сочетание слов, оборот речи (синтаксическое построение), являющиеся средством выразительности высказывания (стилистической фигурой, риторической фигурой); см. АНАФОРА, АНТИТЕЗА, ГРАДАЦИЯ,
  • РУБИНА, ФИГУРА

    Распространенная двусмысленная фигура, которая воспринимается либо как ваза, либо как два лица, изображенных в профиль. Она названа по имени Е. Рубина, который основательно исследовал такие ревер
  • ВКЛЮЧЕННАЯ ФИГУРА

    Общий класс неоднозначных фигур, в которых конкретная форма вплетается в общую модель, что делает ее трудно обнаруживаемой. Например, приведенный ниже шестиугольник (слева) включен в треугольник (
  • ФИГУРА НЕВОЗМОЖНАЯ (ФИГУРА НЕРЕАЛЬНАЯ)

    фигура, которая изображается лишь на рисунке, но в действительности не существует, так как такой фигуре никакой реальный предмет соответствовать не может по объективным, физическим законам. (См. п
  • ФИГУРА РЕВЕРСИВНАЯ (ФИГУРЫ РЕВЕРСИВНЫЕ)

    совокупность объемных геометрических фигур, при рассмотрении которых их образ периодически и случайно может изменяться в глазах наблюдающего их человека. Изображенная фигура может казаться то к
  • ОТЦА ФИГУРА

    некоторый человек который в жизни данного человека занимает место отца или выполняет роль отца. Понятие О.ф. может иметь два, несколько отличающихся друг от друга значения: 1. Человек, который данно
  • Фигуральный

    образный, фигуральный.
  • ФИГУРАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

    См. язык, фигуральный.