ЭЛЕМЕНТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭЛЕМЕНТ
1. У представителей структурной психологии-простейшая, далее не разделяемая на составляющие единица сознания. 2. В теории Г. Келли-некоторый объект, полученный путем абстрагирования при восприятии ситуации сквозь призму некоторого конструкта. 3. В математической теории научения К. Эстеса-гипотетический, уникальный компонент стимула, чем-то напоминающий «точку» в выражениях типа «все пространство состоит из точек». См. конструкт, научения теория математическая, структурализм, элементаризм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭЛЕМЕНТ
Кроме стандартных словарных значений этот термин имеет несколько специальных моделей использования в психологии. 1. Ранние структуралисты использовали это понятие для обозначения основной единицы сознания, так же как оно использовалось в химии. То есть считалось, что содержание сознания состоит из комбинаций конечного числа основных психических элементов, точно так же, как все физические материи состоят из комбинаций конечного числа химических элементов. 2. В социальной теории Келли этот термин относится к объекту, выделяемому из остальной части среды с использованием специального конструкта. 3. В математической теории научения В.К. Эстеса это гипотетический унитарный компонент стимула. Трактовку этого термина Эстесом лучше всего рассматривать как эквивалент понятия точки в геометрии: так же, как все пространство состоит из точек, все стимулы состоят из "элементов". В этой концепции научение становится обусловливанием элементов стимула к реакциям. Прилагательные: элементарный = простой; элементный = имеющий отношение к элементу, первичный, основной. См. элементаризм и редукционизм.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Элемент
лат. elementum – стихия, первоначальное вещество) – 1. в структуралистской психологии – основные единицы сознания (ощущения, чувства); 2. в социальной теории Келли – объект, выделяемый из остальной части среды с помощью специального конструкта; 3. в математической теории научения В.К. Эстеса – гипотетический унитарный компонент стимула; 4. составная часть чего-либо, компонент. Традиционной в познании чего-либо с античных времен является тенденция изучать элементы в надежде тем самым понять нечто целостное, в чем природа, согласно библейской легенде, отказала человеку за первородный грех; 5. отдельная сторона, характерная особенность чего-либо; 6. деталь чего-либо; 7. о человеке, личности, как представителе какой-либо среды, социальной группы; 8. простое вещество, неразложимое химическими методами; 9. источник электрического тока; 10. в философии – одна из составных частей природы, лежащих в основе всех вещей и явлений, первооснова (например, вода, огонь, воздух, земля; ныне физики пытаются найти первичную элементарную частицу, из которой состоят материальные объекты). Поиски элементов психической энергии имеют своим результатом ничем не подтверждаемые гипотетические построения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭЛЕМЕНТ
от лат. elementum - первоначальное вещество, член ряда) - составная часть сложного целого, минимальный компонент системы, далее неделимый, который образуется в результате ее расчленения определенным способом. Впервые термин "Э." как метафорическое обозначение отдельных тел был введен Платоном, а в качестве философского термина широко использовался Аристотелем. В дальнейшем понятие Э. стало употребляться в основном в гносеологии для определения относительно самостоятельных, устойчивых и взаимосвязанных явлений, которые выделяются в результате абстрагирования и отвлечения от многих реальных сторон объектов познания. Подобные абстракции необходимы и полезны, т. к. позволяют проникнуть в более глубокие материальные отношения и системное строение объектов действительности. Объектами м. б. вещи, процессы, свойства и любые отношения. Для познания их строения они могут расчленяться на Э. различными способами и поэтому использование понятия Э. является не однозначно определенным, а относительным, соответствующим четко фиксированному способу выделения Э.
Для характеристики системы важно не то, каков субстрат элемента, а чему он служит в рамках целого, какую функцию выполняет в качестве минимальной самостоятельной единицы. Поэтому еще в нач. развития теории Э. и их связи в структуре были выделены в качестве фундаментальных такие свойства Э., как объективность, абсолютность и относительность, статичность и динамичность и т. д., которые выражают общие свойства процессов. Понятие Э. приобретает смысл только в соотношении с понятием структуры взаимосвязи Э. и системы их взаимных отношений (см. Функциональная структура). (В. М. Гордон.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЭЛЕМЕНТ
это составная единица аддитивно-сложного целого или же целостной модели, ингредиент системы, кот. уже сам по себе не должен быть делим на составные части и кот. образуется в результате вивисекции-расчленения моделей-системы структуры на составные части специфическо-определенным модусом-приемом; Э. — это относительно-автономно-релевантная единица, кот. взаимосвязана-когеренцирована с различными явлениями, объектами, предметами, факторами бытия-онтоса и их предикатами-свойствами-ориентирами-интенциями, а в результате различных абстракционных интенций, при помощи Э. можно лучше проникнуть в глубоко корреляционные отношения, связанные с модельно-системной тектоникой-композицией объектов-предметов объективно-наличной реальности или же, например, вникнуть-гностицировать-изучить психические феномены того или иного субъекта; объектами могут выступать процессы, функции, свойства, предикаты, любые агломерации-отношения-взаимосвязи-взаимодействия, кот. в свою очередь, имплицируются-констеллируются с дифференциальными элементами, а для эпистемологическо-интерпретационной гностизации самих объектов-вещей-функций, они и должны вивисектироваться-расчленяться на отдельные Э. причем, это можно осуществлять-продуцировать дифференциальными модусами-методиками-приемами, в зависимости от целей-задач-программ; рассматривая модальности-характеристики-параметры системы-модели, необходимо учитывать какую функцию исполняет в качестве автономно-независимой или же корреляционно-связуемой единицы сам элемент и может ли этот элемент быть объективным, рациональным, приемлемым, динамичным, или же элемент является, по своим фундирующим предикатам вхождения-подсоединения к моделям-системам, пассивным-неприемлемым, дисконгруэнтным-диссимметричным; дискурсаргументируем-короллариеизируем, что термин-понятие Э. имеет кардинально-генеральную ориентировку-индексацию только тогда, когда он соотнесен-спроецирован с понятиями-денонатами структурно-модельных взаимосвязей-корреляций-адаптаций-конгруэнтностей, в основном, в имманентных сферах модели-системы; Э.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
153.29 кб

Идеальный образ физического развития как элемент психокультуры человека в России на рубеже XX XXI ве

Власова Ж. Н.
В статье рассматривается онтологическая сущность психокультуры. Автор конкретизирует данные понятия на примере физической культуры и спорта, рассматриваемая сквозь призму психокультуры физическое совершенство.
Читать PDF
189.00 кб

Экстремальность как развивающий элемент обучения сотрудников спецподразделений

Смирнов В. Н.
Читать PDF
425.31 кб

Социально-психологическая компетентность как элемент модели выпускника вуза

Кононенко Ирина Михайловна, Ильязова Марьям Даниловна
Первоочередной задачей высшей школы является создание модели выпускника вуза, который смог бы успешно функционировать на рынке труда.
Читать PDF
409.18 кб

Учебно-исследовательская деятельность студентов как инновационный элемент содержания образования в в

Костенко Елена Геннадьевна
В настоящей статье учебно-исследовательская деятельность рассмотрена как инновационный элемент содержания вузовского образования.
Читать PDF
193.17 кб

Привязанность как базовый элемент любви ребенка к родителю

Маркушонок Оксана Викторовна
Читать PDF
3.86 мб

Ценностное ориентирование как элемент воспитания в управлении

А.А.Жиляев, С.Ю.Поярков
Читать PDF
182.63 кб

Доверие населения к органам МВД как элемент социально-психологического взаимодействия

Потапов В.В.
Читать PDF
142.85 кб

Категория интереса как структурный элемент познавательной потребности: определение, функции, диффере

Афонина Н. Ю.
Посвящена проблеме трактовки познавательного интереса как явления врожденного и универсального.
Читать PDF
227.31 кб

Конструкт «Аутгрупповой другой» как элемент Я-концепции

Рягузова Е. В.
В статье представлены результаты эмпирического исследования субъективных представлений об аутгрупповом Другом, репрезентированном фигурой психически больного человека.
Читать PDF
770.27 кб

Образ возраста как нормативный элемент культуры и идеальная форма развития

Солдатова Елена Леонидовна
Рассматривается представление о возрасте как нормативном явлении, представленном в общественном сознании, отражающее возрастные задачи развития личности во взрослом периоде. Исследуется факторная структура возрастных экспектаций.
Читать PDF
3.47 мб

Представления личности как элемент организационной культуры компании

Юркова И.Г.
Читать PDF
326.36 кб

Традиции как элемент духовной кеультуры

Перчун Н. В.
Читать PDF
193.23 кб

Погребальные обряды как элемент традиционной культуры народов тропической и Южной Африки

Татаровская Ирина Геннадьевна
Читать PDF
0.00 байт

Интернет как элемент виртуальной реальности

Добычина Н. В.
Читать PDF
0.00 байт

Язык как существенный элемент повседневной жизни

Розенберг Н. В.

Похожие термины:

  • АЛЬФА-ЭЛЕМЕНТ

    ALPHA ELEMENT)Психический материал, доступный для дальнейшей психической трансформации, подобно тому, как промежуточные ингредиенты психического метаболизма оказываются пригодными для психического
  • БЕТА-ЭЛЕМЕНТ

    BETA ELEMENT)Сенсорная часть эмоциональных событий, проявляющаяся либо до осуществления процессов восприятия и трансформации переживаний (посредством альфа-функции), либо в качестве ингредиентов пре
  • ЭЛЕМЕНТ ИНДИКАЦИИ

    устройство, преобразующее сигналы различной физической природы (электрические, механические, химические и т. п.) в визуальную информацию в форме, наиболее пригодной для зрительного восприятия чел
  • ЭЛЕМЕНТ ОТОБРАЖЕНИЯ

    простейший элемент информационной модели, характеризуемый формой, геометрическими размерами, яркостью, временем свечения, цветом. Э. о. могут быть контуры знаков, выполняемые конструктивно как пр
  • СОЗНАНИЯ, ЭЛЕМЕНТ

    См. элемент (1).
  • СТИМУЛА, ЭЛЕМЕНТ

    См. элемент (3).
  • Элемент психического явления

    составная часть психологической структуры, не разлагаемая далее.
  • ОТДЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА, РЕГИСТРАЦИЯ

    В нейрофизиологии - регистрация электрической активности отдельного нейрона с использованием микроэлектродов (с диаметром наконечника менее 10 микрон). Также называется регистрацией отдельной к
  • Элементализм

    Elementalism). Исходное положение о том, что понимание поведения человека может быть достигнуто только путем исследования каждого из его фундаментальных аспектов независимо от остальных.
  • ЭЛЕМЕНТАРИЗМ

    научные направления, придерживающиеся философско-гносеологической позиции, согласно которой научное познание сводится к разложению сложных явлений на элементы. Типичным примером проявления Э.
  • ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА

    ПО Леонтьеву) - это стадия, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного св
  • ПСИХИКА ЭЛЕМЕНТАРНАЯ

    понятие, используемое в тех случаях, когда все психические явления делят на простые и сложные и среди простых выделяют простейшие. К ним относят, например, отдельные ощущения, связанные с воздейст
  • теория элементарного социального поведения ,

    бихевиористская теория, обьясняющая взаимодействие людей в диаде. Суть теории: взаимодействие людей в диаде детерминировано вознаграждением (позитивным подкреплением) и издержками (негативным
  • НИЗШИЙ УРОВЕНЬ элементарной сенсорной психики

    это примитивное проявление психической деятельности простейших, которая проявляется в ощущениях, как в активной реакции на изменения в окружающей их среде на биологически непосредственно незна
  • ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ развития элементарной сенсорной психики

    характерен для многоклеточных беспозвоночных, характеризуется возникновением нервной системы (сетчатой, кольцевой, латеральной и др.), малой пластичностью, господством врожденных стереотипов ка
  • Галлюцинации элементарные слуховые

    обманы слуха, образы которых лишены или не достигли в своем развитии определенной сложной структуры (звон, треск, писк и т.п.). Синоним: Акоазмы (греч. akusma - слышимое).
  • Галлюцинации элементарные зрительные

    обманы зрения, образы которых лишены, не достигли в своем развитии определенной формы, структуры (например, вспышки света, блестки, точки, чешуйки, пятна и др.). Считаются характерными для органичес
  • Элементарный

    1. первоначальный, основной, необходимый; 2. чаще термин используется в значении «простой», «упрощенный», «примитивный».
  • УЧЕНИЕ О ПЯТИ ЭЛЕМЕНТАХ

    (трад. мед.; син.: у-син) — древнекитайская философия, пытающаяся понять окружающий мир с помощью пяти первоэлементов: металла, дерева, воды, огня, земли. Китайские мудрецы считали, что человек состои
  • ИДЕНТИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ТЕОРИЯ

    Обобщение, впервые предложенное Торндайком, о том, что степень переноса научения в двух задачах зависит от числа общих элементов, содержащихся в этих задачах.