ЭЛЕМЕНТ
ЭЛЕМЕНТ
1. У представителей структурной психологии-простейшая, далее не разделяемая на составляющие единица сознания. 2. В теории Г. Келли-некоторый объект, полученный путем абстрагирования при восприятии ситуации сквозь призму некоторого конструкта. 3. В математической теории научения К. Эстеса-гипотетический, уникальный компонент стимула, чем-то напоминающий «точку» в выражениях типа «все пространство состоит из точек». См. конструкт, научения теория математическая, структурализм, элементаризм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЭЛЕМЕНТ
Кроме стандартных словарных значений этот термин имеет несколько специальных моделей использования в психологии. 1. Ранние структуралисты использовали это понятие для обозначения основной единицы сознания, так же как оно использовалось в химии. То есть считалось, что содержание сознания состоит из комбинаций конечного числа основных психических элементов, точно так же, как все физические материи состоят из комбинаций конечного числа химических элементов. 2. В социальной теории Келли этот термин относится к объекту, выделяемому из остальной части среды с использованием специального конструкта. 3. В математической теории научения В.К. Эстеса это гипотетический унитарный компонент стимула. Трактовку этого термина Эстесом лучше всего рассматривать как эквивалент понятия точки в геометрии: так же, как все пространство состоит из точек, все стимулы состоят из "элементов". В этой концепции научение становится обусловливанием элементов стимула к реакциям. Прилагательные: элементарный = простой; элементный = имеющий отношение к элементу, первичный, основной. См. элементаризм и редукционизм.
Элемент
лат. elementum – стихия, первоначальное вещество) – 1. в структуралистской психологии – основные единицы сознания (ощущения, чувства); 2. в социальной теории Келли – объект, выделяемый из остальной части среды с помощью специального конструкта; 3. в математической теории научения В.К. Эстеса – гипотетический унитарный компонент стимула; 4. составная часть чего-либо, компонент. Традиционной в познании чего-либо с античных времен является тенденция изучать элементы в надежде тем самым понять нечто целостное, в чем природа, согласно библейской легенде, отказала человеку за первородный грех; 5. отдельная сторона, характерная особенность чего-либо; 6. деталь чего-либо; 7. о человеке, личности, как представителе какой-либо среды, социальной группы; 8. простое вещество, неразложимое химическими методами; 9. источник электрического тока; 10. в философии – одна из составных частей природы, лежащих в основе всех вещей и явлений, первооснова (например, вода, огонь, воздух, земля; ныне физики пытаются найти первичную элементарную частицу, из которой состоят материальные объекты). Поиски элементов психической энергии имеют своим результатом ничем не подтверждаемые гипотетические построения.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭЛЕМЕНТ
от лат. elementum - первоначальное вещество, член ряда) - составная часть сложного целого, минимальный компонент системы, далее неделимый, который образуется в результате ее расчленения определенным способом. Впервые термин "Э." как метафорическое обозначение отдельных тел был введен Платоном, а в качестве философского термина широко использовался Аристотелем. В дальнейшем понятие Э. стало употребляться в основном в гносеологии для определения относительно самостоятельных, устойчивых и взаимосвязанных явлений, которые выделяются в результате абстрагирования и отвлечения от многих реальных сторон объектов познания. Подобные абстракции необходимы и полезны, т. к. позволяют проникнуть в более глубокие материальные отношения и системное строение объектов действительности. Объектами м. б. вещи, процессы, свойства и любые отношения. Для познания их строения они могут расчленяться на Э. различными способами и поэтому использование понятия Э. является не однозначно определенным, а относительным, соответствующим четко фиксированному способу выделения Э.
Для характеристики системы важно не то, каков субстрат элемента, а чему он служит в рамках целого, какую функцию выполняет в качестве минимальной самостоятельной единицы. Поэтому еще в нач. развития теории Э. и их связи в структуре были выделены в качестве фундаментальных такие свойства Э., как объективность, абсолютность и относительность, статичность и динамичность и т. д., которые выражают общие свойства процессов. Понятие Э. приобретает смысл только в соотношении с понятием структуры взаимосвязи Э. и системы их взаимных отношений (см. Функциональная структура). (В. М. Гордон.)
Для характеристики системы важно не то, каков субстрат элемента, а чему он служит в рамках целого, какую функцию выполняет в качестве минимальной самостоятельной единицы. Поэтому еще в нач. развития теории Э. и их связи в структуре были выделены в качестве фундаментальных такие свойства Э., как объективность, абсолютность и относительность, статичность и динамичность и т. д., которые выражают общие свойства процессов. Понятие Э. приобретает смысл только в соотношении с понятием структуры взаимосвязи Э. и системы их взаимных отношений (см. Функциональная структура). (В. М. Гордон.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ЭЛЕМЕНТ
это составная единица аддитивно-сложного целого или же целостной модели, ингредиент системы, кот. уже сам по себе не должен быть делим на составные части и кот. образуется в результате вивисекции-расчленения моделей-системы структуры на составные части специфическо-определенным модусом-приемом; Э. — это относительно-автономно-релевантная единица, кот. взаимосвязана-когеренцирована с различными явлениями, объектами, предметами, факторами бытия-онтоса и их предикатами-свойствами-ориентирами-интенциями, а в результате различных абстракционных интенций, при помощи Э. можно лучше проникнуть в глубоко корреляционные отношения, связанные с модельно-системной тектоникой-композицией объектов-предметов объективно-наличной реальности или же, например, вникнуть-гностицировать-изучить психические феномены того или иного субъекта; объектами могут выступать процессы, функции, свойства, предикаты, любые агломерации-отношения-взаимосвязи-взаимодействия, кот. в свою очередь, имплицируются-констеллируются с дифференциальными элементами, а для эпистемологическо-интерпретационной гностизации самих объектов-вещей-функций, они и должны вивисектироваться-расчленяться на отдельные Э. причем, это можно осуществлять-продуцировать дифференциальными модусами-методиками-приемами, в зависимости от целей-задач-программ; рассматривая модальности-характеристики-параметры системы-модели, необходимо учитывать какую функцию исполняет в качестве автономно-независимой или же корреляционно-связуемой единицы сам элемент и может ли этот элемент быть объективным, рациональным, приемлемым, динамичным, или же элемент является, по своим фундирующим предикатам вхождения-подсоединения к моделям-системам, пассивным-неприемлемым, дисконгруэнтным-диссимметричным; дискурсаргументируем-короллариеизируем, что термин-понятие Э. имеет кардинально-генеральную ориентировку-индексацию только тогда, когда он соотнесен-спроецирован с понятиями-денонатами структурно-модельных взаимосвязей-корреляций-адаптаций-конгруэнтностей, в основном, в имманентных сферах модели-системы; Э.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.